Православный календарьПравославный календарь
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.

Архимандрит Агафон (Бубиц) в последние годы своего служения

Ч.1. Биографические данные и их различия

Архимандрит Агафон (Бубиц) — один из малоизвестных наместников Псково-Печерского монастыря, живших во второй половине XX века. В данное время о его жизни и священническом служении сохранилось немного источников, и вследствие этого существуют значительные расхождения в оценке его деятельности в первые послевоенные годы. К 6 февраля, дню преставления отца Агафона, автору хотелось бы поделиться с читателями сайта Православие.Ru некоторыми документами, касающимися Псково-Печерского наместника.

    

Из документов, хранящихся в ЗАГСе Себежского района Псковской области, известно, что архимандрит Агафон (Бубиц) родился в 1886 году, т.к. на момент смерти, наступившей 6 февраля 1952 года, ему было 66 лет. Место рождения архимандрита Агафона на основании исследуемых документов установить пока не удалось, однако архивы ГАНИПО показывают, что более 40 лет вплоть до 1 апреля 1942 года он служил в Печерском районе: «Оккупация немцами территории Эстонии в части, отошедшей именно к Псковской области, застала меня на посту настоятеля Зареченского прихода... Сам лично я 1 апреля 1942 года также подвергся высылке из тех мест, в которых я прожил почти 40 лет...»[1].

На сайте www.ioann.org, посвященном архимандриту Иоанну (Крестьянкину), упоминается архимандрит Сергий (Лосяков), который 8 октября 1944 года был пострижен в монашество архимандритом Агафоном в г. Риге и «вскоре поступил в Псково-Печерский монастырь. 28 августа 1945 года рукоположен во иеродиакона, а 1 января 1947 г. — в иеромонаха. С 1953 исполнял должность эконома монастыря. В 1964 г. келейно пострижен в схиму... скончался 7 июня 1968 г.»[2].

В книге наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева) «Врата небесные» об архимандрите Агафоне сказано следующее: «После ареста игумена Павла (Горшкова) наместником в обители был архимандрит Агафон (1944–1946)»[3]. К сожалению, архимандрит Тихон не рассказал в своей книге более подробно о деятельности архимандрита Агафона на посту наместника Псково-Печерского монастыря, однако подробно описал посещение монастыря Патриархом Алексием I в 1946 г.: «23 июля 1946 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I прибыл в Псков для освящения в Троицком Соборе придела в честь святой равноапостольной княгини Ольги, а 24–25 июля посетил Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Встречали Святейшего Патриарха у Святых ворот обители в 16 часов под колокольный звон... После приветственного слова отца наместника Агафона и протоиерея Эллия Верхоустинского, благочинного Печорского округа, братия вместе с гостями прошли в Успенский собор для молитвенного поклонения святыням монастыря... Утром следующего дня священноиноки монастыря во главе с архимандритом Агафоном в Михайловском соборе совершили Божественную литургию. Святейший Патриарх Алексий и митрополит Григорий молились в алтаре. Торжества закончились молебном перед чудотворной иконой Божией Матери, именуемой “Умиление Псково-Печерская”... После отъезда Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в обители исполнял обязанности наместника три месяца иеромонах Никон (Мико)»[4].

О последних годах жизни и служения архимандрита Агафона (Бубица) сохранились воспоминания протоиерея Евгения Пелешева: «В 1947 году отец Нектарий назначил бывшего наместника обители архимандрита Агафона (Бубица) на монастырское хозяйство. Однако должность эту он занимал недолго и в начале лета был отправлен в город Опочку. В феврале 1950 года пришла в монастырь телеграмма о его кончине. В пещерах еще в тридцатые годы была похоронена его мать Елизавета, там и у него приготовлено было место. Но машины в то время монастырь не имел, да и дороги в феврале были наглухо заметены метелями. Никто из монастыря поехать за ним не смог. Похоронили его на местном кладбище в Опочке рядом с храмом, в котором он служил... Не судил ему Бог лежать в пещерах... По некоторым сведениям, он прожил в Печерском монастыре пятьдесят лет: поступил в монастырь юношей, а скончался около восьмидесяти лет от роду»[5].

Как уже говорилось ранее, архимандрит Агафон (Бубиц) умер в 1952 году в деревне Зародище Себежского района[6] Великолукской области, где он недолго прослужил в храме святителя Николая Чудотворца. Нынешний настоятель храма протоиерей Владимир Пурин сообщил автору, что в настоящее время об архимандрите Агафоне не сохранилось никаких документов и даже неизвестно место его захоронения. Автору также не удалось найти ни у храма, ни на одном из двух кладбищ деревни Зародище могилы отца Агафона с соответствующей надписью. Возможно, как и пишет об этом протоиерей Евгений Пелешев, архимандрит Агафон был довезен до города Опочки и похоронен возле храма на кладбище, при этом сам памятный крест на могиле или надпись на нем не сохранились.

Рейтинг: 10 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] ГАНИПО. Ф.1219. Оп.1. Дело № 93.

[2] Заключение. школа молитвы // Наследный дар архимандрита Иоанна (Крестьянкина) // http://www.ioann.org/zhizneopisanie/zaklyuchenie

[3] Тихон (Секретарёв), архимандрит. Врата небесные. Печоры, 2008. С. 127.

[4] Там же. С. 128–130.

[5] Евгений Пелешев, протоиерей. «Перемена судьбы» и другие печерские рассказы. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2013. С. 41–42.

[6] На тот момент — Идрицкого района.

Смотри также
Благочестивые истории Благочестивые истории
Псково-Печерская обитель
Благочестивые истории Благочестивые истории: Псково-Печерская обитель
Владимир Щербинин
Автор учился иконописи в Псково-Печерской Успенской обители, сценарному ремеслу во ВГИКе, а жизни – на приходах Тверской и Псковской епархий, где в 80-х служил сторожем, чтецом, просфорником, дворником и т.п. С тех пор он снял около 80 документальных фильмов, создал иконописную мастерскую в Сретенском монастыре, воспитанники которой расписали более 18 храмов в России, Польше, Сербии, на Украине… Совмещая росписи храмов с работой в кино, прозе и театре, начал делиться воспоминаниями, в цикле коротких историй.
Памяти архим. Алипия (Воронова; +12 марта 1975 г.) Памяти архим. Алипия (Воронова; +12 марта 1975 г.)
Архим. Тихон (Шевкунов)
Памяти архим. Алипия (Воронова; +12 марта 1975 г.) Великий Наместник
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
12 марта 1975 года в два часа ночи отец Алипий сказал: «Матерь Божия пришла, Какая Она красивая, давайте краски, рисовать будем»... В четыре часа утра архимандрит Алипий тихо и мирно скончался.
Лики Псково-Печерской обители Лики Псково-Печерской обители
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь был основан более 500 лет назад. В годы жесточайших гонений на веру он оставался единственной мужской обителью на территории СССР, не закрытой большевиками. Благодаря этому монастырь не только сохранил древние иноческие традиции, но и вобрал в себя цвет русского старчества. Предлагаемая ниже фотогалерея подготовлена порталом Православие.Ru в связи с огромным интересом читателей к недавно вышедшей книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «“Несвятые святые” и другие рассказы». Большинство фотографий снято Анатолием Горяиновым.
Комментарии
27 февраля 2015, 20:54
Опубликуйте. пожалуйста, выдержки из магистерской диссертации иеромонаха Ионы (Кудрякова). Работа посвящена новомученикам. Очень интересная тема.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×