В издательстве Сретенского монастыря вышла книга для детей лауреата Патриаршей литературной премии протоиерея Николая Агафонова «Очень важный поступок: рассказы, сказки, притчи». Предлагаем вниманию читателей центральный рассказ из данной книги.
Главная мечта Алёшки была заиметь собаку. Когда Вовка, его школьный товарищ, важно прогуливался во дворе со своим лохматым, как медведь, сенбернаром или Сашка, сосед по площадке, выводил гулять свою умную овчарку Долли, Алёшка был готов плакать от досады, что у него нет собаки. Он завидовал даже Таньке, у которой была маленькая болонка, визгливо тявкающая от страха по любому поводу. Но Алёшина мама была категорически против того, чтобы в квартире жила собака. Слёзы и уговоры сына на неё никак не действовали.
Но вот настал Алёшкин день рождения, когда ему исполнилось девять лет, и случилось чудо. Дядя Петя, пришедший к ним в гости, подарил ему маленького щенка. Щенок был презабавный: толстенький, лохматый, как медвежонок, и к тому же ходил, смешно переваливаясь. Тут и мама ничего не смогла сказать против, ведь дядя Петя был её начальником по работе.
Алёшка тут же унёс щенка в свою комнату и налил ему в блюдце молочка. Щенок полакал немного, затем обошёл комнату и обнюхал все Алёшкины вещи. Потом прямо посреди комнаты сделал на полу лужицу. Повилял своим коротеньким хвостиком. Ещё немного походил, а затем улёгся возле Алёшкиной кровати на коврик и заснул. Мальчик быстро вытер лужицу, пока не заметила мама, и лёг рядом с щенком на коврик. Он лежал и смотрел на щенка. Ему казалось, что на всём белом свете нет ничего милее и дороже этого пушистого, мягкого и тёплого комочка. Алёшка осторожно протянул руку и погладил щенка. Тот проснулся, приподнял свою лобастую мордочку и благодарно посмотрел в глаза мальчику. Мальчик подумал: «Вот существо, которое меня понимает лучше всех на свете. Люди так смотреть не умеют». Щенок положил свою мордочку на передние лапы и снова заснул. А Алёшка всё лежал возле щенка, смотрел на него и не мог насмотреться. Он старался придумать ему кличку, но, так ничего не придумав, заснул.
Проснулся Алёшка утром в своей постели оттого, что его кто-то лизнул в нос. Он открыл глаза и увидел перед собой забавную мордочку щенка. Мальчик от радости так крепко обнял щенка, что тот даже взвизгнул. «Вот бы так просыпаться каждое утро!» — подумал Алёшка, целуя щенка прямо в нос.
Было воскресенье, в школу идти не надо, и Алёшка весь день мог провести со своим новым другом. Щенок оказался очень сонливым. Он просыпался только чтобы поесть и сделать лужицу, и снова мог заснуть в любом положении. За это Алёшка прозвал его Засоня. «Отоспится хорошенько, подрастёт, — думал он, — и будем с ним играть». Алёшка носил щенка весь день на руках, а тот мирно спал.
Зато, когда на следующий день нужно было идти в школу, Алёшка вновь ощутил себя несчастным человеком. Ему ужасно не хотелось расставаться с Засоней. Уже собравшись в школу, он стоял над своим щенком в глубокой и печальной задумчивости. Засоня, не догадываясь о душевных муках мальчика, мирно посапывал во сне. Когда над чем-то очень глубоко задумаешься, то в голову обязательно придёт необыкновенная мысль. Такая мысль посетила и Алёшку. Он решил взять Засоню с собой в школу. Между мыслью и делом у Алёшки всегда было расстояние не больше одного шага. Поэтому, как только он об этом подумал, то тут же шагнул к своему школьному ранцу, выложил из него все учебники, а затем в пустой ранец положил своего Засоню. «Зачем мне учебники? — размышлял мальчик по пути в школу. — Ведь у моей соседки по парте Ленки Заковыкиной всегда учебники в полном наборе. Она даже лишнего набирает. Как только не надорвётся такой портфель тяжёлый таскать?»
Придя в класс, Алёшка незаметно засунул своего щенка в парту. Тот даже не проснулся.
