Можнео заметить, что Клюква как раз мешает трезвому осмыслению тяжких грехов того времени; снимите фильм про то, как НКВД расстреливало невинных людей, привязав их к развесистым клюквам, зрители справедливо сочтут клюквы обманом и решат, что НКВД вообще никого не расстреливало.
Но в бурных сетевых препирательствах едва ли можно обрести истину; скорее ее можно обрести в молитве - и Церковь усердно молится об упокоении усопших, в том числе, наших недавних предков, которые жили, страдали и умирали в то время.
За неприятием советского коммунизма, вернее, за одними и теми же ключевыми словами о таком неприятии, могут скрываться совершенно разные системы ценностей. Главная разница между ними – в отношении к людям.
Довольно часто можно видеть презрение к “совкам”, советским людям, которые мыслятся как сборище самых презренных и отвратительных пороков - тупости, трусости, лени, жестокости, рабской угодливости, подлости, пьянства и тому подобного. К “совку” близок “ватник”, наделяемый примерно теми же характеристиками. Все, что создано “совками” достойно презрения, как уродливые постройки “рабов Мордора”, все победы одержаны путем заваливания трупами, все научные открытия украдены или сделаны пленными эльфами, и так далее.
Это презрение нередко проецируется и дальше, на дореволюционную Россию, в которой усматривается источник той культуры, которая породила “совков.
Любая позитивная оценка чего-либо советского, даже чего-то совершенно безобидного (вроде мультиков) или хорошего – вроде полета Гагарина - рассматривается как что-то недопустимое для “приличного человека”.
Этот антисоветизм носит, во многом, проецирующий характер – человек приписывает “совкам” именно те качества, которые при случае демонстрирует сам. Люди отчаянно демократических убеждений бывают настоящими сталиными в отношении своих сотрудников, вышинскими в отношении людей, которые чем-то вызвали их неудовольствие, и проявляют идеологический догматизм и начетничество в лучших традициях КПСС, только сменив плюс на минус. А угодливость, доносительство, одобрение репрессий и заваливание неприятеля трупами – слишком печальные темы, чтобы поднимать их в рамках этой колонки.
Во всем этом есть какая-то невротическая самоненависть, отчаянное желание доказать всем (и, в первую очередь себе) что нет, я-то ни в коем случае не “совок”. Ненавижу “совков”! Такой человек мучительно стыдится своего происхождения, своих родителей и дедов, и требует, чтобы все стыдились вместе с ним.
В ответ на эту болезненную самоненависть у многих появляется желание поступить ровно наоборот - восхвалять и прославлять СССР, причем в наиболее его суровые годы, при Сталине, упорно игнорируя самые достоверные свидетельства действительно страшных беззаконий и жестокостей той эпохи.
Как это очень часто бывает, люди блуждают в двух соснах ложного выбора – ты за презрение к “совкам” или за всенародную любовь к Генералиссимусу?
Мы не обязаны выбирать то или другое. Мы можем – и должны - увидеть в советских людях, прежде всего, людей, заслуживающих того, чтобы их достоинство признавалось, людей, которые не заслуживают ненависти и презрения, людей, которых можно в чем-то искренне уважать, за что-то поблагодарить. Неприятие идеологии – и порожденного ей политического режима – основано в этом случае именно на том, что он погубил много людей – а еще больше обделил, со своим навязанным единомыслием и принудительным атеизмом.
Эти люди – наши предки, которых мы признаем своими, к которым мы не собираемся питать ненависти и отвращения. Они созданы по образу Божию; за них умер Христос; мы должны с любовью молиться об их душах. Конечно, их грехи являются грехами и их заблуждения – заблуждениями, причем тяжкими, и это должно признавать, но для нас это не причина для ненависти к людям. Мы все грешим и заблуждаемся и имеем великую нужду в милости и прощении. Мы нуждаемся в том, чтобы люди, родные нам, не отрекались от нас и молились – и сейчас, и когда мы умрем. Как Христос Спаситель не отрекается от грешников, но умирает за всех нас на Кресте.
Люди, которые заблуждались, грешили, страдали, со всеми их правдами и неправдами, подвигами и беззакониями – наши родные. Мы оплакиваем их грехи и их ложную веру в марксизм-ленинизм, с печалью и состраданием. Необходимо осудить и отвергнуть ложь и преступление; недопустимо иметь презрение к людям.
Они жили в условиях страшной исторической трагедии; им внушали, что они появились в результате слепого движения материи и что у них нет бессмертной души. Но мы знаем, что они, как и мы, созданы любящим Богом и что души у них есть – и они нуждаются в нашей любви и наших молитвах.
А мы сами нуждаемся в том, чтобы отвергнуть ненависть и презрение к каким-либо людям – и, тем более, нашим собственным близким предкам.
Спасибо автору за статью.
У меня было счастливое детство. Ключ от нашей квартиры лежал под ковриком... Возможно ли это сейчас. Мысли о жизни и смерти начали волновать меня лет в 10, где же мы будем, когда умрем? Сознание ребенка не соглашалось с небытием... Потом были книги и фильмы: Тарковский и Достоевский,и много много других замечательных писателей,поэтов и режиссеров. Душа человека вопреки всему тянется к Богу. Были учителя, которые возили нас в Псковско-Печерский монастырь... Были долгие разговоры о смысле жизни с друзьями, почти каждый вел дневник... Была насыщенная смыслами жизнь. В итоге Господь привел меня в Храм:" ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся." Может это было не то советское время, были же разные периоды.А в человеке, если есть злоба и ненависть , то повод для их проявления всегда найдется. В сталинские времена и в нашей семье было много горя,но и стойкости и любви. "Люди, которые заблуждались, грешили, страдали, со всеми их правдами и неправдами, подвигами и беззакониями – наши родные." Упокой, Господи, их бессмертные души, прости их по великой Твоей милости. Большая благодарность автору.