Вы помните о своде законов Хаммурапи, самом раннем кодексе законов, известном на настоящий момент, о котором почти все мы читали когда-то в учебниках по античной истории?
Этот текст, почти не тронутый временем, написанный клинописными буквами, был обнаружен в 1901 году и спустя два года переведен в американском Корнелльском университете. В нем 282 параграфа, или статьи, из которых часть или совсем не сохранилась, или сохранилась фрагментами.
Свод законов Хаммурапи – барометр, зафиксировавший изначальные ценности человеческого общества и показывающий, куда они сдвинулись спустя 4 тысячи лет
Может, кто-нибудь спросит: а что общего у этого самого древнего в истории человечества свода законов с современной семьей, нашими ценностями, миром? Общее есть. Причем очень много. Этот свод законов – барометр, зафиксировавший изначальные ценности человеческого общества и показывающий, куда они сдвинулись спустя 4 тысячи лет. К лучшему или худшему. Он показателен и облегчает нам понимание регресса ценностей в наши дни.
Это самый ранний документ в истории человечества, в котором мы находим такие слова, как «муж», «жена», «брак», семья, «развод», «измена», «дети», «мужчина» и «женщина». Таким образом, было бы очень полезно в наши времена ценностной дезориентации и хаоса оглянуться назад и посмотреть, что думали человеческие создания 4 тысячи лет назад касательно ценностей.
Это светский документ, поэтому его нельзя заклеймить как «фикцию некоего божества»
Этот свод законов был написан во времена Вавилонского царя Хаммурапи, жившего за 1750 лет до Рождества Христова, то есть более 3750 лет тому назад. От свода его законов нас отделяют самое меньшее 3750 лет. Это светский документ, поэтому его нельзя заклеймить как «фикцию некоего божества». Здесь речь не идет о десяти заповедях Ветхого Завета. Нам говорят, что нельзя приводить аргументы в пользу традиционных ценностей из библейской, христианской и вообще религиозной сфер. Подобные аргументы не принимаются во внимание в спорах, проводимых вокруг современного брака, сексуальной жизни и нравов. Однако свод законов Хаммурапи является мирским документом, и он будет весьма полезен для оценки степени деградации современных ценностей в сравнении с теми, которые были кодифицированы вавилонянами 3750 лет тому назад.
Общие замечания
Свод законов Хаммурапи не является итогом парламентских дебатов наподобие тех, к которым мы привыкли сегодня. Он представляет собой письменную кодификацию принципов социального общежития, практиковавшихся вавилонской цивилизацией 4 тысячи лет тому назад. Он описывает как приемлемые нормы общежития, так и неприемлемые случаи. Он свидетельствует о древности тех ценностей, которые мы называем традиционными, а современную разрушительную идеологию признает «устаревшей». Он описывает ценности, единодушно принимавшиеся 4 тысячи лет тому назад. Он выявляет ценности и нормы социального общежития, которые, весьма возможно, практиковались за сотни, если не тысячи лет до того, как были кодифицированы.
Кроме того, этот документ дает ясно понять, что в какой-то момент своего развития общество определило, что одни социальные практики являются полезными, а другие нет. В итоге как полезные, так и вредные практики были кодифицированы с целью защищать и поощрять первые и запрещать или карать последние.
Анализ, который мы можем провести сегодня, свидетельствует: на то, на что люди 4 тысячи лет назад смотрели как на нормальное, сегодня смотрят как на ненормальное. Естественно, мы имеем в виду не рабство и прочие институты подобного рода, а многотысячелетний институт семьи и брака.
Слово «брак» упоминается в своде Хаммурапи 13 раз, слово «муж» – 44 раза, «жена» – 67 раз, «измена» – 3 раза, «семья» – 1 раз и «развод» – 3 раза. Слово «секс» не появляется совсем.
Это указывает на то, что для вавилонского общества 4000-летней давности брак был чем-то важным, отношения между супругами были четко определены для того, чтобы защищать единство семьи, а отсутствие слова «секс» указывает на то, что, в отличие от наших дней, «примитивное» общество не было одержимо сексуальностью, как это имеет место сегодня.
Развод упоминается как позволительный в том случае, если женщина оказывалась бесплодной; измена каралась смертью. Муж, бросивший свою семью, больше не мог вернуться в нее, а его жена имела право присоединиться к дому другого мужчины. Суровые наказания за измену и уход из семьи свидетельствуют о том, что вавилоняне всерьез подходили к защите семьи и брака.
