Православный календарьПравославный календарь
Не стрелять в сердца
Елена Кучеренко
Люди стали ближе. Ближе – не против кого-то, а за то, чтобы все, везде и всегда были живы…
«Обопрись на Бога! Он не оставит!»
Елена Кучеренко
В это страшное время либо ты веришь Богу и молишься, либо просто сойдёшь с ума.
Любовь Божия и вечные муки
Священник Валерий Духанин
Терять отведенное здесь время жизни, думая, что потом нам и так всё простят, – безрассудно и глупо.
«Когда все еще было хорошо»
Елена Кучеренко
Парадокс в том, что счастливым можно быть только в настоящем. Больше никогда.
Патриарх Тихон и комсомолка Маша
Марина Бирюкова
Не одну только салфетку вынесла она тогда из Донского монастыря, но нечто гораздо более важное.
«Тот, кто убил моего мальчика, жив...»
Две истории о прощении
Плакала Василиса Васильевна. И гладила по голове этого человека, который Ваську ее убил.
Архимандрит Нектарий (Хаджипетропулос): «Мы служим народу Божию и Церкви, и весь наш заработок направлен на это»
Мы, монахи, не кладем деньги себе в карман, не копим их, всё идет на нужны нашей общины.
«И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день»
О новой книге по трудам архим. Иоанна (Крестьянкина)
Только живая вера способна оградить нас от волны страха, который захлестывает весь мир.
Образцовые христианские семьи
Анна Сапрыкина
Людям удавалось создавать христианские семьи, строить добрые и крепкие отношения, учить детей вере и идти всей семьей к совершенству в самых разных условиях.
Мысли о «Декларации об учении о русском мире»
Протодиакон Владимир Василик
Понятие «Русского мира» – культурное и историософское, оно не может быть догматизировано.

Как святой Георгий помог свечнику паломничать

Беседа с Виктором Авдояном, православным курдом

    

Из 30 миллионов живущих в мире курдов подавляющее большинство исповедует ислам, а меньшая часть – езидизм. Виктор – курд, исповедующий Православие. Он работает свечником в храме Святой Троицы в Тбилиси, много паломничал по всему миру. О том, как он пришел к Православию, об удивительных людях, встреченных им в Церкви, – наша беседа с ним.

– Виктор, расскажите, пожалуйста, как вы обрели веру.

– Когда мне исполнилось лет 16, я начал с беспокойством задумываться о том, в чем смысл жизни, и Господь открыл Себя мне.

В 1994 году 14 мая я поехал навестить свою тетю. В вагоне метро сидела девушка, в руках у нее была зажженная свеча, а сверху лампа, чтобы защищать пламя от ветра. Когда мы выходили из метро, я наблюдал за девушкой: в дверях вдруг ее свеча погасла, и по выражению ее лица я понял, что она этим очень огорчилась. Меня это удивило. Я не вытерпел и спросил про свечу. Она ответила, что наш патриарх был в Иерусалиме и впервые принес Благодатный огонь в Грузию; она несла его к себе, чтобы благодать огня вошла в ее дом. Потом она предложила пойти с ней, чтобы снова взять частичку огня. Я не смог ей отказать. Мы пришли в Кашвети, зажгли свечу и снова пошли в метро. При выходе из метро от ветра наша свечка во второй раз потухла, но на этот раз я возгорелся и предложил Нане (так звали девушку) пойти за огнем в третий раз. По дороге в храм я задавал вопросы о Боге и вере. Нана познакомила меня с Кахи, прихожанином этого храма, он ответил на мои вопросы. Господь открыл мое сердце, и всё, что Кахи мне говорил, я принял – и почувствовал: Православие – мое родное. Мы зажгли свечу и пошли в третий раз в метро – на этот раз мы пронесли огонь через двери метро благополучно. До дому Наны шли минут пятнадцать. И вдруг, когда шли по проулку, совсем неожиданно для нас огонь потух, хотя никакого ветра не было. Я очень огорчился. А Нана сказала, что я, если хочу, могу через неделю в субботу и воскресение прийти на службу.

