В эти дни Церковь отмечает Воздвижение честнаго и животворящего Креста Господня. Праздник был установлен в честь обретения Креста святой равноапостольной царицей Еленой в IV веке. Как свидетельствуют церковные историки, еще века спустя в день праздника Крест торжественно поднимали, чтобы показать народу.
Нам это понятно и привычно. В нашей цивилизации крест – это почитаемый религиозный символ, а то самое древо, на котором Господь принял смерть ради нашего спасения, вызвало бы в нас глубочайшее благоговение. Но мы часто забываем о том, каким резким переворотом является такое отношение к Кресту и как глубоко были бы шокированы и изумлены современники Господа Иисуса и апостолов, если бы они увидели нас почитающими Крест.
Даже в наши дни один японский буддист писал о том, что, впервые увидев изображение Распятия, был изумлен и шокирован: почему эта религия полагает своим главным символом Человека, умирающего в мучениях?
Во времена Господа Иисуса крест не считался ни честным, ни животворящим – ровно наоборот, он был орудием позорного умерщвления. Это был способ лишения жизни, сознательно разработанный таким образом, чтобы лишить жертву всякого достоинства. Сначала человека избивали бичами, раздиравшими его тело до костей, потом заставляли тащить горизонтальную перекладину креста к месту казни, затем прибивали гвоздями за руки и за ноги – так, чтобы гвозди проходили через нервные центры и причиняли максимальную боль. Затем человека поднимали – так, чтобы его очень хорошо было видно со всех сторон, – и оставляли висеть в положении, при котором, чтобы глотнуть воздуха, человек должен был приподниматься на пробитых конечностях. Смерть приходила к казнимому после долгих часов, иногда суток мучений. Римляне заботились о том, чтобы кончина тех, кто бросал вызов их власти, не выглядела ни славной, ни благородной, ни красивой.
И вот Господь Иисус принимает самую страшную и отвратительную смерть, спускается на самое дно страдания и отверженности, к тем, кто, кажется, навсегда потерян во глубине греха и проклятия. Он умирает среди двух разбойников, причтенный к злодеям, невинный среди негодяев. Как говорит о Нем пророк Исаия, «но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53: 5–6).
Смерть и проклятие, которое мы приобрели своими грехами, Он берет на Себя, чтобы дать нам жизнь и благословение. Говоря словам святого Андрея Критского, «Иисус, Сын Божий, пременил нам клятву в благословение. Крест уже не есть более предмет проклятия; клятва пригвождена ко Кресту; Христос уничтожил клятву и низвел на нас благословение». Он «сошел до ада, ища заблудших», как говорится в Акафисте Честному Кресту.
Так Господь Иисус делает это невыносимо жуткое орудие смерти знамением нашего спасения. Христос говорит о том, что будет «вознесен» на Крест, чтобы спасти людей: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 14–16).
О какой змее в пустыне идет речь? В книге Чисел, в 21-й главе, повествуется о том, как народ Божий в пустыне стали жалить ядовитые змеи. Моисей воззвал к Господу, «и сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Чис. 21: 8–9).
Как и многие образы Ветхого Завета, медный змей указывал на грядущего Христа. Как в пустыне люди, ужаленные змеями, взирали на поднятого над ними медного змея – так и христиане, смертельно ужаленные грехом, взирают на Христа и обретают спасение.
Вера опознает в этом уничиженном, оплеванном и распятом Человеке Господа, Бога и Спасителя, Который взывает: «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного» (Ис. 45: 22).
В этом трагедия и ужас человеческого противления: Бог сделал всё, чтобы спасти человека, – но человек может отказаться, отвергнуть или проигнорировать Его дар.
Церковь возносит Крест над миром, возвещая всем: ваш грех искуплен, ваша смерть поглощена, придите и примите жизнь вечную. Самый дурной и испорченный человек может покаяться, обрести прощение и стать святым – примеров этого достаточно в житиях святых, начиная с самого известного примера – разбойника, распятого по правую руку от Господа. Но человек свободен – он может и отказаться. В этом трагедия и ужас человеческого противления: Бог сделал всё, Бог пошел на самые крайние меры, Он принес величайшую жертву, чтобы спасти человека, – но человек может отказаться, отвергнуть или проигнорировать Его дар.
Мы часто видим крест – на куполах церквей, в произведениях искусства, даже в легкомысленных украшениях. Обычно наш взгляд скользит по всем этим крестам не останавливаясь. Но можно увидеть Крест по-другому – не как привычный религиозный символ, не как деталь архитектуры, а как свидетельство о том, что Бог совершил нас ради человек и нашего ради спасения, и отозваться – покаянием, верой, участием в Таинствах, хранением заповедей. Встать на путь вечной жизни, на который нас зовет Церковь.
Это неправда. Христос нес Крест, а не перекладину (Мф.27,32).