В очередном выпуске авторской программы «Слово пастыря», вышедшем в эфир 6 сентября 2014 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отвечает на вопрос телезрителя о месте России в современном мире.
Доброе утро, дорогие телезрители!
Хотел бы ответить на один вопрос, который сформулирован нашим телезрителем Михаилом Александровичем Головановым из города Геленджик Краснодарского края. Этот вопрос так или иначе сегодня задают многие, потому что по известным причинам, связанным с положением на Украине, этот вопрос все чаще и чаще интерпретируется как сугубо политический, и как таковой он рассматривается в различного рода аудиториях, как понимающих суть этого вопроса, так и просто использующих саму идею, заключенную в этом вопросе, для достижения своих корыстных целей.
Этим предисловием к зачтению вопроса я бы хотел обозначить его актуальность и важность. А вопрос такой: «Скажите, пожалуйста, Ваше Святейшество, что такое Россия? Это цивилизация, как считают некоторые мыслители, или это историческое понятие? Должна ли Россия сказать какое-то последнее слово, окончательное, как говорил Достоевский, о мире, или она уже все сказала и теперь надо помалкивать?»
Россия — это страна, особенно в нынешних границах — Российская Федерация как часть некогда великой Российской империи — это современная демократическая страна европейского типа. Ее отличают от других стран наличие многих национальностей, различных религий; но самое главное, что отличает Россию, от других стран, это ее история, ее традиция и система ценностей, которые в этой стране по милости Божией сохранились.
Но если говорить о цивилизации, то Россия принадлежит к цивилизации более широкой, чем Российская Федерация. Эту цивилизацию мы называем Русским миром. Одно это понятие — Русский мир — выводит из себя наших противников, в том числе и те националистически настроенные силы на Украине, которые пытаются в России видеть врага, а в Русском мире — страшную политическую доктрину, направленную на ограничение суверенитета Украины, на порабощение Украины Россией. И уж как достается всем, кто смеет употребить одно только словосочетание Русский мир!
Сейчас приходят трагические сведения о том, что иногда, допрашивая людей, эти люди из иного лагеря, которые не приемлют понятия Русский мир, спрашивают, искушая человека, не являешься ли ты сторонником Русского мира? И если тот мужественно отвечает, что да, его уничтожают. Ну а если сил не хватает сказать «да», человек молчит или говорит что-то, что приятно услышать истязателям.
Мне многократно приходилось говорить на тему Русского мира. Но в этот раз я начну с хорошо всем известного примера — с «Повести временных лет», первой сводной русской летописи. Это наш исторический хронограф, как говорят, важнейший источник национальной истории. Летопись была написана не в Москве, как вы понимаете, которой тогда не существовало, не в Санкт-Петербурге, который тем более не существовал тогда, а была написана в городе Киеве, в Киево-Печерской лавре. И начиналась она словами: «Откуда есть пошла русская земля…». И никто в Киеве не называл себя украинцем, а все называли себя русскими, русичами. Так называли нас и древних наших предков и византийцы — руссы. Когда россы — так звучало по-гречески — наступали на Константинополь в качестве врагов, ибо были в то время язычниками, то произносили эти слова со страхом, молились Господу, чтобы россы не вошли в Константинополь. Не было другого наименования у людей, живших в Киеве и по всем просторам тогдашней Руси. Вот оттуда Русский мир, от летописи нашей, от преподобного Нестора летописца.
Но наименование «русский» сохранилось не повсеместно. В основном это слово употребляется по отношению к тем жителям Руси, которые располагаются и располагались ранее на Севере, Северо-Востоке, Северо-Западе. Но есть и в южных частях те, кто до сих пор называет себя русскими или русинами. Это те, кто живет в Закарпатье. И название это не сегодняшнее, не политизированное, а древнее, с тех самых летописных времен.
