Помни смерть

    

Смерть не зло, но зло после смерти мучиться. Равно смерть не добро, но добро после смерти быть со Христом.
Святитель Иоанн Златоуст

Трудно спорить с тем, что человек есть воистину венец творения. Он, будучи образом Божиим, наделен от Господа своего удивительными творческими способностями. В основе великих свершений науки, различных шедевров культуры лежит человеческая мысль. Неудивительно поэтому, что необычайные возможности человека нередко в истории приводили к его обожествлению. Ведь не всегда «венец творения» признает над собой своего Творца. Часто человек злоупотребляет дарованным ему от Бога величием: вместо любви и благодарности отвечает Ему надмением и черствым равнодушием.

Вот и многие знаменитые философы и писатели воспевали человека как существо совершенное и исключительное, возводя его, словно некое божество, на пьедестал. Вспоминается из Максима Горького: «Человек – это звучит гордо!» Иногда можно натолкнуться на недоумение какого-нибудь талантливого человека, почему он всего лишь человек, а не бог. Да и стоит признаться, что каждому из нас свойственно быть о себе высокого мнения. Многое познал человек, многое себе покорил. Только повсюду и слышишь: «Человек – владыка мира, хозяин планеты», «Человеку стало всё подвластно», «Появляется человек новой формации, человек будущего».

Только вот одно смущает «владыку мира», в одну сторону он боится обратить свой взор, одно остается всегда неизменным – человек по-прежнему смертен. Боится человек смерти, не любит о ней помнить, в том числе и потому, что она сбивает с него всю его спесь и превращает его «планы на жизнь» в ничто. Как ни бились многие великие умы, искавшие эликсир вечной молодости, но так и не избавили человечество от владычества пожирающей его смерти. Они сами ушли вслед за многими.

Грехопадение первых людей стало матерью смерти, с тех пор она вошла в природу человека. Люди уже рождаются с падшей, смертной природой, которая себя соответственно и проявляет: болезни, старение, различные немощи – смиряющая физиология. По той же причине зло совершить человеку легче, чем добро.

Смерть – спасительный мост, соединяющий земной мир с вечностью. Спасительный потому, что только она может привести в чувство суетного человека

Хотя и воспринимается людьми смерть как нечто естественное и неизбежное, даже нормальное, но все-таки она есть явление духовного мира. В ней можно увидеть некий спасительный мост, соединяющий земной мир с вечностью. Спасительный потому, что только она, часто как последнее средство, может привести в чувство прельщенного суетой мирской человека. Смерть можно назвать солью Божией, которая еще способна спасать человечество от скорого и полного нравственного растления.

Для грешника она пугало и источник душевного дискомфорта, о котором хочется поскорее забыть, для человека же серьезного и здравомыслящего смерть есть источник духовной радости, свидетель Божиего присутствия в мире. Недаром многие подвижники духовной жизни благодарили Бога за то, что Он сделал временной жизнь человека на земле, поставив смерть неким стражем, защищающим благочестие от полного исчезновения в мире, который «во зле лежит» (1 Ин. 5: 19). Смерть дышит на нас вечностью, напоминая человеку о приближающемся переходе его в мир духовный. Она дает очень точную оценку трудам человеческим, полагаемым ради жизни временной, посрамляя их тщетность и суетность.

Души людей поразило бесчувствие, которое проявляет себя и в том, что многие из них не замечают очевидное и удивительное – чудесный характер собственного существования и красоты окружающего мира. Они воспринимают себя и мир как должное, на уровне привычки.

Только вот к явлению смерти трудно привыкнуть.

«О чудо! Что это за таинство, совершающееся с нами?» – воспевает смерть преподобный Иоанн Дамаскин

«О чудо! Что это за таинство, совершающееся с нами?» – воспевает о смерти в своих погребальных песнопениях преподобный Иоанн Дамаскин. Действительно, смерть – это некое чудо, воюющее против нечувствия в душах людей, приводящее в недоумение и отрезвляющее человека, заставляющее его удивиться. Именно она, без приглашения вторгающаяся в забывший о Боге мир людей, заставляет многих из них задуматься о вечном и о смысле пребывания человека на земле. И только уже прельщенные ложью мира сего и умерщвленные суетой души остаются бесчувственными даже к явлению смерти.

