Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.

Духовная импотенция

Всмотритесь внимательно в своих соседей, да и в самих себя – верим ли мы в то, что окружающий мир можно положительно изменить? Предпринимаем ли для этого хоть какие-нибудь попытки? А виноваты в этом то Путин, то Запад.

Теперь на фоне той страшной катастрофы, которая происходит сейчас на братской Украине, многие глубокомысленно рассуждают о том, с чего все началось у них там и с чего все начнется (а может, уже и началось, упаси Господи) у нас здесь.

«Старшее поколение прошляпило возрождение самого настоящего фашизма в их родной стране»

Я согласен с очень многими тезисами, излагаемыми разного рода патриотами – и самыми левыми, и крайними правыми – всеми теми искренними людьми, кто не продался в прямом и переносном смысле бунинскому аллегорическому «господину из Сан-Франциско», который сам, скорее всего, за свои многие беспринципные злодеяния, коим нет числа, весьма скоро сыграет в ящик.

1

Экономика, энергоресурсы, геополитика и многие другие направления, в контексте которых маститые эксперты разбирают причины нынешних и грядущих катаклизмов, бесспорно важны.

Но мне бы хотелось поделиться личным наблюдением о небольшом аспекте бытия нашего современного общества, который как-то упускается из виду, хотя без него, уверен, нет нам спасения как гражданам самостоятельного и процветающего государства.

Одна из главных проблем, на мой взгляд, очень проста: подавляющее большинство наших соотечественников воспринимает себя как некий объект, на который кто-то воздействует, помещая его в ту или иную ситуацию, создавая ему определенные условия бытия и очерчивая ему его жизненные горизонты. И крайне редко сегодняшний человек ощущает себя хозяином своей судьбы, могущим исправить что-то в своей жизни и в жизни своего села, города, а тем более целой страны.

Всмотритесь внимательно в своих соседей, да и в самих себя – верим ли мы вообще в то, что окружающий мир можно положительно изменить? Предпринимаем ли для этого хоть какие-нибудь попытки? Увы, чаще всего нет. Молодежь – ужасно глупая и невоспитанная, цены – растут, по телевизору – одну гадость показывают, и везде, куда ни глянь, это коварное правительство, олигархи, и, конечно же, лично он – Путин...

2

Совсем недавний пример из моей практики. Село, где я сейчас провожу свой отпуск, по ночам сотрясают децибелы ночных дискотек, проводимых местной и приезжей молодежью в самом его центре, рядом с ДК. Выглядит это так: приезжает «джигит» на автомобиле с усиленными динамиками и врубает «музыку», от которой сотрясаются все близлежащие строения в радиусе полукилометра. «Музыку» сопровождают неистовые вопли, в которых невозможно угадать – зовет ли подвыпивший человек на помощь или это он так радуется.

Стонут от ночных сборищ все: не только местные бабки и дедки, но и немногочисленная работающая молодежь, приезжие дачники и даже собаки, полуночный вой которых кажется, по сравнению с творимой какофонией, драматично-возвышенной арией князя Игоря из одноименной оперы.

Наутро у честных граждан волна негодования, или же грустная констатация вслух факта: как ныне все плохо, особенно с подрастающим и уже подросшим поколением. Непременно скажут: «Время такое – страну разворовали, молодежь запустили». Ну и дальше – про злых людей да прочие непреодолимые обстоятельства, жертвой которых и стал наш исстрадавшийся народ...

А сами-то вы что сделали, чтоб жизнь была спокойней? Элементарно сходили бы да попросили сделать потише, ан нет – все отсиживаемся и больше, чем на брюзжание, нас не хватает.

3

Меня вот недавно допекло, и около двух ночи, в самый разгар веселья, я, надев рясу с крестом и отринув жену, выбежавшую за мной в темноту с причитаниями, что она не желает оставаться вдовой с тремя детьми, пошел в самую гущу событий провести краткий импровизированный митинг, в котором вежливо изложил все претензии, попутно попросив хотя бы сделать потише.

И что же? Без единого слова супротив не только сделали потише, но через полчаса и вовсе разошлись. Вот, оказывается, проблема-то как просто разрешается: вежливо попросил – и воцарился порядок.

