Православный календарьПравославный календарь
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.

Влюблен в икону

Почему нет школы и веб-сайта у иконописца Александра Рудого

В Киеве вышел новый миссионерский журнал «Направо». С любезного разрешения редакции мы публикуем один из его материалов – беседу с известным иконописцем Александром Рудым.

– Как вы заболели иконописью? Помните тот момент?

– Абсолютно четко помню. Это был трогательный возраст, то время невозможно забыть. Это было чудесное призвание. Уверен, что свыше.

Прекрасно помню, как я с приятелями зашел – после очередной сдачи школьных экзаменов – в церковь. Просто зашел.

Мы зашли и, помнится, стали хихикать. Мальчишки же. Посмотрел я по сторонам: как сейчас помню, при входе в храм были изображены иконы архимандрита Зинона; посмотрел я внимательно, что-то внутри произошло, и вышел я из храма совершенно другим человеком. Пришел домой и сразу попытался изобразить что-то подобное. А дальше… Меня стал манить запах храма и абсолютно всё, что связано с Церковью. Ничего не мог с собой поделать. Меня тянуло в храм до сумасшествия.

У моего товарища были иконы. Одна – живопись в серебряном кованом окладе из тонкого металла, вероятно конца XIX века. А вторая – Николай Чудотворец, выполненный тонко и в более каноническом стиле. На меня производили невероятное впечатление. Я, конечно, тогда не разбирался в иконах. Мне они просто очень нравились. Я их понимал и чувствовал. Они для меня были живыми. Не было знаний, была только пылкая, раскрывшаяся в сердце любовь к иконе и страстное желание творить – писать иконы.

– Вы стали ходить в тот храм?

– Нет, в другой. Совершенно случайно я начал ходить в храм на городском кладбище. Есть такое известнейшее второе кладбище в Одессе, там похоронена актриса Вера Холодная, и там есть Димитровский храм.

Как-то со школьниками мы приехали туда на субботник – чистить захоронения потемкинцев, которые там находятся. И я предложил товарищам зайти в храм. В то время за это ругали, могли пожурить, это где-то 1982–1983 год. Постояли мы в храме. И я заболел этим храмом. Тянуло меня туда каждый день.

Так как храм находился на кладбище, туда привозили покойников и там их отпевали. Я, как все дети, жутко боялся покойников. Они мне не были неприятны, нет, просто по-детски было жутко. Когда сердце закрыто, то смерть – это ужас. Открытое сердце всё воспринимает по-другому. И в какой-то момент я стал иначе воспринимать смерть. Перестал ощущать ужас и страх, а стал видеть в отходе души какое-то благородство. Я часто присутствовал, когда отпевали.

И вот я повадился каждый день уходить с уроков раньше. Ехал в храм и проводил там целый день. Перезнакомился со всеми. Обожал слушать истории. И больше мне ничего не надо было. Простаивал целыми днями в храме, рассматривал иконы и ждал, чтобы кто-то из зашедших меня о чем-то спросил, а я ответил. Ждал, вдыхал запах ладана, жадно улавливал, среди других запахов, запах доски, на которой написаны иконы…

Интересные там были люди. Мы все были разные, конечно. Приходили в храм – общались, хихикали, шутили. Но церковь нас манила. Несмотря на наши шутки. Меня очень ненавязчиво научили креститься. Я там чувствовал себя как дома. Захотел – покушал, были очень вкусные пирожки, захотел – отдохнул. Там я начал рисовать. На кухне, на каких-то створках от старой мебели. Меня туда тянуло. Это был совсем другой мир, всё по-другому. Во дворе – одно, шантрапа собирается, а там – совершенно другое.

И вот, тайно от родителей поехал я креститься. Поехал в деревню. Родителям сказал, что на рыбалку. Рыбу потом на базаре купил…

И наконец я решил креститься. Учился я тогда в 8 классе. И вот, тайно от родителей, поехал я креститься. Поехал в деревню. Родителям сказал, что на рыбалку. Помню – хор пел красиво. Крестную свою я больше не видел никогда. Это был случайный человек.

