Обратившись ко взглядам психологии на нормы самооценки, мы узнаем, что психически здоровый человек всегда оценивает свои способности немного «выше среднего». С точки зрения психологии, это является необходимым признаком здоровой психики, поэтому так и называется – здоровая самооценка. О необходимости соблюдения этого условия нам приходилось слышать и от православных психологов. На вопрос о том, как же это условие согласовать с необходимой для нашего спасения добродетелью смирения, они лишь недоуменно разводили руками. Заниженная самооценка влечет за собой шлейф из комплексов неполноценности, депрессивные состояния и, как следствие, психические отклонения, алкоголизм, наркоманию и суицид.
Но как принять это положение, будучи православным человеком? Ведь согласно святым отцам, без смиренномудрия остается недостижимой не только святость, но и спасение вообще. Именно смирение является необходимым основанием христианского совершенства, так что, по выражению преподобного Амвросия Оптинского, христианское совершенствование есть, прежде всего, совершенствование в смирении, «то есть в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей»[1]. О том же учат все святые отцы, согласно которым для спасения необходимо уничижение, заключающееся в том, чтобы «быть ниже бессловесных»[2].
Святые – это образцовые люди и в смысле психического здоровья
Получается, что, с точки зрения психологии, любой христианский святой, да и просто христианин, стремящийся к духовному совершенству, является психически нездоровым. Для верующего человека это положение неприемлемо. Конечно, здесь можно вспомнить призыв апостола Павла: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3: 18–19). Но всё же у апостола идет речь о выборе между жизнью по Евангелию и по законам падшего мира, а не о психическом здоровье. Что же касается психики, то святые – это образцовые люди и в смысле психического здоровья. С православной точки зрения, все мы в той или иной степени душевнобольные, и лишь приближение к Богу, а, следовательно, и к святости несет душевное оздоровление. Известно, например, что один психиатр отзывался об отце Иоанне Кронштадтском как о психически абсолютно здоровом человеке.
Православное решение этой проблемы можно представить следующим образом.
Для человека в обычном состоянии, которое в святоотеческой терминологии называется нижеестественным, но большинством из нас воспринимается как естественное, является нормой стремление к комфорту, покою, гарантиям. С психологической точки зрения некая умеренная положительная самооценка является наиболее комфортной. С одной стороны, я не ангел и не идеал, что тоже не слишком комфортно и довольно обременительно, поскольку ответственно, с другой – я лучше многих явно порочных людей. Такая самооценка дает человеку чувство уверенности в себе, возможность с оптимизмом смотреть на жизнь, строить планы и т.д. И наоборот, заниженная самооценка ведет к потере радости и смысла жизни, ко всем отрицательным последствиям, о которых было упомянуто выше.
На первый взгляд, христианская установка на смирение должна напрямую вести к следствиям такого рода. Да и как, казалось бы, может быть иначе? Если ты считаешь себя «в чувстве сердца хуже и ниже всех людей» и ставишь «ниже бессловесных», признаешь себя по своим грехам достойным всяческих наказаний и вечных мук или даже, как известный сапожник из Александрии, полагаешь, что «все спасутся, один я погибну», то чего можно от тебя ожидать, кроме пребывания в состоянии глубокой депрессии?
Тем не менее в христианах, и прежде всего в лучших из них, мы этого как раз и не находим. Они полны энергии, бодры и не только радостны сами, но способны утешить и зарядить своей радостью других.
Объяснение этому можно найти в продолжении приведенной выше святоотеческой фразы, а именно: уничижение заключается в том, чтобы «быть ниже бессловесных и знать, что они неподсудны»[3]. Эту фразу можно растолковать следующим образом: «По своей греховной жизни я пал ниже скотов, но, поскольку скоты не подлежат суду Божию, я надеюсь, что Господь по Своему милосердию не осудит и меня ничтожного».
Вера в милосердного и любящего Бога держит “на плаву”, не дает раствориться в бездне отчаяния при виде своей греховности
Вера в милосердного и любящего Бога и Отца держит человека «на плаву», не дает ему раствориться в бездне отчаяния, разверзающейся в душе от созерцания собственной греховности.
Этот рецепт духовного роста (то есть видение своих грехов и надежда на спасение лишь по Божией милости) универсален, и его придерживались все православные святые. Вышеупомянутый Оптинский старец Амвросий, при том что полагал христианское совершенствование как возрастание в смирении, на вопрос: «Как жить?» – давал вполне жизнерадостный ответ: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение»[4].