    

Нана к этому времени ходила в храм только год и не могла ответить на все мои вопросы, а Кахи был круглый отличник. Он закончил университет с «красным» дипломом, а по происхождению был из княжеского рода. Он лучше всех в то время мог ответить на мои вопросы.

Наша свеча погасла, потому что огонь зажегся в моем сердце

Через неделю я пошел в храм и после не пропускал ни одной воскресной и праздничной службы. Прошло несколько лет, и одному христианину я рассказал, как я пришел в Православие, как гас наш огонь, а он мне объяснил, что огонь потух потому, что он зажегся в моем сердце.

– Как отнеслась семья к вашему выбору?

– Курды-езиды в Тбилиси очень толерантные в этом вопросе, и поэтому никто и никогда меня не укорял. Наоборот, в течение этих лет большое количество курдов Тбилиси приняло Православие. Недавно из Ирака приезжал глава всех езидов мира Мир Таксин-Бег. Обращаясь к езидам, он сказал: «Нас в Ираке мусульмане убивают, но мы, езиды, не переходим в мусульманство. Вас в Грузии никто не притесняет – а вы принимаете христианство!» Он, к сожалению, не может понять, что в Православной Церкви Бога можно услышать, увидеть, обонять, осязать и вкусить. Это живая вера. И мне нравится в ней то, что у нас есть живое общение с Богом. Это вера святых.

– А как вы начали работать в храме?

– По молитвам владыки Димитрия (Абашидзе)[1].

Больше десяти лет назад мой друг Малхаз был в Казахстане. Как-то при выходе из церкви к нему подошла православная кореянка и спросила, не из Грузии ли он. Когда узнала, что Малхаз из Грузии, то очень обрадовалась. И сказала, что любит Грузию. Потом спросила, слышал ли Малхаз о владыке Димитрии (Абашидзе). Малхаз ответил отрицательно. Она рассказала, что при владыке Димитрии Православная Церковь в Казахстане процветала, что ни до него, ни после него такого расцвета не было и православные жители Казахстана любят его и, чтя его, любят и всех грузин. Прошло много лет, и как-то Малхаз получил от своего духовника благословение собрать материалы о жизни владыки для книги. Малхаз попросил меня помочь ему в этом. Для меня это было неожиданно, потому что в этом деле у меня не было никакого опыта и я понятия не имел, как собирать материалы о жизни человека, о котором я ничего не знаю и который умер 60 лет назад. Но отказать я не мог и согласился помочь другу.

С первых дней нашего поиска мы чувствовали Божию помощь. Материалы о жизни владыки шли к нам потоком: из Казахстана, Украины, России, Америки, из многих монастырей и архивов мира.

Мне попалась в руки книга о жизни Сталина, где упоминалось о епископе Димитрии (Абашидзе). Там было указано место его рождения: село Веджины. Где находилось это село, я не знал. Пришел на воскресную службу, слышу: батюшка объявляет, что на следующей неделе едем в паломничество в село Веджины. Радости моей не было предела. Поехал я туда и всех стал расспрашивать о владыке. Выяснилось, что последний Абашидзе переселился в Тбилиси в начале XX века. Я выписал по телефонной книге всех людей с этой фамилией (их оказалось 400) и стал обзванивать. Мой список подходил к концу, когда я всё же нашел потомков владыки.

Как-то мы получили письмо из архивов Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге, где говорилось, что в Симферополе живет отец Василий Марушак, который тоже собирает материалы о жизни владыки, но его адреса нет. Долго не раздумывая, помолились Богу, прося помочь разыскать отца Василия. По интернету нашли контакты с Симферопольской епархией, позвонили в епархиальное управление – там дали номер его домашнего телефона.

Позвонили отцу Василию мы через два дня, объяснили, что мы из Грузии и что собираем материалы о жизни владыки Димитрия. Отец Василий очень обрадовался нам, сказал, что любит грузинский народ, грузинских святых и что пришлет нам все материалы о жизни владыки. Прошло время, но отец Василий медлил, а в разговорах с нами говорил, что руки не доходят, всё время занят. Но однажды, когда я в очередной раз позвонил ему, чтобы напомнить о его обещании, отец Василий взволнованным голосом рассказал мне, как к нему явился владыка Димитрий.

