«Маленький принц» о малой церкви

    

«Маленького принца» первый раз я не прочитала, а послушала в начально-школьном возрасте. Мама перед сном ставила нам с сестрой пластинки со сказками. И меня поразило, как взрослый человек так хорошо понимает детей. И еще было что-то неуловимое. Как будто Сент-Экзюпери чувствовал, что значит быть, как дети.

Повзрослев, я перечитывала книгу не один раз. И всегда находила в ней всё новое и новое о любви. Даже о воспитании детей. Об отношении к родителям. Сейчас я вижу в этой сказке много ценного для брака. Для той Малой Церкви, где как раз любви так часто не хватает.

Мы всё время задаемся вопросами: как же быть счастливыми в браке? как любить по-христиански? что такое жертвенная любовь? Как жертвовать так, чтобы эта жертвенность не переходила в раболепие и была искренней, от души? Чтобы не было фальшивой приторности и пустоты, искусственности за внешними благовидными поступками. Но таких примеров счастливых семей мало. Браки, где есть эта любовь, заметны сразу.

Вообще человека, наполненного любовью, видно на расстоянии, он как будто светится. И наполняет светом всё вокруг. Если речь идет о писателе, то в его книгах мы обязательно почувствуем это. И сердце защемит от умиления, когда мы увидим, что можно все-таки жить по-христиански. Потому что там, где мы встречаем что-то «настоящее», обязательно есть место Христу.

1. «Мы в ответе за тех, кого мы приручили»

    

Эта фраза уже набила оскомину. Но как же она важна. Муж с женой несут ответственность друг за друга. И с разводом от ответственности не убежать.

Я не буду рассматривать сейчас крайние причины разводов, такие как наркомания, алкоголизм, сумасшествие, сектантство. Но браки рушатся и по более легкомысленным причинам. Банальное «разлюбила». Не могу, и всё. Или полюбил другую. Или «не сошлись характерами». Правда в том, что рано или поздно со всеми случаются падения. Разной глубины. И находиться рядом с человеком в это время, а уж тем более жить в браке – очень тягостно. Он вдруг либо замыкается, либо озлобляется, либо впадает в глубокое уныние… А если это случается с мужем? С твоей опорой и защитой, стеной? Очень тяжело осознать, что происходит с близким тебе человеком, как это перетерпеть и как помочь выбраться. Он выматывает нервы, обижается, провоцирует конфликты, начинает пить… И, кажется, зачем терпеть? Можно же развестись. Раз он себя так ведет, значит, не любит. Но в душе у человека боль, непреодолимая боль, которая выливается в такое поведение. Бросить его в этот момент – подло. Когда супруг или супруга были на высоте, брак казался раем. Теперь, когда человек душевно «заболел», ему нужна помощь, хотя лекарство подобрать бывает трудно.

Всегда, кто бы что ни говорил, один бросает другого. Один остается выброшенным. С горечью, обидой, с раной в душе, ощущением своей ненужности, вины, ущербности. Какие страдания это может принести человеку, знают только те, кто был в подобной ситуации. А ведь во многих случаях можно было бы попробовать всё исправить. Поговорить, обратиться за помощью к психологам, к Церкви. Мы порой даже не представляем, как мы можем покалечить некогда любимого нами человека своим уходом. Оставить душевно инвалидом. В этот момент нам жалко лишь себя. А если подумать, то ведь это же мы сами не справились, мы не сделали семью счастливой, мы виноваты в той же мере, что и он. Мы ответственны за то, чтобы этот человек был в семье счастлив, а думаем, что это он ответственен за нас. Встаем в так называемую позицию пострадавшего. Правда в том, что мы бежим от ответственности за тех, кого приручили.

2. «“Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу”. “Потому что я отдавал ей всю душу…" – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить»

    

Есть большая разница между «отдавать всю душу» и «отдавать в надежде получить»

Если мы начнем отдавать душу, всё свое сердце в браке, то человек будет нам становиться всё ближе и дороже. Ключевой момент здесь искренность, то есть если начать делать что-то искусственно, ничего не получится. Останется только горечь: «я всё делала, отдала свои лучшие годы…» Есть большая разница между «отдавать всю душу» и «отдавать в надежде получить». Тут тоже стоит быть, как дети, наверное. Искренними, как Маленький принц.