Тот же смысл мы находим в Божественном ответе на мольбу почти уже отчаявшегося в надежде на Божие снисхождение преподобного Силуана Афонского: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся»[5].
Покаяние, «печаль по Бозе», плачь о своих грехах являются необходимым «фоном» жизни христианина. Познание своих грехов и страстей святые отцы объявляли выше многих добродетелей, выше дара чудотворения и способности видеть ангелов. «Восчувствовавший грехи свои, – писал преподобный Исаак Сирин, – лучше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых… Кто один час провел, воздыхая о душе своей, тот лучше доставляющего пользу миру своим лицезрением. Кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившихся видеть ангелов»[6].
Основная трудность здесь заключается в том, что видение своих грехов не является лишь неким интеллектуальным актом, только признанием своей греховности. Видение грехов влечет за собой мучительное и даже, выражаясь современным языком, шоковое состояние, в которое входит человек, когда Господь открывает ему явным образом, по выражению святителя Филарета (Дроздова), «бездну его собственного ничтожества»[7]. Без живой веры в Бога, без Божественной помощи эти состояния невыносимы для человека, и прежде всего для человеческой психики.
То есть самоуничижение и самоосуждение не только мучительны, но и гибельны для человека, если не уравновешены верой и надеждой на безграничное Божие милосердие. Человеку, пережившему испытание осознанием собственной ничтожности, это испытание, по слову апостола, «доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12: 11). Но для человека, не имеющего искренней веры, оно губительно. Надо думать, что Господь и не открывает нам нашей греховности прежде всего по причине слабости нашей веры, а когда открывает, то делает это постепенно, чтобы печальная картина истинного состояния наших душ не бросила нас в пучину отчаяния.
Святитель Николай Сербский так писал об этом: «Покаяние есть боль от самообмана, которым грешный человек долго себя убаюкивал, долго-предолго, а именно – до того момента, пока не почувствовал боль от самообмана. Но сама эта боль ведет к отчаянию и самоубийству, если с нею не связан стыд и страх Божий. Лишь тогда эта боль от самообмана не гибельна, но целительна»[8].
Если мы посмотрим внимательно на свои привычные жизненные реакции, то в подавляющем большинстве случаев будем вынуждены со скорбью признать, что в стандартных ситуациях мы привыкли убегать в комфортную нишу собственной положительности. Это является своего рода защитной реакцией нашей психики на внешние раздражители. Что бы с нами ни произошло и что бы мы ни сделали, главной нашей задачей остается сохранение чувства внутреннего комфорта, чувства собственной «хорошести». Поэтому первой нашей реакцией в любых непростых ситуациях является попытка самооправдания: «Это не я», – или: «Я не виноват», – или: «Я это сделал, потому что…» – и дальше обыкновенно излагается цепь событий, приведших к неприятным последствиям или даже ко греховному поступку. Цель же этого изложения проста: показать свою невиновность или хотя бы то, что иначе поступить было невозможно.
Все эти дурные наклонности являются следствием той самой «здоровой самооценки», которая представляется образцом в психологии. Если я человек хороший, что называется, по определению, то, следовательно, я и поступаю хорошо. Если же факты говорят об обратном, то следует эти факты так истолковать, чтобы не потерять своего привычного «лица» или просто вычеркнуть из памяти.
К сожалению, нередко наше обращение к Богу не влечет за собой изменения этой привычной реакции на события. В этом случае мы даже в молитве, благодарении и славословии Бога остаемся на ступени всё той же «здоровой самооценки», как это описывается в евангельской притче о мытаре и фарисее. Ведь фарисей – это не какое-то невиданное заморское чудовище. Фарисей – это каждый из нас, превозносящийся своими действительными или мнимыми добродетелями и старающийся оправдать себя в любой ситуации.
“Отца Фарисея? – переспросил он и широким жестом указал: – Да вот, пожалуйста, любого выбирай!”
В Оптиной пустыни передается из уст в уста следующий случай. Одной старушке паломнице нужен был эконом монастыря отец Досифей. Увидев у ворот монастыря Оптинского благочинного, она обратилась к нему со своим вопросом, но, несколько спутавшись, изменила имя искомого отца: «Как мне найти отца Фарисея?» – обратилась она к благочинному. «Отца Фарисея? – переспросил тот и, не растерявшись, тут же широким жестом указал в направлении группы стоящих рядом монахов: – Да вот, пожалуйста, любого выбирай!»
