Можно ли представить себе райское блаженство?

Лоно Авраамово, Богоматерь на престоле, Благоразумный разбойник. Византия. Константинополь; X в.; Лоно Авраамово, Богоматерь на престоле, Благоразумный разбойник. Византия. Константинополь; X в.;     

Рай, Царство Небесное, Новый Иерусалим, Горний мир… Цель жизни каждого православного христианина и в то же время самое малознакомое, непонятное и неописуемое место, состояние души…

Господь наш Иисус Христос упоминает 55 раз Царствие Небесное и 32 раза – Царствие Божие. О нем – 12 евангельских притч. И всё же мы крайне мало знаем о нем, об этом Царстве. Знаем, что там будет хорошо, что попавших туда ждет вечное блаженство. Однако характер этого блаженства, его степени нам неизвестны. Апостол Павел ясно сказал об этом блаженстве: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9). Ничего себе «ясно»! Как раз наоборот!

Господь скрыл от нас, в чем конкретно будет заключаться блаженство вечной жизни, которое во всей силе мы ощутим (дай Бог!) после смерти. Однако Иисус Христос дал нам замечательную подсказку: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Это значит, что предощутить будущее посмертное блаженство мы можем еще здесь, на земле, при условии, если будем иметь в сердце Царство Божие. Вот об этом блаженстве, вполне доступном для каждого человека, и хочется порассуждать.

Блаженство и счастье – одно ли это и то же?

Слово «блаженство» каждый понимает по-своему. На ум приходят «эйфория», «экстаз», «наслаждение», «кайф». Мера блаженства у всех своя, однако, чтобы как-то обобщить разрозненные понятия, подведем их к знаменателю «счастье». Счастье – наиболее понятно для нас, наиболее осязаемо, что ли. Да, у всех оно разное. Для примера я приведу некую усредненную «линейку»: счастье свидания с любимым человеком после долгой разлуки, встреча родителей сына после армии, свадьба, новоселье, спортивная победа, «первый раз в первый класс»… Вот оно, простое человеческое счастье.

    

Да, за счастье можно посчитать и выезд с друзьями на природу «на шашлыки», веселое хмельное застолье, близость с красивой женщиной… А для кого-то счастье – переночевать зимой в теплом доме, на кровати, а не в подвале, найти на свалке вполне приличную одежду, и просто – сытно поесть сегодня.

Мера счастья у каждого своя. Но у всех «видов счастья» есть общее – одномоментность, фрагментарность.

Мера счастья, повторюсь, у каждого своя. Объединяет все «виды и роды счастья» одно – одномоментность, фрагментарность, нечастость. Счастье – это, я бы сказал, пик, вершина радости. Это нечто чувственное, то, что мы можем осязать органами чувств или переживать душой. Но всё равно – счастье, как любой всплеск, вспышка, волна, сходит на «нет», угасает. И жизнь привычно входит «в берега». Значит ли это, что и блаженство (как синоним счастья) столь коротко? Но ведь Господь нам обещает вечное блаженство, то есть непрекращающееся, не угасающее ни на минуту! Как это? Наверное, все-таки счастье и блаженство – не одно и то же. А что же? На что равняться? Есть другое понятие, которое, думаю, стоит ближе к блаженству – «радость».

«Радости жизни» – истинные и мнимые

Радость воодушевляет человека, наполняет его позитивом. Радостей в жизни много больше, чем «чистого» счастья, потому что радость может быть «растянута» во времени. Например, радость от интересной работы или учебы, радость общения с близкими по духу людьми, радость от возможности самореализации. Пессимисты, правда, пытаются нас убедить, что в нашей жизни радостей мало и больше печальных моментов. Но тут, опять же, всё зависит от человека, к чему он больше стремится – к радости или к печали? Понятно, что радость – явление внутреннего порядка, она зависит от настроя, от отношения: к миру, к людям, к себе.

Современный мир предлагает человеку в качестве «источников радости» развлечения.