3. «Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он – единственный в целом свете»

    

Ох, если бы мы относились к своему мужу (или жене) как к единственному в целом свете, как к сокровищу, как к самому лучшему человеку на земле, потому что он такой один! Об изменах речь бы уже не шла.

«Вы красивые, но пустые, – продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она – моя».

Это всё о том же: супруг становится «моим» по-настоящему не тогда, когда наденет на палец кольцо, а когда мы будем заботиться и думать друг о друге. Тогда и на сторону не захочется смотреть, потому что все другие покажутся пустыми, даже самые красивые.

4. «Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться»

Мне кажется, в этих словах Маленького принца кроется что-то очень глубокое. Мы так часто обращаем внимание на какие-то мелочи и не умеем радоваться друг другу. Не ценим того, кто рядом. Только потеряв, мы, как и этот мальчик, понимаем, что уже поздно. А ведь возможность была. И можно было жить и радоваться. А мы придирались и ссорились по пустякам. Не видели главного.

«Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить».

Мы обращаем внимание на какие-то мелочи и не умеем радоваться друг другу

К сожалению, так часто бывает, что женщины скрывают свою нежность за острыми шипами. Боясь показаться слабой, женщина начинает ворчать, придираться, агрессивно себя вести, капризничать. Мужчина не видит корней этого поведения и не выдерживает, уходит. Оба становятся несчастными из-за своей гордости и непонимания.

Что хотел от розы Маленький принц? Да по сути ничего, никаких материальных или бытовых благ. Ему нужна была ее нежность, ее благоухание, ее благодарность, понимание. Далила соблазнила Самсона рассказать свой секрет отнюдь не борщами и не супами. Нежность и хрупкость могут быть сильнее шипов, вкусных обедов и даже красоты. Мужу хочется чувствовать себя любимым, хочется признания от жены и даже легкого восхищения. А мы так часто всё портим своей вредностью и, главное, своим постоянным недовольством и ворчанием, как эта роза.

Очень точно подмечено: роза (как и любая жена) была очень зависима от Маленького принца и немощна. Ей нужна была ширма от холода, ее нужно было поливать, защищать от гусениц и чтобы не съел барашек… Да, у нее были шипы, и она даже хвасталась ими, но даже с шипами ее нужно было охранять. В бытовом плане Маленький принц, в отличие от нее, мог себя обеспечить. Бросив розу, он не понимал, что он делает.

5. «“Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти – так уходи”. Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет…»

Иногда сгоряча мы говорим такие вещи, которые ни в коем случае нельзя говорить. Бросаться словами «уходи», «давай разведемся», «не нравится – иди жить к маме», как минимум, опасно их деструктивностью. Даже если человек не уйдет, осадок останется очень нехороший. Часто мы говорим так, чтобы якобы «сохранить свое лицо», чтобы бросить первым и быть в мнимой позиции победителя. На самом деле – проиграют оба.

6. «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – значит вместе смотреть в одном направлении»

    

Одно из самых трудных, наверное, испытаний в браке, когда супруги смотрят на какой-то важный вопрос «в разном направлении». Один хочет много детей, другой оказывается не готов к подвигу многодетности. И так трудно, когда нет понимания, нет единого мнения. Постепенно приходится как-то искать точки соприкосновения в важных для супругов вопросах, искать компромисс. Сложность еще в том, что люди постоянно меняются. Женились оба православными, потом кто-то отошел от веры. Даже если вначале муж и жена смотрят в одном направлении, это не гарантирует, что кто-то не собьется с курса или не поменяет маршрут. И вот тут-то наступает одно из главных испытаний на прочность.

7. «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть, прежде всего, должна быть разумной»

Мужья любят приводить в пример слова про послушание жен. Есть в голове какой-то идеал жены, и вот хочется этого идеала добиться. Но жены ведь живые люди все-таки, тоже нуждаются в снисходительности и понимании.

Жены тоже любят требовать от мужей невозможного. Выходят замуж за брутального мужчину, чтобы быть «как за каменной стеной», а потом требуют от него особенной чуткости и романтизма. А еще «чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил, тещу мамой называл и зарплату отдавал».

