Владимир нерукопожатный

До поры до времени над идеей установки памятника князю Владимиру на Воробьёвых горах не сгущались тучи. Но недавно в столичные и федеральные структуры попало письмо с подписями, разными способами доказывающее необходимость свернуть проект.

    

Бывает, что от одного решения зависит, кем входит в историю государственный деятель – защитником национальной культуры или её гонителем. Сразу вспоминается Андрей Жданов с его докладом 1946 года о ленинградских журналах – пример очевидный, но не единственный. Так вышло и с памятником князю Владимиру на Воробьёвых горах.

До поры до времени над ним не сгущались тучи. Но недавно в столичные и федеральные структуры попало письмо с подписями, разными способами доказывающее необходимость свернуть проект. Возмутители спокойствия – ряд преподавателей, обязавших к участию в этой истории своих студентов. Противники памятника приводят какие угодно аргументы – геодезические, "общеэстетические" – лишь бы заблокировать естественный процесс семиозиса национальной культуры. И в декларативно-ультимативном тоне их заявлений, и в выводах заказных экспертов просматривается идеологический след, а это – путь к политическому скандалу.

Мне интересно: а если бы несколько вузовских преподавателей, имеющих экстравагантное мнение, написали, что не надо проводить Парад Победы и шествие "Бессмертного полка", их бы тоже отменили?

По всей видимости, инициаторам истории с памятником Владимиру не даёт покоя радость людей от обретения народом национальной духовной традиции, долгие десятилетия находившейся под спудом политических стереотипов. А ведь ростки этого процесса необходимо всемерно поддерживать, а сам процесс делать системным и продуманным. Поскольку пока что в нём видны странности и перекосы.

Например, символ России романовского периода, памятник Петру, появился у нас прежде памятника Владимиру. Но Россия началась не с романовской династии. Владимир, как и Пётр, – критически важная фигура, поэтому до сих пор памятник Петру как бы "висел в воздухе", вырванный из общего исторического контекста.

Зато вдвоём Пётр и Владимир действительно символизируют многогранность образа Руси-России. Мнения о работе Зураба Церетели противоречивы, но само по себе появление памятника Петру было неизбежно. Он мог оказаться лучше или хуже, но его не могло не быть. Так же и с Владимиром.

Россия отмечает 1000-летие преставления Крестителя Руси. 28 июля 2015 года в честь этого события будет открыт памятник Владимиру на месте его крещения в Херсонесе. Это событие задаёт рамки единой концепции увековечения памяти христианизации Руси. Херсонес – русские ворота в Византию, в восточно-христианскую цивилизацию. Духовные центры Москвы замыкают этот исторический путь. Сама нынешняя Россия – дальний итог духовных усилий Владимира, впоследствии поддержанных Иваном Третьим, собирателем земель русских, которому в Москве также необходимо ставить памятник. Тогда картина исторического генезиса будет более полной.

В результате христианизации – то есть благодаря Владимиру – Русь стала европейской державой, ведь европеизм – это и есть самоопределение христианской нации, а не шенгенские визы и даже не "Кодекс Наполеона".

Памятник Владимиру есть и в Киеве. Но киевская власть, мягко говоря, самобытна. Неизвестно, не начнёт ли она вслед за советскими вождями и храмами УПЦ МП сносить ещё что-то, имеющее отношение к русским. Судьбу памятника Владимиру в Киеве предсказать невозможно. А у нас нет времени ждать, пока Украина будет выкарабкиваться из своей исторической ямы. Поэтому наша задача – выразить в камне и бронзе всю полноту нашего прошлого без оглядки на непредсказуемых соседей.

До последнего времени никто не предполагал, что святой равноапостольный князь может оказаться "нерукопожатным" у себя дома. В любой европейской стране это немыслимо. Но не зря говорят, что Россия – страна с непредсказуемым прошлым.

Одно можно сказать уверенно. На любом месте, откуда уберут Владимира, неизбежно встанет Сталин. Я имею в виду моральную сторону дела. Просто это единственно возможный исход разгула воинствующего антиисторизма. И вот тогда этих людей уже не спросят, хотят они этого или нет. Причём сделать будет уже ничего нельзя: кто плюёт в святыню, тот никогда не удостаивается милости. Однажды из-за этого уже рухнула Россия.

Но и ближайшие последствия запрета были бы крайне печальны. Если торжественное открытие монумента не состоится в День Народного единства 4 ноября, как было задумано, это будет поистине позорным решением. Столичные власти неизбежно потеряют лицо, да и о продекларированном единстве придётся забыть. Не знаю, может быть, в этом и заключается главная цель фрондёров-запретителей.

Вне всякого сомнения, Владимир должен и будет стоять на высшей точке Воробьёвых гор. Укрепление склона на месте установки памятника – рутинная и давно отработанная операция, и она просто должна быть проведена на соответствующем профессиональном уровне.

