Возвращение к истокам.
Визит Митрополита Лавра на Украину

"Встреча
Встреча митрополитов Лавра и Владимира перед началом литургии в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры 24 мая 2007 г. Фото: Максим Брусника / «Православие на Украине»
С 23 по 28 мая 2007 года Председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр по приглашению Митрополита Киевского и всея Украины Владимира посетил епархии и монастыри Украинской Православной Церкви. Чтобы за перечнем посещений, встреч и служб увидеть смысл этого неординарного события, необходим небольшой экскурс в историю.

Русскую Зарубежную Церковь и Митрополита Лавра многое связывает с Украиной, ее святынями, прежде всего – с Успенской Почаевской лаврой. Митрополит Лавр (Василий Михайлович Шкурла) происходит из карпатороссов – древнего народа карпатской Руси, который у нас чаще называют русинами. Они расселены в Закарпатской области, где признаны коренной национальностью, в Словакии, других карпатских странах, имеют свой язык, на котором разговаривают, издают книги и периодику. Язык очень любопытный, поскольку едва ли не на половину состоит из церковнославянизмов. Председатель народного парламента подкарпатских русинов, настоятель кафедрального Крестовоздвиженского собора в Ужгороде протоиерей Димитрий Сидор, как и другие нынешние лидеры этого народа, считает, что русины более других народов сохранили древний язык Киевской Руси. Православные русины, как и украинцы, постоянно подвергались гонениям со стороны католиков и униатов, но выстояли. Сегодня в небольшой Закарпатской области находится более 500 общин и 30 монастырей Украинской Православной Церкви. Местное население традиционно церковно: в Закарпатье есть села, давшие за последние десятилетия по сто и более священнослужителей для Православной Церкви. Предметом особой гордости русинов является то, что веру православную и письменность они получили на столетие раньше Киева – от равноапостольных Кирилла и Мефодия, наиболее почитаемых закарпатцами святых. Не случайно и визит Митрополита Лавра был приурочен к празднованию памяти родоначальников нашей письменности.

Владыка Лавр родился 1 января 1928 года в Словакии в Ладомирово, где архимандритом Виталием (Максименко), бывшим наместником Успенской Почаевской лавры, был основан монастырь во имя преподобного Иова Почаевского и возрождено знаменитое Почаевское типографского братство. Рано лишившийся матери, будущий Митрополит вырос при монастыре, одиннадцатилетним отроком вступил в братство, трудился на монастырских послушаниях. Важнейшую роль в его жизни сыграл архимандрит Виталий, который крестил будущего владыку, в 1946 году, уже в США, постригал в монашество, долгие годы был его духовным отцом и воспитателем.

"Архиепископ
Архиепископ Виталий (Максименко)
Об архимандрите Виталии (Максименко), в последующем – архиепископе, у нас известно довольно мало, хотя он – замечательный деятель дореволюционной Церкви в России и выдающийся архиерей Православной Церкви в изгнании, сделавший Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле (США) духовным центром РПЦЗ. Архиепископ Виталий (Василий Иванович Максименко), как пишут его биографы, родился у берегов Азовского моря в бедной многодетной семье диакона. В семь лет оказался круглым сиротой: от плеврита умер отец, а через год – мать. Он бедствует, учится в Мариупольском духовном училище, затем заканчивает семинарию, учится в Киевской духовной академии. В трудные минуты жизни ему на помощь приходит тогда еще молодой епископ, а затем знаменитый митрополит Антоний (Храповицкий), который не оставлял духовного попечительства до конца своих дней. Он постриг Василия Максименко в монашество. У юноши тогда открылся туберкулез, поэтому владыка дал ему имя Виталий, что означает «жизненный», и предрек: «Жить будешь долго»! Когда архиепископ Антоний стал на Волынскую кафедру, он в 1902 году перевел архимандрита Виталия в Почаевскую лавру. Годы спустя архиепископ Антоний в своих воспоминаниях писал, что своим расцветом в то время святая обитель обязана была прежде всего трудам архимандрита Виталия. В лавре отец Виталий разворачивает бурную миссионерскую и издательскую деятельность, организовывает «Типографское братство», в которое входило 150 человек, реорганизует лаврскую типографию, которая становится одним из крупнейших православных издательств. Он редактирует «Почаевский листок», «Волынские епархиальные ведомости», затем журнал «Православный инок». Активно занимается общественной деятельностью, расширяет сеть приходских школ на Волыни, создает двуклассные народные школы.

