Православный календарьПравославный календарь
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.

Люди любят смеяться

Люди любят смеяться. Истинно ли им так весело, как громко они смеются, или за гоготом скрывают люди страх и отчаяние, трудно сказать. Сами гогочущие точно об этом не скажут. Либо себя не поймут, либо тайну не раскроют. Они просто скажут, что им весело, и солгут, не моргнув глазом. Самим себе солгут. Вот мы, начав разговор о смехе, приплели гусей к смеющимся людям, ибо говорим, что те «гогочут». Сейчас приплетем еще и коней, потому что скажем о шумно смеющихся, что те не только гогочут, но и «ржут». Гусь глуп, а конь похотлив. Ржущий и гогочущий человек тоже похотлив и глуп. Иначе бы не смеялся, или смеялся бы меньше и тише. Это не о ком-то далеком и чужом слова. Это о себе самом слова, потому что есть и во мне любовь к смеху. Любовь, за которой скрывают свои черные лица печаль и отчаяние.

    

Во времена уныния и бессмыслицы смех особенно громок. Пир во время чумы, пир Валтасара, Нероновы оргии, это все ведь – накануне смерти. Накануне гибели без покаяния. Такой смех надрывен. Он – звуковой фон, саундтрек для того самого пира во время чумы. И все пересмешники и хохотунчики, служители индустрии хохота – часто не более чем слуги безумия, воцарившегося в массовом сознании. Вот, представляю себе, как много поводов для смеха предоставил во дни оны грешным современникам Ной.

- Вы слышали? Этот безумец строит уже который год какой-то огромный ящик, и говорит, что будет потоп. Бу-га-га.

- Да, слышал. Он туда собрался животных собрать и уверен, что Бог это ему повелел. Ха-ха-ха.

- Да. Этот ящик он называет ковчегом и хочет плавать на нем, когда мы будем тонуть. Хи-хи-хи.

- Мы? Тонуть? Здесь и дожди-то редки. Я надорвал себе живот от смеха, когда обсуждал вчера с друзьями эту глупость. Рядом ни реки, ни моря. Одни горы. И он уже угробил на свое глупое строительство несколько десятилетий. Можно ли так бездарно распорядиться отпущенными годами жизни? Ха-ха-ха.

- Оставьте в покое этого больного человека. Пусть строит свой огромный ящик и пусть лезет в него, когда начнется потоп, который никогда не начнется. Займемся лучше чем-то более приятным.

И они уходили, не пряча улыбок, на более «приятные» дела, за которые однажды таки пролился необычный дождь, и размокли горы, и всякая плоть была покрыта водою. А Ной был зрелищем. Он был посмешищем, причем таким посмешищем, которое и многолетнее, и бесплатное. Над Ноем только слепой не смеялся, да и тот, вероятно, подхихикивал, слыша людскую молву.

Говорят, легко смеяться над боксером, но не так легко уворачиваться от его ответных усмешек. И над святыми смеяться легко, пока не пришло время исполнения сказанного. Над блаженными чудаками одно удовольствие в сласть поржать, пока в дверь не постучали. Можно даже пресс подкачать, хохоча над затеями святого человека. Многие москвичи подняли тонус, наблюдая за блаженным Василием и его выходками. Мол, зачем ему это, и что за глупость – заниматься подобными делами? Но эти вопросы праздны. Праздны и пусты. Время все расставит по полкам.

Вот и Лот, когда говорил с зятьями своими, то есть с теми мужчинами, которые согласны были взять в жены его дочерей, то сказал им: «Встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город» (Быт. 19:14). Реакция названных зятьев на слова несостоявшегося тестя была такая же, как реакция людей эпохи Comedy Club-а, хотя телевизоров, как вы понимаете, не было. «Зятьям показалось, что он (Лот) шутит» (Там же). Шутит человек. Чего не ясно? Старый, глупый. Так бывает. Что и пошутить нельзя?

И все, что при Ное, что в Содоме так привыкли к шуткам, что без хлеба легче, чем без них. Все под небом – для смеха повод. Смерть – шутка. Зачатие – шутка. Рождение – тоже шутка. Нож в ребро, пуля в грудь, автомобиль в стену – все шутка. Муж раньше времени из командировки вернулся. Еврей, русский и поляк в одном купе едут. Грешник со святым Петром у ворот Рая беседу ведут. Чем не темы? Все перемелем в шуточной мясорубке.

