Блаженный памяти Соломос (в иночестве Димитрий) был родом из деревни Крито Маротто на острове Кипр. Он родился в 1859 году. Женился на Параскеве Христодулу и поселился в селении Фити Пафского района. У благочестивых супругов родилось пять детей. Во время родов младшего сына по имени Христодул Параскева умерла. Соломос овдовел в возрасте 43 лет. С верой в Бога он превозмогал трудности, оставался верен своей супруге, вырастил и помог встать на ноги детям.
Соломос был певчим. Он очень любил Церковь и богослужение. Кроме того много читал, в основном церковные книги. Псалтирь он называл «цветком, прекраснейшим из написанных на бумаге» - то есть лучшей богослужебной книгой.
Он очень любил церковные службы. Придя с сельскохозяйственных работ, загонял животных в хлев, умывался и спешил в храм. На клиросе, у Соломоса не было потребности в книгах, так как службу он знал наизусть.
Он был человеком Божиим, много молился. Люди из родного и соседних селений называли его «старцем деревни». Несмотря на то, что он не был священником, все относились к нему с большим почтением. Даже из отдаленных мест к Соломосу приходили люди за советом или просьбами помолиться о выздоровлении своих близких и домашнего скота. Его слово имело вес, к нему прислушивались и старались следовать полученным советам. Если кто-то говорил: «Так сказал хаджи-Соломос»[1] - собеседник не спорил, а беспрекословно соглашался с тем что сказал подвижник.
Соломос очень расстраивался, когда видел, что люди далеки от Бога и старался пробудить их интерес к духовной жизни. Дома у него было приспособление для переработки хлопчатника. Деревенские женщины по очереди приходили к нему, чтобы отделить вату от коробочки хлопчатника. Хаджи-Соломос не упускал возможности поговорить с ними на духовные темы. Однако большинство из гостий спешило поскорей закончить работу и не проявляло интереса к словам Соломоса. Расстроенный их безразличием он говорил: «Говорю, говорю с вами. А ум ваш парит где-то вдали».
Но некоторые люди слушали подвижника с вниманием и интересом. Он собирал вокруг себя маленьких детей и беседовал с ними. Многие родители, которым из-за большой занятости некогда было пойти к хаджи-Соломосу, посылали к нему за советом своих детей.
Однажды подвижника спросили о Демосфене – мальчике, который не мог спать из-за того, что постоянно начинал кричать во сне и просыпался. Родители хотели узнать о причинах происходящего и попросить совета, что им делать. Хаджи-Соломос ответил, что во время Крещения Демосфена не были прочитаны все положенные молитвы. Он посоветовал отвезти мальчика в храм святого Неофита и попросить священника во время чтения Евангелия положить ему Книгу на голову. После того как родители последовали этому совету, Демосфен совершенно исцелился.
В последние годы своей земной жизни хаджи-Соломос ослеп. Однако потеря зрения не помешала его духовной борьбе. Напротив, он еще больше времени посвятил молитве. В церковь его вели под руку, во время службы он помогал и поправлял певчих, так как знал Устав наизусть. По словам внуков Соломоса, тот умел, не заглядывая в книги, высчитать, когда будет Пасха в тот или иной год. Он написал Пасхалию вплоть до 2000 года.
Невестка Соломоса – Деспина была очень благочестивой. Именно она посоветовала ему принять иноческий постриг. Тот с радостью согласился. Насельники из монастыря Ставровуни постригли его под именем Димитрий (в честь покровителя села, где он проживал).
Еще до пострига Соломос носил черную одежду, а теперь в храм стал одевать рясу.
Монах Димитрий отошел ко Господу 26 февраля 1949 года в возрасте 90 лет.
Много лет спустя, 9 сентября 1976 года умер его зять Ксенофонт и потребовалось раскопать землю в семейной усыпальнице. Все собравшиеся на похороны были потрясены, так как от мощей подвижника исходило неизреченное благоухание.
Вечная ему память. Аминь.
[1] Следуя благочестивой традиции, Соломос посетил Святые Места после того, как устроил своих детей. В описываемое время взрослые люди посещали Иерусалим, исповедовались и привозили с собой на родину саван для собственного погребения. Люди с большим уважением относились к паломникам посетившим Святые Места, называя их «хаджи». В церкви они стояли на почетных местах и в диптихах поминались как паломники. Их жизнь должна была быть образцовой (таковой и была жизнь хаджи-Соломоса).