«Лаврским богомольцам во дворе он проповедовал неутомимо, – вспоминает архиепископ Антоний (Медведев), – а что касается храмостроительства, так для достойного хранения найденных разбросанных на земле останков казаков Богдана Хмельницкого, загнанных поляками (воевавших с ними и численно во много раз превосходившими) в болото и там истребленных, архимандрит Виталий воздвиг храм, известный под наименованием «Казацкие могилы» близ Берестечка. Этот храм в дни «отпустов» становился большим алтарем огромного храма под открытым небом. Что касается типографии, в которой архимандрит и трудился, и жил, не имея покоя, на второй год мировой войны он эвакуировал ее Здолбуново, где она еще работала. Разграбил ее в Здолбунове Петлюра, а остатки в Польше – большевики». Как известно, сама лавра была захвачена и разграблена австрийскими войсками, которые устраивали в храмах конюшни и палили по иконам и фрескам.
Революция потрясла отца Виталия. В январе 1918 года в Киево-Печерской лавре он сослужил священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому и Галицкому в его последней литургии. Через несколько дней митрополита арестовали, вывели из лавры и расстреляли у стен монастыря. Перед смертью владыка простил и благословил своих убийц, однако они расправились с ним с особой жестокостью: не только расстреляли, но и искололи штыками. Это зверское убийство стало началом той Голгофы, которую суждено было пройти Русской Православной Церкви. Как известно, в результате репрессий безбожной власти погибли около трехсот православных епископов, казнены десятки тысяч священников и монахов, репрессированы миллионы верующих, разрушено (по отчетам правительственной комиссии Александра Яковлева) более ста тысяч храмов – тысячелетнее наследие многих поколений православных Руси. Это нужно помнить, чтобы понять, какую катастрофу, случившуюся с их родиной, Церковью, народом не только пережили, но и уносили в своих сердцах изгнанники. «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя!»

Архимандрит Виталий пережил еще два ареста. Первый раз был заключен вместе с митрополитом уже Киевским и Галицким Антонием (Храповицким) и с архиепископом Волынским Евлогием. Второй раз был арестован прямо в храме на «Казацких могилах». Его избивали на допросах, обвиняя в «руководстве украинскими повстанцами». После мытарств в 1921 году он, не без помощи митрополита Антония, оказался в Словакии, в селе Ладомирово. Поселился в избе и сразу стал собирать вокруг себя монашество, строить монастырь преподобного Иова Почаевского, возрождать «Типографское братство», саму типографию. Он начинает издательскую деятельность, выпускает газету «Православная Русь». Для этого понадобилось полтора десятка лет. «Так, после 15-ти лет труда, – писал потом владыка Виталий, – помог мне Бог, трудящаяся со мной братия и добрые люди реставрировать историческую типографию преподобного Иова Почаевского. Основана она была около 1618 года. Существовала до 1918 года. И вновь восстановлена в 1933 году». Параллельно с издательской работой шла пастырская в приходах карпато-русских, возвращавшихся из «унии» в Православие. Вначале их было восемь, впоследствии – до двадцати четырех. Юрисдикция над приходами была Сербская, а над обителью и типографией – Русская Зарубежная.

Вот в этом-то монастыре, этом братстве начинал свой архипастырский путь митрополит Лавр.