Получается, к сожалению, что фарисейство – это обычное наше состояние, и борьба с ним чрезвычайно тяжела ввиду того, что является борьбой с самим собой, со стремлениями нашей падшей природы, которые на бытийном уровне воспринимаются нами как жизненно необходимые.
Тем не менее Господь сказал: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20). Праведность фарисеев выражается в превозношении своими добродетелями. Праведность христиан заключается в смирении при совершении добродетелей: «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10).
Впрочем, если сравнивать значение для спасения добродетели и смирения, то смирение способно спасти человека без добрых дел, но добрые дела без смирения не спасут. Преподобный Макарий Оптинский говорил: «Святые отцы учат нас, что без сего сокровища всё наше богатство добродетелей ничтожно; и оно (смирение) одно сильно ходатайствовать о нас ко Господу, без дел, и простит наши согрешения; а дела без него не принесут никакой пользы (Добротолюбие. Каллиста и Игнатия глава 43; Исаак Сирин. Слово 46; святой Иоанн Лествичник. Степень 23)»[9].
То есть, как бы ни была травматична для нашей психики низкая самооценка, она необходима нам для спасения. В противном случае мы обречены на лишение Небесного Царства вместе с фарисеями. Как нам пережить и сделать привычной эту низкую самооценку, не повредившись психически, – это уже другой вопрос.
И всё же трудность и опасность задачи не умаляют ее необходимости: «Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 14). Подвизаясь на пути смирения, мы можем повредить своему здоровью. Но пребывая в состоянии комфортной самооценки, мы непременно погибнем.
Евангелист Лука донес до нас притчу Христову о царе, готовящемся к войне, и о человеке, который планирует построить башню (см.: Лк. 14: 28–32). Каждый из них приводится как пример расчетливости в своем деле. Тем не менее здесь нет выбора в самом действии: «Господь не думает внушать мысль отказаться от намерения: башня должна быть построена, царь должен быть готов к войне. Притчи показывают трудность дела. Трудность превышает человеческие силы… Выхода нет. По человечеству. Он открыт в любви Божией»[10].
Господь предупреждает нас: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 33). Но что может быть более трудным для человека, чем отказаться от своего собственного положительного образа, лелеемого в сердце?
Путь самоуничижения нельзя преодолеть человеческими силами, но иного пути спасения не существует
Путь самоуничижения нельзя преодолеть человеческими силами, но иного пути спасения не существует. Поэтому, как бы ни было это тяжело, но «здоровой самооценки» христианину приходится избегать как смертельно опасной болезни.
Что же касается вопроса достижимости человеком состояния смирения, при котором мысли о собственной греховности не парализуют, а, наоборот, прибавляют человеку сил в устремленности к Богу, то здесь нам ничего не остается, как только понадеяться на свидетельство Евангелия: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Мк. 10: 27).
Вопрос самооценки и пути по вере к Богу, настолько субъективен, так как люди рожденные с разными уровнями самооценки никогда не смогут понять проблем друг друга, так же как человек без дефекта речи не сможет понять заикающегося. Хочу пояснить. Что такое заниженная самооценка я знаю на собственной шкуре. И когда я обратился к Богу лицом, и понял что путь к нему лежит через покаяние и смирение, духовный разбор себя на винтики с целью найти ржавчину, найти , осознать свою греховность, и со стыдом за себя самого размазать и без того едва дышащую самооценку о земь. Куда я потом в таком состоянии могу пойти и адекватно контактировать с социумом.
Известно, например, что один психиатр отзывался об отце Иоанне Кронштадтском как о психически абсолютно здоровом человеке.
"...Пристально прослеживаются взаимосвязи страстей, причем во множестве их традиционно усматривают структуру цепочки или цепочек, когда одна страсть рождает другую, та третью... Такие цепочки, весьма пространные, выстраиваются уже у (Псевдо-)Макария. Ср. хотя бы: «Пороки один другим производятся: ненависть раздражительностью, раздражительность гордостью, гордость тщеславием, тщеславие неверием, неверие жестокосердием, жестокосердие нерадением, нерадение разленением, разленение небрежностью, небрежность унынием, уныние малодушием, малодушие сластолюбием, и прочие пороки взаимно один от другого зависят»". [С.С. Хоружий " К феноменологии аскезы"]
а грехи - "деньги". Смиряться надо по факту того, что мы - творения, а не Творец - как учил в Раю сатана - "будете как боги".
Хочется предостеречь от искажения смысла сказанного и приписывания другому чего-то дурного.
