Как-то раз отец Иосиф говорит мне: «У нас на Высоком будет венчаться грузинская пара. Хотите, я возьму вас с собой?» – «Конечно, хочу!» Я не большой любитель шумных праздников, но грузинскую свадьбу пропустить не могу. Чтобы ее представить, нужно вспомнить грузинские духовные песнопения, тосты старых друзей с молодым вином нового урожая, взгляд самой красивой девушки и величественные горы, которые нельзя покорить.
Можете представить современного героя светской хроники мечтающим отдать своего ребенка в монастырь?
Мои родители венчались в главном храме Грузии – Светицховели, где помазывали на царство всех грузинских царей. Это было в 1972-м, когда о религии в Советском Союзе говорили только на лекциях по научному атеизму. Несмотря на официальную коммунистическую идеологию, традиции Православия в старинных грузинских семьях соблюдались всегда. Все мои дедушки, бабушки, тети и дяди, братья и сестры крещены с раннего детства. Это идет из глубины веков. Когда маленькую православную Грузию терзали Тамерлан и Чингисхан, мусульманские завоеватели от Мурвана Глухого до шаха Аббаса и турок, люто ненавидевшие христианскую веру, среди грузинской знати действовал кодекс, по которому первенца полагалось отдавать в Церковь, чтобы он стал священником или монахом, второго ребенка – на царскую службу. Грузинские аристократы крестили своих детей в младенческом возрасте и отдавали на воспитание до совершеннолетия в монастыри. Удивительные нравы! Эти аристократы никогда «по долгу службы» не отстаивали Рождественское богослужение в главном храме страны, изнемогая от скуки. Это была настоящая знать, аристократия духа. В первую очередь они стремились попасть в приближенные к главному Царю, Царю Царей – Иисусу Христу. Они отдавали Ему своих детей, завещали свой род и свою жизнь. Можете представить современного героя светской хроники мечтающим отдать своего ребенка в монастырь? И в этом между нами огромная разница. Мы только говорим, они так жили.
В Советском Союзе многие православные храмы Грузии верующие просто не позволяли властям закрывать. Девушки из хора храма Тадзари – храма святой великомученицы Варвары в Тбилиси – рассказывали мне, что их храм спасли русские бабушки, которых настоятель любовно называл «белыми платочками». Богомольные русские бабушки надевали на службу белые платки, убирались в храме, строго следили за порядком и на пушечный выстрел не подпускали к своей церкви уполномоченных по делам религий и комсомольцев. Легче было переселить их на Северный Полюс, чем отнять храм. Ради этих самоотверженных русских бабушек настоятель протоиерей Элгуджа Лосаберидзе установил правило совершать службы на грузинском и церковнославянском. Если будете в Тбилиси, обязательно зайдите – не пожалеете. Мои знакомые Тамара, Кетеван и Инна поют в Тадзари уже лет пятнадцать. Знают все древние распевы и поют так, что слезы сами текут из глаз. Стоишь в храме и не знаешь, то ли ты на земле, то ли на Небе, среди ангелов. Они подарили мне книгу об истории Грузинской Церкви на русском, большую икону недавно прославленного святого праведного Гавриила, Христа ради юродивого, особо почитаемого в Грузии, и, конечно, банку настоящей грузинской аджики прямо с тбилисского рынка.
Родители познакомились в Екатеринбурге, тогдашнем Свердловске. По окончании школы отец приехал поступать в Юридический институт из Тбилиси, а мама из Камышлова – в Техникум связи. Отец рассказывал, что, когда ее увидел, сразу влюбился и решил: обязательно женится на ней. Отец умел расположить к себе людей. Он подошел к маме с японским диктофоном, который в Советском Союзе был большой редкостью, и с серьезным видом сказал, что пишет статью про самую красивую девушку в городе и эта девушка – она. Так мои родители познакомились, потом уехали в Тбилиси и повенчались. А через год родился я.
