Не так давно один из пользователей интернета (Михаил имя ему) выложил в одной из социальных сетей небольшой рассказ, претерпевший за короткое время множество «перепостов». Вот его содержание (за исключением нецензурных выражений):
«Еду я в электричке Москва-Петушки. Входит бомж с Курского вокзала. Синяк синяком. Морда опухшая. На вид лет тридцать. Оглядевшись, начинает:
— Граждане господа, три дня не ел. Честно. Воровать боюсь, потому что сил нет убежать. А есть очень хочется. Подайте, кто сколько сможет. На лицо не смотрите — пью я. И то, что дадите, наверное, тоже пропью! — и пошел по вагону.
Народ у нас добрый: быстро накидали бомжу рублей пятьсот. В конце вагона бомж остановился, повернулся к пассажирам лицом, поклонился в ноги:
— Спасибо, граждане-господа! Дай Вам всем Бог!
И тут вдруг сидящий у последнего окна злобного вида мужик, чем-то похожий на селекционера Лысенко, только в очках, вдруг как заорет на бомжа:
— Мразь, гнида, побираешься, денег просишь. А мне, может, семью нечем кормить. А меня, может, уволили третьего дня. Но я вот не прошу, как ты, мразь.
Услышав это, бомж вдруг достает из всех своих карманов всё, что у него есть (тысячи две, наверное, разными бумажками с мелочью), и протягивает мужику:
— На, возьми. Тебе надо.
— Что? — фонареет мужик.
— Возьми! Тебе нужнее! А мне еще дадут. Люди же добрые! — сует деньги мужику в руки, отворачивается, распахивает двери и уходит в тамбур.
— Эй, стой! — вскакивает мужик и с деньгами в руках выбегает за бомжом в тамбур.
Весь вагон, не сговариваясь, замолчал. Минут пять мы все внимательно слушали диалог в тамбуре. Мужик кричал, что люди — дрянь. Бомж уверял, что люди добры и прекрасны. Мужик пытался вернуть деньги бомжу, но тот обратно денег не брал. Кончилось всё тем, что бомж пошел дальше, а мужик остался один. Возвращаться он не спешил. Закурил сигарету.
Поезд остановился на очередной станции. Вышли и вошли пассажиры. Мужик, докурив сигарету, тоже вошел обратно в вагон и присел на свое место у окна. На него никто особо не обращал внимания. Вагон уже жил своей обычной жизнью. Поезд иногда останавливался. Кто-то выходил, кто-то входил.
Проехали остановок пять. Вот уже и моя станция. Я встал и пошел на выход. Проходя мимо мужика, я бросил на него беглый взгляд. Мужик сидел, отвернувшись к окну, и плакал».
Подобную историю (верится, что она произошла на самом деле) лучше всего было бы оставить без комментариев. Но все же наступившая неделя о мытаре и фарисее дает нам право несколько поразмышлять над произошедшим. Рассказывая Свою притчу, которую мы все слышали на вчерашней воскресной литургии (Лк. 18:10–14), Господь сознательно разрушал сложившиеся ложные стереотипы о добре и зле, о добрых и злых. И, конечно, неслучайно герои притчи — диаметрально противоположные в нравственном отношении личности. Фарисей в глазах общества — безусловный праведник, ибо он — человек, великолепно осведомленный во всех тонкостях закона и научившийся их исполнять. Мытарь — безусловный грешник, грешник по определению, ибо работает на узурпаторскую власть и, используя это преимущество, позорное само по себе, беззаконно обдирает своих соплеменников. Обличая эти представления, Господь обращает внимание на два момента. Первый: истинная праведность зарождается не в точном исполнении предписаний закона, а в адекватном самовоззрении человека. В этом отношении греховный образ жизни может помочь человеку стать праведным перед Богом (конечно же, при условии оставления греха!) и, напротив, внешне праведный образ жизни может привести к трудно преодолимому барьеру между человеком и Богом, когда человек, забывая об истинном Источнике праведности, вырастает в самомнении. Второй вывод нравственный: мы должны избегать всякого осуждения, ибо всякий осуждающий помысл лишен возможности заглянуть вглубь и скользит лишь по поверхности. А это все равно, что судить о величии айсберга по торчащей из воды белой «шапочке».
