Москва, 12 марта 2015 г.
На прошлой неделе в четверг сообщалось, что боевики ИГ уничтожили развалины древнего ассирийского города Нимруд (Кальху, Калах) на территории Ирака. В минувшую субботу, 7 марта, они сровняли с землей руины еще одного древнего поселения — города Хатра на севере Ирака. 8 марта боевики совершили очередной акт вандализма, фактически сровняв с землёй остатки древнего города Дур-Шаррукин на севере Ирака, известного своими каменными барельефами. Этот город, основанный в 717 году до н.э. царем Саргоном II, в последние годы его жизни был столицей Ассирии.
В конце февраля экстремисты сожгли в Мосуле центральную библиотеку, насчитывавшую 10 тысяч томов, среди которых были редкие и уникальные книги, затем в интернете появилось видео, на котором боевики уничтожают скульптуры доисламской эпохи, хранившиеся в музее города Мосул на севере Ирака.
Вскоре после этого ЮНЕСКО призвала к экстренному заседанию Совета безопасности ООН по вопросу сохранения культурного наследия в Ираке. Глава организации также направила послание в Международный уголовный суд (МУС). Генсек ООН Пан Ги Мун назвал уничтожение этого общего культурного наследия "военным преступлением и ударом по всему человечеству".
В связи с этим пресс-служба Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве напомнила, что в Пушкинском музее в постоянной экспозиции выставлены копии некоторых артефактов, вывезенных после раскопок в европейские музеи из древних дворцов, уничтоженных исламистами ИГ в Ираке 8 марта, сообщает ИППО.
Как сообщил ведущий научный сотрудник отдела Востока музея Борис Перлов, «в нашем музее находятся великолепные слепки, которые в своё время сделал основатель нашего музея Иван Цветаев. Он был в различных музеях мира, в частности, в Британском музее, в Лувре, где и заказал слепки с рельефов, которые сейчас хранятся у нас». Он отметил, что в древнем иракском городе, уничтоженном экстремистами, был найден, в частности, Чёрный обелиск царя Салманасара (Британский музей), а также золотые украшения ассирийских цариц (Багдадский музей).
Слепки с древневосточных артефактов, хранящихся в разных музеях мира, начали собирать для строящегося в Москве Музея изящных искусств (так изначально назывался ГМИИ) на базе кабинета изящных искусств Московского Университета с 1890-х годов. Председателем комитета по устройству музея был московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович. Многие другие почетные члены Императорского Православного Палестинского Общества тоже помогали устраивать музей. Покровительствовал проекту император Николай II, выделивший личных 200 тысяч рублей. На средства Сергея Александровича и его брата Павла Александровича построен зал Парфенон, названный в честь супруги Павла Александровича Александры Георгиевны Греческой (1870-1891).
За помощью в собирании слепков профессор Иван Цветаев часто обращался к великому князю, его ходатайство в этом вопросе было эффективнее, чем ректора университета. Сергей Александрович одобрял идею и помогал собиранию копий с шедевров Античности, Средневековья и Нового времени со всего мира под крышей нового Музея. Как воплощение этой идеи в Музее появились слепки древневосточных артефактов. Качество слепков до сих пор поражает специалистов. Что важно, слепок - это механическое воспроизведение оригинала, здесь нет влияния копииста. Гипс тонировали под мрамор, бронзу, дерево, как оригинал. Сами находки были сделаны английскими и французскими археологами в середине XIX века. Изымали эти артефакты достаточно варварски, их просто вырубали из стен дворца. Перевозили на кораблях, многие из которых от перегрузки затонули. Слепки с артефактов были сделаны из гипса, сам Цветаев определил срок их жизни в 50 лет. В настоящее время многие из слепков отреставрированы.
С 1997 года и по настоящее время основная часть коллекции слепков искусства Древнего Востока экспонируется в залах Учебного художественного музея им. И. В. Цветаева в здании Российского государственного гуманитарного университета.
Гипсовые слепки с рельефов и скульптур из дворцов ассирийских царей Саргона II в Хорсабаде и Ашшурназирпала II в Нимруде экспонируются в зале №2 главного здания ГМИИ, капитель из Персеполя находится в зале №14.
Борис Перлов подчеркнул, насколько тяжёлый урон нанесли боевики мировой культуре, уничтожены памятники, принадлежащие всему человечеству. «Исламисты бульдозером разрушили столицу Ассирии, древний город Кальху, основанный в XIII веке царём Салманасаром Первым. Город развивался, там были великолепные дворцы храмы, даже зиккурат. В частности, были уничтожены крылатые быки шиду, которые когда-то украшали дворец ассирийского царя Сархадона, он жил в VII веке до н.э. и многие другие памятники», – напомнил научный сотрудник.
Не исключено, что перед тем, как разрушить город, боевики разграбили его. В этом случае ряд артефактов вскоре может появиться на мировых аукционах. По мнению Бориса Перлова, ни один уважающий себя музей, конечно, эти артефакты не купит, зная их происхождение, но частные коллекционеры и антикварные лавки могут их приобрести.