«Слово — твоё украшение»

Источник: Отрок.ua

Преподобный Иоанн Дамаскин, Андрей Критский, Роман Сладкопевец... и это всего несколько имён самых знаменитых гимнографов Церкви. Кто имеет право и должен сочинять стихиры и каноны? Разумеется, учёные мужи, подвижники и святители. Однако есть в истории исключительные примеры.

В 821 году в столице Византийской империи выбирали невесту будущему монарху. Мать императора Феофила* устроила смотрины лучших невест государства. Обязательными условиями для претендентки на роль невесты были благородное происхождение, прекрасное образование и, само собой, юность и красота. Той, которой суждено было стать избранницей, василевс должен был вручить золотое яблоко — символ обручения.

Описание выбора невест юным Феофилом есть в творениях преподобного Симеона Метафраста — византийского историка и министра иностранных дел при дворе. По мнению современных исследователей, что-то из приведённых фактов является красивой легендой. Но, кажется, фантазии не в правилах хронистов и дипломатов. Преподобный Симеон рассказывает, что после нескольких этапов отбора девушек остались двенадцать красавиц, из них особенно выделялись две: Кассия и Феодора. Юный монарх не сравнивал долго достоинства барышень, а сразу направился к Кассии, заворожённый её красотой. Быть может, чтобы скрыть своё смущение, Феофил заговорил с ней высоким слогом, процитировав Иоанна Златоустого: «Через женщину излилось на землю зло». Кассия не растерялась и ответила, продолжив мысль святителя: «Но и через женщину бьют источники лучшего».

В этом коротком диалоге, в этом намёке и иносказательном ответе и решилась судьба той девушки, которая могла бы стать императрицей Византии, но стала невестой Христа. Феофил прочёл между строк нежелание Кассии быть его женой и, испытывая особое трепетное чувство, решил благородно отступить. Золотое яблоко оказалось в руке Феодоры.

С годами Феофил раскрылся как человек сильный, хотя и вспыльчивого характера, ревнитель справедливости: он боролся с казнокрадами, был открыт для жалоб со стороны простых людей, строил богадельни, кормил голодных, был щедрый меценат, но непримиримый иконоборец.

Кассия родилась в семье придворного чиновника. Природный ум в сочетании с прекрасным образованием довольно рано явили миру незаурядную личность. Найти жениха под стать такой барышне было непросто. Она была не только очень красива и умна, но и щедро одарена: сочиняла музыку и стихи. Круг её интересов не ограничивался исключительно богословской литературой, девушка прекрасно знала сочинения древнегреческих философов и позднеантичных литераторов. Её перу принадлежат остроумные эпиграммы, благодаря которым, возможно, она и прослыла в высшем обществе девицей гордой и неприступной:

Глупцу лекарства нет вообще,
И нет леченья, кроме смерти.
Глупец в почёте
превозносится над всеми,
И похваляемый —
наглеет больше.
Как невозможно столп
согнуть великий,
Так глупый человек
неисправим.

Кассия не ограничивала себя в сочинениях и писала труды, обнаруживающие глубокий богословский ум.

Её духовником с отрочества был преподобный Феодор Студит. Вот какие наставления отправлял он тринадцатилетней Кассии: «Всё, что твоя добродетельность опять сказала нам, мудро и разумно. Поэтому мы с полным правом удивились и возблагодарили Господа, встретив такой ум в юной девице. Правда, это не похоже на бывших прежде, ибо мы, нынешние, и мужчины, и женщины, бесконечно много уступаем им и в мудрости, и в образованности. Во всяком случае, в настоящее время ты сильно выделяешься. Слово — твоё украшение больше, чем всякое тленное благолепие».

Из нескольких дошедших до нас писем преподобного Феодора Студита мы узнаём подробности жизни Кассии. Ещё в юности она решила посвятить жизнь Христу, и выбор этот был сделан в самый разгар иконоборчества при императоре Льве V Армянине. И за несколько лет до того как девушка попала на смотрины невест, она пострадала за верность иконам вместе с другими исповедниками веры.