Брак
Интересные подробности, касающиеся брака, мы находим в кодексе Хаммурапи. Кодекс определяет брак не прямо, а косвенно. Параграф 128 утверждает: «Если мужчина взял себе жену, но не заключил с ней брачного договора, эта женщина не является его женой». Брак, таким образом, создавался мужчиной и женщиной, мужчина при этом назывался мужем, а женщина – женой. Но чтобы быть официально созданным и признанным в обществе, союз между мужем и женой должен быть задокументирован в форме брачного договора.
4 тысячи лет тому назад общество проводило различие между сожительством и браком
Это указывает на то, что при отсутствии брачного договора между мужчиной и женщиной имели место отношения сожительства. Это означает, что еще 4 тысячи лет тому назад общество проводило различие между сожительством и браком. А почему? Без сомнения, потому, что брак, а не сожительство, придавал стабильность отношениям между супругами, что, в свою очередь, вносило социальную стабильность в жизнь всех членов общества.
Брак ставил пределы сексуальным и семейным отношениям, отношениям между мужем и женой, между родителями и детьми. Все знали свои роли и пределы. Но от этого все только выигрывали: мужья и жены, родители и дети и общество в целом.
Что значит «брачный договор»? Именно то, что в наши дни продолжает отличать брак от сожительства. Сожительство не основано на договоре, а является совместным проживанием по расчету без взаимных обязательств. Брак же основан на договоре. Брачный договор между мужчиной и женщиной означает взаимные обещания верности и моногамии, обещание быть вместе в добре и зле, в здоровье и болезни и исключить из отношений между мужем и женой третьих лиц. Обещания эти давались в присутствии свидетелей.
Интересно заметить, что Священное Писание в Ветхом Завете определяет брак как договор между мужчиной и женщиной, заключенный в присутствии свидетелей (Мал. 2: 14: «Вы скажете: “за что?” За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя»[1]).
Сопоставим это традиционное определение брака, имеющее самое меньшее 4000-летнюю давность, с определениями, предлагаемыми сегодня. Новая идеология семьи больше не основывает брак ни на союзе между мужчиной и женщиной – лицами разного пола, ни на договоре между мужем и женой, на верности, моногамии и исключении третьих лиц из взаимоотношений между мужем и женой. Речь всё больше идет о браке нового типа, об «открытых браках» («open marriages»), в которых муж разрешает жене поддерживать сексуальные отношениями с другими лицами – будь они противоположного или одного с ней пола, и жена тоже разрешает это своему законному мужу. Полиамурность, или групповой брак, тоже является частью этой тенденции и всё громче требует своего легального признания.
Нерожденные дети
Нерожденными детьми дорожили, и они имели реальную ценность в своде законов Хаммурапи. Если человек покушался на беременную свободную женщину и становился причиной гибели ее плода, то назначались не уголовные наказания, а денежные, при этом компенсация составляла 10 сиклей (§ 209).
В кодексе Хаммурапи упоминается много преступлений, подлежащих денежной компенсации, но самой большой была компенсация в случае убийства нерожденного ребенка свободной женщины…
Развод
Развод был разрешен при определенных обстоятельствах, но запрещен при других. Например, если жена заболевала, муж не мог с ней развестись, он обязан был содержать ее до конца ее жизни (§ 148). А если развод разрешался, то муж обязан был отдать жене часть урожая, имущества и благ, чтобы она содержала на это своих детей (§ 137).
Сексуальные преступления
В своде не используется слово «секс», определенные сексуальные отношения были запрещены и карались
При том что в своде не используется слово «секс», определенные сексуальные отношения были запрещены и карались. Инцест был запрещен. Отец, вступивший в кровосмесительную связь с дочерью, подлежал изгнанию из города (§ 154). Отца, который брал жену для своего сына и ложился с ней, вешали, а ее топили (§ 155). Если мужчина ложился с женой своего отца после его смерти, то как его, так и женщину сжигали на гумне (§ 157). Насилие каралось смертью мужчины (§ 130). Измена каралась смертью обоих через удушение и утопление (§ 129).
Актуальность свода законов Хаммурапи сегодня
Свод законов Хаммурапи актуален в контексте нынешних бурных споров о ценностях. Современные софисты с презрением смотрят на социальное взаимодействие и общежитие наших предшественников, живших за тысячи лет до нас. Согласно им, эти принципы не актуальны сегодня. Более того, их высмеивают вместо того, чтобы честно признать, что эти принципы представляют собой первую попытку письменной регламентации цивилизованных общественных отношений.
