Все, происходящее в Церкви, вводит нас в историю спасения; мы делаемся свидетелями и соучастниками воспоминаемых событий. Речь идет не о простом воспоминании — хотя бы и эмоционально насыщенном — речь идет о реальном вхождении в духовный мир. Входя в храм, мы оказываемся как бы на борту корабля, который уносит нас из мира греха и обмана в мир правды и света — от того, что ложно и призрачно, к тому, что подлинно и несомненно, от того, что обречено исчезнуть, к тому, что вечно.
Это особенно переживается в великий праздник Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В этот день читают пророчество Исайи: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6).
Церковь празднует рождение Младенца, Который одновременно и Бог крепкий. В контексте того, что Библия говорит о Боге, это возвещение непостижимо огромно; слушая эти слова, мы как бы оказываемся под сводами, слишком высокими, чтобы их увидеть. Все слова, которые мы можем произнести — «величие, слава, благоговение» — оказываются слишком маленькими, и мы сами — слишком мелкими, чтобы сказать что-либо. «Да молчит всякая плоть человеческая и стоит в страхе и трепете».
Но мы должны постараться услышать и в меру нашего разумения понять, что об этом событии говорит Церковь. А Церковь наставляет нас, что Младенец, лежащий на руках у Его Пречистой Матери — Бог. В Нем Бог и человек являются Одной и Той же Личностью. Как говорит святитель Лев Великий, «Это удивительное Рождество от Святой Девы произвело на свет Единственную во всем человеческом роде истинно человеческую и истинно Божественную Личность,... разность природ сошлась в такое единство, что Один и Тот же, будучи истинным человеком, называет Себя меньшим Отца (Ин.14:28) и, будучи истинным Богом, именует Себя равным Отцу» (Ин.10:30).
Давайте попробуем взглянуть на небо — тем более что в нашу эпоху есть мощные телескопы, которые позволяют вглядеться в мир звезд внимательно. Один из самых популярных образов в интернете — туманность Андромеды, фотография которой сделана орбитальным телескопом «Хаббл». Эта фотография стоит в качестве обоев на множестве мониторов. Ее легко узнать: это красивое и загадочное дисковидное образование, с ярким ядром и спиралевидной структурой. Эта галактика расположена на нашем небосклоне в созвездии Андромеды, откуда и получила свое название. Она содержит примерно 1 триллион звёзд, что в 2,5–5 раз больше, чем в нашей родной галактике — Млечном Пути. Это ближайшая к нам галактика — до нее «всего лишь» около двух с половиной миллионов световых лет.
Эти величины — триллион звезд, миллионы световых лет — превосходят все наши представления об огромности, они намного больше того, что в состоянии переварить наш рассудок. Но и туманность Андромеды — это всего лишь одна из галактик нашей вселенной. Их — по оценкам астрономов — порядка ста миллиардов. Огромность Вселенной — даже той ее части, которая доступна нашему наблюдению — превосходит всякое разумение.
Священное Писание говорит об этой вселенной две вещи.
Во-первых, у нее есть Автор. Бог Библии — Создатель и Хранитель мироздания. Все, что существует, существует только и исключительно потому, что Он пожелал создать это из ничего. Если бы любовь Божия прекратила поддерживать мир в бытии, он немедленно вернулся бы в то ничто, из которого был вызван. Как Бог говорит через Пророка, «Я создал землю и сотворил на ней человека; Я Своими руками распростер небеса, и всему воинству их дал закон Я» (Ис.45:12) Земля и небо — все существующее — создано и управляется Богом: «Поднимите глаза ваши на высоту [небес] и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (Ис.40:26). Бог создал туманность Андромеды; Бог создал все туманности, галактики, вообще все существующее.
Во-вторых, Творец и Хранитель всей это непостижимо огромной вселенной стал человеком, Одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха.
Безбожие уверяло нас, что мы живем на окраине галактики, в бессмысленном мироздании.
Наша вера открывает нам, что наша земля — самая важная планета во вселенной
Безбожие уверяло нас, что мы живем на незначительной планете где-то на окраине своей галактики, в огромном, пустом и бессмысленном мироздании. Наша вера открывает нам, что в мире есть цель и смысл, и наша земля — самая важная планета во вселенной, потому что именно на ней Бог входит в Свое творение. На средневековых картах Святая Земля изображалась в центре земли; в этом было нечто глубоко верное — это не просто центр земли, это центр мироздания. До него не нужно было лететь на каком-нибудь звездолете; до него можно было дойти пешком.
Пастухи, пришедшие поклониться младенцу, оказались в главной точке вселенной — как и мы оказываемся в ее главной точке, когда приходим поклониться Родившемуся. Зачем, с какой целью Всемогущий стал беспомощным младенцем на руках у Своей Матери? Символ веры говорит нам: «Нас ради, человек, и нашего ради спасения».
Тот, кто стоит за красотой и величием мироздания, не просто Всемогущий Творец, не просто Художник и Строитель всего — Он есть любовь. Из любви к Своим падшим, мятежным, запутавшимся созданиям Он нисходит, чтобы поселиться среди них и вывести их к жизни вечной и блаженной.
Мы не можем вместить величия этой любви — как не можем вместить величия мироздания. Но мы можем довериться ей и обратиться к ней — в покаянии, вере и хранении заповедей. Тогда мы обретем нечто слишком прекрасное, чтобы об этом можно было сказать словами.
Слава Господу нашему Иисусу Христу во веки веков!!! Слава Богородице!!!
Автору респект!
Господи ниц паду
помяни мя грешного раба Твоего студнаго и нечистаго во
Царствии Твоем