Печоры, 13 июля 2014 года
Звон колоколов слышен далеко за пределами обители — сегодня, 13 июля, в празднование Собора 12-ти Апостолов, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь отмечает день ангела приснопоминаемого старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Псково-Печерский монастырь, чудесная обитель, чудесно была и основана: в конце четырнадцатого века отец и сын, изборские охотники, услышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама». Затем крестьянин Иван Дементьев рубил лес на склоне горы, когда одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие, и под корнями открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры».
Про этот монастырь можно услышать множество интереснейших преданий, можно посмотреть мой любимый фильм «Псково-Печерская обитель» арихимандрита Тихона (Шевкунова), можно открыть самую читаемую книгу наших дней — «Несвятые святые».
С благоговением вхожу в святые врата обители. Ранняя Литургия в Успенском храме, древнейшем в монастыре, пролетает незаметно: у здешних святынь молитва, кажется, идёт сама собой. Церковь была выкопана в песчаном холме и освящена в 1473 году, этот год и считается датой основания монастыря. Здесь находится главная святыня обители — чудотворная икона Успения Богоматери (1521 год), а вдоль южной стены храма в нише — рака с мощами преподобномученика Корнилия.
После Литургии братия служат панихиду по отцу Иоанну, родителям его Михаилу и Елисавете, а затем все присутствующие на панихиде идут на литию в Дальние пещеры к месту упокоения старца. После летнего дня плюс 5 градусов в пещерах обдают прохладой.
Здесь захоронены более десяти тысяч человек: на керамидах — керамических и известняковых плитах — имена представителей славных древних русских родов — Суворовых, Ртищевых, Нащокиных; предков поэтов А.С. Пушкина, А.Н. Плещеева, полководца М.И. Кутузова. Здесь покоятся святые подвижники, архиереи и просто иноки.
От входа ведут семь подземных галерей — семь улиц. Вот и захоронение отца Иоанна.
Батюшка с детства мечтал о монашестве, но мечта его долго не осуществлялась. В 1966 году из прихода в небольшом городке Касимове он приехал к своему духовному отцу, глинскому старцу Серафиму (Романцову), совершенно больным. Батюшке пятьдесят шесть лет. Ослабленное многолетними трудами, скорбями, заключением в лагерях, его сердце на грани инфаркта, так что духовный отец сомневался, вернётся ли чадо из поездки к нему живым.
Отец Иоанн весь был — любовь, весь — милость, весь — сострадание
И тогда отец Серафим постриг батюшку в монашество, предав его воле Божией. Отец Иоанн весь был — любовь, весь — милость, весь — сострадание. И при постриге имя своё батюшка получил в честь апостола любви — Иоанна Богослова, память которого мы сегодня и празднуем.
А через год, укреплённый благодатью Божией, отец Иоанн стал насельником Псково-Печерского монастыря и подвизался здесь сорок лет.
После литии, которую отслужил архимандрит Филарет, бывший келейник батюшки, мы выходим из Пещер — и попадаем на поминки. Отец Иоанн был таким любящим, что не отпускал гостей без гостинца, и в память о нём мы все бережно держим в руках по большой жёлтой груше, конфеты и булочки, а братия разливают чай и квас — Псково-Печерская обитель славится гостеприимством. Уходить из обители не хочется…
С Днём Ангела, отец Иоанн!
Советы отца Иоанна:
«Жизни учит сама жизнь. И самое главное и важное искусство для человека — научиться жить в мире и любви со всеми. Ведь и к себе нам часто приходится снисходить, ибо немощи наши оказываются сильнее нас».
Любовь к человечеству — словесный блуд, любовь к человеку конкретному — дело практическое
«Любовь к человечеству — словесный блуд, любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, — дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью».
«Вся наша трудность и боль именно потому, что мы не хотим принять Божьего и все домогаемся своего. А Бог нас любит больше, чем мы себя, ибо мы в духовном ничего не смыслим и все печемся о теле. Тело же страдает и болит оттого, что душа в проказе».
«Исход у нас один, и всем нам он известен — вратами смертными войти в Вечность. Болезни же — уведомительные телеграммы о том, чтобы мы не забывали о главном в жизни».
«У Бога нет для человека предопределения, — но человек непременно является со-творцом Господу своей жизни. И Господь, назирая жизнь нашу, видит, полезно ли нам продление жизни, во благо ли мы иждиваем дни свои, есть ли ещё надежда на покаяние? В жизни нет произвола. И состояние нашей души влияет на сроки нашей земной жизни».
Лучшего и вернейшего пути нет, как жить по воле Божией
«…всегда имел такую установку в жизни: “ничего не просить и ни от чего не отказываться”. Принял в свое время и сан, как естественный ход событий в жизни (было с детства устремление к Церкви), принял как от Бога и отстранение на семь лет от служения, и был возвращен к служению по воле Божией ранее определенного срока. “Все Им, все от Него, все к Нему” — так и живем. И вот теперь к концу жизненного пути свидетельствую я, что лучшего и вернейшего пути нет, как жить по воле Божией. А волю Божию нам так ясно являют обстоятельства жизни».
«Не спеши простираться в завтрашний день, живи сегодня, сегодня учись видеть волю Божию для себя в настоящий момент, и не только видеть, но надо и иметь ещё непоколебимую решимость её исполнить. Вот и будешь жить водительством Божиим. Надо забыть своё “нравится или нет”, надо принять Божие».
«А крылышки наши иногда повисают, и нет сил взмыть в небо, это ничего, это наука из наук, которую мы проходим, лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звёздное — небо Божие, не исчезло. А слёзы, труд, болезнь сердца на нашем пути неизбежны».
Ничего не бойтесь в жизни кроме греха
«Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. Примите всё в жизни — и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие — как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдаёт во власть вражьего произвола и тирании… Знает Господь, как спасать любящих Его».