В очередной раз столкнулся с тем, что рассматривать с научной точки зрения начало библейской книги Бытия неразумно, и даже вредно. Бессмысленно применять к тексту, написанному на языке мифа, те же критерии, что и к естественнонаучному трактату. И вредно для души строить свое мировоззрение на выводах, полученных от такого псевдонаучного прочтения Библии. Недавно один мой хороший знакомый с восторженным пылом взялся мне объяснять несостоятельность Библии, потому что там написано, что Бог сначала сотворил землю с растениями, и лишь потом – солнце, луну и звезды. А ведь растения без солнечного света существовать не могут? Не могут. Значит… Я слушал его, и мне не хотелось ни возражать ему, ни доказывать что-либо. Видно было, что человеку очень нравится такой вывод, что он искренне рад… Рад чему? А вот тому, что оказывается Библия — несостоятельна. И значит на основании этой якобы нестыковки в событиях при творении мира, можно и все остальное, сказанное в Писании, спокойно посчитать для себя маловажным и необязательным.
Видимо было что-то у человека за душой такое, чему Библия очень мешала. Вот он и нашел себе такой способ психологической защиты — искать в Библии несоответствия.
И говорить ему что-либо, объяснять, доказывать не было никакого резона: не нужны ему эти объяснения, не примет он их, сколь убедительными они ни были бы. Поэтому я молча дослушал его сбивчивые обличения и быстренько перевел разговор на другую тему.
А сам подумал вот над чем. Действительно можно с научной точки зрения снисходительно посмеиваться над тем, что сначала Бог творит землю и растения, и лишь в четвертый день создает звезды и большие светила: солнце и луну.
А можно посмотреть на эти же главы книги Бытия иначе. Из этого краткого, предельно сжатого мифологичного описания грандиозных реалий, которые вряд ли когда-нибудь вообще окажутся доступны человеческому разуму, можно выделить главную мысль Бытописателя: в сотворенном мире люди отнюдь не статисты, не часть общей декорации, не деталь пейзажа. Они созданы как владыки этого мира, как смысловой его центр, его сердцевина и суть.
И даже небесные светила оказывается сотворены в услужение людям, чтобы по ним исчислять времена, фиксировать порядок происшедших событий. Люди приведены в мир Господом как соработники, с высочайшим доверием к их разуму и добродетели. В отношении ко всему прочему творению, они Богоподобные, почти богоравные владыки. И самое главное – ведь всё это Бог через Моисея открывал людям, уже отпавшим от Него, находящимся в глубоко несчастном состоянии, когда от их изначального величия почти не осталось и следа. Но, несмотря на это, Бог снова напоминает людям об их высоком призвании. И наверное делает это не только лишь для того, чтобы они осознали, с каких сияющих высот бытия сами себя сбросили, послушав совет падшего херувима. Ведь если и есть у нашей жизни какой-то смысл, то куда разумней верить, что он в возвращении к этим высотам, в надежде на восстановление той красоты, которую люди получили от Бога при сотворении, и которую так неосмотрительно потеряли.
Если имеешь Веру, то слову Божьему надо верить полностью, надо ВЕРИТЬ Богу.
Безусловно, имея запас современных естественнонаучных знаний и пользуясь логикой, можно найти достаточно нестыковок между современными научными представлениями о возникновении и эволюции мироздания и этапами творения мира, окрытыми для человека самим Творцом. Пытаться согласовать эти сценарии, наверно, не стоит. Как не стоит и людям верующим смущаться от такой несогласованности. Неужели мы должны искать оправдания для Священного писания и доказывать состоятельность Библии? Не много ли на себя берем? Людей неверующих эти попытки вряд ли убедят и приведут к Богу.
К тому же не следует забывать, что учеными более или менее изучены закономерности материального мира, наблюдаемые в настоящее время, что вовсе не означает их абсолютной неизменности в далеком прошлом. А логика человеческого ума, даже самого развитого, - это всего лишь логика человеческого ума. Возможно, такие великие тайны, как пути Господни, этапы Домостроительства приоткроются нам после ухода из материального мира.
Где был ты, когда Я полагал основания земли?
Скажи, если знаешь.
Кто положил меру ей, если знаешь?
или кто протягивал по ней вервь?
На чем утверждены основания ее,
или кто положил краеугольный камень ее,
при общем ликовании утренних звезд,
когда все сыны Божии восклицали от радости?
(Книга Иова, Глава 37)
"...
Трава и деревья были созданы до Солнца. Так была крепка богозданная жизнь: она существовала до солнечного света. Жизнь – не от земли и не от солнца, жизнь от Слова. Об этом говорит евангелист Иоанн: «В Нем (Слове) была жизнь» (Ин. 1:4). Солнца еще нет, а жизнь есть...
Согласно Писанию, жизнь растений – это первая проповедь Воскресения.
Звезды Солнце не будет, а жизнь будет, и не только высшая психическая жизнь, а самая простая, телесная, органическая, клеточная, ибо мы в теле востанем.
Уже на первом уровне творения феноменального мира и растительной жизни мы можем понять, что Бог творит самодеятельные существа – самоорганизующиеся стихии, живородящую землю и самовоспроизводящуюся жизнь.
Жизнь сотворена первичной по отношению к энергоносителю и сама себя организует и воспроизводит.
И в этом третий день творения связан с Евангельской проповедью:
Не заботьтесь для души вашей, что вам есть или что пить… Ищите же сперва Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам.
Мф. 6:25, 33
..."
"В истории сотворения мира обращает на себя внимание последовательность событий, когда свет начал быть до солнца и светил (первый день творения), и жизнь растений на земле возникла до Солнца: в третий день земля произвела растения, в четвертый день были сотворены светила и звезды.
Если Солнце есть источник энергии для всех процессов на земле, то приходится сказать, что согласно библейскому мировоззрению органическая жизнь такова, что
жизнь не зависит от энергоносителей. Это одна из основополагающих идей Священного Писания – от истории сотворения мира до Христовой проповеди и пророчеств о последних временах.
...