Почему Бог молчит?

Размышления на праздник зачатия Иоанна Предтечи

Евангелие от Луки начинается повествованием об обстоятельствах зачатия и рождения святого Иоанна Крестителя. «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных» (Лк. 1: 5–7), – читаем в благовестии апостола Луки. Однако в сравнении с этим гимном праведности родителей Предтечи несколько странными для нас могут показаться слова Ангела, явившегося отцу Пророка: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк. 1: 13). Почему молитва праведника услышана только сейчас, когда он достиг уже пределов земной жизни? Неужели всю жизнь Бог не слышал голоса святых родителей Предтечи?..

Это вопрос, близкий для каждого христианина. Слышит ли нас Бог? И почему Он так часто молчит в ответ на наши просьбы? А если отвечает, то почему мы не слышим этот ответ? Одни сомнения неизбежно рождают другие, и жизнь наполняется нерешительностью, колебаниями и бесплодными поисками.

Это великая честь – услышать в своей жизни молчание Бога и ответить на него благодарностью!

Трудно оправдать молчание Бога. Однако в этом и смысл жизни христианина: оправдать даже молчание Спасителя – как ответ, исполненный истинной любви. Ведь любовь Бога не слепа, она совершенна, а значит, может отказать в просьбе, которая не принесет человеку пользы. Наша вера должна непрестанно разрушать сомнения разума одним аргументом: если Бог молчит, значит, у Него есть на это причины! Это мысль, с которой мы должны нести весть о Благом Спасителе всему миру. Мы призваны своим терпением, своей верой оправдать молчание Бога перед безумным миром, требующим от Творца непременно заявить о Себе явно и однозначно. На самом же деле Бог не молчит, Он говорит на языке совершенной любви, который понять может лишь тот, кто готов ответить на эту любовь! И на этом языке даже молчание исполнено трепетного признания отеческого благоволения к Своему созданию. Это очень важно принять и хранить в своем сердце, чтобы ответить сомнениям в момент, когда жестокость внешних обстоятельств или другие причины будут побуждать усомниться в том, слышит ли нас Бог. Именно в этот момент должна сказать свое слово наша вера: значит, пришло время, когда мне мой Спаситель поручил засвидетельствовать о Его любви, оправдать перед всем миром Его молчание… Это великая честь – услышать в своей жизни молчание Бога и ответить на него благодарностью!..

Есть и нечто другое. Спрашивать у Бога решаются немногие. Для кого-то слишком обременительна ответственность, а кто-то просто боится, что Бог не ответит. Однако спрашивать нужно. Это здоровая потребность человеческой души – наполнять жизнь Божиим ответом. Отсутствие ее свидетельствует о духовной болезни – неверии. Это путь смертельно опасный, поскольку такому человеку Бог не нужен, Он чужд для него. Не Спасителем, а собственным «Я» наполнена его жизнь. Следовательно, рано или поздно придется пережить горечь разочарований и в себе, и в мире вокруг.

Есть только один путь, которым можно избежать гибельности разочарования, – жить по Божиему совету, в Его присутствии. Однако для нас часто этот образ жизни, вопрошание Бога оказывается недоступным из-за того, что слишком много собственных ожиданий и надежд наполняют наше обращение к Богу, не оставляя места для голоса Творца.

Незаметно для нас самих вопрос перерастает в требование. Оно кажется нам совершенно невинным, кажется естественным развитием наших чувств и переживаний. Однако первый шаг в сторону уже сделан – мы требуем… Конечно, зачастую это требование звучит не столь самоуверенно. Звучит в форме благочестивого исповедания всемогущества Творца, подобно тому, как некогда в пустыне приступал к Спасителю искуситель: «если Ты Сын Божий…» (Мф. 4: 3, 6). Так же и наше требование к Богу начинается с мысли о всемогуществе Творца, с тайного упрека: «Ведь Ты, Господи, всё можешь, можешь обстоятельства повернуть таким образом, чтобы ответ стал однозначным и очевидным». Да и Сам Спаситель, лукаво подсказывает разум, некогда сказал совершенно определенно: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…» (Мф. 7: 7).

И человек ждет ответа. Но ответ не приходит, Бог молчит. К сожалению, такое случается в нашей жизни достаточно часто. Мы разговариваем с Творцом на разных языках, не понимая, что и как нам отвечают. Мы ожидаем услышать громоподобный глас Бога Вседержителя, требуем явного ответа на наши молитвы, умоляем разрешить недоумения, а в ответ встречаем обычных людей, погружаемся в обычные обстоятельства, наблюдаем тот же мир, ту же жизнь вокруг. Мир не изменился, кажется нам, в нем не случилось никакого переворота, даже в нашей маленькой скромной жизни ничего не изменилось. Неужели Богу так трудно ответить… прийти… показать?