Брак – это годы, десятилетия труда. И не расслабиться

8. «Сажая дуб, смешно мечтать, что скоро найдешь приют в его тени»

В тени своего брака тоже ох как не скоро можно будет отдохнуть. Придется поливать, удобрять, бороться с вредителями, ждать, терпеть, и тогда брак потихоньку будет становиться крепким дубом. И это всё годы, десятилетия труда. Только перестал поливать – листья начинают сохнуть. Только отвернулся – гусеницы пытаются съесть молодые почки. Не расслабишься. И чем лучше будем за ним ухаживать, тем раскидистей и зеленее будет крона, под которой в трудные моменты жизни можно будет укрыться от солнца или дождя. Не только нам, но и нашим детям.

Нина Жильцова

26 мая 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Муж-жена», «отцы-дети», «тёща-зять»: семейные конфликты и их преодоление «Муж-жена», «отцы-дети», «тёща-зять»: семейные конфликты и их преодоление
Свящ. Павел Гумеров
«Муж-жена», «отцы-дети», «тёща-зять»: семейные конфликты и их преодоление «Муж-жена», «отцы-дети», «тёща-зять»: семейные конфликты и их преодоление
Беседа со священником Павлом Гумеровым
Семья – это когда люди становятся самыми ближайшими друг другу родственниками. Эти люди тебе даны Богом, и твоя задача – найти с ними общий язык, любить их, служить им.
Как сохранить живую веру и чистоту до брака Как сохранить живую веру и чистоту до брака
Свящ. Константин Коман
Как сохранить живую веру и чистоту до брака Как сохранить живую веру и чистоту до брака
Священник Константин Коман
Румынский пастырь о том, как сохранить живую веру, чистоту до брака, что значат дети для семейной жизни и почему их должно быть много. А также о том, чего можно требовать и ожидать от духовника.
За каждую пядь семьи! За каждую пядь семьи!
Свящ. Димитрий Шишкин
За каждую пядь семьи! За каждую пядь семьи!
Священник Димитрий Шишкин
– Скажите мне, Алла, вот вы хотели бы, чтобы у вас была добрая семья, заботливый, любящий муж, детки? – Да. – А хотели бы вы, чтобы лет через 25, когда вы начнете уже увядать и в этом увядании вас утешало бы только то, что жизнь состоялась, что есть семья, дети и любящий, верный муж… хотели бы вы, чтобы в это самое время у вашего мужа появилась на стороне вот такая чудесная Аллочка? Молчит...
Комментарии
Дмитрий27 августа 2018, 10:34
Замечательная статья, большое спасибо.
От текстов Экзюпери такое.. щемящее чувство.
Хотя читал только "Принца" и "Планету людей".
Золотой был человек, талант - от Бога.
Катерина13 ноября 2015, 11:52
Спасибо за статью. Порой так погружаешься в сладкий эгоизм, что не замечаешь близких, и так приятно быть грубой, что забываешь зачем носишь крестик... Спасибо, что одёрнули.
Таня Чернишова 2 августа 2015, 23:49
Очень хорошая статья и очень поучительная.
Ирина Александровна26 июня 2015, 12:18
Его нужно читать в любом возрасте.
Ирина 7 июня 2015, 18:36
Читателю.
Христианские истины можно увидеть не только в богословских текстах:)))
читатель 4 июня 2015, 20:59
Ирине

Если вероисповедание автора "отношения не имеет", так и не надо гуманизм, которому Христос не нужен, называть христианством.

Не надо какие-то свои якобы "вечные ценности", существующие вне христианской веры, связывать с Евангелием, которое прежде всего требует от человека истинной веры в Бога.

