Не так давно свое служение в нашей стране в качестве Предстоятеля Белорусской Православной Церкви начал митрополит Павел. Учитывая, что большинство верующих в Беларуси - православные, каждое слово Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси приобретает особую значимость и оказывает существенное влияние на наше общество. Редакция журнала "Беларуская думка" обратилась к Владыке с рядом вопросов.
- Ваше Высокопреосвященство, ожидаемым для Вас было назначение в Беларусь или, напротив, эта миссия стала совершенно внезапным поворотом судьбы? Каково Ваше главное впечатление от нынешнего служения?
- До декабря 2013 года я предполагал, что завершу свою жизнь в Рязани. Даже присмотрел себе место захоронения. Назначение Патриаршим Экзархом всея Беларуси было для меня абсолютно неожиданным. Но не "поворотом судьбы". Как и любой православный христианин, я верю, что нет безликой судьбы, нет случайностей, а есть воля Божия, есть промысл Божий о каждом из нас. И этот промысл - всеблагой и всесовершенный. "Бог не играет в кости" - воспользуюсь образным выражением Альберта Эйнштейна. Господь ведет каждого из нас по уникальному и неповторимому пути в Царство Небесное. А наша задача - сотрудничать с Богом в деле спасения нашей души.
Я действительно воспринял решение Священного Синода о моем назначении в Беларусь как волю Божию. Святейший Патриарх Кирилл, напутствуя меня перед новой миссией, сказал: "Я очень люблю Беларусь и белорусский народ. Уверен, что и вы полюбите эту страну и людей, живущих там". Сегодня я говорю совершенно искренне: да, я полюбил Беларусь и ее народ. Конечно, я рад, что не чувствуется особого языкового, культурного барьера. Любуюсь чистотой белорусских городов, порядком на улицах. Насколько я могу судить, белорусы - трудолюбивая, дисциплинированная, законопослушная нация. И при этом очень радушная и сердечная.
Свое служение в Беларуси я бы, пожалуй, легким не назвал, хотя бы уже потому, что территориально Белорусский Экзархат гораздо обширнее Рязанской митрополии. Степень моей загруженности намного увеличилась, а уровень ответственности моего служения сильно возрос. Осознание этого во многом вдохновляет. Окрыляет и общение с людьми. И, конечно же, главный источник, из которого я черпаю жизненные силы, - это молитва, чтение Писания, проповедь и общение - Литургия, как соединение всего перечисленного.
Рад, что сегодня в Беларуси между государством и Православной Церковью выстроены очень конструктивные и плодотворные отношения, что наше соработничество имеет много векторов и основывается на продуманной законодательной базе. В этом я вижу огромную личную заслугу моего предшественника, Митрополита Филарета, и столь же значительную личную заслугу Президента Александра Григорьевича Лукашенко. Моя цель - сохранить, поддержать и по возможности развить этот курс на совместное служение Церкви и государства нашему белорусскому народу.
- Что, по-Вашему, роднит Беларусь с другими преимущественно православными странами, а в чем ее самобытность?
- Меня очень впечатлило, что в белорусских храмах много мужчин и детей. Это значит, что целыми семьями люди участвуют в богослужебной жизни. С одной стороны, налицо приближение к христианскому идеалу "домашней Церкви", как называет семью апостол Павел. С другой стороны, это благоприятный сигнал обществу в целом: православные семьи, как правило, крепкие, нередко многодетные, в них на порядок ни же вероятность разводов. Чем больше таких семей, тем крепче само общество.
Православие в Беларуси, полагаю, становится конфессией "с молодым лицом". Особенно много молодежи в храмах столицы и областных центров. Действуют молодежные хоры. Молодежь, настроенная на совершение добрых дел, часто организуется в братства и становится заметной движущей силой церковного социального служения. Естественно, я собираюсь продолжать и углублять свое знакомство с Беларусью. Я уже посетил несколько епархиальных центров: Могилев, Гродно, Витебск, древний Туров. Получился, как видите, своеобразный крест: восток - запад - север - юг. На очереди новые епархии и приходы, новые города и села. Мне интересны не только храмы и монастыри. Огромное удовольствие я испытываю от знакомства с белорусской культурой в целом, от замечательных видов местной природы, от чистоты и ухоженности улиц.
- Многие задаются вопросом, почему та или иная конфессия становится преобладающей на определенной территории. В частности, как раз по Беларуси, если можно так выразиться, пролегает граница между католицизмом и православием, разумеется, при всей условности такого "водораздела". Как Вы объясняете этот феномен?
- Как Вы сами понимаете, он объясняется исторически и политически. Прекрасно, что граница между православием и католицизмом на белорусской земле не является линией фронта. Так было не всегда, и тем более ценен тот мир в отношениях между двумя конфессиями, который в итоге установился на Белой Руси.