Неудивительно, что в столь юном возрасте Кассия проявила необычайную твёрдость характера: перед её глазами был живой пример — духовный наставник. Феодор Студит был бесстрашным борцом с ересью и пламенным защитником веры. С детства преподобный Феодор учился у лучших риторов, философов и богословов Константинополя. Он великолепно владел ораторским искусством, терминологией и философскими концепциями, глубоко знал христианскую догматику. Феодор Студит был участником богословских диспутов, не боялся обличать и царей и епископов, впавших в заблуждения и ереси, за что ему не раз жестоко мстили. Когда Лев V Армянин созвал собор против иконопочитания, преподобный Феодор сказал ему: «Господь поставил в Церкви одних апостолами, других учителями или пастырями, но не упомянул о царях. Так оставь Церковь учителям и пастырям». После такого публичного унижения последовал царский ответ: темница, пытки и ссылка.

А поводом к аресту монаха послужил крестный ход с иконами, возглавляемый преподобным. Кассия тоже была там. Вот что пишет ей духовник из ссылки: «Замечательно, что у тебя со словом согласуется и жизнь и ты не обнаруживаешь односторонности ни в том, ни в другом, ибо согласилась пострадать за Христа в это гонение. Ты не ограничилась прошлым бичеванием, но опять охвачена горячей любовью к доброму исповеданию, в нём же пламеней всегда. Ты действительно знаешь, что добро или что красно. Именно страдать за истину и отличаться мученичеством — сребро и злато, слава и благолепие и всякое земное мнимое благополучие есть ничто, ибо они мимолётны и исчезают, как сновидения и тени. Что же дальше? Следует избрание монашеской жизни, которую ты обещаешь принять по прекращении гонения, хотя это и дивно, но меня твоё решение не поразило, почему? Потому что о последующем всякий может заключать из предыдущего. Если видим дым, конечно, покажется и огонь, и в данном случае, если есть исповедание Христа, ясно, что воссияет и жизнь в монашеском совершенстве. Как ты блаженна в обоих отношениях».

Но вернёмся к событиям 821 года. Симеон Метафраст пишет: «В святую Пятидесятницу патриарх венчал Феофила и Феодору, а Кассия, потеряв корону, основала монастырь, в котором и провела свои дни, приняв постриг, живя так, как угодно Богу, предаваясь и учёным занятиям так, что от неё осталось много сочинений».

Ещё один византийский писатель уже XV века Георгий Кодин оставляет свидетельства о дальнейшей судьбе Кассии. Он описывает Константинополь и в числе прочего упоминает: «Монастырь Икасия** был построен Икасией, благочестивой монахиней и прекрасной собою девицей, которая была премудрой, сочинила много канонов и стихир и прочих сочинений, достойных изумления, и положила их на музыку во время императора Феофила».

Существует легенда о том, как от лица грешницы инокиней была написана стихира Великой Среды. С момента смотрин невест прошло уже немало лет, но император Феофил так и не смог забыть Кассию. Однажды он не удержался и заглянул в обитель, чтобы увидеть её и поговорить. Кассия в это время сочиняла в своей келье. Сёстры поспешили доложить игуменье, что приехал император, но она не вышла к нему на встречу. Тогда Феофил сам поднялся к ней, но нашёл лишь пустую келью, а на столе недописанную стихиру: «Господи, яже во многие грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземше чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне, глаголющи, яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием, да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы: ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши...» В ожидании император перечитывал сочинённое и дописал: «страхом скрыся», то есть «со страхом скрылась»: он сравнил спрятавшуюся от него Кассию с Евой, скрывшейся от лица Господа между деревьями рая. Феофил так и не дождался игуменьи. Когда же он уехал, Кассия обнаружила новую строку и оставила её в своём сочинении.

Почему-то некоторые исследователи подвергли сомнению авторство Кассии именно в этой стихире. Им показалось странным, откуда столько подлинного чувства в этих строчках? Нет, невозможно, чтобы подобные слова могли принадлежать перу девицы-инокини.

Ещё до принятия ею иноческого пострига преподобный Феодор писал Кассии: «Как я узнал, ты с детства избрала добрую жизнь ради Бога и стала невестой Христа, не ищи и не люби больше никого. Кто может быть прекраснее Спасителя? Его красота пусть ещё ярче сияет в твоём сердце, дабы ты угасила всякую страсть изменчивую и тленную, решительно избегай взглядов мужчин, хотя бы даже и скромных, чтобы не быть как-нибудь поражённой или не поразить. Ожидает тебя небесный чертог, там ты увидишь Того, к Кому ты прилепилась, и с Ним будешь вечно радоваться. Мало слово, но достаточно для убеждения твоей честности. Да будешь спасена, дщерь Христова».