Ирина 4 июня 2015, 17:40
Читателю.
Как далеко мы с вами ушли от "Маленького принца"... Жизнь во Христе - это жизнь по Евангелию. И те мысли из сказки Сент-Экзюпери, к которым обращается автор статьи, Евангелию созвучны. Поэтому вероисповедание автора к тому, чтобы читатель задумался о смысле жизни, о любви к ближнему, отношения не имеет. Лев Николаевич Толстой отпал от Церкви, но это не умаляет достоинства "Анны Карениной" как художественного произведения, например, где верующий человек может увидеть гимн любви и верности (Кити, Левин) - и разрушительную силу страсти, её страшные последствия (Анна, Вронский). Независимо от убеждений Толстого, его книга свидетельствует о плодах жизни со Христом - и смерти без Христа. И книга С.-Э. - о тех же вечных ценностях.
Василий Н. 4 июня 2015, 17:17
Читатель, что вы хотите сказать? Что "Маленький принц" - душевредная книга? Что католичество - скрытый сатанизм?
читатель 4 июня 2015, 09:27


Уважаемый Олег, я не понимаю, что Вы хотите опровергнуть? Вы не согласны со словами святителя Игнатия? Или догматы христианской веры Вы считаете "превозношением"?
Я как раз за мыслительную деятельность; за то, чтобы люди понимали, когда им христианство подменяют гуманизмом.

Если человек имеет православную веру, которая обязательна для спасения, то в Церковь Христову он входит через таинство крещения.
Евангелие от Иоанна:
"Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие."(3,5)
Символ Веры:
"Исповедую едино Крещение во оставление грехов."

А насильственная смерть еретика не делает его православным.
Олег 3 июня 2015, 11:22
Читателю. Продолжение: Почему Тертулиан (отступник, еретик, монтанист, ригорист!!!!) один из самых цитируемых в Предании, начиная, с 19-го века. Да, и отцы первых веков его уважали. И цитируется (в позитивном смысле) не только написанное им до отступничества, но и после. Например, его учение о Троице. Он был первым настолько близким к догматам вселенских соборов!
Кстати, монтанисты, к которым он присоединился, отпав от Церкви, считали себя духовными христианами, а православных душевными.
Христианство это целая вселеная, а не добровольный отказ от мыслительной деятельности. Это то, что человек( тоже целая вселенная) способен вместить о Боге.
Олег 3 июня 2015, 10:55
Читателю: Представляете, есть достаточное число православных святых которые не крещены и, конечно, не миропомазаны. Ни разу в жизни не исповедовались и не причащались. Это мученики, бывшие мучителями, но вставшие рядом с мучимыми и исповедовавшие, что они тоже христиане и что верят в Христа распятого и воскресшего. И этого было достаточно. Они крестились своей кровью. У них не было времени произносить Символ Веры, да и мучителям это было неинтересно. Такие были в первые века, во времена турецкого владычества на Балканах. Такие есть и сейчас. Казненные игилом в Ливии копты. Они миропомазались своей кровью. Не отреклись.
Вне Церкви нет спасения. И границы Ее в пределах всех поместных Православных Церквей мира. Но войти в Нее можно по разному. И неизвестно, кто когда и при каких обстоятельствах. И отпасть также. Не боитесь, что наш смертный час будет позорным? И обязательно таким будет, если будем превозноситься над современными "самарянами".
читатель 2 июня 2015, 10:56

Ирине

У "римо-католиков" другой Символ веры, который содержит filioque. Они верят в другую "троицу", верят в другого "бога".
filioque -- это богохульная ересь.
"Римо-католики" попадают под общие анафемы Вселенских соборов, и совсем не нужно для осуждения каждой ереси созывать Вселенский собор.
Ирина31 мая 2015, 23:14
Читателю.
Наберите, пожалуйста, в поисковике слово "ересь" и прочитайте толкование слова - и список еретических учений в христианстве. Возможно, вас удивит, что католичество не принадлежит к ним...
Федя30 мая 2015, 06:29
Вот представтье: вступили вы в брак с человеком и взяли ответственность, и полюбили, и всю душу положили, чтобы сделать его счастливым, а он(она) несмотря на все ваши усилия стал(а) алкоголиком, наркоманом, сумашедшим, тираном, противником православия и т.д. (нужное подчеркнуть). И никакие советы умных психологов не помогают. И никуда уже не денешься, детей жалко, и вы в ответе за того, кого приручили, и церковь развод не благословляет.

"Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше вовсе не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано" (Мф.18.10)
Галина28 мая 2015, 14:19
Нина, спасибо Вам статью! совсем недавно прочитала эту книгу. потрясла какая она мудрая и глубокая. Мне кажется в детстве столько бы в ней не увидела как сейчас. Наверно восприняла бы как сказку, а сейчас как учебник по психологии.
Екатерина28 мая 2015, 10:24
Большое спасибо Вам, Нина! Очень понравилась статья. Всё правильно. Пойду читать саму книгу.
Надежда28 мая 2015, 09:35
Какая замечательная статья.
читатель27 мая 2015, 22:42
Ирине и Татьяне

Святитель Игнатий (Брянчанинов):
"Вы говорите: «Еретики — те же христиане». Откуда Вы это взяли?
[...]
Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душой, чужд благодати и спасения, в общении с дьяволом и его погибелью.
[...]
Ересь сопряжена с ожесточением сердца, со страшным помрачением и повреждением ума...
Сущность всякой ереси — богохульство;"
Ирина27 мая 2015, 21:18
Читателю.
Сент- Экзюпери не принадлежал православной Церкви, но это не значит, что он не принадлежал христианской Церкви. А Клайв Стейплз Льюис? А Толкиен? Вы не знакомы с их творчеством?
Татьяна Органова27 мая 2015, 21:04
Для читателя
Тертуллиан говорил, что всякая душа по рождению христианка. Все мы созданы по образу и подобию Божьему. Принадлежность к Православной церкви еще не делает человека христианином по-настоящему. "Маленький принц" же - это творение души-христианки. Читайте статьи о. Андрея Ткачева о литературе.
Автору статьи большое спасибо за новый взгляд на известную книгу.
Ирина26 мая 2015, 17:15
Согласна с Марией.
Раба Божия Ирина26 мая 2015, 15:07
Спаси, Господи, Вас Нина! Очень благодарна Вам за эту замечательную и душеполезную статью.Она мне помогла в трудную минуту жизни, помогла разобраться в себе и понять свои ошибки в семейной жизни. Совсем недавно я вышла замуж и была счастлива, все было просто идеальным, а потом я с мужем сами начали все разрушать. Прости, Господи. Надеюсь и верю, что с Божией помощью все можно исправить. Постараюсь прочесть эту замечательную книгу Сент-Экзюпери "Маленький Принц" заново.Божией помощи Вам, Нина, в трудах Ваших и всяком благом деле! Спаси, Господи!
Владимир Степанов26 мая 2015, 13:26
Правильная статья, верные акценты

Долгая совместная жизнь строится на фундаменте изменения своего "Я". Оба должны измениться в пользу своего партнёра. Один любит магазины - ищите время и силы не просто бродить за своей родной, но ходить и выбирать с ней её одежду. Другой любит бильярд, рыбалку или чтение - отпускайте и не скулите.
Все можно, но в меру. Если супруг перебирает с увлечениями, просите услышать вас, просите не увлекаться и отдавать время другому супругу, подавая факты своей уступчивости.

Ставьте супруга на Первое место, детей на второе. Не ссорьтесь при детях, и не ругайте ребёнка вместе. Когда дети видят, что между родителями любовь, взаимопонимание, а ссоры непродолжительны, они будут это перенимать и использовать в своей жизни. Им будет легче начать свою жизнь, ведь они знают, что придёт момент искать свою половинку из другой семьи и они не будут подсознательно искать половинку в своей маме.
Мария26 мая 2015, 12:00
Мужья, одержимые поисками "второй" молодости, возненавиевшие своих жен и семью, становятся смертельно опасными для близких, оставаться с ними рядом - делать их потенциальными убийцами. Отбежать подальше и молиться за них - единственно, что доступно женам
читатель26 мая 2015, 11:53

Христианство - это вера. И нет христианства вне Церкви.
Не может быть христианства в произведениях писателя, который сам не принадлежал Православной Церкви. Не нужно душевностью подменять христианство и духовность.

26 мая 2015, 10:28
Я со всем в этой статье согласна. Все было,Было и хорошо и плохо.Но некоторые моменты помнятся как спасительные,Слова сказанные мужем вспоминаются до слез,Счастливых слез, его любовь спасла наш брак.Берегите мужей, не давайте им погибнуть, тяните их к Богу. Они вас отблагодарят в старости.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×