Василики Кузари родилась в 1891 году в городе Фамагуста на острове Кипр1. Её родители были бедняками. Помимо Василики (которая была самой младшей) они воспитывали ещё четверых детей.
Василики была ещё совсем маленькой, когда умерла её мать. Некоторое время спустя одной из её старших сестёр по имени Милиа сделал предложение Константин Псарас – вдовец, воспитывавший двоих детей. Милиа согласилась при одном условии: если будущий муж разрешит ей взять с собой в новую семью десятилетнюю Василики.
Переселившись в новый дом, Василики взяла на себя заботы по домашнему хозяйству. Кроме того, она воспитала двух детей Константина и семерых детей, родившихся в его браке с Милией. Дети были привязаны к ней даже больше, чем к своим родителям, они ценили Василики за её искреннюю и бескорыстную любовь ко всем окружающим.
В благодарность за помощь в воспитании его детей Константин купил Василики дом в центре Фамагусты. Он любил её как собственного ребёнка и постарался обеспечить приданным.
Василики была высокой и красивой девушкой. У неё были большие косы, светлая кожа и множество веснушек.
Василики вышла замуж за Поливия Параскеваса из селения Лапифо. Несмотря на то, что юноша был на тринадцать лет её младше, это не стало препятствием для их семейного счастья. Супруги всегда жили в любви и взаимопонимании.
Василики была очень добрым и бесхитростным человеком. Несмотря на свою бедность она была очень милосердной. Всё, что у неё было, Василики раздавала нищим. Её вера в Бога была очень глубокой, а доверие Его промыслу – безграничным.
Больше всего Василики любила на много часов оставаться в храме. Там она убиралась, зажигала лампадки и молилась. Василики не пропускала ни одного богослужения и соблюдала все посты. Она была очень смиренной и по всем вопросам спрашивала совета у священников. Всё, что они ей говорили, она не обсуждала а неуклонно исполняла. Для неё слово священника – было проявлением Воли Самого Бога.
Василики ни разу в своей жизни ни на кого не накричала и ни с кем не поссорилась. У неё не было врагов. Ко всем без исключениям людям она относилась с любовью. Она была готова помогать окружающим и дать им то, что они попросят, даже в ущерб собственной семье. Когда Василики видела как кто-то гневается или кричит, она очень расстраивалась.
Смирение Василики было таково, что она не хотела, чтобы о ней знали и говорили окружающие. Все свои добрые дела она тщательно скрывала. Василики всегда говорила правду. Она не могла соврать даже когда понимала, что правда принесёт ей только вред.
Кроме девяти детей Константина, Василики воспитала и двух собственных чад, а впоследствии и несколько внуков. Видимо, воспитание было её главным призванием и предназначением. Общий язык она легко находила не только с детьми, но со всеми окружающими.
При всех достоинствах Василики был у неё и один недостаток – она любила поговорить. Её многословие даже вошло в деревне в поговорку – «Прямо как Василики» говорили о болтливых людях. Из-за своей разговорчивости Василики иногда забывала еду на плите и она сгорала. Муж приходил домой пообедать, а Василики трогательно и ласково говорила: «Поливако, милый, я сожгла еду. Давай я тебе пожарю яичницу». Он не ругался, съедал что-нибудь приготовленное на скорую руку и уходил на работу.
Василики любила говорить на церковные темы, о Христе, Богородице, Святых, своей семье. Но ни разу в жизни она никого не осудила. В этом отношении она была к себе очень строга. Осуждение она считала великим прегрешением и никогда не рассуждала о делах других людей. Своей дочери она говорила: «Андрула, я никогда не буду тебя бить (и она действительно не применяла к своим детям телесных наказаний). Но если услышу как ты говоришь про кого-нибудь что-то плохое – дам тебе по губам»,
Сын Василики полюбил женщину с тремя детьми, которая была старше его на десять лет. Василики приняла её с большой любовью, дала молодым своё благословение и помогла наладить семейную жизнь. О своей невестке Андрула говорила: «Её нам послал милосердный Господь. Она очень хорошая».
Присутствие Бога в жизни Василики было зримым и ощутимым. В зрелом возрасте она совершила паломничество в Иерусалим. Во время посещения одной из Святынь города паломники оставили её одну и она заблудилась. Но Василики нашла дорогу сама и на удивлённые расспросы паломников отвечала, что ей помогла Богородица. Люди засомневались и тогда Василики рассказала, что чувствовала как кто-то держит её за руку и помогает идти вперёд.
Вера Василики была такой крепкой, что она никогда не ходила к врачам, а просила помощи у Бога. Её врачом была Богородица. Когда она заболевала Василики говорила своему сыну: «Панайоти, не надо врача. Пойдём к Богородице». Он отводил или относил её в церковь Пояса Богородицы в Вароси. Василики молилась, помазывалась маслом из лампадки и возвращалась домой совершенно здоровой.
После того как в 1974 году греки-киприоты были изгнаны из своих домов турками-оккупантами, Василики с супругом и семьёй сына нашли убежище в пригороде Лимасола – Птолемаиде. Там она прожила четыре года и скончалась в 1978 году в возрасте 87 лет. На похороны Василики собрались все дети, которых она воспитала.
Через пять лет скончался супруг Василики. Чтобы его похоронить, открыли гроб жены покойного. Все были потрясены увиденным: Одежда и волосы Василики остались нетленными, а её кости благоухали. Это в один голос подтверждают десятки людей, присутствовавшие на похоронах. Её сын впоследствии рассказывал своей сестре, которая не смогла присутствовать на похоронах: «Андрула, я человек не очень церковный. Но что говорить! Когда открыли гроб мамы, всё вокруг заблагоухало».
Вечная ей память. Аминь.