Домой приехал, купил на базаре рыбу, родителям сказал, что поймал. Помню, как со слезами доказывал, что я ее ловил. Родители не верили, а я доказывал. Вот такое было – романтика такая. И пошло-поехало. Мне стало не давать покоя рукоделие. Я ходил вокруг домов, заглядывал соседям в окна – какие иконы там есть, есть ли вообще.

– Как ваше увлечение сказывалось на отношении окружающих?

– Преподаватель русского языка (а учился я не слишком хорошо, рисовал на задней парте) вызвал как-то меня к доске. Он что-то спрашивал, я отвечал с натяжкой. Он посмотрел на меня внимательно и ничего не сказал. На следующий день он подозвал меня к себе, вытащил два альбома русской иконографии и подарил мне – это были первые мои альбомы.

Я рисовал всё, что касалось икон. С особым чувством встречался с верующими. Всё было тайно, тихо. И когда тихо спрашивали: верующий? – я с гордостью шёпотом отвечал: да. Тогда такие вещи надо было говорить втайне.

    

Но люди друг друга часто понимали и без слов. Например, мой преподаватель по живописи подарил мне этюдник и сказал: «Это вам, Александр, за любовь к миниатюре». И пригласил меня к себе домой, где было собрание икон. Представляете? Открылся мне, стал показывать – в те времена!

Рисовал я на чем попало, на чертежных досках, делал киотики, вставлял стеклышки, чеканил, как будто это оклад. Потихоньку познавая этот путь.

Познакомился с иконописцами. Мы собирались на квартире, не афишировали свои занятия. Все были старше меня, я младший, поэтому называли меня Александрушкой. Помню, как удивлялись, что у меня получается делать мелкие работы: у многих такое не выходило, получались только монументальные лики.

На тот момент я уже знал, чем буду заниматься всю жизнь. Меня не интересовала программа художественного училища, и меня отчислили за неуспеваемость. Правда, когда я после армии пришел и восстановился, сдал с похвалой и отличием.

– Долго служили в армии?

– Прослужил два года. Там тоже продолжал писать иконы. Пилил доски, в магазине покупал вино и яйца – делал из них краски. Как было тогда принято, отслужил полтора года – положено лечение в госпитале. И когда я лежал в госпитале, написал (попутно с положенными плакатами) две иконы.

Прошли годы, и буквально несколько лет назад в Киеве, на блошином рынке, увидел я деда с иконами. И почувствовал, что как дети родные они мне. Всматриваюсь и понимаю, что это же мои иконы, те самые, которые я нарисовал в армии, в госпитале. Мне неважно было, сколько они стоят, даже сейчас не вспомню… Я их забрал и принес домой. Такая вот спустя многие годы произошла встреча.

Затем я стал ведущим иконописцем Московской иконописной мастерской.

Сборная выставка в 1992 году. Я считал себя зрелым иконописцем, но сейчас понимаю, что я тогда лишь искал себя – писал в русском стиле, затем имитировал византийский. Меня бросало из стороны в сторону, хотя любил я строгановскую школу.

– Сольвычегодск?

– Да, Сольвычегодск, Великий Устюг. Такие иконы не все могут понять, а делать их чрезвычайно тяжело. Легче писать, имитируя Византию.

– Кто на вас повлиял, стал вашим учителем?

В русской иконографии на меня никто влиял – влияло время, жизнь, труд. А главное – любовь к этому делу.

– В русской иконографии на меня никто влиял – влияло время, жизнь, труд. А главное – любовь к этому делу.

Первый альбом – Попов, новгородская живопись. И Федор Зубов. Я в него влюбился. Я помню, как пахнет бумага. Я и сейчас, бывает, открываю этот альбом и вспоминаю то время.

Мне нравились все стили. Всё, что сделано профессионально, с любовью, с трепетом. Да, была такая манера в такое время – но это было сделано с любовью. Так тогда воспитаны были художники, такие были нравы.

Конечно, византийские иконы меня покорили. Помню, какое впечатление на меня произвел альбом с фресками монастыря Хора в Стамбуле. Я мечтал туда попасть. И вот как-то с приятелем я очутился в Стамбуле и первым делом предложил ему пойти посмотреть этот дивный монастырь. Он железно уверил меня, что Хора находится в Индии. Ему настолько туда не хотелось, настолько не надо было туда, что я не смог его переубедить, и мы поехали в магазины.

