Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.

Пошлость

В этом году мне пришлось отсмотреть несколько фильмов задолго до открытия фестиваля «Радонеж». К сожалению, практически во всех фильмах, зримо предстали недостатки, о которых мы говорим на каждом фестивале. Это и чрезмерный пафос, и шаблоны вместе с хроникой, кочующие из фильма в фильм, а в некоторых работах – попытка охвата всех проблем от апостольских времен до наших дней. Разумеется, грехи современного человека остались теми же, что и две тысячи лет назад, но чтобы человек содрогнулся от понимания гибельности своей греховной жизни нужно найти точные современные слова и образы. Вялыми и занудными призывами жить безгрешно никого не убедишь, а отвратить от Церкви можно, что и происходит.

Смысл проведения православных кинофестивалей в том, чтобы с помощью талантливых, ярких работ показать красоту и Божественный смысл жизни христианина. Дело это (ох, как!) непростое. Я не веду речь о том, что на фестивале должна быть россыпь шедевров. Да это и невозможно. Шедевров в любой области художественного творчества (будь то литература, кино или живопись) немного. Но нужно созидательную энергию направлять не на поиск новых форм выражения собственного творческого «Я», а на поиск интересных героев. Ведь так много замечательных, красивых, мудрых людей, пришедших в Церковь в последние годы. Появились батюшки «златоусты». Почему бы не записать яркую проповедь такого «златоуста» и на ее фоне показать, как налаживается приходская жизнь?!

Я не против поиска новых форм. Но только зачастую у новаторов форма «перевешивает» и не соответствует содержанию. Формотворчество, как правило, не знает меры. А в простоте достигается то, ради чего мы трудимся на Христовой ниве. Проповеди владык Василия Родзянко и Антония Сурожского, записанные устаревшими по всем параметрам камерами и смонтированные безо всяких эффектов, производят сильнейшее воздействие на зрителей.

Вот и нужно искать высокодуховных православных людей, способных довести Благую весть до самого закаменелого сердца.

Но помимо этого нужно уметь говорить и о бедах, поразивших наше общество.

И о войне, которая, не утихая, ведется против Церкви. И тут нужен особый язык. О враге рода человеческого и современных его сотрудниках нельзя говорить тоном жалобщика, сетующего на бесконечные козни. Эти козни будут лишь усиливаться и продлятся до скончания века. Но мы должны помнить, что ад достоин всяческого посмеяния. Христос победил мир! И нам заповедовал радоваться! Радоваться, а не тиражировать «плач Ярославны».

В одном из просмотренных мною фильмов благочестивые христианки приносят своему любимому батюшке рождественский подарок. Мы видим красивую красную коробку цилиндрической формы (очень похожую на футляр для митры). Радостные дамы поднимают крышку, и перед взором батюшки предстает Святое Семейство, изготовленное из марципана и шоколада. Все сделано превосходно. Такие композиции из гипса и папье-маше продаются повсюду накануне Рождества в католических и протестантских странах. На этом кулинарном изделии все Персонажи (называть их не поворачивается электронное перо) присутствуют вместе со склонившими над яслями головы теленком, осликом и овцой.

«Вот Вам тортик, батюшка. Сообразно праздничку. Тематический, так сказать, тортик. Ешьте и радуйтесь!»

Слова эти не были произнесены, но на счастливых лицах дарительниц прочитывались.

Батюшка, естественно, поражен. Дарительницам он ничего не отвечает. Зато потом на экране прочитывается почти часовая кинолекция об истории Церкви с подробным перечислением постановлений всех Семи Вселенских Соборов с поминанием Ария, Нестория и прочих ересиархов. Потом и трагический раскол, и Синодальный период, и восстановление Патриаршества, и большевицкие гонения на Церковь. И весь этот долгий рассказ снят для того, чтобы вразумить неразумных дарительниц и нас вместе с ними в том, что дарить такие шоколадные тортики нельзя.

Да тут бы сразу, по открытии коробки, прокричать в сердцах: «О, неразумные тетки! Доколе буду терпеть вас!» А в адрес кощунников-изготовителей можно что-нибудь и покрепче прокричать. Разумеется в сердцах. Экран не позволяет…

Так в чем больше беды – в кощунственной проделке или нечувствительности к сакральному?

А что можно было сделать с этим сюжетом вместо описанной лекции?

Да то самое – суметь подвергнуть ад всяческому осмеянию. Наши оппоненты полагают, что они обладают монополией на юмор и православные просто не способны высмеивать их. А смехотворцы, как известно, больше всего боятся, когда высмеивают их самих. Поэтому мы просто обязаны их высмеивать.