Этот случай в электричке тем и ценен, что хорошо иллюстрирует современному человеку истину притчи Спасителя и в части ложных стереотипов и в части нравственных выводов. Кем был в глазах общества сидящих в электричке «злобный мужик», накричавший на бомжа? Человеком, не подающим признаки какой-то греховности: хорошо одетый мужчина средних лет, не пьяница, не попрошайка. Не то что бомж, пропивший свою молодость, а теперь побирающийся. Который даже не стесняется говорить, что не ворует потому, что не сможет убежать и пропьет все, что ему сейчас дадут! Ничего себе грешник!
Согласимся, что и нам, христианам, подчас близки такие суждения! Поэтому дальнейшее развитие ситуации должно стать уроком прежде всего для нас. А развитие ситуации привело к тому, что вскоре симпатии пассажиров оказались у «синяка синяком», ибо повел он себя более праведно «селекционера Лысенко в очках». Почему он так себя повел? Думается, секрет праведного поступка этого «мытаря из электрички» мы можем усмотреть в его собственных словах. Очевидно, он понимает, насколько он опустившийся раб своей страсти, понимает, что и в данный момент не сможет с ней бороться. И он искренно и прямо об этом говорит. Но, несмотря на это, люди жалеют его и дают ему милостыню, что не может не произвести в нем благодарного чувства. Благодарное же чувство породило в его сердце ответ, открывшийся в его жертвенном милосердии! К тому же он знает, что «люди добры и прекрасны» и дадут ему еще! Напротив, «злобного вида мужик» подает признаки фарисея. И открывается это также в его словах, в которых подчеркнутое самомнение и ожесточенное осуждение попрошайки.
Но Боже нас упаси кого-то осуждать — лучше задумаемся над тем, не сидит ли и в нас «злобного вида мужик». Ведь прежде чем он набросился на бомжа, тот прошел до конца вагона, и Господь лишь знает, сколько человек из тех, кто не пожертвовали бомжу, злобно его осудили, не осмелившись только накричать сами. Сколько из них вынесли над ним свой суд, не пожертвовав ему ни копейки и лишив этим себя участия в том деле милосердия, которое он вскоре совершил. И дай Бог, чтобы хоть кто-то из них усвоил этот урок и дал самому себе и Богу обещание никогда и никого больше не осуждать.
Самый же ценный урок из случившего, думается, извлек «фарисей». Поступок бомжа производит впечатление даже на читающих о нем, не говоря уже о самом облагодетельствованном. И слеза, катившаяся по его щеке в конце этой удивительной «притчи», подтверждает Христову истину о том, что зло побеждается добром. И это, наверное, главный финал этой удивительной современной были.
Завтра поеду электричкой «Москва-Петушки». Кто со мной?
Если кого из братьев и сестер заинтересует, здесь http://www.proza.ru/2014/12/15/1055 оригинал рассказа Михаила Фатахова "Накормить бомжа", процитированного о.Димитрием, которому отдельное спасибо за хорошее наставление.
Храни Господь!
Спаси Господи!!!
"Не поворачивается язык назвать человека,"злобного мужика",фарисеем.Фарисеи были довольно обеспеченными людьми,"...
Фарисей и мытарь - это не ПОЛОЖЕНИЕ в обществе, а духовное состояние. Простите!
Какой сильный рассказ.
Нет слов.
Слезы.....
Жаль обоих.....
Жизнь научила меня считать каждую копейку, но милостыню подаю, правда не всегда. Иногда просто невооруженным глазом видно, что человек не особо нуждается, а просто зарабатывает этим.
Был такой случай. Иду по улице, людей мало, навстречу человек. Не сказать, что бомж, но выглядит неряшливо. Поравнялся со мной, останавливает и протягивает руку. Это уже наглость, думаю. Молча обхожу его и иду дальше. Он идет за мной с протянутой рукой, не отстает. Тогда я останавливаюсь, достаю из кармана мелочь и сыплю ему в руку. Этот бомж несколько секунд смотрит на мелочь, оценивая достоинство, затем резким движением руки выбрасывает ее в сторону, поворачивается и идет дальше. Видно, улов, по его оценке, настолько мизерный, что лень было сунуть в карман. Вот такие бомжи бывают.