Ведь очевидно, что не какие-то там чиновники в плюшевых креслах решили, что памятнику быть. Это решил народ России. Пренебречь его правом невозможно. Позиция, согласованная с гражданским большинством, а не узкими группами экспертократии – залог сохранения политической репутации и народной поддержки.

Таким образом, получается, что установка памятника Владимиру стала тестом на историко-культурное соответствие. Этот тест российская власть вынуждена пройти. Показать своё отношение к российской истории и культуре и тем самым определить свое собственное место в этой истории. И я почему-то уверен, что тест будет пройден благополучно.

Александр Щипков

Источник: Религия и СМИ

5 июня 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Василий Н.18 июня 2015, 17:54
Вы читали саму петицию? Никто не против памятника как такового. Речь идет именно о месте. Да, смотрелось бы красиво (я действительно так считаю), но площадка на Воробьевых горах является неподходящим местом - не почему-то, а исключительно по геологическим причинам. В свое время по этим же причинам отказались от строительства храма Христа Спасителя на Воробьевых горах.
Кроме того, в петиции есть еще один немаловажный пункт (на который почему-то не все обращают внимание): оказывается, проект включает в себя передачу части природного заказника "Воробьевы горы" ЦПКиО имени Горького. Этого, безусловно, нельзя допустить.
Печально, что большинство сторонников проекта воспринимает своих оппонентов как врагов и даже не хочет пойти с ними на диалог (притом, что оппоненты к диалогу как раз готовы). Вот такое отношение к другим нас и погубит.
Юлианна11 июня 2015, 09:22
Если плыть по Москве реке,по ее течению (как по реке времени) от Киевского вокзала, то все получается логично. Сначала нас встретит князь Владимир, потом поворот реки (истории), дальше эстафету принимает Петр первый. На счет ракурса, что он куда-то спиной встанет это аргумент от недостатка аргументов против! В Киеве Владимир лицом к реке стоит, а к городу спиной. А у нас будет лицом к реке и к историческому центру - Кремлю. Памятник украсит Воробьевы горы! Хватит прогибаться под ... экспертократию. Некоторые эксперты готовы любую пошлость защищать. При этом выступать против строительства храмов, памятников и т.д.
Ольга10 июня 2015, 13:22
Памятнику быть во славу Господа!!!!
Руслан 9 июня 2015, 21:08
Памятник предлагают поставить так, что люди, идущие по улице Косыгина, Университетским проспекту и площади, будут видеть его со спины... Это полный провал, конечно же.
Миша Федоров 5 июня 2015, 20:20
Владимир крестил Русь а Москва столица так что памятник Владимиру должен стоять в Москве это однозначно ....а вот Петра надо убирать .....
Владимир 5 июня 2015, 16:37
На мой взгляд, памятник Петру: место где он находится (напротив Храма Христа Спасителя), его цветовое решение (как антитеза Храму) полностью соответствует истинной роли Петра Первого в жизни Руси!
Численность населения русского государства при этом "великом" правителе сократилась по разным оценкам от 20 до 40 процентов (это при той рождаемости); удар, нанесенный по церкви был страшным (упразднение Патриаршества). Вспоминать все его "подвиги": брадобритие; насильственное внедрение немецкого костюма; всешутейные соборы, свадьбы и многое другое не имеет смысла. А памятник в результате удался.
С Святым Равноапостольным Владимиром этого случится не может по определению.
Виталий 5 июня 2015, 16:23
Сначала нужно убрать копченого вила и его подельников из центра Москвы, а затем думать об установке памятника князю Владимиру.
Не захочет равноапостольный князь такого соседства.
Ефрем 5 июня 2015, 15:29
Памятник ужасный, выбирали его люди без вкуса и да, кн. Владимир никакого отношения к Москве не имеет.
Евгений 5 июня 2015, 12:25
Александр, хорошая статья, спасибо! Но, к сожалению, проект от московских скульпторов памятника Владимиру для Херсонеса, закрыт.Аргументация властей - невозможность установки монумента на территории, находящейся под охраной ЮНЕСКО.
Vladimir Ramenskii 5 июня 2015, 11:56
Для того, чтобы понять, что памятнику св. Владимиру не место на Ворбьёвых горах достаточно посмотреть на то, как памятника будет смотреться из большинства точек центра Москвы: над головой у равноапостольного князя будет пятиконечная звезда главного корпуса МГУ. Про художественные недостатки памятника я писать не буду. Мне он не нравится, но это дело вкуса.
Филипп 5 июня 2015, 11:34
Да никто не против памятника. Просто место не подходящее.
Галина 5 июня 2015, 10:05
Памятник Петру в Москве некрасивый. Если будет стоять такое же чудо на Воробьевых горах, то чувства протестующих понятны.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×