Они встретили друг друга, выходя из храма Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьева Боровского монастыря
Михаил и Екатерина из Кутаиси, но в родном городе ни разу не встречались. Не встречались они и в Москве, где жили всё последнее время. Они встретили друг друга, выходя из храма Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьева Боровского монастыря. И повенчались в древнем храме Покрова на Высоком.
Кто-то скажет: эка невидаль, встретились в монастыре! В наше время люди встречаются где угодно – и в ночных клубах, и даже на пляжах. Но, может быть, потому, что ангелы не любят современную музыку и не смыслят в купальниках, браки, заключенные на пляжах, недолговечны.
На венчании на Высоком не было украденной невесты, зажигательного тамады и белых лимузинов. Всё это осталось там, в больших городах с яркими огнями и бесконечным праздником. Здесь же была молитва, которой больше 600 лет, и Покров Пресвятой Богородицы. Гостей тоже не было, только родные, отец Иосиф и я. А еще преподобный Пафнутий, который подвизался на Высоком 33 года, его благочестивые родители Иоанн и Фотиния – их усыпальница находится сразу за алтарем – и все святые Русской и Грузинской Церквей, благословляющие этот союз. И если бы меня попросили рассказать историю о настоящей любви и милости Божией, то я рассказал бы эту.
"В первую очередь они стремились попасть в приближенные к главному Царю, Царю Царей – Иисусу Христу. Они отдавали Ему своих детей, завещали свой род и свою жизнь".
Но все-таки я думала в душе: "Насчет нравов грузинской аристократии - первенца отдавать в церковь и др.-автор, наверное, переборщил".
И вот сегодня в день памяти преп. Георгия Иверского Афонского читаю его житие тут: days.pravoslavie.ru/Life/life1407.htm
и обнаруживаю в нем подтверждение слов автора, и прошу у него прощения.
Остается позавидовать тогдашним нравам и людям такой веры.
Укрепи в вере и нас, Господи!
Дорогой Денис, я как раз в закрытом черном купальнике заходила в море, когда мой будущий муж спросил, как моё имя...это было не далеко от Мир Ликийских. Я прилетела из Москвы, а он -из Петербурга. А молились мы до этого - именно святителю Николаю о том, чтобы найти вторую половину в этой жизни. Я молилась в храме Донской Иконы Божией Матери в Перловке (Московская обл., Мытищи), а он - в храме Владимирской Иконы Божией Матери в Петербурге. Хотя долговечным наш союз пока не назовёшь - 27.06 благодарственным молебном отметили 10 лет со дня знакомства. Слава Богу, Пресвятой Богородице и Свт.Николаю, архиепископу Мир Ликийских Чудотворцу. Свяьые Петр и Феврония, молите Бога о семьях православных! С Праздником.
Не поняла только,чем эта грузинская свадьба отличалась от любой другой негрузинской христианской свадьбы?
Побольше бы публиковали таких историй. Они окрыляют.
С ПРАЗДНИКОМ И САМОГО АВТОРА, И ВСЕХ ЧИТАТЕЛЕЙ !
Спасибо за рассказ.
Бывала в храме в честь вмч.Варвары ,встречалась с о.Элгуджей.
Если Вы не бывали в храме св.Александра Невского недалеко от метро Марджанишвили обязательно побывайте .(Служба также на церковнославянском языке )Есть ещё храм в честь Иоанна Богослова (около филармонии)Служба бывает в некоторые дни на церковно-славянском.Там принимает исповедников и окормляет прихожан совсем старенький батюшка архимандрит Филарет-оставший глинский старец.Многая ему лета!
Светицховели -отдельная история-самое почитаемое место для всех православных в Грузии,древнейший храм намоленный веками.Конечно все стараются повенчаться там или покрестить детей.Служба и пение хора такое ,что будто и не на земле вовсе.
Обяязательно побывайте в Грузии кто не был.Все с праздником семьи!