"Монастырь
Монастырь Джорданвилль
В 1933 году митрополит Антоний (Храповицкий) убеждает 60-летнего архимандрита Виталия принять архиерейский сан и отправиться окормлять православных эмигрантов в США. Насельники небольшого Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле просят владыку возглавить их общину. Владыка соглашается. В то время в монастыре, основанном иеромонахом Пантелеимоном (Петром Адамовичем Нижником) и псаломщиком Иваном Андреевичем Колосом, было всего несколько человек. В 1946 году обитель пополняется братией ладомирского словацкого монастыря, и владыка Виталий в третий раз, уже на американской земле, возрождает типографское братство и традиции почаевской святой обители. Монастырь с годами становиться крупнейшим духовным центром русской эмиграции, открывает семинарию, издает большое количество духовной литературы.

Митрополит Лавр за 60 лет монашества проходит все ступеньки монастырского послушания от работника типографии до настоятеля монастыря, епископа, ректора Свято-Троицкой семинарии. Он редактирует газету «Православная Русь», ее приложение «Православная жизнь» и ежегодник «Православный путь». Митрополит Лавр занимал посты секретаря Архиерейского Синода, заместителя Первоиерарха, а в 2001 году был избран Первоиерархом РПЦЗ, Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским.

Этот краткий экскурс, думается, дает возможность понять, груз какой истории лежал на плечах Митрополита Лавра во время его первого официального визита в Украину. Было замечено, что при посещении храмов владыка углублялся в себя, подолгу задумчиво смотрел на горящую свечу, вспоминая и поминая всех, кто мечтал и не смог возвратиться на возрожденную православную родину – служить и молиться у ее святынь.

Визит начался 23 мая с посещения Глинской ставропигиальной Рождества Пресвятой Богородицы пустыни. Знаменитый монастырь XVI века сильно пострадал во время атеистических гонений: было разрушено едва ли не все его строения, в том числе и четыре замечательных каменных собора – памятники архитектуры. С 1994 года обитель возрождается. Делегацию РПЦЗ встречал наместник монастыря епископ Васильковский Лука, который рассказал гостям об истории обители и ее жизни в настоящее время. Затем Митрополит Лавр посетил удивительный по красоте старинный город Глухов. Он по праву считается столицей древнего церковного пения: здесь родились и начинали певческую карьеру выдающиеся церковные композиторы Дмитрий Бортнянский и Максим Березовский. Митрополит Лавр посетил построенный сахарозаводчиком и меценатом Николаем Терещенко величественный храм Трех Анастасий, который является украшением тысячелетнего города.

Вечером, накануне дня памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, в Успенском соборе Киево-Печерской лавры Митрополит Лавр присутствовал на праздничном всенощном бдении, служение которого возглавили архиепископ Львовский и Галицкий Августин и епископ Бориспольский Антоний. В алтаре собора молились также митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий и наместник монастыря архиепископ Вышгородский Павел.

"Литургия
Литургия в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры 24 мая 2007 г. Фото: Максим Брусника / «Православие на Украине»
24 мая, в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, Митрополит Киевский и всея Украины Владимир и Митрополит Лавр возглавили Божественную литургию в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Им сослужили митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы – Львовский и Галицкий Августин, Житомирский и Новоград-Волынский Гурий, Вышгородский Павел, лаврское духовенство. По окончании богослужения Митрополит Владимир приветствовал гостя на святой киевской земле, в колыбели отечественного монашества. Он отметил, что труды Владыки Лавра, его терпение и настойчивость увенчались преодолением трагического разделения верующих одной Церкви, и это событие историческое.