Сейчас мы с римо-католиками находимся в состоянии спокойного гражданского диалога. Спорные вопросы догматики или истории при этом обсуждаются очень мало - и то узкими специалистами в границах научно богословских конференций.
На наших встречах речь обычно идет о совместной защите традиционных нравственных ценностей и о нашей общей вере в то, что современный человек ничуть не менее, чем его предок, нуждается в Христе.
- Какова Ваша оценка строительства православных храмов в Беларуси, достаточным ли является их количество? Какие проблемы здесь, на Ваш взгляд, еще нуждаются в решении?
- Храмы должны быть в шаговой доступности для людей. Такова идея Святейшего Патриарха Кирилла, которую я, как его экзарх, постараюсь реализовать здесь, поскольку, думаю, и в отношении Беларуси эта установка справедлива.
Идеальное воплощение этого принципа - храм примерно в радиусе километра-двух от дома православного человека. Более умеренный вариант - хотя бы один православный храм на десять тысяч жителей. Хотелось бы в связи с этим обратиться к разработчикам проектов строительства новых населенных пунктов и новых городских спальных районов с просьбой сразу предусматривать в проектах идею возведения новых храмов.
Что касается проблем... Верно говорят: храм не в бревнах, а в ребрах. При храме должна существовать община из людей, которые не просто заходят время от времени поставить свечку или набрать освященной воды, но сознательно и регулярно участвуют в таинствах Исповеди и Причащения, а в от ношениях между собой стремятся исполнить заповедь Божию о любви к ближнему. Литургия - это сердце прихода, но приходская жизнь не должна исчерпываться богослужениями. Нормой для каждого при хода является наличие воскресной школы со взрослой группой и регулярной практики собеседований с теми, кто желает креститься или венчаться. При храмах нужно обустраивать приходские культурные центры, и в Беларуси начало этому положено, но завершенным процесс назвать нельзя.
Имеются проблемы с возможностью открытия православных школ и детских садов. Полагаю, что нам еще много нужно потрудиться в этом направлении.
- Что бы Вы могли сказать по поводу канонизации белорусских святых? Как нынешняя ситуация выглядит на фоне сходных процессов в Русской Православной Церкви?
- За последние два десятка лет в Русской Православной Церкви было канонизировано около трех сотен святых. Это во много раз больше, чем в XVIII и XIX веках, вместе взятых!
Кто эти святые? В большинстве своем - новомученики, пострадавшие во время богоборческих гонений. Народное почитание новомучеников сейчас имеет довольно скромные масштабы, и отчасти это поддается объяснению (объяснение, замечу, не равно оправданию). Жития новомучеников, в отличие от житий древних святых, обывателю не так увлекательно читать, в них редко можно найти описания каких то ярких чудес, мистических событий. Но в них отражается главное: красота человеческого духа и величие верности Христу, как говорится в Откровении апостола Иоанна Богослова, "даже до смерти".
В этом плане ситуация в Беларуси представляет собой производную от российской. Состав Собора Белорусских святых был установлен по благословению Святейшего Патриарха Пимена и по инициативе Митрополита Минского Филарета 30 лет назад, в 1984 году. С тех пор он пополнился несколькими десятками имен. И в первую очередь это, конечно же, имена новомучеников.
Хотелось бы подчеркнуть, что канонизации должна предшествовать серьезная научно-исследовательская работа. Например, основной источник данных о тех же новомучениках - это архивы органов государственной безопасности. Чтобы состоялся анализ документов, которые будут потом заложены в "фундамент" жития новопрославленного святого, нужно, во первых, согласие со стороны государства открыть доступ к этим документам, а во вторых, нужны грамотные специалисты со стороны Церкви. В Беларуси такая работа ведется, в том числе на местах. У нас на данный момент 11 епархий, и при каждой из них функционирует комиссия по канонизации. Существуют и корректируются епархиальные мартирологи - списки репрессированных священнослужителей и прихожан. Не все, кто значится в этих списках, будут канонизированы: часто необходимых сведений не хватает. Но, надеюсь, мартирологи внесут свою лепту в восстановление национальной исторической памяти.
На мой взгляд, канонизации нельзя форсировать. В Белорусской Православной Церкви нет и не может быть планов про славить к такой то дате столько то святых. Святость требует бережного и вдумчивого отношения, действовать кавалерийскими наскоками здесь неуместно. В целом же, я убежден, подлинный Собор Белорусских святых гораздо многочисленнее, чем тот, что нам теперь известен. Надеюсь, что Господь в будущем явит новые имена белорусских подвижников, которые сегодня пребывают сокровенными, а вместе с этим - и новые сведения об уже известных святых.
- Должна ли, на Ваш взгляд, возрастать роль Церкви в жизни общества вообще и в решении политических вопросов в частности?
- Христиане призваны быть солью земли и светом миру (см. Мф. 5: 13, 14). Пола гаю, это касается не только межличностных контактов, но и отношений между сообществами людей.