Хотя источники радости чаще всего находятся вне нас, уметь радоваться – великий дар. Мы еще поговорим о нем. А пока хочется поразмышлять о «мнимой радости», «мнимом счастье», которые нам вовсю продвигает индустрия. Я уверен, современный высокотехнологичный мир навязывает человеку «пилюли счастья», предлагая в качестве «источников радости» развлечения. Люди так устроены: мы тянемся ко всему новому. Человек испытывает постоянную потребность в новых впечатлениях, новых эмоциях. И для миллионов людей источником этих эмоций и связанного с ним «кайфа» являются развлечения.

Фактически индустрия развлечений, а с нею – махина средств массовой информации, новинки потребительских товаров и прочее – предлагают человеку «счастье в целлулоидной упаковке». Хозяева индустрии давно смекнули, что на стремлении человека к новым эмоциям и радости, связанной с ними, можно делать огромные деньги.

Вот откуда на киноэкранах каждую неделю появляются блокбастеры со всё более умопомрачительными спецэффектами.

Вот откуда соревнование телеканалов во всё более немыслимых проектах: увлечь телезрителя, которому уже приелся стандартный набор «секс-кровь-смех» и который ждет от телеэкрана новых, неведомых ему развлечений.

Вот откуда столько онлайн- и обычных компьютерных игр.

Вот откуда столько разрекламированных товаров-новинок, которые миллионы людей стремятся поскорее купить, чтобы получить очередной «укол счастья», «укол радости». Да, это «лекарство» действует недолго, эмоции быстро стихают, «новое» становится «старым» и… бег по кругу продолжается.

Неужели райское блаженство будет похоже на описанный процесс поглощения новых впечатлений, эмоций, «радостей»? Конечно, нет! Задача теневых хозяев современного мира – как раз отвлечь как можно больше людей от мыслей о Том мире, о рае, Царстве Небесном. Нам предлагают грубые суррогаты радости и счастья, мишень которых – тело, телесные чувства, страсти и похоти. Бессмертная душа и дух человека не интересуют предприимчивых дельцов. Всё нацелено на одну идею: человек, ты живешь здесь и сейчас, в этом материальном мире, другого мира нет и не будет, так что бери от жизни всё! Блаженствуй, пока жив! «А когда я умру?» Давайте не будем говорить о плохом…

Нет, блаженство Тамошнего мира будет иметь совсем иной характер. Попробуем представить, какой…

Всегда радуйтесь!

Мы не сможем войти в радость вечного Царства Божия, если не научимся радоваться здесь, на земле.

Мы веруем в Бога и Богу сердцем, душой. Но если рассуждать даже логически, то получается, что мы, живые люди, не сможем войти в радость вечного Царства Божия, если не научимся радоваться здесь, на земле. Как было сказано выше, радость может быть разной. Та радость, которая нам жизненно необходима для спасения, должна быть связана с Богом, с Небом, с раем. Вот тут-то мы и подходим к заданной теме: возможно ли представить будущее вечное блаженство? В полной мере, во всей своей силе – нет, не можем, поскольку нам это не позволяет тело. Но предощутить ее – попробуем.

Чему же нужно радоваться? Апостол Павел, на которого мы ссылались в начале этой статьи, сказал удивительные слова, которые считаются прямым указанием к правильной христианской жизни: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 16–18).

О какой радости говорит Апостол? Я разумею так: радости о всякой твари и творении Божием. Как прекрасен созданный Богом мир, наша Земля, Луна, Солнце, звезды, Вселенная! Оглянись, человек, вокруг, присмотрись к тому, что тебя окружает: пчелам, ласточкам, кошкам, щенкам, бабочкам, листикам, благоухающим цветам. А как причудливы и сказочно красивы облака, неторопливо плывущие над головой! Если выехать за город, то всему можно удивляться и восхищаться: горам, речушке, морю, лесу, полям. Как тут не возрадоваться, не возликовать о красоте земного мира!