    

Наверное, с подобными чувствами ожидал явление Бога, провозвещенное ему Ангелом, пророк Илия в Синайской пустыне. Священное Писание говорит об этом без лишних подробностей, но с достаточной определенностью: «И сказал [Ангел]: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра» (3 Цар. 19: 11–12), – и там Господь. Оказывается, в реальной жизни действительно проще увидеть Бога в чем-то чрезвычайном, чудесном, необычном, ярком, чем признать Его Промысл в обыденном… Эти ожидания встретиться со Всемогущим Творцом мира слишком соблазнительны, чтобы так просто от них отказаться и услышать любящий глас Спасителя в совете близкого человека… Мы ожидаем и требуем ответа явного и определенного, не оставляющего места для колебаний и сомнений, а Бог оставляет место для терпения, любви, кротости, смирения…

Подобно нам, отнюдь не на такой ответ от Бога надеялись иудеи, когда ожидали своего мессию, покоряющего народы и восстанавливающего могущество Израиля. Однако с этой позиции Евангелие оказывается совершенно непонятным: неужели не мог Господь Вседержитель явно засвидетельствовать миру о Своем пришествии? Почему всё так сложно? Почему с Елеонской горы прозвучал не голос Владыки, Творца, хотя бы великого полководца, царя, но кроткий, тихий глас Иисуса из Назарета? Почему Господь скрыл Себя от многих людей, разве Он не мог…?

Божий Промысл о нас непрестанен, его не нужно особо искать, стоит лишь прислушаться, остановиться. Это удел нашей веры, ее живое и здоровое проявление – чувство постоянства в уповании на Бога, уверенность в том, что Он отвечает всегда, каждый миг, непрестанно.

Человек призван к поискам Божией воли. Это единственное, на поиски чего действительно стоит потратить всю жизнь. Ничто иное не может принести ни счастья, ни вечности. Все жизненные проблемы начинаются там, где рядом с Богом появляется еще что-то, чем человек пытается заполнить недостаточность своих усилий в стремлении к Истине.

В жизни нужно дать место Богу. Он насильно не врывается, но стоит у двери и стучит: «Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20). И это самый важный факт жизни христианина: Бог отвечает лишь тем, кто ищет Его, кто готов найти для Него место в своей жизни. «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам…» (Иак. 4: 8).

Роман Савчук

6 октября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Святой Иоанн Предтеча: близость к Богу Святой Иоанн Предтеча: близость к Богу
Роман Савчук
Святой Иоанн Предтеча: близость к Богу Святой Иоанн Предтеча: близость к Богу
Роман Савчук
Настоящий друг умеет жертвовать даже самыми искренними стремлениями сердца.
Молчание Бога Молчание Бога
Митр. Лимассольский Афанасий
Молчание Бога Молчание Бога
Беседа на 118-й псалом
Митрополит Лимассольский Афанасий
Часто нам кажется, что Бог молчит. Нас может душить несправедливость, скорбь, но, несмотря на это, Бог молчит. Он не вмешивается и ничего не делает.
Когда Бог молчит Когда Бог молчит
Иерод. Савва (Гамалий)
Когда Бог молчит Когда Бог молчит
Иеродиакон Савва (Гамалий)
У читающего Евангелие может сложиться впечатление, что для верующего возможно все, чего бы он ни пожелал. Нужно передвинуть гору — помолись с верой, и гора подвинется. Нужна работа — помолись, и она непременно появится. Хочется избавиться от надоевшей болезни — только помолись... Однако горы почему-то переставляются очень редко — всего несколько примеров есть в житиях святых. И молитвенные просьбы Господь не всегда исполняет... В чем дело? Разве Спаситель сказал неправду? Или вера наша не такая?
Комментарии
евгений25 октября 2018, 17:00
Спаси,Господь!Много полезного для себя услышал.+++++++++++++
юрий подгайнов20 января 2017, 10:23
Спаси Господи вас Роман.Получил истинное удовольствие от вашей статьи.все просто и ясно.
Фаина 6 июня 2016, 15:29
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас грешных! Аминь!
Валинтина 6 октября 2015, 17:13
Спаси Господи!
Очень полезная статья. Мы в самом деле не знаем что нам полезно, что хорошо, а что не очень и даже плохо. Большое видится на расстоянии. Оглядываясь назад, в прошлое, видишь как вовремя ушли те, которые были лишними, как мудро Бог забрал близких, родных, самых дорогих родителей и, тем самым избавил из от нынешней нашей действительности: войны братоубийственной, ненависти между родными и близкими.
Благодарю, Господи, за все.
Сергий18 сентября 2015, 08:49
Очень умная статья, ГОСПОДЬ всегда рядом и прекрасно знает, что для человека важнее и нужнее в его грешной жизни, какое счастье когда иногда видишь и понимаешь ЕГО молчание. Слава и благодарение БОГУ!
Александр Андриевский20 января 2015, 14:29
Прекрасная статья! Плохо, что в школах не преподают Слова Божьего! Спасибо Господи за такие статьи-проповеди!
Сергий20 января 2015, 08:43
Благодарю ГОСПОДА за то что Он знает, что мне нужно в первую очередь и ведет меня по жизни, хотя я и не достоин Его внимания со своими грехами.
Жанна 26 декабря 2014, 15:48
Бог не молчит , но услышать его можно только сердцем , а если закрыть свое сердце , то разве можно услышать Бога ? Человек более склонен услышать себя ,свои требования , просьбы , чем другого человека рядом , который нуждается , чтобы его услышали . Мне кажется , что мы не слышим никого , кроме себя . Статья прекрасная , спасибо .
Ирина 6 ноября 2014, 17:01
Как же Благодарна я Господу за Вашу статью. 15 лет ищу ответа и вот он. Милость Божия всегда необыкновенна и неожиданна, всегда пронизывает. Молю Господа о здравии и спасении Вашем и всех близких Ваших, храни Вас Господи на всех путях.
иеромонах Авель 8 октября 2014, 09:33
Спаси Бог.
От сердца, от опыта и в точку...
(и без всякого пантеизма, как кому бы ни хотелось это увидеть).
Не на экзамене человек, чтоб Свв.Отцов цитировать.
Если бы так передавался опыт веры, то у нас вместо Св.Предания был бы обычный цитатник из Св.Писания.
Александр Калашников 8 октября 2014, 00:09
Владимир Гаспарянц:
Как у Вас все просто... Храни Вас Господь.



