Православный календарьПравославный календарь
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

Возвещать радость плачущим

Несколько зарисовок перед праздником святых жен-мироносиц

    

На пороге вечности

Умирала наша прихожанка баба Лида. Умирала в последнем печальном приюте — городском хосписе. Софья пошла навестить её, хотя и было страшновато: рисовались картины страдания и собственной беспомощности в желании помочь.

В палате их было четверо — умирающих женщин. Ужаснувшись, как неузнаваема, как исхудала баба Лида, Соня устремилась навстречу её протянутым рукам. Руки эти с длинными костлявыми пальцами были невероятно худы и тонки как линейка. Софья обняла её, пряча глаза от тревожного, молящего о помощи взгляда. Поцеловала эту тёплую руку-линейку и... сквозь слёзы увидела бабу Лиду на соседней кровати. От ужаса и боли, от готовности к страшному она перепутала, не узнала её. Как же сестра Лидия была рада! Утешала Соню, улыбалась, угощала. Оправившись кое-как от шока, Софья несколько часов поухаживала за ней. Поменяла белье, вынесла судно, покормила домашним супом. И хотя на вид баба Лида выглядела довольно бодрой, то и дело открывала молитвослов и плела тонкие косички поредевших волос, сознание её явно угасало: ей всё казалось, что она едет в поезде, где украли её вещи. «Бологое, станция Бологое...», — шептала она, лихорадочно обирая край одеяла...

А та женщина с тонкими ветками рук всё причитала и звала к себе. Другая спала и стонала во сне. Третья тихо сидела на кровати и смотрела в окно.

С бабой Лидой Софья больше не увиделась. Она умерла через два дня. Прошло уже несколько лет, а Соне всё помнится та встреча, те четыре женщины на пороге вечности. И свой малодушный страх в этой убогой лечебнице на краю города.

Вы такая красивая...

По благословению духовника Наталья уже не один год ухаживает за сиротами, одинокими стариками.

— Знаешь, что заметила, — делится она, — рассказываешь знакомым о хосписе, они ужасаются: «Нет, это не для меня, я чувствительная, в обморок упаду...» И получается, что я-то — бесчувственная, потому что перевязываю их раны, обмываю, кормлю с ложки. Ну и пусть, пусть бесчувственная, но мне так жалко этих одиноких брошенных людей. Как-то познакомилась с молодой буряточкой Ларисой. Она умирала от саркомы и сильно мучилась. Но не столько от боли, сколько от открывшейся ей вдруг бессмысленности жизни. Я часами сидела возле неё, рассказывала о Православии, о святых, о том, для чего человек вызывается Богом в мир. Какими же глазами, полными боли и надежды, смотрела она на меня! Будто прожигала. А за несколько дней до смерти попросила окрестить её. Я позвала батюшку. Потом об этом узнали её родные, ругались, запрещали отпевать. Но Господь помог — смирились. А после отпевания подошла её младшая сестра и плакала на моём плече.

В другой палате умирал Николай — бомж, привезённый с улицы. Когда его отмыли и обрили наголо, он оказался ещё нестарым мужчиной с печальными голубыми глазами. Квартиру оставил жене, побирался, жил в колодцах... У него была гангрена обеих ног, которые отморозил. Как же он стеснялся, когда я пыталась переодеть его, принести судно. И такой радостью, признательностью светились его глаза, когда, бывало, просто посидишь с ним рядом.

Однажды от избытка чувств, от жгучего чувства ответной благодарности он сказал мне: «Какая вы красивая!». Это мне-то, старой бабке...

Исповедь вслепую

Соседке Ефремовне 75 лет. Она диабетик, одинокая и слепая. Марина, сама вся в скорбях, старается помогать ей как может: то в магазин сходит, то лекарства купит, то еду какую-то несёт. Засиживаться у Ефремовны не любит. И дело тут не в духоте и дикой захламлённости квартиры, не в тараканах, падающих с потолка, и даже не в телевизоре, который здесь никогда не выключается. Ирина устала оттого, что Ефремовна всех осуждает, устала от разговоров о внучатых племянниках-наркоманах, которые тянут с неё деньги, бессовестно обманывают и обворовывают.