Первый урок За соня благополучно проспал. На перемене дежурные стали выгонять всех из класса, чтобы его проветрить . Но Алёшка так уцепился за парту, что его можно было унести только вместе с ней из класса и никак иначе. Дежурные Колька Сёмкин и Ванька Бирюков всю перемену пытались оторвать Алёшку от его парты. Сопели, кряхтели, но ничего у них не вышло. Когда прозвенел звонок, они сказали, что на следующей перемене позовут Саньку Пыжикова из четвёртого класса, известного на всю начальную школу силача, и тогда посмотрят, как Алёшка сможет удержаться. «Ничего, — успокаивал себя Алёшка, — скоро мой Засоня вырастет и так рявкнет на вашего Саньку, что тот от страха под парту залезет. А пока буду держаться как могу».
— Ты чего это учебники не принёс? — недовольно проворчала Ленка, когда учительница попросила раскрыть учебники и переписать упражнение.
— А тебе что, жалко? — огрызнулся Алёшка. — Слушай, Ленка, — вдруг неожиданно прошептал он, — отгадай, кто у меня в парте лежит?
— Во-первых, не кто, а что, — назидательно поправила его девочка. — «Кто» можно говорить только об одушевлённом предмете.
— Тоже мне умница нашлась, — язвительно сказал Алёшка. — У меня-то как раз одушевлённое и лежит.
— Лягушка! — округлив от страха глаза, чуть не вскрикнула Ленка.
— Сама ты лягушка, — засмеялся Алёшка, — у меня кто-то покрупнее.
— А кто? — уже заинтересованно спросила Ленка.
— Дед Пихто, вот кто. Сама отгадай.
— Заковыкина и Понамарёв, перестаньте разговаривать, а не то я вас выведу из класса, — строго сказала учительница.
Дети примолкли. Ленка поёрзала, поёрзала в нетерпении, но потом всё же, не выдержав, попросила:
— Лёшенька, миленький, ну пожалуйста, покажи, кто там у тебя? Я никому не скажу, честное слово!
— У меня там собака, — прошептал Алёшка.
— Врёшь и не моргнёшь. Ну и дурак, — обиделась девочка.
— Не веришь? Тогда сама протяни руку и пощупай.
— И пощупаю, — сказала Ленка и полезла рукой в парту. — Что это у тебя, зимняя шапка? — спросила она с ехидством, продолжая шарить рукой. — Ой! — вдруг громко воскликнула девочка, в испуге выдёргивая руку из-под парты.
— Заковыкина, встать! — приказала возмущённая учительница. — Что у тебя случилось?
— У Понамарёва собака, вот я и испугалась, — чуть не плача, сказала Ленка.
— Какая такая собака? — удивилась учительница. — А ну-ка Понамарёв, показывай, что там у тебя за собака?
Алёшка встал и молча вынул Засоню из парты. Тот уже проснулся и с любопытством вертел головой, удивляясь, что вокруг так много детей.
— Господи! — всплеснула руками учительница. — Чего только не притащат в школу! Ты бы ещё слона догадался привести. Немедленно вынеси собаку из класса и возвращайся на урок. А завтра без родителей в школу не являйся!
Алёшка, подавленный, вышел из класса. Пока он нёс на руках щенка, тот снова задремал. Мальчик вынес его на школьный двор. Здесь, у забора школы, за кучей досок, было одно потаённое место. Он отнёс туда Засоню и, положив за досками, сказал: «Подожди меня здесь, я скоро за тобой приду».
Вернувшись в класс, Алёшка еле дож дался перемены и сразу опрометью бросился во двор. За ним побежали все ученики класса. Даже дежурные, которые должны были проветривать помещение, — и те устремились следом.
Сердце мальчика захолодело, когда он увидел, что Засони на месте нет. Алёшка стал искать рядом. Весь класс принял участие в поисках. Дети перерыли все доски. Тут к ним подошёл Серёжка Скудельников из третьего «Б» класса.
— Чего ищете? — спросил он.
— Щенка ищем. Вот Лёшка Понамарёв его здесь оставил.
— Бесполезно искать, я сам видел, как Валерка-дурачок его взял и унёс.