Митрополит Лавр в ответном слове сказал: «Ваше Блаженство! Ваши высокопреосвященства! Возлюбленные о Господе пастыри и чада Украинской Православной Церкви! Прежде всего из глубины моего сердца я выражаю вам, зело возлюбленный собрат и сослужитель Блаженнейший Владыко Владимир, сердечную признательность за Ваше столь братолюбное слово, за братское приглашение и совместную молитву Единому Богу и Господу нашему Иисусу Христу, которую мы разделили сегодня за Божественной литургией и таинственно соединились во Христе. Нашим совместным служением евхаристии мы засвидетельствовали, что представляем собой единое тело, единый дух, единую Церковь и что с нами и в нас Единый Христос – Бог наш.

Сей древний монастырь, являющийся светочем Православия вот уже почти тысячу лет, и сейчас служит крепким оплотом и надеждой православной паствы в нелегкой и сложной современной действительности. Киево-Печерская лавра своим устройством монастырской жизни, благочестием, трудолюбием, святой жизнью иноков всегда сильно воздействовала на все стороны жизни страны.

Не раз лавра подвергалась пожарам и разграблениям, а обитатели ее – утеснениям и гонениям. Не раз ее невосстановимые церковные и культурные ценности – народное достояние – уничтожались и изымались, но милость Божия сохранила нам лавру как путеводную звезду ко спасению, и она являет нам пример подвига ее братии в стоянии за истину.

"После
После литургии в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры 24 мая 2007 г. Фото: Максим Брусника / «Православие на Украине»
Духовные связи Русской Зарубежной Церкви и Киево-Печерской лавры неразрывны. Наш будущий Первоиерарх, митрополит Антоний (Храповицкий) после убийства новосвященномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, был возведен на кафедру Киевскую с пребыванием в лавре до своего ареста польскими властями и последующего отъезда за пределы Отечества в конце гражданской войны с массами беженцев. А архимандрит Почаевский Виталий (Максименко), будущий архиепископ и настоятель Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, США, за день до насильственной смерти тезоименитого просветителю Руси нового священномученика Владимира, положившего начало крещению нашего народа кровью за Христа, сослужил ему здесь за последней его Божественной литургией на земле.

В сей благословенный день и час нашего духовного общения хочу пожелать, чтобы эти узы братства Русской Зарубежной и Украинской Православных Церквей благотворно влияли на дальнейшее развитие и углубление нашего единства и совместного служения Богу и людям.

Ваше Блаженство! Сердечно благодарю за братское радушие и гостеприимство и возношу свои молитвы к Престолу Всевышнего, дабы ниспослал Он Свою Всесильную помощь и небесное благословение на ваши ревностные труды во славу святой Христовой Церкви».

По окончании богослужения состоялась праздничная братская трапеза. На ней Митрополит Лавр поздравил насельников монастыря с праздником и поблагодарил за труды по возрождению всеправославной святыни – Киево-Печерской лавры. Наместник монастыря архиепископ Вышгородский Павел в своем слове рассказал о трудах и днях святой обители, о важности православного единства. «В любое время дня и ночи святая лавра открыта для Вас, Владыко, и наших братьев из Зарубежной Церкви», – сказал он.

В тот же день Высокопреосвященнейший Лавр поклонился святым мощам угодников Киево-печерских в Ближних и Дальних пещерах лавры.

Вечером на ужине делегация РПЦЗ встретилась с украинскими парламентариями и с председателем Госкомитета по телевидению и радиовещанию Эдуардом Прутником, который зачитал приветствие Митрополиту Лавру от премьер-министра Украины Виктора Януковича.

25 мая гости посвятили посещению киевских обителей: Пантелеимоновского женского монастыря в Феофании, Свято-Троицкого Ионинского мужского монастыря и Покровского женского монастыря. Митрополита Лавра сопровождал постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. Гости ознакомились с историей обителей, молились у их святынь. В основанном великой княгиней Александрой Петровной Покровском монастыре был дан праздничный обед в честь делегации РПЦЗ.