А статья глубокая.
Бог во всем в этом мире. И во мне.

Сергий 7 октября 2014, 22:43
Владимир, вы просили Бога дать вам ответ на ваш вопрос? сколько раз? Вот и я сегодня в храме в 7:30 только начал задавать вопрос Богу, как закончилось чтение Часов и началась Литургия. Я бегом на клирос петь. Значит для меня лучше не знать ответа на вопрос. Пока не дорос духовно.
Владимир Гаспарянц 7 октября 2014, 01:48
Статья не понравилась, туман (это в качестве доброй критики). Тема не раскрыта, святых отцов вообще нет. Богообщение происходит просто: с нашей стороны молитва к Богу (в статье ни слова об этом нет), с Его стороны - ответы через людей, события. Если я прошу у Бога смирения, то Господь посылает мне людей, которые будут меня обижать; если я прошу о любви к людям, то по воле Божией обязательно рядом со мной появятся человек, нуждающийся в моей помощи; если я прошу Господа помочь мне помириться с человеком или забыть обиду, то Господь говорит мне через Заповедь, чтобы я молился об этом человеке. Господь всегда нас слышит, Он рядом, главное правильно молиться и жить по заповедям Христовым.
Михаил 7 октября 2014, 01:38
Действительно, хорошо написано. От души, искренно. Я тоже верю, что можно Богу говорить всё. Он же Отец, как батя земной знает тебя, Он ещё лучше знает. Даже о мести и о ненависти можно сказать, не беда, не стыдно, - отомстит, если захочет и разрулит, разрешит твои недоумения. Обо всем можно - вон, как Иов многострадальный, он ведь довольно дерзновенно молился, чуть не с упреком. "Обиду мою веси, разреши ту яко волиши", к Божией Матери поем всегда. Божия Матерь и Господь сделают всё как надо.
Не может быть, чтоб Ему не было жаль нас.
Просто иногда им действительно, видимо, не вариант что-то просимое нами давать. Да и судя по Евангелию даже, у Христа есть же и Царское достоинство, т.е. Он существо благородное, не гоже помыкать, как мы часто делаем в своем сердце. Как бы приказывая, что ли или лукавя. Мы часто не уважаем Его просто... А главное, что у Него-то вечность. Это мы спешим, торопимся, а Господь ведь нет. Я вот к 40 годам сообразил, что вполне гармонично пожил, и живу почти как надо, а в 20 - 25 мне так совсем не казалось.
Я просто не видел того, что вижу сейчас. А Христос-то видел, и сейчас видит, и больше видит.
Конечно нужно доверять Богу. Мой духовник так и говорил - "верить Богу". Не говорил "верить в Бога", но "верить Богу".
р. Б. Анна 7 октября 2014, 01:03
Одна из самых прекрасных статей! Спаси Господи!
Кирилл 7 октября 2014, 00:10
Большое спасибо. Отчётливо вижу, что человек понимает о чём пишет. И так красиво, простыми и доступными словами, без лишней псевдо-благочестивой риторики, поделился реальным опытом, переживанием тайной красоты общения человека с Богом. А то на православных сайтах присутствует огромная масса статей православных теоретиков, говорящих красивыми и благочестивыми словами фактически ни о чём.
Александр 6 октября 2014, 22:33
Статья удивительно замечательная!Простыми словами открывается такая ИСТИНА! Огромное Вам Спасибо,уважаемый Роман.
Р.Б. Ольга 6 октября 2014, 18:58
Святые Захария и Елисавета !
Иоанн Креститель !
Молите Бога о нас грешных !
Спаси Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×