Смерть чудесна потому, что она как явление необычна сама по себе, особенно на фоне усыпляющих нас будней; она чудесна потому, что не вписывается в мироустройство человека, живущего только заботами века сего, человека, на жизненном пространстве которого не находится места ни для Бога, ни для Церкви Христовой, ни даже для его собственной души. Смерть несет в себе некую духовную инаковость, неотмирность по отношению ко всему земному.

Современный человек так серьезно и увлеченно озабочен тем, как прокормить, одеть и развлечь себя, что часто забывает о самом существовании смерти, относя ее больше к другим, чем к себе, притом что Бога он в расчет вообще не берет. Заботящиеся о плоти своей больше, чем о душе, люди смотрят на мир Божий упрощенно и пошло, ничего особенного в нем не видят, используют его только для собственного потребления. И только смерть не дает человеку построить земной рай, возвещая ему о мире ином и чудесном.

Любую, даже самую мощную систему жизнедеятельности человека смерть попирает в прах и тлен. Она, как свежий ветер, врывается в затхлую и усыпленную грехом рутину человеческой жизни. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, смерть разрушает «житейское лукавое торжество суеты». Она, словно вор, скрытно и внезапно похищает не приготовившуюся к встрече с Богом душу.

Человек живет на земле, чтобы через покаяние изменить свое греховное произволение на следование заповедям Божиим и тем самым подготовить себя к будущей жизни в Царствии Божием, в Царстве Любви и Святости. Туда не войдет ничто злое, гордое и нечистое – чуждое Богу. И потому удивляет бесстрашие людей, живущих беспечно и помышляющих нередко, что райские обители, несмотря ни на что, им уже обеспечены. «Бог всех простит!» – машут они рукой на вопрос, почему они избегают посещать храм Божий. Видимо, подобные люди не считают необходимым различать в своих поступках добро и зло, правду и грех.

«Бог всех простит!» – машут одни рукой.

Другие же живут по принципу: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем!»

Другие же живут по принципу: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем!» Они отрицают загробную жизнь и в развлечениях хотят забыться, чтобы не думать о смерти. Один богослов назвал таких людей «покойниками в отпуске». По их странной логике, разумный человек приходит из небытия в бытие, чтобы затем опять уйти в небытие. Как же тогда смехотворна, нелепа и унизительна такая временная жизнь ни для чего, в которой всё, даже самое великое, пожирается тленом!

Немало жестоких преступников – убийц, насильников, вымогателей – избегает справедливого возмездия от суда на земле. Здравый смысл и вложенное в нас чувство справедливости не могут смириться с этим и всегда в подобных случаях обращаются за отмщением к Небу. И действительно, человек есть существо с нравственным содержанием, добрым или злым, его поступки проходят через суд совести. Поэтому могила не спрячет от Бога все – большие и малые – преступления человека на земле. Ведь совесть не подвержена тлению плоти, она поставляет душу человека выше могилы на Суд Божий. Поэтому укоры совести в нашей душе есть достаточное доказательство грядущего Суда Божия и загробного существования человека в вечности. Явление же смерти помогает совести быстрее докричаться до человека.

Никто из великих мира сего не избежал смерти, хотя некоторые из них пытались поставить себя на место Творца, требуя от людей воздавать им почести как божеству. Находились из них и те, кто обещал людям построить рай на земле. Гордыня ослепила их разум до такой степени, что они и думать забыли о своей смертности. Но смерть жестоко посмеялась над ними. От многих таких «богов» и следа не осталось на земле, их вечная участь плачевна.

В наше время многие тоже хотят быть великими и знаменитыми, хотят повелевать народами и быть владыками душ человеческих. Подражая их примеру, даже обыватели взращивают «божество» собственного «я», не считаясь с присутствием в мире истинного Бога. Как же важно и спасительно таковым людям обратить свой взор на примеры прошлого и вразумиться судьбами уже ушедших поколений, вспомнить, что они всего лишь смертные люди. Может быть, эта мысль поможет им познать свое истинное предназначение.