Во второй половине дня Митрополит Владимир и Митрополит Лавр совершили обзорную экскурсию на катере по Днепру. С Славутича-Днепра владыки смотрели на раскинувшиеся на кручах златоглавые храмы и монастыри украинской столицы. Их сопровождали митрополит Онуфрий, архиепископ Августин, министр труда и социальной политики Украины Михаил Папиев, члены парламента.

26 мая Митрополит Лавр и сопровождающий его митрополит Онуфрий посетили Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный монастырь в Ровенской области. Гостей встречали архиепископ Ровненский и Острожский Варфоломей, игуменья Рафаила с сестрами. Эта обитель XVI века – одна из самых почитаемых в Украине. Гости ознакомились с монастырем, его историей, молились у чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных». Вечером этого же дня Митрополит Лавр прибыл в Успенскую Почаевскую лавру, где совершил всенощное бдение. Владыке сослужили митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы – Тернопольский и Кременецкий Сергий, Каменец-Подольский и Городокский Феодор, Почаевский Владимир, епископ Каширский Иов.

27 мая, в праздник Святой Троицы, Митрополит Лавр с собором епископата и священства Украинской Православной Церкви возглавил праздничное богослужение в Успенском соборе Успенской Почаевской лавры. По окончании праздничной великой вечерни митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви, приветствовал Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви на почаевской земле. В ответном слове Митрополит Лавр, в частности, сказал: «В сей праздничный день Пятидесятницы, когда мы поем: “В соединение вся призва и согласно славим Всесвятаго Духа”, в этот благословенный час нашего общения, мне на память приходят богодухновенные слова псалмопевца и пророка Давида, содержащие глубокую вечную истину: “Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе” (Пс. 132: 1). Во время пребывания в гостеприимных пределах Украинской Православной Церкви, отмечающей ныне 15-летие Харьковского Собора, я и мои спутники могли воочию убедиться в непреходящем значении этих слов. Мы ощутили радость общения и пребывания вкупе, мы увидели, с каким духовным восторгом повсюду нас встречает полнота Украинской Православной Церкви.

Возвращение в Почаев – это возвращение к нашим истокам и духовному преемству, которое мы всегда ощущали через наших святителей Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Виталия (Максименко)».

В память о совместном служении Митрополит Лавр преподнес в дар братии Успенской Почаевской лавры – как знак существующих уже многие десятилетия неразрывных духовных связей лавры с Свято-Троицким монастырем в Джорданвилле – образы преподобного Иова Почаевского и святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Затем был отслужен молебен в Свято-Троицком соборе монастыря.

По окончании богослужения состоялась братская трапеза, после которой делегация РПЦЗ осмотрела монастырь и поклонилась его великим святыням – Почаевской иконе Божией Матери и святым мощам преподобного Иова Почаевского.

Вечером делегация отбыла в Киев.

27 мая в день Святого Духа Митрополит Лавр совершил Божественную литургию в Дальних Пещерах Успенской Киево-Печерской лавры в храме, где находятся святые мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского. Все члены делегации причастились святых даров. Затем Митрополит Владимир в своей резиденции дал прием в честь Митрополита Лавра. Он наградил высокого гостя юбилейным орденом в честь 15-летия Харьковского Архиерейского Собора. Владыка Лавр поблагодарил Митрополита Владимира за приглашение посетить святыни Украины. На память «о нашей совместной молитве здесь, на Голгофе священномученика Владимира» он вручил Владыке Владимиру распятие и икону святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.

После приема Митрополит Лавр встретился с журналистами пресс-службы Украинской Православной Церкви, рассказал о сегодняшнем дне РПЦЗ, поделился впечатлениями о посещении монастырей. А завершил свой визит в Украину Митрополит Лавр так, как, пожалуй, и должен был завершить: вместе с митрополитом Онуфрием они прошли последнюю часть той дороги, по которой вели 89 лет назад на расстрел священномученика Владимира. Владыки поклонились кресту, указывающему на место его мученической кончины, и вознесли молитвы.

Василий Анисимов

31 мая 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×