Речь была о следующем. Священник на исповеди говорит: зависть - это производное гордости. (Как и многие другие грехи. А все страсти, как говорят святые отцы, от маловерия. Так что, цепочка короткая). Если у него есть время разговаривать с человеком, он это объяснит сам. Если нет - человек как-то должен до этого дойти, понять, осознать, принять. Иначе каждый раз будет говорить на исповеди про зависть, а про её превопричину - гордость - не скажет. Не названный грех не прощается (слова духовника). Очищение происходит неполное, движение тормозится. (Конечно, это упрощенное представление. Как в действительности происходит, один Господь ведает).
Помыслы к исповеди человеку даёт Бог по молитве. Но должен быть и труд человека (принцип синергии). Если человек молится об исцелении, то и сам не сидит сложа руки. Ходит (помолившись) к врачам, принимает лекарства. Так уж устраивает Господь спасение людей - через других людей (в основном). Если священников не хватает, то рассказывать людям про грехи и страсти могли бы воцерковленные психологи и психиатры. Которые сами должны каяться день и ночь, понимая свою ответственность перед Богом. Которые руководствуются святоотеческим наследием, прежде всего, и, возможно, эмпирическими данными, накопленными наукой (если собеседник невоцерковлен).
Лучше помолиться за тех, кому Промыслом Божиим дан доступ к человеческим душам.
Скажу ещё, что только тогда, когда мы хотя бы в какой-то степени с Божией помощью ослабим страсть, выйдем "изнутри в наружу", мы сможем взглянуть со стороны (или сверху, - как хотите) на свою некогда болезненную ситуацию и даже, может быть, понять, откуда она выросла. А пытаться сделать это, находясь внутри, В СТРАСТНОМ СОСТОЯНИИ, - да никогда мы ничего не увидим и не поймём, только бесплодно потратим драгоценные духовные силы и время.
Бог простит, Ольга.
Ваш опыт борьбы с чревоугодием может оказаться кому-то полезным.
Спаси Господи.
Если вам непонятно, для чего люди тут пишут. Была предложена тема, люди откликнулись. Поделились своим опытом. Привели выдержки из Священного Писания и творений святых отцов. Поразмышляли. Всё это может быть очень полезно в рамках заочной духовной беседы. Если у вас это вызывает иронию и чувство протеста, поищите причину такой реакции в себе. Или просто не читайте комментарии.
Помоги Господи.
Разрешите несколько реплик. (Занимаюсь психологией и психиатрией 20 лет; в Церкви - 12 лет).
Многословие и частое употребление слова "я" - признаки гордости. Идём и каемся, а не тратим время уважаемых собеседников на своё эгоистическое словоблудие. Оскорбляемся, когда унижают? - Тем паче, гордыня. Не хватает веры это признать? - Говорим: "Верую, Господи, помоги моему неверию".
Верующему человеку психолог не нужен. При условии, что у батюшки есть время вами заниматься. Один грех - следствие другого. Каждый грех - реализация какой-то страсти. Надо распутать всю цепочку (самому или с помощью опытных людей), чтобы назвать первопричину на исповеди. Чтобы на пути очищения от страстей было движение.
"Православной психологии" как научной дисциплины не существует. Есть православная аскетика как наука очищения от страстей и стяжания благодати. Она постигается опытно. Диплом по ней в институте не получишь. Задача верующего психолога - вовремя указать человеку путь в единственно верном направлении.
Простите, братия и сёстры. Помоги Христос.
Древний патерик. Глава 15. О смиренномудрии.
46. Авва Пимен сказал: для человека всегда необходимо смирение, смиренномудрие и страх Божий, как дыхание, исходящее из ноздрей его.
49. Еще сказал: НЕ ОЦЕНИВАЙ САМ СЕБЯ, но прилепляйся к хорошо живущему.
51. Еще сказал: брат спросил авву Алония: что такое уничижение? Старец ответил: быть ниже бессловесных и знать, что они неподсудны.
Может быть, п. 51 монахам древнего Египта был намного более ясен и доступен для понимания, чем нам.
Наверное, проще будет понять, как советует священник: если имеешь какой-то талант, то нужно благодарить Бога за этот Его дар, если сделал что-то хорошее, следует поблагодарить Бога за Его помощь, не надо ставить это себе в заслугу. Если согрешил – покайся и попроси у Бога прощения за свои грехи.
А про самооценку см. п. 49.
Всем Божией помощи!
Я-то лично согласна с другим утверждением: «Подвизаясь на пути смирения, мы можем повредить своему здоровью. Но пребывая в состоянии комфортной самооценки, мы непременно погибнем.»
