Из уст друзей я узнал, что владыка Афанасий (Евтич) посетил Санкт-Петербугскую духовную академию и очень порадовался за ребят. В связи с этим событием хочу поделиться своими воспоминаниями о приезде владыки Афанасия в Московскую духовную академию в 2010 году. С тех пор прошло уже 4 года, кое-что забылось, конечно, но многое врезалось глубоко в память.
Если святой Иустин (Попович) является духовным отцом владыки Афанасия, то святителя Николая Сербского можно именовать его духовным дедушкой
Преосвященный Афанасий имел радость быть учеником святого Иустина Челийского (Поповича) и ныне очень ценит это. Владыка на сей день не является правящим архиереем. Заботы, связанные с устроением епархии, возложены на молодого епископа, сам же владыка обитает в монастыре, молится, да издаёт наследие своего духовного отца – преподобного Иустина. Издано уже около 27 томов из того огромного наследия, что оставил преподобный Иустин. Владыка Афанасий имел хороших учителей, ведь если святой Иустин является духовным отцом преосвященного Афанасия, то святителя Николая Сербского можно именовать его духовным дедушкой. Широко известный святитель Николай, который уже многим полюбился, был в некоторой мере учителем преподобного Иустина. Невозможно представить авву Иустина без духовной традиции святителя Николая, а владыку Афанасия без аввы Иустина. Каждый из них является не только признанным во всем православном мире учёным, но и доступным для малограмотных людей пастырем; уединенным молитвенником и активным деятелем, богословствующим схоластом и мистическим богословом; прозаичным философом и лиричным поэтом; блаженным счастливцем и великим страдальцем.
Ранее, когда я читал труды владыки Афанасия, я не мог и подумать, что встречусь с этим уединенным богословом вживую. Я был безмерно рад, когда узнал, что владыка Афанасий приехал в Россию. В 2010 году он делал доклад в Москве о нравственности и православном вероучении, а затем, 19 ноября посетил Московскую духовную академию в Сергиевом Посаде. Сербский студент Александр защищал в этот день диссертацию на тему «Антропология преподобного Иустина Поповича». Эта защита отличалась от большинства наших сухих исследований тем, что Александр с неподдельным трепетом относился к имени и наследию святого Иустина. Владыка Афанасий был приглашён как внешний оппонент.
Выглядел епископ совсем не как солидный архиерей, его легче было принять за старенького монаха или послушника, нежели за епископа. На владыке был обветшалый подрясник, поверх его была накинута бесформенная жилетка. Голову архиерея венчала скуфья… Я бы не смог однозначно ответить, кто старше: я, или эта скуфейка. Панагию и крест владыка поместил в нагрудный карман подрясника, не снимая цепей с шеи.
Началась защита диссертации. Преосвященного попросили сесть за стол в центр, где стояло мягкое кресло. Владыка взял деревянный стул, убрал в сторону кресло, и приютился на этом скромном седалище.
В действиях владыки просматривалось некое юродство. Заметив икону Божьей Матери, которая была за его спиной, он отвернулся от зала и устремил свой взор к образу Богородицы. Через некоторое время владыка вновь сел лицом к присутствующим.
Особо в споры не вступал, но все его немногочисленные реплики были краткими и содержательными.
Запомнилось следующее. Заслуженный профессор К. Е. Скурат спросил у диссертанта о том, что значит в его работе выражение «креститься в Бога Слово»?
Профессор настаивал на том, что правильнее было бы говорить просто «креститься в Бога», без добавления «Слово». По мнению профессора, крещение совершается в Троицу, а не во Христа.
«Это вы, дорогой коллега, неправославный, а святой Иустин очень православный»
Затем профессор спросил, кому принадлежит формулировка «Бог Слово»: автору диссертации или святому Иустину? Диссертант сказал, что так учил преподобный Иустин. «Тогда получается, он неправославный?!» – спросил Скурат. «Это вы, дорогой коллега, неправославный, а святой Иустин очень православный», – с улыбкой заметил владыка Афанасий. Господин Скурат покраснел.
Кто-то из студентов тихо пробормотал «елицы во Христа крестистеся», как бы вступая в полемику с профессором. И действительно, в диссертации отображалась мысль о том, что крестимся мы во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, но во Христа.
Вечером, освободившись от мероприятий, владыка навестил своих духовных детишек – сербов. Русский студент пятого курса – диакон Александр Афанасьев напросился к ним в гости, и меня прихватил с собой, за что ему огромное спасибо. Сначала нас было человек шесть, потом подошли ещё сербы. Владыка был как всегда прост. Расспросил нас с отцом Александром, откуда мы. Когда я сказал, что учился в Волгограде, владыка стал говорить о тех бедах, которые претерпел русский народ в ХХ веке, о Сталинградской битве. Преосвященный давал духовные наставления, а ещё рассказывал о своем горячо любимом авве – святом Иустине. Владыка говорил то на сербском языке, то на русском, и я не мог всего понять.
Попытаюсь пересказать фрагмент, который мне запомнился.
Владыка: А как далеко на юг распространяются границы Волгоградской епархии?
Я: Точно не могу сказать.
«Если ты увидел травинку, животное или иное творенье Божье, относись к ним с любовью, и они научат тебя любить Творца в его твореньях»
Владыка: Я люблю географию. Её нужно изучать… Один ученый знаток в этой области сказал: «географию нужно учить… ногами». С географией можно и в Царство Небесное найти дорогу! Да, да! Вот если ты увидел травинку, животное какое или иное творенье Божье, относись к ним с любовью, и они научат тебя любить Творца в его твореньях.
Была у нас одна монахиня. И однажды она имела неосторожность обидеть щенка. А тот на неё возьми, да и обидься. И с тех пор он совсем с матушкой не дружил, и есть от неё не хотел. Ну, не слюбился, и всё тут. Она и так, и этак – без толку. Щенок уже в пса вырос, а с матушкой не в ладах. Что делать? И пёс, кажется, нужен, да и матушка ещё нужна! Никого из них выгонять не хочется. Спросили отца Иустина о том, как быть, а он говорит, чтобы матушка от всей души прощения у собаки попросила. Монахиня последовала благословению отца Иустина. Пёс принял её покаяние и примирился с ней, забыл былую обиду, даже пищу от неё стал принимать.
Русский диакон Александр спросил владыку, где лучше получать богословское образование: в Европе или в Греции? Владыка сказал, что никакие профессора Европы и Америки не смогут дать того, что даст живая Церковь Греции и греческий язык, который важен для богословов, так как на нём писали святые Отцы. Владыка заметил, что на Афоне есть хорошие богословы.
Большую часть времени владыка разговаривал на сербском языке со своими чадами. Ребята его любят и ценят. Обстановка была непринужденной. Епископ пару раз кинул в нас бананами, которые лежали на столе, чтобы мы их поделили между собой. Владыка вел себя со всеми, как с родными детьми.
Архипастырь шутил: «Я знаю, как мне пробраться в Царство Небесное! Вот, когда вы будете в Раю, начнёте там баловаться, а потом скажете Богу: Господи, вот если Ты возьмёшь в Рай того грубого старика, который нас на земле гонял, он нас угомонит! И Господь возьмет меня в Рай».
А Константина Ефимовича помянули всуе. "Мнение профессора" вырвано из контекста. Во имя "...и Сына", т.е. Христа. "Во Христа"...
Тут бескрайний простор для богословской мысли. На то и диссертационные прения. Не стал бы так однозначно.