Жизнь святого Пророка и Боговидца Моисея, в отличие от многих праведников Ветхого Завета, достаточно хорошо описана в Библии (см.: Исх. 2 – Втор. 34: 12). Однако, несмотря на это, мы, к сожалению, не так уж и часто обращаемся к добродетели святого, удостоившегося лицом к лицу зреть славу Божию. Возможно, тяготит над образом Пророка его ветхозаветное происхождение, которое нам кажется не содержащим в полной мере добродетелей, доступных обновленному во Христе человечеству. Между тем святитель Григорий Нисский именно пример добродетелей святого Боговидца Моисея избирает для того, чтобы «по ним познать совершенную жизнь, какая доступна людям» (О жизни Моисея Законодателя).
Остановимся лишь на некоторых примерах из удивительной жизни великого служителя Божественного Промысла. Уже само наименование святого Боговидцем говорит нам о многом. В Священном Писании Ветхого Завета Бог предстает перед нами как грозный и всемогущий Правитель мира. Его слава устрашала людей, они боялись приблизиться к месту Его явления. Вот как говорится об этом в Писании: «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее» (Исх. 19: 16–19). Эти картины явлений Божественной славы могут показаться действительно устрашающими и весьма далекими от реалий Нового Завета. Однако внимательный взор видит в них явление Того же Бога, Который намного позже придет в мир, чтобы явить глубину Своего милосердия падшему человечеству. Ведь на самом деле удивительно, но в центре этих величественных картин, когда «молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет; горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли» (Пс. 96: 4–5), на переднем плане – встреча человека с Богом. Казалось бы, кто может услышать слабый голос косноязычного человека на фоне подобных величественных явлений природы. Но Священное Писание заключает рассказ недвусмысленно: «Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом» (Исх. 19: 19). Перед нами действительно поражающая величием и глубиной смысла картина любви Творца к Своему созданию. Господь является в грозном блеске Своей славы, но является для того, чтобы услышать голос человека, чтобы ответить ему. И это воистину достойное Бога свидетельство глубины Его сострадания и милосердия к нам. Ведь «Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами. В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же; Его – море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его» (Пс. 94: 3–5). Но когда люди пренебрегли Своим Создателем и достойны были самого страшного наказания, то одно покаянное слово верного раба приклоняет гнев Божий на милосердие: «Народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32: 31–32), – обратился Моисей к Богу и… был услышан!
Подобные картины самозабвенного предстательства праведника о своем народе, которыми полна жизнь Боговидца Моисея, исполняют нашу душу трепетом и благоговением перед милосердием Божиим. Наш Бог действительно Творец и Вседержитель мироздания. Его слава неизреченна, Его могущество неисповедимо, однако всё это Он словно приклоняет, скрывает, когда перед Ним предстает в смиренном благоговении Его любимое создание. Вот Пророк обращается к Господу с просьбой, которая, казалось бы, поражает своей требовательностью и смелостью: «Покажи мне славу Твою» (Исх. 33: 18). Ответ же Бога исполнен любви и умилительной заботливости. Боговидец просит невозможного, поскольку не может человек увидеть Бога и остаться в живых (см.: Исх 33: 20). Однако Господь не оставляет просьбу верного раба не услышанной и делает всё, чтобы, насколько это возможно для самого человека, исполнить его прошение: «Вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо» (Исх. 33: 21–23).
Мы не должны забывать о великой ответственности, которая лежит на тех, кого слышит Бог.
Действительно, удивительно человеколюбие Божие, удивительно Его внимание к Своему созданию. Среди раскатов грома и величественных картин природных стихий Бог слышит даже самый тихий голос Своего раба, Он готов умалить Свою славу, ограничить всемогущество для того, чтобы привести к Себе человека. Он слышит – и отвечает. Но также Он ждет ответа и от нас. Жизнь Боговидца Моисея показывает нам, что милосердие нашего Творца – это не всепрощающее угодничество, не слепая мягкость. Нет, это нечто другое. Милосердие нашего Бога – проявление Его всемогущества, Его силы и самодостаточности. Он слышит тех, кто с сокрушенным сердцем к Нему взывает, Он проявляет милосердие и любовь к ищущим Его, но Он требует и ответа от тех, к кому обращается. Мы не должны забывать о великой ответственности, которая лежит на тех, кого слышит Бог. Ведь Он также обращается к нам. И Его слово не может быть попрано или пренебрежено. Это слово Творца мира! Таким оно должно остаться и в нашей жизни. И если даже такой великий праведник, как Моисей, не вошел в землю обетованную за опрометчивый ропот (см.: Чис. 20: 10–12), то каков будет суд над теми, кто, приобщаясь Самому Богу, пренебрегает Его словом?..
Ветхозаветные истории и Откровение Иоанна Богослова направлены для устрашения не только древних людей. Царю Ироду ничего не стоило вырезать поколение безвинных детей в возрасте до 2-х лет. В наше время такие "деятели" так же имеются, например в ИГИЛ, или растлители детей в ЕС.
Разве словами о Любви можно остановить Ирода, ИГИЛ и растлителей? Только боязнь гнева Божьего может их остановить. На Его Суде тщательно не покаявшимся придётся горько от своей увлечённостью грехами.
Вот, до сих пор актуально Пс. 27:3-5
3. Не привлецы мене со грешники и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих.
4. Даждь им, Господи, по делом их, и по лукавству начинаний их: по делом руку их даждь им: воздаждь воздаяние их им.
5 Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его: разориши я, и не созиждеши я.
Бог все делает для спасения человека, из-за Своей Совершенной Любви. Гнев Божий.. Да это то же самое, что "рука Божья", т.е. антропоморфизмы по отношению к Богу, у Бога же нет человеческих органов каких-то, они ему просто напросто ненужны, но нам так понятней понимать Бога и то, что о Нем говорится в Св.Писании. Сам же Бог никого не наказывает, этим занимается человек совершая грехи и скрываясь за ними от любви Бога, как весной в тени от солнца, если будет угодно такое сравнение. Когда ребенку говорят не трогать горячую воду, а он все равно трогает и естественно обжигается-это же не родители его наказывают, а он сам из-за своего послушания(нарушения заповеди, совершения греха) получает боль. Так и здесь. Нельзя относиться к Богу, как к деспоту, тирану и т.п. Он есть Любовь.
Спасибо автору, что обратил взор на Ветхий Завет. В таких примерах чуствуется полнота и законченность всей Библии в целом.