И главное – при этом не забывать прибегать к источнику живой воды – святоотеческой мудрости: «Человек бывает ложь и суета, ежели не помнит о вечном блаженстве и не готовится к нему… Помни смерть – и не захочешь с миром веселиться. Воистину сия суета и роскошь мира сего омерзеет тебе», – утешительно назидает преподобный Георгий Затворник.

Желающим познать Истину смерть помогает Ее найти

Ведь смерть всегда готова заступиться за Владыку жизни человеческой и посрамить вселенское безумие людей, пренебрегающих Им. Желающим же познать Истину смерть помогает Ее найти. Истина же у Того, Кому смерть покорилась, перед Кем она оказалась бессильна. А миру явился единственный победитель смерти – Иисус Христос; Он же есть Путь, Истина и Жизнь.

Священник Олег Булычев

20 марта 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ксения26 марта 2015, 22:12
В том то и дело, имея память смертную, помним и Боге и суде.
Алексей KZN25 марта 2015, 09:30
Спасибо за ответы по моему вопросу. Я помню передачу с отцом Дмитрием Смирновым в которой он сказал что нужно всем сердцем, всей душой захотеть попасть в Царствие Божие, а мы этого не хотим, не думаем об этом и не желаем этого. Прошло около года прежде чем мне стали понятны его слова. Радость-то она в осознании той Любви, которую Господь проявил к нам, сотворив нас из небытия. В том, что Он нас любит и ждет. А смерть - это тоже надо пройти, хотя и страшно до жути! Самое великое событие - воскрешение Христа - это для нас должно быть во главе угла каждый день, а не только в Пасху. Но до этого нам еще расти и расти. Зато эту радость у нас ни один Обама не отнимет:) Храни Вас всех Господь!
Священник24 марта 2015, 13:06
Алексей KZN: Но у меня есть вопрос по поводу радости в жизни. Можно или нельзя радоваться? Так много угрюмых людей вокруг...

