Дождь не прекращается… Ветер не стихает… Море волнуется… Наш провожатый выразил обеспокоенность: если шторм не прекратится, нам придется уезжать с Афона по суше, а это более проблематично из-за границы в Мегали Вигла…
Первую остановку сделали в Продроме – Румынском скиту Предтечи и Крестителя Иоанна. Название скита «Продром» – от греческого «Предтеча».
В храме скита поклонились чудотворной иконе Крестителя Господня Иоанна. Икона известна тем, что когда Афон был оккупирован турками, которые свирепствовали и грабили святогорские обители, турки однажды ворвались в Продром. В соборе они увидели образ великого пророка, сурово взиравшего на них. Вместо покаяния нечестивцы начали палить по иконе из ружей, но пули, не причиняя иконе вреда, возвращались и поражали неверных, которые в ужасе бежали…
Проехав три километра, остановились у ворот Великой Лавры преподобного Афанасия Афонского. Слева от дороги видел вертолетную площадку – признак проникновения цивилизации на Святую Гору.
Лавра представляет собой каменный замок с высокими стенами с башнями. Вошли в Святые ворота этого первенствующего на Афоне монастыря. В соборе Лавры, заложенном преподобным Афанасием в Х веке в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, уже шло вечернее богослужение.
После службы проследовали в трапезную. Между собором и трапезной растет гигантский тысячелетний кипарис, посаженный основателем Лавры. На трапезе предложили вареные бобы с овощами, салат из свежей капусты, оливки, хлеб, красное вино, яблоки, апельсины.
В трапезной стоят очень массивные мраморные столы, крышки которых представляют собой неглубокую чашу. Вся трапезная покрыта росписью – это не только изображения святых и событий из Священной Истории, но и поучительные сюжеты. В каком-то монастыре на стене трапезной видел живописную картину, как черти мучают чревоугодников. Здесь же, кроме изображений святых, рассмотрел фрески с портретами греческих философов: Пифагора, Сократа, Аристотеля, Платона, Фалеса, Плутарха. На одной фреске Богородица прогоняет языческую богиню Артемиду, святилище которой существовало ранее на месте, где была построена Лавра…
Из трапезной вновь вернулись в кафоликон, где приложились к выставленным святыням: частице Креста Господня, кресту от вериг Преподобного Афанасия Афонского, честным главам Иоанна Златоуста, архидиакона Стефана, Василия Великого, Нила Мироточивого, Иоанна Кукузеля, частицам мощей Предтечи Господня Иоанна, апостола Андрея Первозванного, Нектария Эгинского и других святых.
Помолились у чудотворной иконы Божией Матери «Экономисса», написанной в память явления Божией Матери основателю Лавры, обещавшей стать «экономиссой» обители. С тех пор в Лавре не избирается эконом… В левом приделе во имя Сорока Мучеников находится рака с мощами основателя монастыря. Гробница преподобного, на верхней плите которой изображен сам преподобный, усыпана наручными часами. Так своеобразно православные проявляют свою благодарность за чудесную помощь святого Афанасия. У раки стоит железный жезл преподобного, с которым он пришел из Константинополя на Святую Гору.
В этом соборе, на правом клиросе, пел преподобный Иоанн Кукузель – Небесный покровитель церковных певчих. Тут висит икона святого певчего… Кукузель – детское шуточное прозвище. Иоанн, болгарин родом, находясь при греческом дворе, сначала не знал хорошо греческого языка. Когда сверстники в музыкальной школе спрашивали его, что он сегодня кушал, тот простодушно отвечал: «Куку и зелия» (бобы и зелень). Поэтому дети, шутя, и прозвали его Кукузелем… Уже с ранних лет современники восхищались его необычайными певческими способностями. Именно за свой голос он получил еще одно прозвание – Ангелогласный. Свой талант Иоанн без остатка принес в жертву Богу, удалившись на Святую Гору, в Великую Лавру. Преподобный Иоанн прославился в веках как реформатор византийского церковного пения: он исправлял и составлял мелодии для церковных стихир, тропарей, кондаков и для всей церковной службы, редактировал тексты песнопений и писал собственные; изобрел более совершенный способ записи церковных мелодий…
Когда обходили с осмотром собор, монахи пели акафист Божией Матери…
Не хватит и нескольких дней, чтобы познакомиться с Великой Лаврой, но пора уходить…
Недалеко от Лавры остановились, чтобы испить воды из источника, появившегося по повелению Матери Божией.
Богородица, Небесная Владычица Афона, благоволила к святому Афанасию. Много раз он удостаивался видеть Ее чувственными очами. Попущением Божиим, случился в монастыре такой голод, что иноки один за другим стали покидать Лавру. Преподобный остался один и в минутной слабости тоже помыслил уйти. Вдруг он увидел Женщину под воздушным покрывалом, идущую ему навстречу. «Кто ты и куда идешь?» – спросила Она. Святой Афанасий с невольной почтительностью остановился. «Я здешний инок», – отвечал святой Афанасий и рассказал о себе и своих заботах. «И ради куска хлеба насущного ты бросаешь обитель, которой предстоит прославиться в роды и роды? Где твоя вера? Воротись, и Я помогу тебе». «Кто ты?» – спросил Афанасий. «Я Матерь Господа твоего», – ответила Она и повелела Афанасию ударить жезлом в камень, и из трещины пробился источник, который существует поныне, напоминая о чудном посещении.
Дождь льет не переставая… Промок до нитки…
Уже затемно приехали в Молдавскую келью.
Настоятель кельи монах Михаил предложил чай, что было очень кстати.
В 21.00 началось повечерие. Службу правили на молдавском и церковно-славянском языках. Храм маленький, уютный и теплый.
С 4.00 служили утреню, часы и Литургию. Служба завершилась к 8.00. После легкого завтрака отправились в путь…