Проблема нашей безграмотности и некультурности вместе с кощунственными выходками христоненавистников давно требует остросатирической ленты. Ведь этот торт – далеко не единственное изделие любителей поиздеваться над тем, что дорого сердцу христианина. Сколько раз говорилось о том, что нельзя помещать на целофановые пакеты изображения церквей, Богородицы, святителя Николая. Использованные пакеты отправляются на помойки. Не станем поминать того, что в них зачастую переносят.

А чай «Благодать», а вино «Шепот монаха» с изображенным на этикетке бородатым детиной с демонически горящим взором, обещающим прошептать такое, от чего станет дурно любителю пошептаться в ночи.

Нет нужды перечислять всю зломысленную пошлость, с которой приходится постоянно сталкиваться. А ведь и на православных ярмарках можно встретить и «благодатный» чаек, и амулеты от сглаза, и пакеты с церковной символикой.

И что же делать? Как стать православным христианам чуткими к проявлениям кощунственной пошлости?

Право слово, хоть проси о дополнительном прошении на ектиниях о даровании такого дара.

А пока тем, кто способен узнавать пошлость, нужно решительно с нею бороться. И на ярмарки можно не пускать людей с сомнительным товаром. И самим не покупать такой товар ни на ярмарках, ни в светских магазинах. Но главное – не быть равнодушными и помнить слова апостола Павла: «Преобразуйтесь преображением ума вашего».

Александр Богатырев

Источник: Радонеж

17 сентября 2014 г.

Рейтинг: 9.3 Голосов: 35 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анна22 января 2015, 16:24
Александр, спасибо, что поднимаете этот вопрос! К сожалению, невежество в наше время укореняется и укоренилось уже во всех сферах нашей жизни, проникло даже в церковную среду.
Elena22 января 2015, 09:27
Очень интересная статья! Читается на одном дыхании!
Это действительно то, о чём надо говорить. "Вот и нужно искать высокодуховных православных людей, способных довести Благую весть до самого закаменелого сердца". Это очень точно подменено, потому что сейчас, увы, люди необладающие словом пытаются что-то "донести". А точнее сказать сбить с толку людей, которые только начинают путь воцерковления. Надо доносить Истину и только её выбирать во все времена! Спасибо Вам!
Светлана Бурукина16 января 2015, 16:21
А что, прошение на ектЕнии о вразумлении не помешало бы! Народ у нас уж очень прост. У нас как-то батюшка в воскресной школе для взрослых прочёл из требника чин исповеди прошлого (т.е.XIX века): "не кадил ли под дубом? Под елью?" Бабы-слушательницы не поняли даже, о чём речь... Выходит, наши предки ещё чуть больше 100 лет назад деревьям кадили, жертвы приносили! как говорится, "пенькам молились".
Фотиния24 сентября 2014, 12:33
Скорее наоборот - http://supercook.ru/ явно Неправославный сайт, достаточно пары цитат с главной страницы:
"Привыкший к скудному питанию никогда не встанет с колен — потому для верующих РПЦ установлено более 200 постных дней в году."
"Не хлебом единым жив человек, но всяким глаголом, исходящим из уст всесвятейшего Первоапостольного SuperCook.ru".
И многое другое. И если уж Слова из Библии перевирают, то остальному тем более верить не стоит.
Ольга21 сентября 2014, 18:55
Vladimir Ramenskii, "Это рецепты Свято-Данилова мужского ставропигиального монастыря, Москва (http://supercook.ru/700-rpk-13.html)."
Православность сайта, ссылку на который Вы приводите и его репутация (судя по размещенной на нем рекламе) вызывает большие сомнения. Так что не факт, что эти рецепты, а тем более их названия имеют хоть какое-то отношение к Свято-Данилову монастырю.
Vladimir Ramenskii17 сентября 2014, 13:46
Ох, спаси Господи за эту заметку...
Чай «Благодать» и вино «Шопот монаха» - это. так сказать, мирское... Однажды на весьма благочестивом банкете пил я водку "Софрино"... А как вам понравится постный апельсиновый бисквитный торт "Любовь Христа" или, ещё круче, постный апельсиновый бисквитный торт "Святое сердце Христа"? Это рецепты Свято-Данилова мужского ставропигиального монастыря, Москва (http://supercook.ru/700-rpk-13.html). Выглядят эти кулинарные изыски вполне аппетитно, но отведать, прости Господи, "сердца Христа", даже в монастырских стенах, у меня желания как-то не возникает.
И примерам таким нет числа.

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Александр Богатырев

Новые материалы

Выбор читателей

×