На меня произвела впечатление именно эта Византия, не комниновского периода, как любил писать архимандрит Зинон. Мне его работы казались схематичными и знаменными, а живою представлялась живопись и фрески Хоры. Это откровение. Так надо видеть и уметь делать. Это не спишешь.

Я был очень плодовитый по молодости. Мог написать икону за два дня. Ставлю доску, беру карандаш и пошел. Сел и полностью утонул.

– Можно ли словами описать стиль Александра Рудого?

– Я незаметно что-то привношу в иконопись. У меня нет специальных фишек – рука такая, наклон головы такой… Я делаю еле уловимые штрихи, которые со временем, с годами, возможно, что-то поменяют в иконографии. Как последовательно икона Рублева тихо и мягко была заменена иконой Дионисия. Становится письмо более лаконичным, плоским, с тонким рисунком – всё четко на своих местах.

Когда я наблюдаю, как коллеги подражают комниновскому периоду, я вижу, как они чёркают. Например, я знаю, что сажа должна просвечивать из-под краски, чтобы было оптическое смешение цвета. Если мы начинаем черной краской намечать рисунок, а сверху закрашиваем охрой, то черный цвет просвечивает через охру. Получается зеленоватый цвет. Это всё может быть – если делать тонко. А там – мусор. Одна линия так, другая сяк. Человек не совсем понимает, чего он хочет, и не знает, как это сделать.

Я свои рисунки всегда любил продумывать до мелочей. Как этот палец идет, будет он так или сяк. А все искания в процессе – это лишнее. Важнее всего четкое понимание и знание рисунка. И видеть его сразу в цвете. Можно сделать шикарный рисунок, а когда будете писать в цвете, делать цветовые нагрузки – всё изменится. Нужен жесткий костяк. Как говорил один художник, в рисунке 99 процентов рисунка и один процент цвета.

    

– Есть ли у вас ученики? Хотите ли создать школу?

– Нет. Есть лишь люди, которые подражают в чем-то. Раньше, в самом начале, мне этого хотелось – видимо, от гордости. А в процессе я понял, что для меня это лишнее: ничего не успею ни тут и ни там. Я не желаю никого тянуть, самому надо тянуться. У меня есть сын, и жена просит, чтобы я научил его рисовать. Я, конечно, многое могу ему рассказать и показать. Но я это буду делать по чуть-чуть. Не стоит безотрывно им заниматься, стоит подхватывать, и только при условии, что он сам этого хочет.

– Как у вас складывается взаимодействие с заказчиками?

– Это скорби. Очень тягомотная работа. Людям нужны плоды – здесь и сейчас. Им хочется получить результат в короткие сроки. Они не хотят ждать – в этом основная проблема. Желательно, чтобы работа была сделана быстро и красиво. А так не бывает. И мне это не интересно. Я не хочу делать к сроку.

Я же не подсказываю разработчикам ракет, как их конструировать. Такое же доверие к профессионалам необходимо в иконописи. Тут последствия нарушения правил могут быть не менее страшными.

Каждому стоит заниматься собственным делом, в нем диктовать правила. Я ведь не подсказываю разработчикам космических ракет, как их конструировать. Не советую хирургу, в какой руке держать скальпель во время операции. Такое же доверие к профессионалам необходимо в иконописи, и поверьте: последствия нарушения правил могут быть не менее страшными. Ведь дело моих рук воздействует и обращается к самому главному и священному для каждого из нас – к душе.

– Какое расписание дня иконописца?

– Возьмем лучший день. Завез ребенка в школу. Заехал домой, попил чаю – уже 11 часов, пока собрался – уже 12. Еще надо что-то по дороге куда-то завести, забросить. Я еду в мастерскую. Дома я рисовать не могу. Нет такой возможности – всё отвлекает, невозможно настроиться. Мне не дадут там рисовать. Я еду в свою комнатку (родительская квартира) 3 на 3, именно там я сделал несметное количество работ. Буквально несметное. Приезжаю уставшим, как после работы. Хотя приехал на работу. Я же должен еще включиться в работу, походить, загореться. Я понимаю, что у меня пара часов всего лишь, а дальше надо ехать забирать ребенка, делать покупки. А мне никуда не хочется ехать. Я ведь только настроился… Вот так и работаем. Вечер, что-то глянул в интернете – уже час ночи. Пора спать. Завтра в семь вставать – ребенка в школу. Когда я жил сам, без семьи – была связь между днями. Я мог ничего не делать, но один день плавно переходил в другой. Утро благое – солнце, внизу, под домом, детский садик. Ты слышишь, как кричат дети, разные звуки – я начинаю готовиться к работе, настраиваюсь. Вот я начинаю работать – и пошел. День, два, три – я могу не выходить из комнаты, пока не напишу икону. Махом, на одном дыхании – раз и готово.