Вне всякого сомнения, принципы, провозглашенные сводом законов Хаммурапи, были приняты для того, чтобы предотвратить нравственный хаос и нравственный упадок, имевшие место в прежних поколениях. Если Хаммурапи счел за благо определить и стандартизировать брак, то это значит, что его поколение нашло предшествующие способы общежития хаотичными и ущербными.
Брак как раз и был призван поддерживать общественный порядок, регламентировать отношения между полами, родителями и детьми, защищать детей, защищать супругов от вмешательства третьих лиц и обеспечивать гармоничное преемство поколений.
Хаммурапи и древние поколения перевернулись бы в гробу, если бы узнали, что «просвещенные» страны Европы узаконят браки между лицами одного пола
Современные идеологии и практики располагаются на противоположном от этого полюсе. Спустя 3750 лет после записанной истории и 4000 лет человеческого опыта брак заново переформулируется. Хаммурапи и древние поколения перевернулись бы в гробу, если бы узнали, что по прошествии 3750 лет «просвещенные» страны Европы узаконивают браки между лицами одного пола.
Сексуальные преступления сейчас тоже по большей части декриминализированы. Измена уже не подлежит наказанию, инцест тоже. Только насилие всё еще наказывается. Развод либерализован, а веских причин для его получения больше не требуется.
С другой стороны, однако, свод законов Хаммурапи представляет собой стандарт, проводящий разграничительные линии цивилизации. Цивилизация начинается тогда, когда общество научается различать между добром и злом, выбирает добро, отвергает зло, кодифицирует добро и наказывает зло. Следовательно, общество может называться цивилизованным только до тех пор, пока оно обладает рассудительностью, пока оно может проводить различие между добром и злом и запрещать зло.
Пропасть и моральный коллапс начинаются там, где способность проводить различие между добром и злом заканчивается, а желание отвергнуть зло затухает. В этой точке и находится Европа наших дней, возьмем на себя смелость это сказать. Аборты, сексуальная безнравственность, мерзкие сексуальные союзы, культура смерти, порнография, гедонизм, отсутствие интереса к благополучию завтрашнего общества – всё это симптомы того, что Европа утрачивает способность отличать добро от зла и что ее желание отвергнуть зло затухает.
А что Румыния?
Свод законов Хаммурапи кодифицирует первый институт человечества – брак и семью. Тот же институт, который упомянут и в 48-й статье Конституции Румынии[2]. Самый древний институт в истории человечества. Первый и самый важный. Способствовавший появлению и формированию всех остальных институтов. Свод законов Хаммурапи кодифицировал брак потому, что древние поколения сочли его самым полезным и важным институтом для предотвращения возврата общества к варварству.
Поэтому удивительно, а может, даже жаль, что политические лидеры Румынии противятся кодификации этого института в Конституции Румынии. Господа Понта, Бэсеску и Черня[3] выглядят как двоечники в истории. Им было бы неплохо прочитать правила Хаммурапи и осознать, насколько они сами не правы. Может, они и считают себя интеллигентными и образованными, однако выглядят как невежды в истории. Уже 3750 лет как брак кодифицирован в виде союза между мужчиной и женщиной, а их это не волнует.
С 2006 года Альянс семей Румынии борется именно за защиту института брака и определения его в Конституции Румынии в том виде, в каком он был кодифицирован впервые 3750 лет тому назад в своде законов Хаммурапи. Это борьба, которую мы считаем благородной. Да, мы на стороне Истории. А наши руководители – нет.
Альянс семей Румынии
Так ведь те, кто изображает европейцев чуть ли поголовно извращенцами, в противовес нашей духовности, как раз и делят людей.
Получается наша цивилизация пала ещё хуже Вавилона, раз в их злом государстве были ещё такие ценности, которые у нас уже не вменяются ни во что всё большим количеством "людей".
Содом и Гоморра с Вавилоном будут иметь оправдание, и будут судить нас. Увы нам.
Интересно рассуждаете, как-то сухо. А для меня и кубинец -однокурсник был во времена моей молодости славянином (по склажу характера, конечно же). Насчет констатации того, что нет заповеди Родины любить, так есть главное - да любите друг друга! А Родина - это в первую очередь люди - близкие, друзья, первая учительница, пёс Шарик и кот Васька до кучи.
И еще не надо делить людей. Мне без разницы кто мой сосед, лишь бы не сатанист. У Господа свои заботы о внешних, а нам не след об этом думать. Самим бы только с рельс не сойти.
Укрепи, Господи!
Нет христианской заповеди родину любить, есть про ближних и про родителей. Просто некоторые используют Евангелие в пропагандистских целях.
Родители Христа убежали от гонений в эмиграцию в Египет, на 9 лет, если помните.
