14 октября Русская Православная Церковь будет праздновать Покров Пресвятой Богородицы. Событие, произошедшее в этот день давным-давно и очень далеко, особо близко сердцам христиан, родившихся и живущих в России. Почему так? Непонятно. На этот вопрос пытается найти ответ священник Андрей Мизюк.
Да, мы все родом из детства, и, наверное, многим из нас знакома и памятна материнская ласка и забота. Почему многим, а не всем? К сожалению, далеко не всем пришлось расти в семье и быть окруженными родительской заботой и попечением. И тем не менее нет такого человека на земле, которого бы ни любила, словно свое дитя, — Она, Пресвятая Богородица, Матерь Света и Приснодева, Та, Чье ходатайство и покровительство мы скоро будем праздновать.
«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» — чудное явление Божией Матери произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память его совершается 15 октября по новому стилю, на следующий день после праздника Покрова), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?». Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению: «Царю Небесный, приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». На Руси же праздник Покрова Божией Матери был установлен в княжение святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1155–1174).
Сегодня доподлинно сложно сказать, действительно ли это чудное явление Божией Матери было связано именно с осадой Константинополя славянами. Дошедшие до нас источники противоречат друг другу, так как где-то сообщается о нападении сарацин, где-то это чудо и вовсе не связано ни с какими нападениями. Возможно, что заключение в 911 году мирного договора между Константинополем и Киевом и дерзкий набег славян на Византию незадолго до этого легли в основу версии славянской осады Константинополя в тот день, когда Пречистая Дева явилась над молящимися в храме. Неизвестно, какие события сопровождали переговоры столицы Византийской империи и Киева, но, быть может, именно общая тревога греков и послужила причиной явления Божией Матери, из которого следовало, что Она предстательствует перед Господом за греческое православное царство.
Удивительно, но в Греческой Церкви праздника Покрова нет. Зато именно в Русской Церкви воспоминание об этом событии нашло удивительный отклик и особое почитание. Сколько сегодня в России можно насчитать Покровских храмов, деревень и сел с названием Покровка, фамилий, в корне которых тоже есть это слово — «Покров»! И соседний Саратову город на левом берегу изначально назывался Покровск, и епархия в составе Саратовской митрополии — Покровская. Случайно ли это все? Почему это событие, которое повествует по сути своей о поражении славянских князей при осаде Константинополя, так особенно дорого нам?
На Голгофе умирающий Христос оставляет Свою Пречистую Матерь на попечение Своему любимому ученику. Слова Господни се, Мати твоя, обращенные к апостолу Иоанну (Ин. 19, 27), чудесным образом адресуются не только ему, но и всему остальному человечеству, так как в этом не только просьба о заботе о Его Матери, но и Промысел Божий, по которому единственный ребенок престарелых Иоакима и Анны, дочь вымоленная и любимая, Та, Которой суждено было вместить в Себе Невместимого, становится Матерью всему роду людскому. И потому-то мир наш, которому от времени грехопадения, наверное, по-особенному довелось познать состояние сиротства, утраты того общения с Отцом Небесным, которое имели Адам и Ева в Эдеме, уже не оставлен и не забыт. И более того, имеет особое ходатайство перед Богом от Той, Кто Сама по плоти есть человек и рождена от человека. Но и Она же выше высших чинов Ангельских…
У Анны Ахматовой есть дивное стихотворение «Распятие».
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать
стояла,
Так никто взглянуть и не
посмел.
Та, Чью душу прошло оружие, по пророчеству праведного Симеона, никогда не позволила Себе даже усомниться в путях Господних. Се, Раба Господня, — некогда сказала Пречистая (Лк. 1, 38) и была верна этим словам всегда. И потому-то там, на Голгофе, где у любой другой матери, наверное, разорвалось бы сердце от горя и ужаса, сердце Матери Божией вместило в себя всех нас. Там Она усыновила весь мир.
…Ну а в моей жизни самое главное чудо заключается в том, что именно в Покровском храме начался мой путь в Церковь. Там я первый раз исповедовался и причастился Святых Христовых Таин, там я встретился со священником, который услышал меня и стал для меня пастырем добрым. Спустя много лет, когда его не стало, а я стал священником, именно на Покров его духовное чадо подарило мне епитрахиль и поручи покойного батюшки…
Поэтому, наверное, у меня вся жизнь — под Покровом Божией Матери.
Фото из открытых Интернет-источников
Газета «Православная вера» №19 (519)