Ребята переглянулись в недоумении между собой. Валерку они знали хорошо. Он был тихим, даже очень робким мальчиком и когда-то начинал учиться вместе с ними в одном классе. Но школьная программа ему никак не давалась, и он остался на второй год. Затем его перевели в специальную школу для умственно отсталых. Иногда Валерка приходил в свою старую школу и тихо сидел во дворе на досках, наблюдая за играми детей издалека. С Валеркой никто не водился, считая для себя зазорным дружить с ненормальным. Его дразнили и обзывали, но он ни на кого не обижался, и потому дразнить его было неинтересно. Однажды, когда ребята играли в футбол, мяч отлетел в сторону Валерки. Кто-то из мальчишек закричал ему: «Эй, Валерка, давай сюда мячик». Валерка обрадовался, схватил мячик обеими руками и побежал к футбольному полю, но тут же споткнулся и выронил мяч. «Да ты его ногой пинай», — стали кричать ребята. Валерка неуклюже пнул мяч, так, что тот полетел в обратную сторону, ещё дальше от поля. Все стали кричать на Валерку, обзывая «придурком» и другими обидными прозвищами. Но Валерка только улыбнулся и снова побежал за мячом. Когда он поднял мяч и хотел его нести обратно, к нему уже подбежал один из игроков и, грубо отняв мячик, крикнул: «Пошёл отсюда, полоумок!» Валерка стоял, улыбался и не уходил. Тогда мальчишка развернул его за плечи в обратную сторону и пнул ногой. Все ребята засмеялись. Валерка от толчка упал, чем ещё больше рассмешил ребят. Поднявшись с земли, он, прихрамывая, побежал, не оглядываясь. С тех пор Валерка никогда не приходил во двор школы.
— Ну, я этому дураку покажу! — угрожающе сказал Вовка Бобылёв, сжимая кулаки. — Куда он пошёл, не видел?
— Туда, в сторону железной дороги, — махнул рукой Серёжка.
Ребята ринулись к железнодорожному полотну, проходившему недалеко от школы. Когда выбежали на железнодорожную насыпь, Ленка закричала:
— Вижу, вижу, вон Валерка ненормальный идёт, и щенок у него на руках!
Дети пригляделись и увидели, что это действительно Валерка. — За мной! — крикнул воинственно Вовка, и весь класс с улюлюканьем, как индейцы, побежал по шпалам. Валерка обернулся и, увидев погоню, тоже припустил вприпрыжку, смешно подбрасывая ноги.
— Он и бегает по-дурацки, — захохотал Вовка.
— Ничего себе, по-дурацки, — говорила запыхавшаяся Ленка, — вон как бежит, не догонишь.
— Стой! — закричали ребята. — Остановись, Валерка, а то хуже будет.
Но тот припустил ещё сильнее. Позади детей послышался протяжный гудок.
— Поезд! — закричала Ленка.
Дети, словно горох, посыпались с дорожного полотна по крутой насыпи вниз. Когда они поднялись, то увидели, как впереди поезда бежит с щенком на руках Валерка. Поезд протяжно загудел, а Валерка ещё пуще припустил бежать. Завизжали тормоза поезда, но он по инерции продолжал надвигаться на Валерку. Дети в ужасе закрыли глаза руками, а когда открыли, то увидели, что поезд, продолжая гудеть, едет дальше.
— Ну, всё, — сказал Вовка, — нет больше нашего ненормального. Перерезало его поездом вместе с собакой.
Ленка не выдержала и первая зарыдала, а вместе с ней за выли и все остальные. Промчался поезд. Ребята посмотрели и увидели: на той стороне насыпи к домам железнодорожников бежит Валерка с щенком на руках.
— Ура! Ура! — закричали дети.
И стали на радостях обнимать друг друга. Алёшка даже на время о щенке своём забыл, радуясь, что Валерка жив остался. Но потом вспомнил о Засоне, и так ему грустно стало, что он чуть не расплакался, но вовремя удержался, ведь стыдно нюни перед девчонками распускать. Хотя до этого вроде бы все плакали. Но одно дело — все, а другое — на глазах у всех одному. Ребята и так заметили его состояние и стали утешать.
Когда уж Алёшка домой вернулся, то не выдержал и разревелся. Мама стала его расспрашивать, что с ним случилось. Пришлось Алёшке всё рассказать без утайки. Конечно, мама его поругала за то, что он взял щенка в школу, но потом ей стало жаль сына, и она сказала:
— Ладно, не плачь, я завтра в школе узнаю адрес этого мальчика, мы с тобой пойдём и заберём щенка.
На следующий день Алёшка с мамой пошёл к Валерке. Жил этот мальчик в ветхом деревянном доме. Дверь им открыла бабушка Валерки. Узнав, по какому делу пришли Алёшка с мамой, бабушка сразу разохалась и разахалась:
— Да как же так, мои миленькие? Ведь нехорошо получилось. Грех-то какой! Я его вчера спрашиваю: откуда у тебя собака? А он молчит и ничего мне не говорит. Ах, батюшки, грех-то какой. Сейчас, сейчас, мои касатики, я пойду поговорю с ним и верну вам собачку. Он ведь у меня круглая сирота, потому вы его должны простить ради Бога.