Кто может с уверенностью рассуждать, что происходило в душе этой девицы? Почему она так и не вышла к императору? И кто может измерить, как много нужно преодолеть искушений на пути к подлинной, преображённой любви?

Феофил умер довольно молодым, он правил всего двенадцать лет. Перед смертью император-иконоборец захотел попрощаться с Кассией. И на этот раз она согласилась. После беседы с ней император покаялся в иконоборчестве. К одру умирающего принесли образ Божией Матери, и Феофил, поцеловав его, отошёл в мир иной. Через несколько лет почитание икон было торжественно восстановлено на Константинопольском соборе. И в этом первом праздновании Великим постом Торжества Православия принимала участие и преподобная Кассия.

Она осталась единственным автором-женщиной, чьи произведения и по сей день звучат на богослужении. И, услышав стихиры Великой Субботы или стихиру Рождества Христова «Августу единоначальствующу на земли...», стоит вспомнить о византийской поэтессе. Её монашеский подвиг остался тайной, а поэтический дар живёт и служит Церкви уже много веков.

Преподобный Феодор Студит (759–826) — подвижник и исповедник православной веры, церковный полемист и участник важных церковно-политических событий эпохи. Он родился в Константинополе в христианской семье, получил блестящее светское образование, был ритором и философом. В 22 года принял постриг, основы монашеского подвига постигал под руководством своего дяди монаха Платона в Студийском монастыре. Через несколько лет, по просьбе братии, Феодор стал игуменом Студийского монастыря.

За свою твёрдость и непримиримость Феодор Студит трижды подвергался ссылке. Две первые ссылки были связаны с осуждением разводов и незаконных вторых браков императоров, в третий раз он был сослан императором-иконоборцем Львом Армянином за исповедание догмата о почитании святых икон.

Преподобный много писал, среди его сочинений «Слова» о почитании святых икон, главы о подвижнической жизни; для Студийского монастыря он сочинил Устав, излагающий порядок годовой церковной службы. Поучения, адресованные инокам Студийского монастыря, содержат правила монашеской жизни: послушание игумену, участие в литургической жизни, труд и личная бедность. Согласно этим правилам, монастырь должен быть организованной литургической и трудовой общиной.

* Феофила короновали на царство соправителем ещё при жизни отца — императора Михаила II.

** греч. Κασσία; Кассиана, Икасия

Источник: Отрок.ua

28 октября 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Жизнь прп. Романа Сладкопевца Жизнь прп. Романа Сладкопевца
Диак. Владимир Василик
Жизнь прп. Романа Сладкопевца Жизнь преподобного Романа Сладкопевца
Диакон Владимир Василик
Явилась ему во сне Пресвятая Богородица и свиток пергаменный дала и повелела съесть его… Роман проснулся и, взойдя на амвон, начал возглашать и весьма благозвучно петь: «Дева днесь Пресущественного рождает».
Всего-то навсего – полюби Всего-то навсего – полюби
О м. Иулиании (Денисовой)
Всего-то навсего – полюби Всего-то навсего – полюби
Елена Буевич
По тем вопросам, которые на встрече в Харькове задавали матушке Иулиании (Денисовой), можно судить о степени доверия: спрашивают самое-самое заветное. И в ответ – самое заветное.
Раннехристианские и византийские гимнографические памятники в историко-географическом измерении Раннехристианские и византийские гимнографические памятники в историко-географическом измерении
Диакон Владимир Василик
Раннехристианские и византийские гимнографические памятники в историко-географическом измерении Раннехристианские и византийские гимнографические памятники в историко-географическом измерении
Диакон Владимир Василик
Топонимы и этнонимы, упоминаемые в гимнографических текстах, могут способствовать пересмотру традиционных представлений о датировке и авторстве того или иного памятника. Так, опираясь на перечисление христианских земель в 4-й песни Рождественского канона, можно предположить, что канон был создан в конце VI – начале VII века, а не позднее, как традиционно считается.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×