Уважаемая НН, данная статья о притче про мытаря и фарисея. Эта притча о том, что нельзя превозноситься над другими людьми.
Употребление пренебрежительного словечка "бомж" как раз показывает превозношение над несчастными бездомными людьми.
В словечке "бомж" есть пренебрежение, а в слове "бездомный" есть сострадание.
Так что у меня всё по теме.
В рассказе же самое замечательное, что мужик в конце плакал. Блажени плачущие.
..."Б.О.М.Ж. - это советское сокращение от "Без Определённого Места Жительства", чтобы не употреблять слова БЕЗДОМНЫЙ или БРОДЯГА, бросающие тень на "прекрасную" советскую жизнь".
И это всё, что Вы вынесли из этого рассказа? Скучища-то какая!
Согласна с ГАЛИНОЙ Б.:"Это притча или маленький литературный шедевр".
PS.(А г-ну Звягинцеву - следующая тема для очередного шедевра... Сколько мата, мусора, водки и грязи можно натолкать... и полный вагон попов, монахов, монахинь, которые не только милостыню не дают, в отличие от мирских, а даже и кусок хлеба... А потом вообще все деньги у бомжа с сердитым дядькой отобрали, побили их, оклеветали и приговаривая, что такова Божия воля, в полицию сдали!). Простите!
Обоих жалко и уволенного дядьку с зачерствевшим сердцем и бомжа, он тоже ведь отчаявшийся человек - поплыл по течению вниз.
Есть что-то от мытаря и фарисея, да.
Но кто знает, у кого из них на сердце чернее? Кто каков?
Мне уволенного обиженного жизнью дядю понять легче.
Как примириться с миром, если ни ты никого, ни тебя никто не любит?
Разве можно самому себе смягчить сердце?
САМ НЕ СМОЖЕШЬ. Нельзя СТАТЬ ДОБРЫМ самому, не получается, если Господь не просветит - так и будешь завистливым жестоким букой.
А Господь в церкви.
Kto jest kto ne nam razbiratcja i jarluki naveshivat
Molus za vseh hristian na zemle, osobenno nochju idjot
molitva. Davajte hranit i cenit to chto imee i togda "mir"
priidjot k nam.
Ja zhivu one v gorode i kogda ludi zhaluutcja na zhizn,
sovetuu iz Mega pereehat v menshij gorod ili selo, osobenno,
jesli poterjal rabotu.
Ja udivilas kak mnogo umnogo delajetcja v maluh selenijah.
Hotela "otvetit" vsem i dumau kazhduj pojmjot chto ja hotela
skazat.
Davajte molitcja za vseh. Hrani vas Gospodi
заметим, что даже в сей сказочке есть
немного реализма - бомж отдает
все свои набранные к тому моменту 2 000 рублей !!!
не только по доброте своего характера,
но и по тому, что в следующем вагоне
ему надают ещё 2000.
Кстати, попробуйте дать бомжам
10 или 50 копеек, ну или 1 или 2 рубля,
хорошо ещё, если они вам в лицо их обратно не бросят.
Вспомните слова притчи.
Мытарь и фарисей стоят в Храме перед Богом. Значит они выше тех "у которых Бог в душе". Это званные.
Фарисей молится сам в себе. Значит молчит. Может ли он сказать свое внутреннее вслух? Увы.
Мытарь "говорил...". Значит исповедовался в покаянии и от слов своих оправдывался.
Восхитителен вердикт Господа! Оправданы оба!!! Один более оправдан, а другой менее, но оба оправданы. Какая радость надежды! Но полного оправдания нет.
Оба пошли в "дом свой", в мирскую суету из "Дома молитвы" частично оправданные для того, чтобы переосмыслить и переделать свою жизнь. Мытарь обязан превзойти фарисея, иначе не войдет в Царствие небесное. Превзойти!
И еще, Господь, говоря о двух своих рабах в Храме, косвенно указывает на людей, которые вообще "не вошли в храм помолиться", не говоря о них ни слова. Их как-бы нет. Они за скобками в некой тьме кромешной.