Явился ему владыка Димитрий и говорит: “Почему ты не пишешь мое житие?”

Вот его рассказ: «Во сне явился мне владыка и говорит: “Василий, почему ты не пишешь мое житие?” Я не узнал владыку Димитрия и спросил: “Владыка, как вас зовут?” Владыка ответил: “Димитрий”. “Извините, – говорю, – но я не расслышал, как вас зовут”. Владыка снова ответил: “Димитрий”. Но я и во второй раз не услышал. А в третий раз не спросил: было очень стыдно, владыка подумал бы, что я глухой. Разволновавшись во сне, я проснулся. Сижу и думаю: кто это мог быть? Но тут мой взгляд упал на письменный стол, где лежали фотографии владыки в последние годы его жизни – вот таким он мне и явился».

В 2003 году из Введенского монастыря, что на Украине, в Грузию привезли чудотворную икону Божией Матери «Призри на смирение». Настоятель монастыря отец Дамиан (Давыдов) на свои деньги восстановил место погребения владыки Димитрия (Абашидзе) и сделал надгробную плиту – в советское время могилу сровняли с землей и залили асфальтом.

Как только я узнал, что отец Дамиан в Тбилиси, я попытался встретиться с ним, чтобы рассказать, что собираю материалы о жизни владыки. И хотя наша личная встреча не состоялась, но я всё же смог поблагодарить его от имени всей Грузии за то, что он сделал.

Через два дня мне позвонил Мамука Нароашвили и сказал, что мой телефон ему дал отец Дамиан. Мамука попросил передать ему все собранные мной материалы о владыке Димитрии. Что я и сделал. Через какое-то время Мамука поехал в Киев, потом вернулся в Грузию, принял постриг с именем Константина. Наш Патриарх благословил его быть экономом при монастыре Святой Троицы. Я был на освящении монастыря, и в этот же день отец Константин предложил мне работу свечника при храме. Так по молитвам владыки Димитрия я трудоустроился.

    

– Вы посетили Иерусалим и Афон. Четыре раза ездили в паломничество по России. Каким образом вам это удалось при мизерной зарплате свечника?

– В 2005 году мы с друзьями поехали в паломничество в Ломиси[2]. Там я встретил рабу Божию Екатерину. Она мне сказала: «Виктор, тут такая благодать! Что попросите, всё даст вам святой Георгий!» Иду и думаю, что бы такого невыполнимого попросить. А я всегда хотел побывать в Иерусалиме, на Афоне, посетить святые места в России, но даже мечтать об этом не мог, так как не было ни малейшей материальной возможности. И вот поднялись мы в храм, помолились. Я встал на колени, и мне на шею одели тяжеленную цепь. Весит она 35 кг или около того. Каждый, кто одевал ее, описывает вес по-разному. Говорят, она тем тяжелее для человека, чем больше у него грехов. Тот, кто взвалит ее себе на плечи и пронесет вокруг колонны три раза, может попросить у святого Георгия всё, что пожелает.

Святой Георгий помог мне паломничать

Я пополз с этой цепью вокруг столба, а сам мысленно прошу: «Помоги мне, святой Георгий, побывать у разных православных святынь по всему миру». И что вы думаете? Через два месяца я поехал в Иерусалим и в Египет на гору Синай. Потом три раза подряд в Россию. После этого был два раза на Афоне. Потом в Турции, на Украине и снова в Иерусалиме. Вот так мне святой Георгий помог в моем паломничестве. Но это не единственное чудо, которое там произошло.

– Во время паломничеств вы встречались с разными людьми. Расскажите о тех, кто особенно запомнился.

– Когда был я в Кахетии в паломничестве, остановился на ночь в одной семье. Там мне перед сном помыли ноги. Меня это очень удивило, потому что такого я нигде не видел. На Афоне я познакомился с человеком, который подарил мне 100 евро. В Ватопеде подружился с православным азербайджанцем Лазарем, очень хорошим человеком. Он оплатил мне обратную дорогу. В России я попал в одну семью, где меня приютили и помогли деньгами. Причем я ни у кого ничего не просил. Само собой так устраивалось.