Сначала Марина пыталась навести порядок в квартире соседки, потравить тараканов, но Ефремовна, видно, привыкла так жить и к своему «добру» не подпускала.

Ну, купила ей крестик, икону подарила, подаёт в церкви сорокоусты. Рассказала про исповедь, причастие.

— Неужели вы не боитесь ТАК идти ТУДА, ни разу не исповедавшись? — прямо спросила Ефремовну.

Та соглашалась. Марина решила приготовить соседку к исповеди. Сидела с ней, объясняла всё, записывала грехи, которые с огромным трудом наскребались по сусекам её памяти. И всё больше чувствовала непонятное глухое сопротивление Ефремовны. Как-то получалось, что никаких почти грехов у соседки нет. Чувствуя, как в душе закипает раздражение, Марина вдруг спросила:

— У вас там под халатом крылышек нет?

Ефремовна обиделась и отстранилась от трудного разговора.

Видя, что племянникам и подружке Ефремовны нужна только дарственная на квартиру, Марина по-прежнему навещает соседку. Водит в парикмахерскую и магазин, меняет лампочки, приносит лекарства. Ставит за неё свечки в церкви. И даже предложила позвать к ней священника для исповеди в свою чистую квартиру. Но прошёл уже год, второй, третий... Вот бы исповедаться сейчас! Но воз и ныне там — соседка думает. А против свободной воли не попрёшь.

И стряхивая с платья тараканов на подъездной площадке, Марина всё чаще спрашивает себя: а нужна ли такая помощь, если главного нет? Но ведь и бросить жаль! А может, не надо было ей приступать к этой самой «исповеди вслепую»?..

Сторона любви

Их зовут Ира и Кира. Они сестры — худенькие и хрупкие, с задумчивыми серыми глазами, словно сошедшие с полотен Нестерова. Они не просто сёстры, они — близнецы. И когда говорю с ними по телефону, ощущение, что разговариваю с обеими враз — так похожи их голоса и так слитно они думают и говорят, дополняя друг друга. Кира, как старшая на шесть минут, несколько строже и рассудительнее. Зато уж Ирина — солнышко: смешливая, ласковая.

У этих девушек с рождения слабое здоровье. Но Господь щедро одарил их другим, редким по нынешним временам качеством — чувствовать чужую боль, сострадать и помогать. Уже не один год они опекают детдомовцев. И не просто приходят раз в месяц с кульком конфет, хотя и на это не все христиане находят время и любовь в сердце. Ира и Кира уже много лет «ведут» своих девчонок. Став крёстными и приняв их под своё крыло ещё маленькими, уже выдают замуж. И заботы, как, разумеется, и затраты, с годами тоже растут.

Замечали, встретишь одну — всё жалуется, второго послушаешь — хвастает, а третья всегда торопится чем-то обрадовать

Кто-то из древних философов сказал, что как Луна к Земле повёрнута одной стороной. Так и человек к другому — тоже одной стороной. Замечали, встретишь одну — всё жалуется, второго послушаешь — хвастает, а третья всегда торопится чем-то обрадовать. Вот и с этими сестрёнками увидишься, обязательно что-то дельное посоветуют, помогут или просто подарят ослепительно красивую открытку на Пасху (где они только такие берут?).

Мне представляется их девическая комната-келия со множеством книг и любовно развешанных и расставленных икон. И видится картина, как неверующий брат Киры-Иры, услышав снова о новейшем слуховом аппарате, который сёстры «за бешеные бабки» выписывают из Японии для глухой крестницы, скептически вопрошает: «А вам это надо?» Они же, лишь тихо и задумчиво улыбаясь, молчат в ответ.

А мы — какой стороной повёрнуты к ближнему?