Русский мир — это не мир Российской Федерации, это не мир Российской империи. Русский мир — от киевской купели крещения. Русский мир — это и есть особая цивилизация, к которой принадлежат люди, которые сегодня себя называют разными именами — и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому миру, но которые восприняли культурную и духовную составляющую этого мира как свою собственную.
Поэтому Русский мир — это цивилизационное понятие. Оно не политическое, как бы ни хотели превратно толковать это сегодня некоторые люди в угоду своим собственным политическим интересам. Русский мир — это и духовное, и культурное, и ценностное измерение человеческой личности. Русские, даже которые именуют себя русскими, могут к этому миру и не принадлежать, потому что говорить на русском языке или понимать русский язык — это не единственное условие принадлежности к Русскому миру. И мы знаем, что очень многие не связывают себя ни с русской традицией, ни с духовностью, ни с культурой, а живут иными взглядами, убеждениями и теряют связь со своей собственной цивилизацией.
Но в современном глобализирующемся мире очень важно оберегать свою собственную цивилизацию, потому что если она исчезает, то пропадает огромная часть всемирной культуры и общечеловеческой цивилизации. А почему? А потому что все эти цивилизационные модели, которые существуют сегодня, — и модель западноевропейская, которая вышла из латинской культуры (в свое время эту цивилизацию называли римским миром; это был Рим, это была его культура, принявшая христианство), и другие мощные цивилизации — арабская, исламская, китайская, индийская — все они и составляют красоту и многообразие общечеловеческой цивилизации. И если кто-то скажет, что восточные славяне, объединенные единой верой, единой исторической традицией, не имеют права на свой духовный и культурный мир, то разве только какими-то политическими предпосылками можно объяснить такой абсолютно неправомерный подход к самой возможности для братских славянских народов иметь общее духовное и культурное пространство.
Сегодня действительно идет борьба за это пространство. Если мы говорим сегодня об этом, то, конечно, это наше заявление проистекает от актуальности того, что сейчас именно происходит. Но если посмотреть на историю, то ничего нового не происходит. Не всегда были мирными отношения между цивилизациями. Мы знаем, что часто их границы обагрялись кровью. Нам, правда, казалось на исходе ХХ века, что наступило время мирного сосуществования этих цивилизаций. И когда некоторые футурологи, западные ученые стали говорить о войне цивилизаций, то, может быть, с наибольшим протестом эту концепцию войны цивилизаций восприняли именно у нас, в славянском мире. Потому что совершенно чужда нашему мировосприятию всякая война с людьми иных взглядов и иных убеждений, ибо в центре цивилизации, к которой мы принадлежим, — евангельские ценности или, для тех, кто Евангелие не принимает, относясь к иным религиям, ценности их собственной религии, которые во многом в нравственном плане пересекаются с евангельским посланием.
Это религиозное измерение Русского мира является источником миролюбия наших людей. Непросто сегодня хранить эти ценности. Но нужно понимать, что без этих ценностей не будет существовать ни русский, ни украинский, ни белорусский народ, а все будет переплавлено в некоем котле цивилизаций. Есть такая концепция — плавильный котел — все переплавить, чтобы достичь мира. Но не получается. И пример современной западной цивилизации, которая встала на путь этого плавильного котла, убеждает нас, что ничего в этом котле не переплавляется, а сохраняются и противоречия, и проблемы. И люди, несогласные быть переплавленными с другими, стремящиеся сохранить свою самобытность, борются против этой страшной перспективы раствориться в одном общем пространстве.
Итак, сохранение цивилизаций, в том числе Русского мира, — это наша общая задача. Не для того, чтобы воссоздавать какие-то политические конструкции, строить новые империи, создавать военные блоки, совсем не для того. А для того, чтобы хранить величайшее наследие, которое мы получили от наших предков.
На этом я прощаюсь с вами. Божие благословение пусть пребывает со всеми, кто нас смотрит, а также с теми, кто, может быть, нас и не смотрит, но кто в этом благословении нуждается.