С этими словами старушка пошла в соседнюю комнату. Оттуда хорошо было слышно, как она говорила Валерке:
— Внучек, да разве так можно поступать? Это грех — брать чужое. Сказано ведь в Священном Писании: «Не пожелай ничего, что принадлежит ближнему твоему». А ты, горемычный мой, собаку пожелал. Так ведь это грех. Не тобой положено, не тебе и брать. Давай, давай сюда собачку, я отдам её мальчику , а то он расстраивается, переживает. Ведь это его собачка, не наша.
Вскоре она вышла, неся на руках щенка. Алёшка взял его на руки и, поблагодарив старушку, быстро пошёл вслед за мамой из квартиры. Выйдя из подъезда дома, он оглянулся и увидел в окне Валерку. Тот стоял и смотрел на него широко раскрытыми глазами, а по щекам мальчика текли крупные слёзы. Увидев, что Алёшка смотрит на него, он как-то нерешительно помахал ему рукой. Что-то дрогнуло в сердце Алёшки, и он тоже помахал в ответ. И тогда Валерка улыбнулся сквозь слёзы и снова замахал рукой. Алёшка поспешил вслед за мамой.
— Мама, а что такое «круглый сирота»? — спросил он у неё.
— Это, сынок, когда у ребёнка нет ни отца ни матери.
Алёшка ещё раз оглянулся на окна Валеркиной квартиры. Мальчик стоял и по-прежнему махал рукой. В эту минуту он показался Алёшке таким несчастным и одиноким, что ему подумалось: «У него никого нет, а я у него ещё собаку забрал, как будто не он у меня украл, а я у него сейчас краду». Поражённый такой мыслью, Алёшка остановился как вкопанный.
— Ну, ты чего встал? Пойдём, — потянула мама Алёшку за руку.
— Подожди, мама, я сейчас быстро вернусь, — крикнул мальчик и побежал к подъезду дома.
Забежав в квартиру, Алёшка столкнулся нос к носу с Валеркой, бежавшим к нему навстречу. Валерка остановился, застенчиво поглядывая на Алёшку, а потом, как бы нерешительно, тихо спросил:
— Можно мне ещё разок погладить твою собачку?
— Бери, — сказал Алёшка, протягивая ему щенка, — он твой, а зовут его Засоня.
— Ты его отдаёшь мне? — в удивлении переспросил Валерка. — Отдаю, — глубоко вздохнув, подтвердил свои слава Алёшка.
Глаза Валерки вспыхнули радостью и счастьем. Он смотрел на Алёшку таким благодарным взглядом, что тот подумал: «Люди так глядеть не могут, да и собаки, пожалуй, тоже». Валерка бережно взял щенка. Когда Алёшка передавал ему из своих рук Засоню, то на мгновение пожалел о своём поступке. Но только на мгновение. А потом словно гора с плеч свалилась. Ему вдруг стало легко и радостно.
— Знаешь что, Валерка, — сказал он, — приходи к нам на школьный двор играть вместе с Засоней, я никому не позволю тебя обижать.
Валерка молча кивнул головой, затем повернулся и пошёл в комнату.
А Алёшка вышел на улицу и вприпрыжку подбежал к встревоженной маме.
— Где твоя собака? — спросила она.
— Я отдал её Валерке, ведь у него нет родителей, а у меня есть, — сказал мальчик, беря её за руку.
Мама внимательно поглядела на сына, а потом вдруг порывисто обняла его и, поцеловав, сказала:
— Сегодня, Алёша, ты совершил очень важный в твоей жизни поступок, и я тобой горжусь.
Замечательный рассказ.
Просьба к Прот.Николаю: "Пишите больше для детей!"
Прочитала внучкам (5 и 6,5лет)слушали с интересом,
позже вспоминали- запало в душу- очень важно!
Не хватает подобной литературы.
Спасибо.
/Лариса, те у кого были новоржденные щенки, знают, что поначалу они почти все время спят./
Совершенно верно: при этом они или выживают, или погибают. И новорожденных не дарят. Было у меня два случая: один раз подарили товарищу слепого, но без мамки он не выжил. Второй раз прямо как в рассказе - щенок спал, спал, а потом мальчик пришел из школы, ну и... Я и ожидала подобного конца. Не удивляйтесь.
Перерыл интернет) и нашёл: http://agafonovnikolay.ru/showpost.php?id=230
Оказалось, что я видел экранизацию)
Администрации: не удаляйте пожалуйста ссылку, там, в конце, автор рассказывает об этом рассказе.