Откуда же взяться радости в сердце человека, если формально «меня это дерево не касается», «облака вообще недосягаемы», «мне дела нет до этой синички или пчелы»? Действительно, так думают многие, поэтому не умеют радоваться обыденным, как им кажется, вещам. А если посмотреть по-другому? И дерево, и облако, и синичка, и пчела – это творения Божии. В них, как в зеркале, отражается невидимый премудрый Творец. И если научиться искренне радоваться этим творениям, то в душе будет рождаться славословие Господу за эту земную красоту. И Господь тут же откликнется, наполнив душу неземной радостью – радостью о Нем. В ответ захочется возблагодарить Его – за дар жизни, за здоровье, за возможность созерцать созданную Им красоту, радоваться ей. Видите, как быстро исполняется повеление святого апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите». Одно идет за другим, рука об руку.

Гоняемся за экстремальными удовольствиями, ищем острых переживаний, именуя их «счастьем», а счастье – оно ведь рядом.

В суете повседневной беготни мы разучились вот так, искренне радоваться. Утром проснулся: «Слава Богу, жив, могу увидеть это солнце, могу встать на свои ноги, могу пойти, куда хочу». Казалось бы, мелочь, пустяк. Но ведь полотно жизни нашей соткано из этих мелочей и пустяков. Мы гоняемся за каким-то немыслимыми, экстремальными удовольствиями, ищем новых острых переживаний, которые почему-то именуем «счастьем», а простое, обыденное счастье – оно ведь рядом. Нужно только захотеть увидеть его, обрести его, прочувствовать его.

Поцеловал жену перед уходом на работу, потрепал вихрастую шевелюру сына – скажи сердцем: «Слава Тебе, Господи, за эту тихую семейную радость». Увидел нищего на улице, положил ему в протянутую руку 5–10 рублей, или булочку, или печенье: «Слава Тебе, Господи, за радость служения ближним». Удалось сегодня кому-то оказать милость, помочь, поддержать: «Благодарю Тебя, Господи, за братьев Твоих меньших, которыми Ты посетил меня сегодня». Здоров? «Слава Тебе, Боже, за дар здоровья, за дар свободного дыхания, за дар нормального пищеварения». Встретил одаренного добром и светом человека? «Слава Тебе, Иисусе Христе, за встречу со светом Твоим…»

Большая беда наша в том, что в стремительной погоне за земными удовольствиями и ширпотребовским счастьем мы не замечаем этих вещей. Углубленные в себя, в свой «волшебный внутренний мир», мы не видим красоту облаков, не слышим аромата распустившейся розы, не чувствуем теплого дыхания летнего ветерка, не понимаем, а зачем мы вообще здесь, на земле… А ведь понимание смысла жизни, своего высшего предназначения – великое счастье, открывающее человеку двери в невидимый огромный мир, в котором наш, земной мир – пылинка.

Вечное блаженство

Если мы научимся видеть отражения Творца в созданном Им мире, если мы всей душой полюбим эти отражения, и через них – Бога, нам захочется увидеть Самого Творца – и в этом будет заключаться вечное блаженство в мире, где мы будем видеть Его «лицом к лицу» (1 Кор. 13: 12).

Если мы научимся жертвенно любить ближних, отдавать всего себя ради блага ближних, то войдем в вечное блаженство общения с Тем, Кто из любви к нам пожертвовал Собою, отдал всего Себя ради нашего блага.

Если мы научимся радоваться о Господе, обращать к Нему свой благодарный мысленный взор всякий раз при соприкосновении с добром, любовью, благостью, совершенством, которыми полон наш мир, то войдем в вечную радость добра, любви, благости, совершенства в Том мире, ибо именно ею «дышит» Тот мир, имея источником любви и добра Самого Бога.

Если мы посвятили жизнь поиску правды и истины, жаждали и алкали этой правды и истины, если научились находить эту правду и истину единственно в Боге – то в жизни будущего века войдем в полное обладание этой правдой и истиной, что принесет, само собой, блаженство, по слову Спасителя: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5: 6).

Если мы искали свет в этом погруженном во мрак греха мире и радовались, находя свет в сердцах добрых людей, посвятивших жизнь другим Христа ради, свет в своих добрых делах – то в Царстве Небесном войдем в вечный свет жизни, свет Христов, по слову Его: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12).

Если мы находили утешение и радость в молитве к Господу, Божией Матери, святым, ангелам, то в Горнем мире эта радость останется с нами, усиленная в неисчислимое число раз, ибо мы будем лицезреть тех, к кому мы на земле изливали свою душу. И сама молитва будет доставлять великое наслаждение.