Православная Церковь в нашей стране не стремится "подмять" государство под себя и диктовать чиновникам, что и как делать. Но право, скажем так, консультативного голоса она за собой оставляет. Церковь объединяет в своих рядах большое число людей, интересы которых она может представлять в своих взаимоотношениях с государством. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано: "Традиционной областью общественных трудов Православной Церкви является печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп". Характерный пример печалования - это ходатайство о смягчении судебного приговора. В наши дни Церковь обращается с подобными просьбами во властные инстанции, хотя и не афиширует эти просьбы.
В 2012 году Священный Синод напомнил, что участие иерархов и священнослужителей Русской Православной Церкви в деятельности политических партий недопустимо. Оно запрещено во всех видах - будь то членство в партии, агитация за нее и так далее. Церковь Христова не может быть Церковью какого либо политического лидера. Ее место - "над схваткой", ее миссия - быть "всем для всех", как говорит апостол Павел (см. 1 Кор. 9: 22).
Вспомним, что во времена земной жизни Христа Палестина была ареной ожесточенных политических разногласий. Святая Земля в буквальном смысле слова была оккупирована римлянами. Тем не менее Спаситель не был замечен ни в раболепстве перед имперскими властями, ни в вооруженной борьбе против них.
- В чем, по-Вашему, заключается главное отличие канонического православия от неканонического? Каково Ваше отношение к событиям в Украине?
- Ответ очевиден: неканонические "церкви" образуются с нарушением канонов, то есть норм церковного права. Если же смотреть глубже, то нередко в основе возникновения таких "церквей" лежат старые человеческие страсти - гордыня и зависть. Дух первенства и разделения, который начал себя проявлять уже во времена апостолов.
Понимаю, почему в Вашем вопросе объединены проблема каноничности и Украина. Действительно, для человека, живущего на территории пастырской ответственности Московского Патриархата, классический пример "неканоничности" - это самопровозглашенные украинские автокефалии, которые не признаются не только РПЦ, но и другими Православными Поместными Церквами.
В свете уже сказанного отмечу, что неканонические псевдоцерковные группировки часто не выдерживают искушения партийностью и участием в политике. Риторика раскольнического "Киевского патриархата" крайне политизирована.
Я молюсь о мире в Украине, о том, чтобы не лилась братская кровь, и о том, чтобы прекратились всевозможные манипуляции чувствами простых людей, возмущенных социальной несправедливостью. Ну и, конечно же, пусть самой несправедливости во всех ее проявлениях будет меньше.
- Что нового Вам хотелось бы привнести в деятельность Белорусской Православной Церкви в качестве ее главы?
- В Евангелии заключена такая новизна, которую христиане, поколение за поколением, в разных формах несут миру. Слово "Евангелие" в переводе с греческого означает "благая весть" или, если уж совсем по современному, "хорошая новость". Содержание Нового Завета обладает непреходящей новизной для всех народов и во все времена. Белая Русь крещена более тысячи лет тому назад, но задача евангелизации и просвещения ее народа по прежнему актуальна.
Моя задача номер один - проповедовать Христа распятого и воскресшего. Говоря словами моего святого покровителя апостола Павла, "горе мне, если не благовествую!" (1 Кор. 9: 16). Центром жизни человека, называющего себя христианином, должен быть Сам Христос, Который и есть Глава Церкви.
Беседовала Галина Мохнач
* * *
Митрополит Павел (в миру Георгий Васильевич Пономарев). Родился в 1952 году в г. Караганде. В 1973-1976 годах учился в Московской духовной семинарии. В 1980 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1980-1981 годах - слушатель аспирантуры при Московской духовной академии. В октябре 1977 года принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, в декабре пострижен в мантию. В марте 1978 года рукоположен в иеродиакона, в мае - в иеромонаха.
В 1979-1981 годах - референт отдела внешних церковных сношений. С сентября 1981 года - член Русской духовной миссии в Иерусалиме. С июля 1982 года - заместитель начальника миссии. В 1983 году возведен в сан игумена Патриархом Иерусалимским Диодором I. С июля 1986 по июль 1988 года - начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. В августе 1986 года Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан архимандрита. В 1988-1992 годах - наместник Псково-Печерского монастыря.
Решением Священного Синода от 19 февраля 1992 года определено быть епископом За райским, управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде. 22 марта 1992 года за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе Святейшим Патриархом Алексием II и Преосвященными архиереями, участвовавшими в наречении, хиротонисан в епископа Зарайского, викария Московской епархии. В 1999 году назначен епископом Венским и Австрийским. В 2001 году возведен в сан архиепископа с титулом "Венский и Будапештский". С 7 мая 2003 года - архиепископ Рязанский и Касимовский. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 года присвоен титул "Рязанский и Михайловский", назначен главой новообразованной Рязанской митрополии. 8 октября 2011 года возведен в сан митрополита.
Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 года назначен Преосвященным Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.