На Ваш вопрос "почему"
1.Возможно потому, что столько зла, сколько принесли русским "соотечественники" в последние 100 лет, не принесли все враги вместе взятые за 1000 лет.
2. Когда родился мой дед, Финляндия и Польша была для него частью Родины.
Когда родился я, Таджикистан и Прибалтика были моей Родиной.
Почему я должен объяснять своим сыновьям, что литовец и украинец - еврогеи, а чеченцы - наши братья?
Напротив, для моих детей "родина" это во первых семья, во вторых славяне (включая украинцев, чехов и поляков), в третьих христиане ( хоть эфиопские). Возможно 3-е со 2-м надо поменять местами.
с уважением, Константин
Слова "родина" нет в библии. Мать - да, отец - да, братья по вере - да. Родина - нет. Правда есть в одном месте, когда Господь пришел в свое отечество, где услышан не был....
Нам христианам много легче,наша авторитетная личность - Христос. У мусульман - своя. А вот для неверующего человека будет решающим влияние "первого встречного", с мнением которого он захочет согласиться ( конечно, если родители не выполнили своей воспитательной функции).
Так что распутство среди неверующих нарастает и будет нарастать как снежный ком (по чисто математическим уже причинам, а не только "приятно", "интересно").
Все вышесказанное, сказано к тому, что как то плохо стало с авторитетными личностями. Те кто в них набиваются с телеэкранов - по слову Христову "воры и разбойники", вечно перелазят инде, или суть крашенные гробы полные всякой нечистоты. Их слушать никто не станет, даже если будут говорить верно и круглые сутки - люди не идиоты. А вот тех кому веришь (или кому можно поверить) - совсем не видно в поле зрения. А ведь точно - они есть! Скорбим!
А как насчет свободных отношений вашей второй половины, если таковая есть. И попробуйте представить себе, как ваши близкие обоих полов вдруг стали свободны во всех отношениях.
Уверен, что сердце после этих строк уже вам подсказало.
Обойдемся без призывов к христианскому пониманию, сошлемся на моральный кодекс по Канту, который есть в каждом человеке.
Юрий.
Греция когда вместо личной воинской повинности можно было предоставить экипированного наёмника была завоёвана.
Спарта когда спартанцы из воинов превратились в менеджеров-стала яко ягнёнок.
Когда дух твёрдости и долга, заменяется на услаждение чрева всегда падение.
Развалится семья развалится общество и государство и мир изменится, а мир меняется.....меняются ценности.
Ирине Рюрик какие Святые Отцы? говорите правильно но Отцы явный перебор.
В дохристьянском периоде если женатый мужчина "входил" в женщине не женатой по договорённости за цену призновалось обсалютно нормально, помните как жена переходила от старшего брата к более младшему, два брата умерло а третий не захотел входить к жене , и жена тайной продолжает род познав отца сыновей. Всякий смотрящий на женщину с вожделением -прилюбодействует в мыслях или может дойти в мыслях до прилюбодйства,а это грех. Жена прежде долг и радость продолжения рода, "мать моих детей" а не сексуальный обьект.
И блуд для вас уже не грех, главное чтобы женщина была не замужем и все тип-топ. Еще немножко еще чуть-чуть и на православном сайте появится лозунг «Даешь каждому православному мужчине по наложнице!» О гаремах мечтаете? Так это к мусульманам, там до 4 жен иметь можно и наложниц несметное количество, главное чтобы денег вам на всех хватило, и на жен и на наложниц.
Православные христиане должны в своей жизни руководствоваться Новым Заветом, мы же после Рождества Христова живем, а не до Рождества Христова. Эх, мужчины, мужчины смотрите чтобы потом для вас, как говорится, сюрприза не было…
Здесь не уместно применение понятия толерантности, это борьба за души наших детей. Нельзя смещать воспитательные ориентиры: что такое хорошо и что такое плохо. Нельзя унижать роль мужа в семье как защитника, главы рода и роль женщины - матери, любимой жены и хранительницы семейного очага. Дом, семья - это родина, основы общества и морали. Именно здесь формируется то, что приобретает понятие народ и его способность к великому, уважение к прошлому и старшим, законопослушность и твердость духа при защите справедливости, готовность идти на гибель ради защиты этого общества, своей большой семьи.
Попытки Европы к замены самого понятия любовь между мужчиной и женщиной, это угроза человечеству и не стоит относиться к этому как дискуссии на тему свободы личности. Это война и вести себя надо как на войне. Это война за души наших детей и за наше будущее.
А древние видно прошли это испытание и Бог дал им силы установить и следовать законам Хаммурапи.