Москва, 14 января 2015 г.
В эфире Радио "Радонеж" протоиерей Дмитрий Смирнов разъяснил возможность совершения таинств над людьми, не носящих имена православных святых.
О.Димитрий: Этот вопрос очень актуален, мы его касались на епархиальном собрании, и Святейший Патриарх Кирилл дал на него исчерпывающий ответ. Но по понятной причине, миряне не присутствовали в массе своей на этом собрании, поэтому я решил этот вопрос прочитать: «Мою маму звали Лилия, после смерти батюшка отказался ее отпевать, т.к. в православии нет такого имени». Очень обычная история, православие здесь вообще не при чем. Если батюшка сказал, что в православии нет такого имени, то он глубоко заблуждается. Есть русский обычай, очень хороший, и мы его очень храним, - в частности, жену моего дяди тоже звали Лилией, - но когда у нас крестят людей, которые носят имена, которых нет в святцах, им в крещении дают имя созвучное: Рустам – Рустик, Лилия – Лия и т.д. И никаких не возникает вопросов у таких бедных необразованных батюшек.
Но бывают очень православные люди в очень православных храмах очень православных стран. Например, в Сербии мы можем встретить имя Драгомир или имя Тара, а что такое Тара? Тара – это такая река в Черногории, и детей называют таким именем – и страна православная, и люди православные. Просто сербы, как правило, не называют людей в честь святых, дают совершенно разные имена и остаются православными. Чем наш обычай хорош?
И это Святейший Патриарх подчеркнул, что человек, который носит имя, например, Сергий, то он имеет небесного покровителя в преподобном Сергии. У нас есть такое понятие как именины. Но, если мы обратимся к именам грузинским, допустим, там есть масса имен, которые никак не сочетаются с именами святых. И из-за этого отказывать в отпевании (причастии, крещении, бракосочетании)?! Ни один священник права такого не имеет! Отец и мать могут назвать свое чадо вообще любым именем, каким только пожелают. Если этого имени нет в наших святцах, то, к сожалению, у этого человека не будет именин и только. Всякое имя можно вообще менять 365 дней в году, для этого читается определенная молитва из требника, и потом человек причащается с новым именем, вообще никаких проблем. Т.е. это не является причиной для отказа в отпевании (причастии, крещении, бракосочетании и пр.). Поэтому в таких случаях, когда священник отказывается отпевать православного человека или причащать его, это сообщается благочинному, он – епископу, и это быстро устраняется, потому что не все батюшки грамотные. А наши епископы – все с высшим образованием и даже многие закончили аспирантуру. Собственно для этого и существует епископ. Поэтому, как говорят, у нас в армии: «Не можешь – научим, не хочешь – заставим», и это будет правильно.
о.Александр Березовский: Сейчас все-таки будет выпущен расширенный месяцеслов с такими именами, у нас употребимыми, которые восходят к древним святым еще неразделенной Церкви и, может быть, Поместной Церкви.
о.Д.: Да, там будет расширенный список имен, но все равно мы там не найдем имя Тара или Драган, что значит просто «дорогой», но это очень распространенное имя в Сербии, или Милош, или Весна, или Снежана – вполне славянское имя, но нет такой святой с именем Снежана, можно при крещении дать ей имя Светлана, и у нее будет два имени. Этот вопрос даже не надо задавать, не то, что решать, это вообще не проблема никакая. Можно назвать и «Табуреткой» и так крестить и это будет вполне полномочное крещение.
О.А.: Во многих монастырях записки с такими именами просто не принимают…
О.Д.: Но это дикость, невежество, особенно обидно, когда ссылаются на православие. При чем тут православие? Помимо русского православия есть еще православие греческое, сербское, болгарское, румынское, грузинское, американское – там вполне американские имена, и кто вообще может против этого что-то возразить или когда-нибудь возражал? Только в некоторых наших монастырях, где темнота просвещает. Правда, Святейший Патриарх об этом беспокоится - надо давать элементарное образование даже в монастырях, чтобы хотя бы из дикости выйти, потому что это полная дикость, не соответствующая никакому учению. Взять хотя бы апостола Петра, когда его Господь нарек «Петрос» – тогда этого имени не было вообще ни в каких святцах, да и святцев не было. Также и Павел из Савла стал. Ой, как тяжело, когда темень процветает, и из-за этого огорчают людей.