А чё? Нельзя что ли? Где написано, что нельзя? И вопрос не в том, чтобы смех запретить, как сделает вывод некто глупый. Смех незапрещаем, ибо корни его в естестве человеческом. Смех до Страшного Суда останется. Но суть в том, что есть «время плакать и время смеяться» (Еккл. 3:4), и «время плакать» поставлено перед «временем смеяться», то есть оно по смыслу первое.

Нужно научиться вовремя плакать и вовремя смеяться. Нужно еще научиться не плакать тогда, когда подобает веселиться, и не смеяться тогда, когда в пору плакать. То есть подобает учиться различать времена. В этих вещах опасно ошибаться. И когда грешники веселятся – святым не до смеха. А когда святые будут радоваться и веселиться, ибо мзда их многа на небесах, тогда грешникам придет время рвать волосы на голове и метать пыль в воздух. Проверьте себя по этому камертону.

Ну, и главное. Если кто-то (может и сам Лот) скажет вам: «Уходи отсюда, ибо Господь обрек это место на проклятие», Боже вас сохрани счесть эти слова за шутку.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

12 мая 2015 г.

Рейтинг: 9.3 Голосов: 67 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алексей 6 июля 2015, 16:19
В последние годы по телевизору слишком много стали показывать "смехопанорам", "комеди клабов", "смеяться разрешается" и прочих юмористических передач. У меня выработалось к ним стойкое отторжение. Но как быть людям, которым так агрессивно навязывают всю эту телевизионную продукцию? Разве в нашей России все так хорошо, и все так хорошо с нами и материально, и духовно, что нам осталось только веселиться? Нет! Есть страшная опасность просмеяться всю жизнь; в смертный час окажется, что за душой у тебя пустота. У меня есть осознание, что подобные передачи способствуют духовной погибели людей, но как это до людей донести? В очередной раз глубокая благодарность о.Андрею (Ткачеву), за то, что он может донести эти и другие важные истины до людей!
Nino Chikobava15 мая 2015, 10:46
Как всегда, замечательно изложенные мысли и легкая речь! Слава Богу, о. Андрей, за Его дар Вам, за то, что верно все пишете и тепло.
А теперь, по прочтении книги "Национальный вопрос и моя мама", вообще как родного Вас воспринимаем в семье.
Спаси Господи!
Людмила Лаптева14 мая 2015, 16:18
Христос Воскресе! Спаси Господи, отец Андрей, за талант, данный Вам Господом, доносить до нас Истину! Знаем Вас, читаем и слушаем. С искренним уважением р.Б. Людмила, Омск
раба Божия Тамара14 мая 2015, 09:47
"Ну, и главное. Если кто-то (может и сам Лот) скажет вам: «Уходи отсюда, ибо Господь обрек это место на проклятие», Боже вас сохрани счесть эти слова за шутку." -
- Это вот и есть самое главное, батюшка Андрей много о смехе написал, а главное - это заключительное предложение! Только вот, как услышать эти слова, ведь может быть сказано это тихим голосом и невнятно? Пойди услышь среди громкого "гогота" вокруг. Спаси нас всех, Господи!!!
Светлана Бурукина14 мая 2015, 09:08
Спасибо батюшке, как всегда, зрит в корень проблемы! Я уже много лет теряюсь в догадках: а над чем они там смеются, по телевизору? Ну, на улице ржёт компания пацанов и девиц - это понятно: кровь играет, пиво в ней бродит, в голове ни бум-бум... палец увидели - уже повод для смеха. Это во все времена было. А по телевизору что-то непонятное показывают: сериалы, Комеди-клаб и т.п., где за кадром не смолкает "Га-га-га!", "Га-га-га!" - а шутки где? Никаких шуток, ничего смешного. Простенькие бытовые диалоги, типа -"Кто там? - Мы. -А, это вы? Ну, заходите.- Мы вот в кино собрались, пойдём вместе?.." - ну, и подобные разговоры, а за кадром гоготанье, как будто что-то жутко остроумное услышали. Если показывают - значит, народ смотрит, как говорится, рейтинг у передач есть? Приятель мой, ровесник, смотрит. Спрашиваю: а зачем? В чём смысл? -"Ты не понимаешь, это молодёжный юмор!" Теперь понятно, это как бы лекарство от отчаяния. Пока "Ха-ха-ха" - вроде бы живём. Вспоминаются строчки Блока: "И век последний, ужасней всех, Увидим и ты, и я: Всё небо скроет гнусный грех, НА ВСЕХ УСТАХ ЗАСТЫНЕТ СМЕХ - печать небытия"... Про наш нынешний смех.Сегодня как раз повод вспомнить р.Б. Александра Блока - день иконы Богородицы "Нечаянная радость". Царство ему Небесное.
Светлана 14 мая 2015, 08:32
Хороша я статья. Есть над чем задуматься. У Лескова есть прекрасный рассказ "Скоморох Памфалон". Очень советую прочесть. Тема о внутренней правде и внешнем проявлении шире. Спаси Господи Сергея.
р.Б Наталья13 мая 2015, 17:32
Мне после почти 20 лет жизни в Финляндии давно не смешно. Вообще не весело примерно уже с года 2003. Если раньше какая то надежда была и я старалсь хоть какого нибудь сорта улыбку приклеить да и дочери должны иногда у меня видеть хоть подобие улыбки, то теперь после 2007 примерно года мне вообще не смешно. А года 2-3 назад уже стараться перестала. Моя ст. дочь говорит "мама ты уже не смеешься и не улыбаешься" а где-то пару недель назад она что то вселое мне сказала я улыбнулась а она хотела сфотографировать и говорит "о не успела зафисировать ты улыбаешься!". Не надо меня слать никуда ни к каким специалистам. Мне уже никогда ни от чего не будет смешно или весело. Сама виновата, Господь меня уже наказал. Не для жаловаться а просто раз статья о смехе и улыбке, храм великое утешение .
Серега?13 мая 2015, 09:52
"Нужно научиться вовремя плакать и вовремя смеяться. Нужно еще научиться не плакать тогда, когда подобает веселиться, и не смеяться тогда, когда в пору плакать"

