Остановимся лишь на некоторых примерах из удивительной жизни великого служителя Божественного Промысла. Уже само наименование святого Боговидцем говорит нам о многом. В Священном Писании Ветхого Завета Бог предстает перед нами как грозный и всемогущий Правитель мира. Его слава устрашала людей, они боялись приблизиться к месту Его явления. Вот как говорится об этом в Писании: «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее» (Исх. 19: 16–19). Эти картины явлений Божественной славы могут показаться действительно устрашающими и весьма далекими от реалий Нового Завета. Однако внимательный взор видит в них явление Того же Бога, Который намного позже придет в мир, чтобы явить глубину Своего милосердия падшему человечеству. Ведь на самом деле удивительно, но в центре этих величественных картин, когда «молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет; горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли» (Пс. 96: 4–5), на переднем плане – встреча человека с Богом. Казалось бы, кто может услышать слабый голос косноязычного человека на фоне подобных величественных явлений природы. Но Священное Писание заключает рассказ недвусмысленно: «Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом» (Исх. 19: 19). Перед нами действительно поражающая величием и глубиной смысла картина любви Творца к Своему созданию. Господь является в грозном блеске Своей славы, но является для того, чтобы услышать голос человека, чтобы ответить ему. И это воистину достойное Бога свидетельство глубины Его сострадания и милосердия к нам. Ведь «Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами. В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же; Его – море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его» (Пс. 94: 3–5). Но когда люди пренебрегли Своим Создателем и достойны были самого страшного наказания, то одно покаянное слово верного раба приклоняет гнев Божий на милосердие: «Народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32: 31–32), – обратился Моисей к Богу и… был услышан!
Подобные картины самозабвенного предстательства праведника о своем народе, которыми полна жизнь Боговидца Моисея, исполняют нашу душу трепетом и благоговением перед милосердием Божиим. Наш Бог действительно Творец и Вседержитель мироздания. Его слава неизреченна, Его могущество неисповедимо, однако всё это Он словно приклоняет, скрывает, когда перед Ним предстает в смиренном благоговении Его любимое создание. Вот Пророк обращается к Господу с просьбой, которая, казалось бы, поражает своей требовательностью и смелостью: «Покажи мне славу Твою» (Исх. 33: 18). Ответ же Бога исполнен любви и умилительной заботливости. Боговидец просит невозможного, поскольку не может человек увидеть Бога и остаться в живых (см.: Исх 33: 20). Однако Господь не оставляет просьбу верного раба не услышанной и делает всё, чтобы, насколько это возможно для самого человека, исполнить его прошение: «Вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо» (Исх. 33: 21–23).
Мы не должны забывать о великой ответственности, которая лежит на тех, кого слышит Бог.
Действительно, удивительно человеколюбие Божие, удивительно Его внимание к Своему созданию. Среди раскатов грома и величественных картин природных стихий Бог слышит даже самый тихий голос Своего раба, Он готов умалить Свою славу, ограничить всемогущество для того, чтобы привести к Себе человека. Он слышит – и отвечает. Но также Он ждет ответа и от нас. Жизнь Боговидца Моисея показывает нам, что милосердие нашего Творца – это не всепрощающее угодничество, не слепая мягкость. Нет, это нечто другое. Милосердие нашего Бога – проявление Его всемогущества, Его силы и самодостаточности. Он слышит тех, кто с сокрушенным сердцем к Нему взывает, Он проявляет милосердие и любовь к ищущим Его, но Он требует и ответа от тех, к кому обращается. Мы не должны забывать о великой ответственности, которая лежит на тех, кого слышит Бог. Ведь Он также обращается к нам. И Его слово не может быть попрано или пренебрежено. Это слово Творца мира! Таким оно должно остаться и в нашей жизни. И если даже такой великий праведник, как Моисей, не вошел в землю обетованную за опрометчивый ропот (см.: Чис. 20: 10–12), то каков будет суд над теми, кто, приобщаясь Самому Богу, пренебрегает Его словом?..
Ветхозаветные истории и Откровение Иоанна Богослова направлены для устрашения не только древних людей. Царю Ироду ничего не стоило вырезать поколение безвинных детей в возрасте до 2-х лет. В наше время такие "деятели" так же имеются, например в ИГИЛ, или растлители детей в ЕС.
Разве словами о Любви можно остановить Ирода, ИГИЛ и растлителей? Только боязнь гнева Божьего может их остановить. На Его Суде тщательно не покаявшимся придётся горько от своей увлечённостью грехами.
Вот, до сих пор актуально Пс. 27:3-5
3. Не привлецы мене со грешники и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих.
4. Даждь им, Господи, по делом их, и по лукавству начинаний их: по делом руку их даждь им: воздаждь воздаяние их им.
5 Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его: разориши я, и не созиждеши я.
Бог все делает для спасения человека, из-за Своей Совершенной Любви. Гнев Божий.. Да это то же самое, что "рука Божья", т.е. антропоморфизмы по отношению к Богу, у Бога же нет человеческих органов каких-то, они ему просто напросто ненужны, но нам так понятней понимать Бога и то, что о Нем говорится в Св.Писании. Сам же Бог никого не наказывает, этим занимается человек совершая грехи и скрываясь за ними от любви Бога, как весной в тени от солнца, если будет угодно такое сравнение. Когда ребенку говорят не трогать горячую воду, а он все равно трогает и естественно обжигается-это же не родители его наказывают, а он сам из-за своего послушания(нарушения заповеди, совершения греха) получает боль. Так и здесь. Нельзя относиться к Богу, как к деспоту, тирану и т.п. Он есть Любовь.
Спасибо автору, что обратил взор на Ветхий Завет. В таких примерах чуствуется полнота и законченность всей Библии в целом.