Логичный итог праведной жизни

Блаженство будет усиленным в миллионы раз состоянием души человека, которого она достигла добродетельной жизнью на земле.

Таким образом, как мне кажется, райское блаженство не станет для верующей, любящей Бога души каким-то совершенно неожиданным, свалившимся из ниоткуда счастьем. Скорее всего, это блаженство будет усиленным в миллионы раз состоянием души человека, состоянием, которого она достигла добродетельной и благочестивой жизнью на земле. Не зря же все святые в один голос говорят, что земная жизнь – это подготовка к вечной небесной жизни.

Да, нужно покаяние, ибо мы ежечасно впадаем в грехи, нужно очищение, ибо ничто нечистое не войдет в Царство Небесное (см.: Откр. 21: 27). Нужна борьба со своим «ветхим» человеком ради человека нового, обновленного благодатью Христовой. И крайне нужна нам радость о Господе – предвестница вечной радости, вечного блаженства жизни с Тем, к Кому были устремлены все чаяния и надежды, Кому была посвящена земная жизнь, Кем живились душа и тело.

Трудно приобрести эту искреннюю радость, ибо много зла в мире, да и сатана сильно мешает. Но если ее стяжать, если припасть всем существом своим к Творцу, всюду искать Его волю и исполнять ее, всюду видеть Его благой Промысл и Его созидающую руку – то райское блаженство начнет разливаться в сердце еще при земной жизни.

А как призовет нас к Себе Господь наш Иисус Христос, как покинем мы этот временный мир и эту тленную телесную оболочку, то вступим в блаженство обладания сокровищем, которое мы собирали на земле – день за днем, милостью за милостью, молитвой за молитвой. Дай, Господи, нам вечное блаженство Твое, Источник которого – Ты, Господи!

Лоно Авраамово. Деталь иконы "Символ веры" из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, 1680-е годы Лоно Авраамово. Деталь иконы "Символ веры" из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, 1680-е годы     

Артемий Слёзкин

15 августа 2014 г.

Смотри также
Божьи богатства. Часть 1 Божьи богатства. Часть 1
Архим. Андрей (Конанос)
Божьи богатства. Часть 1 Божьи богатства. Часть 1
Архимандрит Андрей (Конанос)
Бог может дать нам многое, но мы этого не принимаем.
Об истинном счастье христианина Об истинном счастье христианина
Митр. Давид (Качахидзе)
Об истинном счастье христианина Об истинном счастье христианина
Митрополит Давид (Качахидзе)
Творец дал человеку три основных дара: разум, сердце и волю – и обязал, чтобы человек эти дары направил к Нему – как к единственному неиссякаемому источнику счастья.
Вопросы об аде и рае Вопросы об аде и рае
Иером. Кирилл (Зинковский)
Вопросы об аде и рае Вопросы об аде и рае
Иеромонах Кирилл (Зинковский)
Опасно мечтать о получении в будущей жизни эдакого лёгкого, среднего местечка, ради которого не нужно особо напрягать свою волю. Человек и так слишком расслаблен духовно. Святые Отцы говорят о разных обителях в раю и аду, но тем не менее ясно свидетельствуют о чётком разделе на Суде Божием, которого никому не избежать.
Комментарии
Надежда19 августа 2014, 21:39
Хорошая статья.
natalja18 августа 2014, 00:45
Такая замечательная и утешительная статья У меня недавно умер муж и такие статьи дают мне надежду , и радость Что наступит время и мы встретимся все в Царствии Небесном у Бога нашего Иисуса Христа!
Trololo17 августа 2014, 12:51
Спасибо за статью, как верно там всё написано!Вчера взяла с книжной полки книгу о.Тихона "Несвятые святые" и прочитала знакомые первые главы-такая радость...Храни вас, Господи!
Алевтина16 августа 2014, 00:50
Замечательная статья,я впервые встретила разделение на два понятия "Царствие Божие" и "Царствие небесное".Как это правильно для православного мировоззрения! Очень важно,что Божие царство ,т.е. радость о Господе может быть доступно нам в нашей земной жизни - когда БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ касается нашей души! Но это всегда длится небольшое время,нам как бы приоткрывается окно в рай.Воспоминания об этих чудных мгновениях долгие годы согревают душу,хочется пережить их снова и снова. Возникает стремление сделать свою земную жизнь чище,светлее,добрее,чтобы заслужить ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ после своей кончины.
Моей тете Марии перед самой кончиной было во сне показано место,куда попадет ее душа, она,будучи в полном рассудке, сказала утром,что сегодня умрет,что видела во сне необыкновенную красоту загробного мира.Это было на Светлой седмице.Но по ее словам,в этот день ей "помешали помереть", на следующий день,она попросила оставить ее одну и через 20 минут отдала Богу свою душу. Она говорила,что нет слов передать,как там красиво, какая там трава зеленая! Христианская кончина живота нашего - путь в Царствие небесное.
Нина Фатеева15 августа 2014, 19:02
В Светлую Седмицу была в Голосеево (Киев).Можно было звонить в колокола...На колокольню взобралась совсем старушка ( сравниваю , с собой , старушкой). Когда ее голова показалась в отверстии , молодая девушка помогла ей вылезти. И эта бабуля , подойдя к перилам колокольни от радости и ликования стала петь и славословить Господа ! А перед нами растилались бескрайние зеленые просторы.Радость ее передавалась и нам. С виду человек - простой , но какой богатый и счастливый душой. Спасибо за статью , еще раз вспомнила этого человека...
Лишний раз убеждаюсь в том , что если человек не встретился с Богом , то в возрасте - весь ''молодежный запал'' проходит , а другой , настоящей радости -не обретается ( вижу по своим родным и знакомым - многие в мире ином...). А их дети задают вопрос : в молодости был ''один'' а к старости - все растерял...
Светлана Коновалова15 августа 2014, 14:54
Благослови Вас Господь!
читатель15 августа 2014, 14:09