День, два, три – я могу не выходить из комнаты, пока не напишу икону. Махом, на одном дыхании…

Нужно гореть. Если я горю – мне ничто не помеха. Конечно, горение – это страсть. Всё, чем я занимаюсь, – это страсть. У меня была такая страсть – реставрировать иконы, возвращать к жизни и продавать. Я мог откладывать текущую работу, если я увлечен, пока не удовлетворю интерес, свою страсть – не успокоюсь. Но страсти уходят.

Один старец мне сказал, когда я еще думал уйти в монастырь, что у меня не получится: нужно иметь огненную ревность к монашеству. А у меня ее нет. И я его понимаю, у меня такая огненная ревность есть к иконе.

Я настолько увлечен иконой, что мне даже некогда было делать выставки и книги писать, заниматься пиаром. И это тоже неправильно. Один мой знакомый сказал: излишняя скромность – путь к забвению. Я прислушался и решил выяснить, что про меня пишут в интернете. Посмотрел – мало информации и не той. Не знают меня, не чувствуют. Например, говорят, что я использую синтетические краски. Да не использую я синтетические краски на всех иконах! Вот, зарегистрировался на фейсбуке. Сделал страничку и выставил там свои работы.

– Может, была у вас любимая икона?

– Иконы как дети. Я не могу одних выгораживать за счет других. Но, может быть, я люблю писать больше всего Николая Чудотворца.

Когда я сажусь писать, икона уже у меня в голове полностью родилась. Весь рисунок, цветовая гамма, замысел. Настраиваюсь. Щелчок. И понимаю, что это будет вот такая икона, такого размера, гаммы… Не буду делать сильно пробеленной, буду делать тихой, акцент только на одном рисунке… вот до таких деталей знаю всё.

– Кто ваш небесный покровитель?

Александр Невский. Но больше люблю Александра Свирского. Человек один уезжал в Америку и подарил икону Александра Свирского – Палех, наверное, сделана манерно, красиво, с тактом. Так красиво предстоял преподобный… Но я продал ее, не удержался – и купил штаны.

    

– Что вас еще завораживает?

– Мне нравится всё самое лучшее. Фантастическая мозаика в Софии на втором этаже – это великолепная, состоявшаяся живопись и чудесное ремесло. Росписи монастыря в Хоре. Я знаю, что надо ориентироваться на лучшее, смотреть на него, впитывать его. Останется хоть что-то, но лучшее.

– У вас много икон в квартире?

– У меня почти нет икон. Я сапожник без сапог. Ничего нет в загашнике. Только две иконы 1991 года. Икона Спаса, которая лопнула на две части, и я оставил ее себе. И иконочка Богородицы, маленькая. Было много икон старинных – то продал, то друзьям подарил.

– Что вас сильно впечатлило, можете вспомнить?

– Был на выставке, посвященной Сергию Радонежскому. Было свезено столько икон – можно было с ума сойти. У меня были ассоциации со сборкой винограда в школе. После сбора я пришел домой – а у меня виноградные грозди крутятся в голове. Так и здесь. У меня после выставки крутились иконы. Всё красиво, всё прекрасно, всё люблю. Но особенно меня поразили две иконы – Сергия Радонежского и Никона Радонежского – в живописной манере написаны, как писали в XIX веке, в русской академии. До сих пор помню выражение лица Никона. Фантастически. Тайная живопись – я ее так называю; реалистическое письмо, но с таким отбором: теневые стороны не перегружены, глаза в глубине, игра света, настолько передан объем… Фантастика! Долго не мог забыть. Вот это живопись! Сейчас так никто не пишет. Пересолят, передавят, и получатся наметки… Раньше ученики учились. Всё делали с таким тактом.