Итак, "двое вошли в электричку..." Хорошо бы им по выходе из нее "прийти в Храм помолиться..."
Спасибо батюшка за статью. Годы назад, после исповеди и Причастия, в неделю мытаря и фарисея, во время проповеди священника, я получил такой силы Отцовский удар в сердце по поводу того, что я и не мытарь и не фарисей, а ничтожество.
Спасибо о.Димитрию за статью.
Гоподи, спаси и помилуй нас всех! Господи, прмилуй и меня-иуду!
помилуй всех православных людей!
Сердце плачет Господи Всемилостивый
защити подай благодать ТВОЮ.
Знаете, наша христианская безграмотность ведет к осуждению когобы-то нибыло. Любой из нас - фарисей, мытарь, бомж, злобный дядька или тетка, иуда, гитлер и т.п. Почему святые всю жизнь каялись? Какие такие грехи замаливали уже став святыми? И их покаяние было искренным? Просто они понимали, что сложись их жизнь по-иному, т.е. они могли не познать Бога, не встретить духовного наставника, получить другое воспитание, вырасти среди безбожников, в другой стране....каждый из нас мог бы стать Гитлером, если бы оказался вместо его, бомжом, да кем угодно!
Ну просто нет сил молчать, хоть статья совсем о другом. Дорогой гость,вам не хочется спуститься с небес на землю,и вспомнить, от чего и кого люди защищают Донбасс ценой своей жизни, как все это начиналось, и кто начал бойню ? Кто пошел против всех законов, человеческих и Божиих? Кто отказывается вести диалог и забрасывает бомбами стариков,женщин,детей? Хотелось бы мне посмотреть в глаза матерям,женам,чьи сыновья и мужья воюют с ни в чем не повинными людьми, неужели надеютя избежать ответа?
Мирным людям на Донбассе желаю найти смысл во всех ваших лишениях. Думаю, бессмысленные обстрелы терпеть гораздо труднее.
насобирает.Все равно что угостить яблоком с чужой яблони.
А "селекционер" -у него семья и долг перед ними -тяжесть от того ,что исполнить этот долг не может.Настоящий человек живет для других - а бродяга ,по мне,сам себя этого звания лишил и хорошо ему.
Нет здесь никакого "фарисейства" со стороны мужчины в очках и не было; лишь горечь внутренняя, томимая сердцем. И Господь послал ему бомжа не для того, чтобы дать денег и укорить его его же злобою, но для того, чтобы мужчина, скорее всего отчаявшийся в жизни, увидел жизнь еще более падшую, но от этого не менее желающую жить и милосердную. И все неверие в людей родилось явно не от злобного ума "селекционера", но оттого, что сердце его зачерствело, забилось пылью каждодневных проблем, которые навалились на него глыбой и совсем было подавили в мужчине то человеческое, чего так не хватает всем нам в жизни - любовь и сострадание ближнего. При чем здесь притча о лицемерном фарисее и мытаре, я так и не понял, вы уж простите!
Защищать от чего, Лили? Неужели настолько плохо жилось на Донбассе в мирное время, что была необходимость именно в этом самопровозглашении себя республиками? Жилось сложно, были проблемы, но не настолько, чтобы пойти против закона, против государственного устройства и здравого смысла, чтобы начать эту бессмысленную бойню.
Одни "защищают", другие также бессмысленно идут на эту бойню с украинской стороны. В итоге страдают самые слабые и незащищенные, как здесь Галина и другие.
Господи, умудри неразумных, смягчи сердца ожесточенных!
Галине Костиной: я не знаю, правы Вы или нет, но горя сейчас и в России много, и дело не только в кризисе. Говорят, что своя боль стихает, если узнать, что кто-то страдает сильнее. Если это хоть отчасти так, то вот, например, один из рассказов о страдании людей в России (http://www.kommersant.ru/doc/2628777?isSearch=True). Они, кстати, даже рассказать о своем бедственном положении не имели возможности.
Если взять перечень всех аварий и катастроф (не считая автомобильных), случившихся в России за тот или иной , например, с 2005, то будет очень похоже на войну, по крайней мере, на превентивные меры. Пострадавших и погибших в них очень много.