Цель жизни настоящего христианина -- Сам Бог.
Для настоящего христианина Бог -- это цель, а не средство к благоденствию. Но многим именующим себя "христианами" Сам Бог не нужен.

Душа настоящего христианина ищет Бога. Рай -- это восстановление богообщения, о чём и читаем в ежедневных молитвах:
"...в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость ЗРЯЩИХ ТВОЕГО! ЛИЦА! доброту неизреченную. "
Ольга15 августа 2014, 12:11
Только в «великом и могучем», богатом на слова русском языке существуют два термина – «блаженство» и «счастье», означающие одно и то же понятие. У греков – это одно и то же.
В земной жизни полного блаженства в христианском понимании этого слова не бывает. А.С. Пушкин правильно написал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…». Чем ближе к Богу человек, тем более он счастлив. Но нам, грешным, это не дано. Лишь в Раю возможно это состояние. И к святым в лике «блаженный (ая)» праведный человек причисляется лишь после земной жизни.
светлана15 августа 2014, 11:27
Спаси Господи! А меня смущала моя любовь к природе - я думала,если этот мир так прекрасен,как же прекрасно Царство Небесное! Ведь часто призывают отвратиться от этого мира,не привязываться к нему. Вы меня утешили. Надо,наверное, своей душе тоже доверять.
Лилия15 августа 2014, 11:17
Милый Артемий!
Благодарю Вас за чудесную статью!
Читая написанные Вами строки, на ум постоянно приходили строки из акафиста "Слава Богу за всё"!
Низкий поклон Вам и доброго здравия!
Марина15 августа 2014, 10:10
Очень хорошая и полезная статья . Господи, прости грехи наши! Спаси и сохраниа!Слава Богу за все!
Турок_Православный15 августа 2014, 09:18
Слава Тебе Господи за все!!! Прости нас грешных.
Автору огромное спасибо за замечательную статью.Сколько в ней света и истины. Пускай пребудет с вами Господь. Всех благ!
mila t15 августа 2014, 05:37
Низкий поклон вам отче святый
очень важно мне и поучительно
читать надо мне и перечитывать
чтобы изменить себя
ГОСПОДи создавый мя и помилуй
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×