– Такт чувствуется в ваших иконах.

– Я вообще ругаю свои работы. Но, признаюсь, одна мне очень нравится. В Нещерове, под Киевом, в нижнем храме я написал икону Богородицы с Младенцем. Младенец прижался к Богородице. У Богородицы глаза скорбные. А Младенец… Я когда писал Младенца, получал огромное удовольствие. Я на сына своего смотрел, когда он спал, маленький. Я его постоянно укладывал, нянчил его. У меня с сыном сильная связь. Смотрю: он в кроватке лежит на боку, и такая щечка пухлая, носик такой, лобик гладенький. И я как пошел… Как на лике Спасителя на византийских иконах. И я понял: они видели, как было в натуре. У них живые иконы. Они отмечали эту живость. Я взял карандаш, быстро зарисовал. Я ключик искал. Хоп, я поймал – щечка, носик, лобик, маленький подбородок… Это очень полезно – делать зарисовки, это возможность отыскать ключик.

Важно всё сделать на уровне. Нельзя игнорировать шрифты, это тоже часть иконы. Мастер напишет буквы как следует, и они будут поддерживать всю композицию. Буквы – это орнамент.

Для чего нужна икона? Для молитвы. Можно молиться и без икон. Но икона – это вдохновляющий момент. Это призыв к молитве.

– Для чего нужна икона?

– Для молитвы. Можно обойтись и без иконы. Всё ж не сошлось на них. Можно молиться, как древние христиане молились, без икон. У них их просто не было. Икона – это вдохновляющий момент, как четки. Это призыв к молитве. Например, сплели мне сестры из монастыря четки, висят они у меня. Глядя на них, приходят мысли (ассоциативный ряд): четки, история, когда я их держал. Икона вас призывает, возбуждает к молитве. Но вы можете и без нее. Вы же не рассматриваете, какие щеки у Спасителя: у вас нет чувственных моментов и не должно быть.

Поэтому язык иконы должен раскрыть многие тонкости человеческой души, незатронутые струны. Если подобрал ключики иконописец или ему было открыто это, то и открыл он чье-то сердце с помощью такого видения, своего мастерства.

Ему это не принадлежит, иконописцу. Это всё божественное проявление. Но дается оно открыто, легко – за любовь. Если человек открыт и ревностно к делу относится и бескорыстно – ему всё дается. Этот закон действует не только в иконописи. Сколько просишь – столько и дается. Перестал просить – не дается. Всё просто. Люби, гори и делай.

Вот я с 8-го класса пишу иконы. А влюблен в это до сих пор.

– Вы очень искренний человек, это редкость.

– Икона вынуждает быть искренним. Иначе не напишешь.

    

С Александром Рудым
беседовала Наталья Горошкова

Журнал «Направо». 2014. № 1. С. 84–91.

25 сентября 2014 г.

Рейтинг: 9 Голосов: 56 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Безмолвная проповедь» новой русской иконы +ФОТО «Безмолвная проповедь» новой русской иконы +ФОТО
Петр Давыдов
«Безмолвная проповедь» новой русской иконы +ФОТО «Безмолвная проповедь» новой русской иконы
Петр Давыдов
Не надо бояться творчества в Церкви – считают организаторы и участники выставки современного храмового искусства, открывшейся в Вологде.
Н. Цилсавидис: «Самое важное для иконописца – связь с Богом» Н. Цилсавидис: «Самое важное для иконописца – связь с Богом» Н. Цилсавидис: «Самое важное для иконописца – связь с Богом» «Самое важное для иконописца – связь с Богом»
Беседа с греческим иконописцем Николаем Цилсавидисом
Диакон Георгий Максимов
Очень важна приверженность Преданию Церкви. Следование Преданию отсекает эгоизм. Но неполезно и «зацикливаться» на мыслях о своем недостоинстве. Главное – быть настроенным на общение с Богом.
Георгиос Кордис: «Невозможно стать хорошим иконописцем без личного опыта церковной жизни» Георгиос Кордис: «Невозможно стать хорошим иконописцем без личного опыта церковной жизни» Георгиос Кордис: «Невозможно стать хорошим иконописцем без личного опыта церковной жизни» Георгиос Кордис: «Невозможно стать хорошим иконописцем без личного опыта церковной жизни»
Известный греческий иконописец, автор многих книг по истории византийской иконы и по технике написания икон, профессор Богословского факультета Афинского университета Георгиос Кордис уже второй раз посещает Россию. Господин Кордис провел лекцию и мастер-класс в Православном народном университете в Петербурге, которые посетили несколько сот человек.
Комментарии
Александра13 февраля 2023, 04:10
Ищу иконописца, который напишет образ Богородицы, который явился во сне верующей мирянке после прочтения полного Богородичного правила. Очень важный образ для современного мира. Сразу скажу, что денег нет, еле концы с концами сводим. Может кто-то возьмётся сделать доброе дело для мира, то свяжитесь по почте, пожалуйста sashaosen1 собака gmail точка com

