В среду первой седмицы Великого поста архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Николаевском архиерейском соборе. После чтения канона владыка обратился к прихожанам с проповедью.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Словами покаянного канона Церковь обращается к душе каждого из нас: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» Такие слова слышат люди, которые собираются в эти вечера в храмах Божиих. И раз люди пришли в церковь, раз они стоят на службе, раз для них важно слышать слова канона, то, наверное, это не самые ленивые люди.
Многие христиане в этот день не в храме Божием. Кто-то по уважительной причине, а кто-то и совсем по неуважительной до сих пор проходит мимо храма. Но даже усердным людям, которые пришли в храм Божий, обращённые к душе каждого из нас слова, которые звучат во время богослужения, напоминают, что нельзя спасти свою душу, не сделав это самым главным делом своей жизни.
Нельзя спастись мимоходом, просто так, случайно, как бы невзначай. Для этого необходимо прикладывать усилия. Так случилось, что после грехопадения в душе человека есть не только хорошее, но и плохое. И как поле зарастает, становится неухоженным, если нет земледельца, так и в человеческой душе, если она спит, если над ней не трудиться, главное место начинают занимать сорные растения, которые мы просим Бога убрать.
Церковь хочет научить нас тому, чтобы мы дело спасения души поставили на первое место в своей жизни. Именно поэтому она такими словами обращается к нам: «Что ты спишь? Встань, душе моя!» Можно по-разному смотреть на свою жизнь, сравнивать её с жизнью других людей. И, наверное, что-то в жизни получается у нас лучше, чем у остальных. Но Богу угодно, чтобы мы смотрели не назад, идя по дороге, не на то, сколько мы уже прошли, а чтобы мы смотрели вперёд и видели то, что нам ещё предстоит пройти, что мы ещё не сделали. Только в таком случае возможно движение вперёд.
Большинству людей свойственно довольствоваться тем, что уже есть. Человек живёт так, что ему практически ничего не нужно. Очень мало людей ещё со школьных времён к чему-то стремятся самостоятельно. Для большинства людей привычнее жить по минимуму — затрачивая минимум усилий, минимум усердия, совершая минимум действий, движений, ища способа, как бы меньше всего потрудиться и меньше всего устать. И если в вещах земных это даже приносит пользу — люди бы никогда не придумали машины, средства облегчения труда, если бы им не было тяжело трудиться, — то в деле спасения души чем больше мы прилагаем труда и усилий, тем больше проявляется результат.
Если христианин скажет сам себе: «Я уже всему научился, всё сделал, всё исполнил, мне не нужно ни к чему стремиться», — то он не только не останется на том месте, на котором стоит сейчас, но и уйдёт далеко назад. Даже для того, чтобы стоять на одном месте, нужно постоянно прилагать усилия. Духовный сон, леность, неуважение к тому времени, которое дано нам Богом, чтобы мы в своей жизни сделали самое главное; неумение поставить на первое место самое важное, а после него уже распределить всё остальное — это всё приводит к тому, что человек проводит время жизни в бесплодных занятиях и без смысла.
Если посмотреть, сколько времени мы тратим на вещи абсолютно не нужные и пустые, и сколько времени мы уделяем единому на потребу, то окажется, что большую часть своей жизни мы проводим в вещах бесполезных и ненужных. И слова, которые мы слышим — «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» — иногда становятся справедливыми по отношению к каждому из нас.
Дни Святой Четыредесятницы — это как раз и есть тот период, когда мы учимся на первое место в своей жизни ставить правду, добрые дела, служение Богу, свою душу. Именно такой порядок вещей можно считать пробуждением от сна греховного — когда самое главное на первом месте, когда мы не откладываем на потом то, что должны сделать сегодня, когда дорожим временем, которое даровано нам Богом для того, чтобы мы могли прийти в себя, избавиться от греха, стать наследниками Царства Божия и жизни вечной.
Если бы у нас было неограниченное количество времени, то можно было бы не спешить, потому что с течением времени можно успеть абсолютно всё. Но никто из нас не знает, когда мы предстанем пред Богом и сколько времени у нас осталось, а с тем, что у нас получилось сделать, мы пойдём в вечность. Мы должны ценить каждый день и час того времени, которое подаёт нам Господь. Он даёт нам время для того чтобы мы его использовали с максимальной пользой, чтобы с помощью времени, которое имеет начало и конец, мы могли приобрести вечность, которая начала и конца не имеет, и в которой мы можем пребывать с Богом, если потрудимся здесь, или остаться без Бога, если такой будет наша жизнь.
Дай Бог, чтобы эти слова, обращённые к душе, которые мы неоднократно слышим в эти дни, достигли сердца каждого из нас, и в своей жизни на первое место мы поставили то, к чему призывает нас Святая Церковь.
Храни вас всех Господь! Божие благословение в дни Святой Четыредесятницы пусть пребудет со всеми вами!