Во время своих паломничеств по всему миру я встречал много удивительных людей. О каждом стоит рассказать отдельно. Вот хочу когда-нибудь написать книгу, по примеру отца Тихона, – «Мои несвятые святые».

С Виктором Авдояном
беседовала Мария Сараджишвили

26 мая 2015 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 156 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] О схиархиепископе Антонии (в мантии Димитрии, в миру – князе Давиде Ильиче Абашидзе)
см.: http://drevo-info.ru/articles/12945.html.

[2] История создания монастыря Ломиси такова: в XIII в. Джелал-эд-Дин захватил Грузию и угнал в плен, в Иран, 7000 грузин. Пленники взяли с собой икону святого Георгия. Вскоре в Иране началась засуха. Когда султан спросил своих гадателей о причине бедствия, то ему объяснили, что виной этому икона из Гурджистана. Ее попытались уничтожить, но не смогли: икона поднялась в воздух и опустилась на рога белого быка по прозвищу Лома. Султану пришлось освободить всех пленников, и они пешком двинулись в Грузию. Места, где бык ложился отдыхать, люди отмечали, чтобы потом построить там церкви. Все 7000 пленников благополучно вернулись на родину. Бык взошел на вершину одной из гор и там испустил дух. Икона святого Георгия, которая была привязана к его рогам, осталась стоять в вертикальном положении. На этом месте и был основан монастырь: он посвящен святому Георгию, его святыня – икона святого Георгия, а название свое получил он имени быка – Ломиси. В Ломиси бездетные просят о продолжении рода, слепые – о прозрении, крестьяне – о плодородии земли и скота.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Беседа с бывшим неоязычником (+ВИДЕО) Беседа с бывшим неоязычником (+ВИДЕО)
Свящ. Георгий Максимов
Беседа с бывшим неоязычником (+ВИДЕО) «Всё то, что говорили о христианстве неоязычники, – враньё»
Беседа с бывшим неоязычником Иваном Лисковым (+ВИДЕО)
Это религиозный новодел. Сколько «волхвов», столько и учений, столько и неоязычеств. И ими будет впитана любая идеология, которая ложится на гордыню и отрицает при этом христианство.
«Не бойся говорить правду пред кем бы то ни было», — преподобноисповедник Антоний (Абашидзе) «Не бойся говорить правду пред кем бы то ни было», — преподобноисповедник Антоний (Абашидзе)
Монахиня Евтропия (Бобровникова)
«…Восхождение на кафедру епископскую есть приближение к Голгофе. Но Голгофа не может устрашить христианина, для нее мы рождены, ибо без Голгофы нет Воскресения… И я, немощный, посему со светлым о Господе лицом приступаю к великому служению, обещаясь служить Единому Господу и Богу Христу Иисусу, восхитившему меня из пасти греха, очистившему и освятившему меня своею всемогущею благодатью».
Беседа с православным курдом Серафимом Маамди Беседа с православным курдом Серафимом Маамди Беседа с православным курдом Серафимом Маамди «И над Курдистаном воссияет свет Христов…»
Беседа с православным курдом Серафимом Маамди
Думаю, перспективы православной миссии среди курдов очень большие, поскольку многие курды расположены к христианству. Здесь, как и в любой миссии, важно, чтобы было Священное Писание и молитвы на родном языке. Важно также, чтобы из числа самих православных курдов появлялось все больше миссионеров; крайне важно, чтобы появились православные священники-курды. Все это, верю, Господь устроит.
Комментарии
Manana Tuaeva29 мая 2015, 19:59
masha, spasibo!
nana29 мая 2015, 17:48
viqtor xoroshii pravoslavnii..
тамара27 мая 2015, 19:10
Благодарю ГОСПОДА,что я православная.Какая это радость,какое это счастье. Господи,спаси и сохрани всех православных христиан.
р. Б. Людмила27 мая 2015, 08:46
Святые православные угодники Божии земли Грузии, молите Бога о нас!
Ирина27 мая 2015, 00:28
Радостно было читать статью: как велик и милосерден Господь наш, открывающий нам, грешным, Истину!Вот она - живая вера.
Ксения26 мая 2015, 17:20
Большое спасибо за такую познавательную статью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×