Алексей, есть радость чистая, а есть плотская. Радоваться от чистой совести даже нужно, посмотрите, святые все были радостные.Чистая радость показатель правильной духовной жизни человека. А плотская радость кратковременна и не дает полного удовлетворения человеку, и еще к ней часто примешиваются муки совести.
Потому и унылые все ходят, что к духовному мало кто стремится, а плотские удовольствия совесть не поддерживает, потому и нет внутреннего удовлетворения у человека от его плотских радостей. Только самообманывается чаще человек, что будто он счастлив: что дом у него полная чаша и что он весь в шоколаде.
Посмотрите в статье: "Для грешника она пугало ... для человека же серьезного и здравомыслящего смерть есть источник духовной радости, свидетель Божьего присутствия в мире".
Священник24 марта 2015, 12:46
Наталья:
У насильников, убийц и вымогателей - совести нет. Они не мучаются. И мучатся не будут (к сожалению).
Наталья, Вы разве не верите Евангелию, которое прямо говорит о мучении грешников? У них совесть молчит только на земле, потому что есть чем ее заткнуть или чем от нее отвлечься. Но в вечности она всю власть возьмет над теми которые на земле ею пренебрегали.Как Церковь учит, что червь точащий и вечно угрызающий грешников - это и есть муки совести, от которых уже нечем будет спрятаться.
Алексей KZN24 марта 2015, 10:36
Сергею спасибо за ссылку, но мне кажется что сейчас всё дело в унынии. Мы слишком зациклены на плохом, мало живем духовной жизнью, мало думаем о Царстве Божием. Сейчас читаю книгу Ника Вуйчича - он сумел побороть уныние. Очень рекомендую. Там есть интересное замечание про коптов. Оказывается 98% людей в "Мусорном квартале" в Каире - это христиане-копты. Их условия жизни несравнимы с нашими, а они одни из самых жизнерадостных людей на свете. А радоваться жизни, на мой взгляд, это и есть соблюдение на деле самой важной заповеди Христа: "Возлюби Господа всем сердцем, всей душой..."
Галина23 марта 2015, 17:18
Статья очень понравилась. Как говорят святые, что нужно всегда помнить о смерти и тогда точно не согрешишь.Но мы разве помним всегда о смерти? Впечатляет цитата из Георгия Затворника.
Любовь23 марта 2015, 16:30
Многие люди живут и не думают о смерти, что все смертны и за гробом ни какой Вечной Жизни нет,не читая Евангелия и даже не зная Бога. Рассуждают,что всем одинаково, сгнием и жизнь закончена. Нет,дорогие мои, на это не надейтесь-за все сделанное тобой в жизни, надо платить (разумеется не деньгами), там этим не откупишься. Не зря Господь Бог призвал нас к покаянию грехов наших на исповеди, тем самым спасая нашу душу от вечной муки в загробном мире. А кто в это не верит,тот сильно пожалеет, но будет слишком поздно и Господь скажет:я не знаю вас. Молитесь и кайтесь пока не поздно. Спасибо батюшка за вашу статью! Храни Вас Господи за ваши труды.
Любовь21 марта 2015, 21:40
О Боже! как я люблю тебя! Прости меня за все! За то, что в юности не помнила тебя! За то, что не приучала сына к тебе в наше безумное советское время атеизма! Сейчас я пожинаю плоды неверия сына! Благодврю тебя за все испытания посланные мне тобою для очищения моей грешной и недостойной души! Боже! пошли Веры моему сыну, дар покаяния о дорогу к храму! Последний раз он принимал причастие, когда его крестили. О Боже! Услышь мои молитвы по больному отцу, по непокорному сыну!Прсти все мои согрешения, каюсь во всем!
Лидия Оленина21 марта 2015, 21:16
ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ СТАТЬЯ! Смерть не страшна если любишь Иисуса Христа! Если не умрем,то не оживем!
Наталья21 марта 2015, 19:01
У насильников, убийц и вымогателей - совести нет. Они не мучаются. И мучатся не будут (к сожалению).
Suchkov Alexandr21 марта 2015, 02:37
Спасибо
Любовь Украина20 марта 2015, 17:35
Спасибо за статью, храни Вас Господь.
Татиана20 марта 2015, 17:15
Спасибо! Так просто и вразумительно!
Сергей20 марта 2015, 15:58
Спасибо за статью.

Алексей KZN,
Вы спрашивали, почему люди в России не улыбаются и хотели бы что-нибудь про это прочитать. Посмотрите эту статью, может она будет Вам интересна.
«Почему русские не улыбаются» http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1188424
Евгений20 марта 2015, 15:14
Почему на фотографии к статье много человеческих черепов? Мне думается, что хрестианин должен быть предан земле, приняв вечный покой.
анна20 марта 2015, 12:49
Хочется радоваться всему, но как, если вижу, что родные далеко от веры, даже отрицают, что есть Бог. как быть в такой ситуации?
Алексей KZN20 марта 2015, 11:39
Хорошая классическая статья, полностью соответствующая святоотеческим творениям. Но у меня есть вопрос по поводу радости в жизни. Можно или нельзя радоваться? Так много угрюмых людей вокруг, и вряд ли они от осознания своей греховности такие мрачные. Очень хочется жить и радоваться тому что живешь, что Бог тебя создал и ты Ему нужен. Что же нам, людям живущим в России так мешает радоваться и улыбаться? Так хочется на эту тему что-либо прочитать! Ведь нас Христос ожидает в брачных одеждах на свой пир, а мы унылые какие-то большей частью.
Татьяна20 марта 2015, 11:35
Спасибо за статью.
Людмила20 марта 2015, 11:32
Спаси Господи!Очень глубокая статья.
Олег Мариуполь20 марта 2015, 10:36
Memento more!Помни о Смерти!Прекрасная статья.Желательно по-чаще публиковать статьи на эту тему.Спасибо!
Ксения20 марта 2015, 10:04
Большое спасибо за статью. Храни Вас Бог. Помни час смертный и вовек не согрешишь.
Константин20 марта 2015, 09:55
Спасибо за очень нужное и важное напоминание.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×