Пусть Богородица сама выберет того, кто напишет Ее чудотворный образ.
Александра13 февраля 2023, 04:04
Прошу Александра иконописца связаться со мной. Есть предложение. sashaosen1 собака gmail точка com
Дмитрий21 июня 2020, 23:03
Давно одну икону видел, полиграфия, Симеона Богоприимца. Так полюбилась мне, купил, до сих пор в красном углу. Оказалось, Рудой писал. Мастер, конечно. Интервью такое живое, не пафосное. Он чем-то актера Солоницына напоминает. Живой человек. Помоги Господи Ему, его сыну, нам всем.
Александр Бережной19 декабря 2017, 23:08
Мы дружили и служили вместе в кишинёве очень хочу его услышать и увидет и крепко его обнять.после армии я приезжал один раз в одессу и мы очень были рады встречи,потом у меня украли блокнот с документами и я потерял с ним связь.это произошло ещё в средине 90х.Помогите пожалуйста связаться с Александром. С уважением Александр Бережной.Кривой Рог.т.0682120889.
Ната17 сентября 2017, 00:31
Давно хотела "погуглить" Александра. Он мой бывший одноклассник, знаю, что известный иконописец.Помню, что Саша дейст-но рисовал везде маленькие лики святых.Более того, он с ребятами мог и запеть на уроке что-то православное, чем злил учителей. Тогда мне это казалось несерьезным, а теперь вижу и удивлена как раз искренностью его веры и поиском ее в годы тяжелого застоя. В те годы в СССР веру больше, чем преследовали-ее свели на уровень чего-то убогого, ненужного, смешного. Мы жили во тьме. Как это неожиданно узнать, что душа человека, который был "одним из", в те годы искала света.
Анна Маслечко18 мая 2016, 21:46
Хорошая статья
Ольга. иконописец.27 сентября 2014, 20:43
Не судите в контексте данной статьи о вере человека,а особенно - иконописца. Человек,все время свободное проводящий в храме,живущий иконописью ( а ведь это богословие в красках)... И Вы говорите,что нет веры? Или Вам надо в лоб услышать о молитвенных правилах и т.п.? Наверное слова Спасителя: "Не судите,да не судимы будете", - для всех,кроме Вас,р.Божия Ирина?
Олег26 сентября 2014, 12:06
Спасибо.
Татьяна25 сентября 2014, 21:55
Прочитала на одном дыхании, как будто вживую пообщалась. Спаси, Господи!
Анна25 сентября 2014, 21:30
Видно, что этот иконописец хорошо пишет иконы, но мой преподаватель еще лучше!
Ольга. Иконописец- ученик.25 сентября 2014, 18:52
ответ Ирине. - Как же веры нет?! Я такого не почувствовала. Она то все и пронизывает. Любовь к иконе не может быть без веры.Как можно такое говорить? Мне очень понравилась статья и искренность иконописца. Советую перечитать Вам повнимательней. Вчитайтесь,почувствуйте,что между строк, о чем в лоб не говориться...
р.Божия Ирина25 сентября 2014, 10:22
Веры нет.
Иконописец без веры не иконописец.
Читаешь статью и видишь - все есть,а веры нет.
Видимо,иконы писать могут только монахи, да и то, только такого духовного уровня,как Андрей Рублев.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×