Собравшись в Церкви, народ Божий поклоняется Богу. Но что значит это слово — поклоняться? Грех можно определить как отказ признавать Бога — Богом, попытки поставить на его место кого-то (или что-то) еще — самого себя, других людей, идолов. Из этого отказа следует все остальное — все прочие мерзости и беззакония, горести и несчастья падшего человеческого рода вытекают из этого фундаментального греха — отказа признавать Бога тем, Кто Он есть.
Как пишет Святой Апостол Павел, «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» (Рим.1:28) Падшее человечество отвергло свидетельство совести о Божием законе и свидетельство Творения о Создателе, и Бог оставил их собственным постыдным страстям. Поклонение — это разворот в обратную сторону, обращение к реальности, которую мы так долго отвергали или игнорировали. У мироздания и у нас самих есть законный Владыка, Царь и Судия, и мы склоняемся перед ним. Слово «поклонение» особенно часто встречается в последней книге Библии — Откровении Иоанна Богослова. «тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено» (Откр.4:10,11)
Что делают эти небесные старцы — символизирующие полноту ветхо- и новозаветной Церкви? Они падают перед сидящим на Престоле в знак повиновения и покорности, и полагают перед ним свои венцы — то есть слагают всю свою славу, и честь, и силу, перед Богом, признавая, что все они получили от Него — и что Он один достоин поклонения. Они исповедуют Его Творцом, Владыкой и Хранителем мироздания. Они признают непостижимо величественную реальность Его божественности — и склоняются перед ней в благоговейном трепете.
Мы существуем, потому что Он пожелал нас сотворить; мы украшены дарами, потому что Он пожелал нас украсить. Каждый атом мироздания — и каждый атом нашего тела — существуют только потому, что Он пожелал воззвать нас из небытия и хранить в бытии. Наша временная и вечная участь находится в Его руках; мы признаем этот факт с трепетом и благодарностью.
Но катастрофа греха привела к тому, что человек пытается спрятаться от этой реальности; как говорит только что падший Адам в третьей главе книге Бытия, «голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт.3:10)
В некоторых атеистических сочинениях чувствуется этот ужас перед Всемогущим, от Которого невозможно скрыться, потому все, абсолютно все, что существует, создано и поддерживается в Бытии только Им. Как написал известный атеистический философ Томас Найджел, «Я хочу, чтобы атеизм был истинен, и меня беспокоит тот факт, что некоторые из самых умных и образованных людей, которых я знаю — верующие. Я не просто не верю в Бога — я, естественно, надеюсь, что я прав в моем неверии. То есть я надеюсь, что Бога нет! Я не хочу, чтобы Бог существовал; я не хочу, чтобы мироздание было таким»
Что же, некоторые атеисты лучше понимают трагедию падшего человека, чем некоторые верующие.
Когда Бог — не наша уютная религия, а живой Бог — показывается на горизонте, мы все склонны встречать Его со страхом и противлением.
Его присутствие внушает грешникам неподдельный ужас — как сказано в той же книге Откровения, «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр.6:15-17)
Человек может успешно скрывать свой грех от себя и от других людей — но он не может сокрыть его от Судии, и оказывается, как говорит поэт, «внезапным ужасом подавлен и согбен, как тот, кто на суде в убийстве уличен».
Но вот в Книге Откровения является Агнец — тот, кто берет на себя грехи мира, тот, кто умер за нас и вместо нас, чтобы даровать нам прощение и новую жизнь. Христос умер за наши грехи; если мы пребываем в Нем через покаяние и веру, нам нечего бояться; мы знаем, что мы в руках Бога, который возлюбил и искупил нас. Святые поклоняются Богу не только как Творцу, но и как Искупителю:
«достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков» (Откр.5:8-14)
Те, кто возлагают свою надежду на Крест Христов, искуплены, омыты, прощены, приняты и даже возвеличены Богом; те, кто провозглашают — мы недостойны, но Ты — достоин, обретают венцы от Бога — и в жесте поклонения и благодарности полагают их перед Его престолом.
Мы изумлены Его Величием, Красотой, Любовью и Милостью — и мы поклоняемся; Он — единственный, кто достоин этого.