Людмила Листова

24 апреля 2015 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 166 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Двойной крест Двойной крест
Мария Сараджишвили
Двойной крест Двойной крест
Мария Сараджишвили
– Надо же, сколько народа было на панихиде. Это какой-то нонсенс для 95-летней старушки-домохозяйки. Бабушка ведь не звезда телешоу!
Умножение любви — главный эффект соц. служения Умножение любви — главный эффект соц. служения
Епископ Пантелеимон (Шатов)
Умножение любви — главный эффект соц. служения Епископ Пантелеимон: Умножение любви — главный эффект социального служения
Антон Поспелов
Епископ Пантелеимон призвал дарить радость друг другу, подчеркнув, что одно это уже является социальным служением.
Евангелие о женах-мироносицах Евангелие о женах-мироносицах
Свт. Николай (Велимирович)
Евангелие о женах-мироносицах Евангелие о женах-мироносицах
Святитель Николай (Велимирович)
Дивная вещь - любовь живых к живым. И свет солнечный не так дивен. Дивная вещь - любовь живых к мертвым. И тихий лунный свет на озере не так дивен. Благороден человек, если он заботится о живых. Более чем благороден человек, если он заботится о мертвых. Человек часто заботится о живых из эгоизма. Но где эгоизм в заботе человека о мертвых? Разве мертвые заплатят ему или поблагодарят его?
Комментарии
Баяр Жигмытов 5 сентября 2015, 22:19
Очень рад, через многие годы, прочитать православную прозу Людмилы Листовой из Иркутска.Помню её первые строки прозы в Иркутске 70-х годов, помню её красноярскую прозу 80-х. Жаль, что не удавалось повидаться в Иркутске хотя бы проездом... Был бы рад, если бы вышли книги её прекрасной, высокодуховной русской прозы... Через этот прекрасный сайт передаю ей свой поклон и наилучшие пожелания! Из уважения к православной церкви (хотя я сам буддийской веры) в 1995 году организовал письмо из Госдумы РФ Президенту Республики Бурятия Потапову Леониду Васильевичу о передаче Одигитриевского собора в Улан-Удэ с баланса республики в православную епархию Бурятии. Был рад, что к 1999 году вопрос был решен - сегодня это свтятой красивый действующий храм, памятник 18 века, а буддийские раритеты из храма перевезли в республиканский исторический музей.Поздравляю православную талантливую писательницу Людмилу Листову с её высоким духовным и литературным талантом!
елена27 апреля 2015, 12:04
Спасибо .Слава Богу за всё. Очень хорошие рассказы, реальные и подталкивают творить добро.Я сразу о себе подумала-ведь ничего подобного не делаю,а вера без дел мертва, и надо спешить помогать людям,а не ссылаться на занятость.
Vya4eslav Saraev26 апреля 2015, 20:14
спасибо написано с любовью
Ирина25 апреля 2015, 13:33
Спасибо большущее за ваши наблюдения.
Про "исповедь вслепую" так задело за живое... потому что очень хочется подтолкнуть людей к Богу, и так больно за них, что они всё "раздумывают", и сама себе задаёшь вопрос: а надо ли вот так на них нажимать? Не надо. И всё же жалко их, бедных, что Истины не разумеют!

Спаси Господи!
Татьяна Иванова24 апреля 2015, 23:45
Какие пронзительные рассказы! Спасибо автору: плакала, читая. И вместе с тем ... утешительные - так, наверное, точнее всего будет сказать.
Светлана24 апреля 2015, 18:22
Спасибо, Людмила, за рассказы, очень интересные получились, коротенькие и содержательные одновременно.
Марина24 апреля 2015, 16:40
Спаси Господи автора! Задумалась, а какая моя сторона?
евгений24 апреля 2015, 16:27
Спаси Господи,автора. Заставляет задуматься.
Макс Чернов24 апреля 2015, 12:22
Спаси Господи! Прослезился, читая...чувствительный я. Простите. Христос Воскресе!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Неделя 3-я по Пасхе, святых Жен-мироносиц Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×