Плакать и смеяться способен человек, когда же разрушена личность и душа мертва, то все это -- не более чем физическое явление сотрясения воздуха. Поймите разницу между: "я плачу, он смеется, она грустит" и с совершенно безжизненным: "смех, плач, грусть, хохот". Чуете разницу? Разница в словах древнего мудреца, ходившего днем с огнем по городу и кричавшего: "Ищу человека!" Он знал разницу. Бессмысленно осуждать смех (хоть и несвоевременный), глупо запрещать слезы -- это явления природы. Надо обратить внимание на человека, а нет -- пустозвонство получится.

"Проверьте себя по этому камертону"
Камертон тут чуть другой: более близкий и страшный.
Нервный смех при отсутствии веселья и слезы "по протоколу", "так положено", "этот скорбный час" -- но без реальной печали, а то и с желанием смеяться над чужим падением или ножом под ребро -- явный признак не душевной силы, а отсутствия живой души. Если такое наблюдается, то есть повод принюхаться: не пахнет ли падалью уже здесь и сейчас. Видимо, потому иной раз святым и было не до смеха, что видели вот ЭТО четко и вблизи.
Серега?13 мая 2015, 09:51
Смех разный бывает. Раньше бывало смешно и весело, а сейчас уже не припоминаю.

"Я спешу посмеяться над собой, иначе мне пришлось бы заплакать..."

А еще за своим смехом прячу боль: для окружающих она будет бременем неудобоносимым (проверено). А еще будет поводом для глупейшей фразы: "Мне бы твои проблемы..." -- бери, но ты с ними не справишься! Так что оставлю уж как есть и буду строить из себя шута горохового -- вам, люди, всем так легче будет. Помочь вы не сможете, потому что на сочувствие не способны -- сразу вместо сочувствия в осуждение ударяетесь (проверено), но это ваша беда, а не вина.
Потому: не стану я своими чувствами с людьми делиться и останусь один со своей болью (она не ваша и вам ее лучше не знать -- думайте обо мне "зажравшийся" или что хотите). На вас я не в обиде и вы не судите строго...

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Андрей Ткачев

Новые материалы

Выбор читателей

×