Допускаю, что все могло пойти по другому, менее оптимистичному сценарию, при котором ночные хулиганы могли, например, нагрубить, или даже вдарить «по мордору», но моя совесть была бы чиста – я хотя бы попытался повлиять на ситуацию, уберегая сон своих младенцев. А если бы каждый раз к «тусовщикам» кто-то выходил и взывал к сочувствию, апеллировал к нуждам старшего поколения в покое и тишине? А если бы все окрестные жертвы «стеклотрясения», собравшись вместе, еженощно бы выходили к «меломанам»?

Это, кстати, вообще отдельная тема – сейчас, кроме родителей, рядом с современной молодежью фактически не встретишь человека, могущего вовремя сказать простые и отрезвляющие слова, которые в определенных обстоятельствах могли бы уберечь от беды.

Я абсолютно уверен: при вежливой (что очень важно) настойчивости любая подобная ситуация уж если бы не разрешилась, то в любом случае сдвинулась бы от хаоса в сторону гармонии. И это лишь небольшой пример того, как, почувствовав себя субъектом, творящим свое бытие, но не объектом чьего-либо воздействия, можно добиться хорошего результата.

Другой пример – тоже из последних, летних наблюдений. Вот уже два раза за лето в русской глубинке встретил я дивно благоустроенные места для отдыха на берегу реки. Рядом село с загаженными улицами, а на берегу чистота, глубокие ямы для мусора, периодически кем-то сжигаемого, лавочки, столы, умывальники из баклашек, плакаты о пользе чистоты... Спрашивал местных: что за диво? Один раз мне ничего толком не объяснили, в другой – указали на один-единственный дом: там, мол, живут московские дачники – они и убирают, и даже песок прицепом возят. А могли бы спокойно сидеть да ругать «сельское быдло»...

4

Мой очень хороший друг – украинец, рассказывал мне недавно, как старшее поколение прошляпило возрождение самого настоящего фашизма в их родной стране. Они попросту старались или вовсе не замечать, или сильно приуменьшать проблему национализма, сравнивая молодых бандеровцев с вполне безобидной субкультурой типа хиппи или эмо (хотя и безобидность этих субкультур – еще большой вопрос).

Ну а когда эту проблему уже никак нельзя было игнорировать, они ограничились лишь тем, что стали поносить власть имущих, начиная от Горбачева и заканчивая нынешним Порошенко.

Теперь вот под руководством отъявленных бандитов граждане в погонах, часто не разделяющие их убеждений, став жертвами новых обстоятельств, вынуждены стрелять по жилым кварталам – по женщинам, старикам и детям. А когда стреляющих, уже плененных, спрашивают: «за что?» и «почему?», то они, понурив головы, отвечают: мол, боялись ослушаться приказа, а то посадят; то есть читай: «Я жертва насилия бандеровцев и ответственности ни за что не несу».

***

С такой вот духовной импотенции, при которой человек считает, что это нормально – плыть, аки нечистоты, по течению, куда бы оно ни несло, всегда начинается любая социально-политическая катастрофа. Ей же она и заканчивается, подытоживая полное уничтожение нации. Главной причиной этого недуга служат, на мой взгляд, совершенно размытые представления о добре и зле. Одним словом – отсутствие духовного стержня в душе человека, да и во всем обществе.

Так что теперь самое время говорить не столько о политике и экономике, сколько о личной ответственности каждого за существование своей малой и большой Родины. И всякое наше разглагольствование о судьбах Родины и о коварстве Запада должно предваряться именно этими размышлениями о том, чем лично я смог противостоять хаосу и что я для этого предпринял.

Если этого не сделать, то никакое импортозамещение, которое так радостно сейчас обсуждают отечественные производители и эксперты, не поможет. Как зарастали наши поля и головы сорняками, так и будут зарастать. Как запускали мы нашу молодежь, отдавая ее наркоте, субкультурам, телевизионной попсе и даже нацистам, так и будем запускать.