А еще есть пострадавшие в автокатастрофах, от стихийных бедствий, лишившиеся крова из-за пожаров или выселенные из домов, например, за долги, пострадавшие от афер, лишившиеся работы, заболевшие или ухаживающие за серьезно больным и т.д. и т.п.
Простите, но это единственное, что я могу для Вас сделать сейчас.
Всегда режет слух словечко "бомж".
Б.О.М.Ж. - это советское сокращение от "Без Определённого Места Жительства", чтобы не употреблять слова БЕЗДОМНЫЙ или БРОДЯГА, бросающие тень на "прекрасную" советскую жизнь.
Знаете, когда начались эти кровавые события на Украине, я каждое утро в череде молитв и так еще молюсь: "Спаси, Господи, землю Украинскую от междоусобия, кровопролития, братоубийственной войны! Спаси, Господи, мир православный!". А с некоторых пор особенно горячо молюсь об Отечестве, потому как знаю - будет Отечество - будем и мы! и мы плачем не "за "ШАРЛИ", а за многострадальный народ Украины, в том числе и в ДНР и ЛНР.
Теперь к рассказу - очень тронуло! Вспомнила такой случай:
иду из храма с вечерней службы летом. Аккуратно, но бедно одетый мужчина просит: "Подайте, Христа ради!". Я подала; удаляясь, услышала, как одна прихожанка стала отчитывать мужчину: "Ты, здоровый лоб, милостыню просишь! Я, инвалид второй группы, работаю; а тебе не стыдно просить!.." ...ну и так далее. Другая женщина с ребенком обронила: "На нищего вроде не похож...", но - подала. И я вспомнила, что где-то прочитала ответ одного батюшки о том, что "Не стоит дожидаться, когда человек превратится в бомжа или уж совсем обнищает - некоторые словесно не могут просить, стесняются". Ведь и «злобного вида мужик» из таковых.
Господи, спаси, сохрани и помилуй всех нас!
А смерть...за последние месяцы из моих друзей кто-то погиб в автокатастрофе, кого-то убили и убийца неизвестен, кто-то умирает от рака и ничего нельзя сделать.О каждом человеке у Бога промысел отдельный.Укрепи Вас Господь в таком тяжком периоде!
Обоим тяжело. Люди озлобляются не от хорошей жизни. Не у всех хватает сил сохранить доброе отношение к миру. И это не потому, что человек плохой. Может быть, слабый... но если отогреть такого человека, как-то ему помочь, может всё измениться у него в сердце и жизни. Если повезет, конечно, и встретит, кто ему посочувствует и отогреет...
goben@yandex.ru
Я в Подмосковье. Принял бы кого из братьев или сестёр начиная с весны на даче (дом в принципе зимний, но в данный момент дров там нет и быстро не заготовим).
Храни Вас Христос!
Сергей
Он поднимает на меня глаза и так радостно - радостно говорит - " Спасибо вам"... я неделю прорыдала горючими слезами вспоминая этих ребят...жалею, что не дала свой номер телефона...думала-ну сейчас безденежье, но когда-нибудь ситуация выправится и я смогла бы ему помочь...
Не могу сказать, что я вспоминаю этого мальчика каждый день, но когда вспоминаю, то плачу и прошу- Господи не оставляй его на жизненном пути! Царица Небесная, защити его от всех бед!
У меня тоже был случай 2 года назад в электричке этого направления. В моей жизни был тогда не простой период и я вынуждена была жить у подруги в Подмосковье. И вот, еду я в последнем вагоне электрички и в него заходят два молодых парня с большой собакой. Видно, что ребята с не простой судьбой (не хочу людей называть бомжами), недолюбленные, не согретые человеческим теплом. Они купили пива, начали его пить и один из них стал второму жаловаться на жизнь свою горемычную, ругаться матом, а второй, хозяин собаки, его как бы успокаивает, говорит- не ругайся, кругом люди, щас приедем домой сварим картошки, поедим. И этот второй парень с таким хорошим, добрым лицом, глазки умные, говорит правильные вещи, собакой своей гордится. А народ в вагоне стал возмущаться-"Что это такое? с собакой сидят бомжи какие то..." и все в этом духе.