Рейтинг: 10 Голосов: 12 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Михаил 9 сентября 2014, 02:11
Нужно быть хозяином свой судьбы. И своей жизни, всё правильно, очень важные и нужные слова, почаще бы нам это вспоминать. Мы хозяева своей жизни, она наша, а не каких-то там бесов, всяких людей, которые предъявляют права на нас и наши души и наши мысли и проч.
Пример с московскими дачниками характерен.
Ну есть у тебя лишняя тыщща - ну найми ты бичей, да пусть уберут вокруг дома-то. И им хорошо и люди рады.
Я давно всем говорю - главное рулить самому своей жизнью. Быть хозяином, чтоб не тебя "делали", а ты делал, с радостью, как власть имущий, а не как раб подневольный. Твоё ж оно всё.
Вот этот дачник - хозяин.
Это отношение к жизни. Один идет на работу как невольник, через силу, ненавидя и получается, что это работа его работает, она не его - чужое пашет. На дядю.
Другой бежит бегом, даже иногда спит там, иногда и без выходных, он рад! Оно его. Он работает это "поле", потому как своё. А твоё всё, что тебе Господь дал. Что Бог дал - твоё.
Ирина20 августа 2014, 15:41
Помню, что во времена моего детства, если ребенку делал замечание кто-либо из посторонних, родители его благодарили...
Ирина20 августа 2014, 14:21
Живу в многоквартирном доме и шум по ночам во дворе бывает часто. Спать невозможно, но никто и никогда не выйдет и не попытается решить эту проблему. Будут ныть у себя на кухне, или, максимум, крикнут матом в форточку. Приходится мне, женщине, идти среди ночи и разбираться. Страшновато конечно, но и терпеть этот бардак не собираюсь. Но, все таки, больше обидно не за молодежь, а за тех мужиков, которые прячутся у себя дома под плинтусом и не хотят ничего предпринимать.
Леонид (Киев)18 августа 2014, 23:43
Спаси Господи, батюшка! Правильная статья. А за Украину слово скажу: нет тут фашизма. Приезжайте - убедитесь.
А война есть, еще страшнее, брат на брата. Кто Каин а кто Авель? Бог нам судья.
Наталья18 августа 2014, 22:09
Все правильно, батюшка! У нас тоже была дискотека под окнами (детская спортивная площадка в школьном дворе), - это молодые люди тренировались на снарядах по ночам. А на просьбу сделать потише просто собрались и уехали.
А сейчас в школе сделали забор и ворота и просто так никто не заезжает и не шумит.
Когда берешь на себя ответственность за что-то или кого-то - то все по другому видишь и делаешь.
Наталья
Надежда18 августа 2014, 21:52
Замечательный труд -эта статья. В ней правильно написано о размытых представление о добре и зле, об отсутствии духовного стержня в душе человека. Больно осознать, что запущена наша молодежь и мы с ними. У нас все больше кичливости , чем кротости и попадаем все больше под горячую руку. По незнаниям.
иеромонах Авель18 августа 2014, 16:47
Надежде:
Всё дело в кротости, просьба -- не считает объект обращения своей собственностью, потому там нет требования... Это со временем становится понятным. Даже надо уметь изложить свои размышления не как чеканное продуманное требование, а как (продуманный) совет для общей пользы. Опять же, надо знать время и место, а то можно и под горячую руку попасть...

А статья хоршая...
Анна18 августа 2014, 16:37
Огромное спасибо, батюшка Димитрий! Все точно, только каждый сам по себе может что-то изменить в этом мире, хотя бы даже в своем подъезде.
Марина Кинёва18 августа 2014, 15:18
Замечательная и очень точная статья. Спаси, Господи, батюшка!
Надежда18 августа 2014, 15:17
Какое огромное спасибо, за статью! Вроде все мы знаем, что надо начинать с себя, но увы... Я сколько раз себя ругала и даже на исповеди каялась, что до всего мне есть дело. То мамочек с пивом на детской площадке воспитываю, то мужиков там же, матом чужих детей воспитывающих. И в общем-то, вроде все правильно делаю, а на душе как-то неприятно и не только от того, что чаще посылают далеко, а просто руки опускаются. Что-то, я неправильно делаю. Батюшка говорит что замечания надо делать с любовью, а вот с ней-то, как раз не всегда получается. Вот теперь вообще перестала делать кому-то замечания. А тем более, у нас в Одессе, сейчас можно за это и нарваться на большие неприятности. Вот как-то так. Да еще и близкие волнуются. Извините, что многословно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Священник Димитрий Фетисов

Новые материалы

Выбор читателей

×