Какая же я эгоистка!
Автору огромное спасибо за статью.
Слова Св. Писания «Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (8:37, от Марка) или «Вы куплены дорогою ценою…» (1-е Кор. 7:23) все таки не дают оснований для негативного отношения к самому себе.
Всем Божией помощи!
Наш батюшка говорит, что иметь смирение — это значит все принимать С МИРОМ, что бы с тобой не происходило.
Но все равно статья очень понравилась, хотя тема, на мой взгляд, немного не до конца раскрыта.
"Статья написана обо мне, но это привело к противоположному результату."
Рискну предположить, что статья всё-таки не о Вас. У Вас было не смирение, а самобичевание. Простите.
Надежда, Серега
«Смирение» - это отношение ко всему «с миром».
Настоящее смирение (а оно возможно при правильной духовной жизни) сопровождается благодатью Духа Святаго. Т.е. благодать посещает человека соответственно его смирению. И благодать эта, как пишут святые отцы, растворяет все горести, душевные нестроения, несчастья и т.д.
Ненависть, депрессия, паника, тревога (из комментария Надежды) - это куда-то не туда, - это путь в обратную сторону от смирения, - Дух Святый не может дать таких жутких состояний. Смирение сопровождается благодарностью Богу, любовью!
Если ситуация не запущена, то опытный священник или даже чтение Писания и святых отцов добрые дела могут помочь. Никакой психолог не объяснит что такое смирение лучше святых отцов!
Сторонники попыток совмещения «самооценки» со «смирением» приводят как аргумент фразу Спасителя: «…возлюби ближнего твоего, как самого себя.» (Марк, 12:31). Что думаете по этому поводу?
Психология, по сути, наука о манипуляциях с сознанием без цели вылечить болезнь.
Хороший врач понимает, что без помощи Бога вылечить сложно.
Единственный дельный совет, который может дать психолог - прийти к вере. Но для такого совета не надо получать психологическое образование.
На все вопросы можно найти в ответы в Евангелии.
Надо видеть свои грехи, но не надо копаться в мотивах их совершения. Грех всегда плохо. Какая разница, почему человек его совершает? Причина совершения греха меня не извиняет.
Если я срываюсь и ору на детей, неважно, что они меня довели. Зачем рассуждать с психологом о причинах моей распущенности, если это мое личное решение и выбор - повышать ли голос в данный момент.
Батюшка в такой ситуации скажет: "Матушка! Не вопите так громогласно". Психолог заставит меня вспомнить кучу ненужных подробностей.
В Евангелии есть список, чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах. Причем тут тогда обстоятельства? Не греши.
Этого достаточно.
Спасибо за пояснение: так становится понятнее то, что со мной происходит.
"Как нам пережить и сделать привычной эту низкую самооценку, не повредившись психически, – это уже другой вопрос"
А вопрос важный, потому что
«Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10)
не пережив и повредившись, можно ведь и не сделать не только, что должны, а даже и совсем ничего. А для меня этот вопрос серьезен, потому что я на этом пути, причем тянет меня внешняя сила против моей воли -- так складно обстоятельства сходятся одно к другому, вне зависимости от меня, что уже совсем не успеваю понять происходящее.
Статья написана обо мне, но это привело к противоположному результату. А то, о чем пишет Р.б.Иулия - я это все проходила. Еще раз говорю - я жутко боюсь боли, это меня и спасло в свое время.
Также у каждого свой опыт. Человек с комплексами, с заниженной самооценкой видит все в искаженном виде. Его "смирение" подпитывает гордыню, которая очень глубоко запрятана. Если человеку не вправить мозги вовремя, это может привести к горьким последствиям.
Опять же, взять святых, даже находящихся в рабстве - ни об кого из них не вытирали ноги. Кстати, хотела задать вопрос: а были ли святые крепостные? Не рабы, попавшие в плен и др (Иван Русский) Из дворянского, купеческого сословия знаю, крестьяно тоже были, но нигде не говориться о выходцах именно из крепостных(рожденных в этом сословии). И жития повествуют об унижениях, но не об униженности.
А если у человека низкая самооценка, его самое доброе слово унизит от великой гордыни.
Спасибо автору, приятно сталкиваться с материалом, где пишут то, что надо, "в ту сторону" и современно.
А когда меня накрыло, тут уж я схватилась и побежала по психологам. Мне начали потихоньку вправлять мозги. У меня хотя бы появилось что-то внутри, кроме вечной апатии.
Ну согласитесь, какое же это смирение, если я что-то нек сделала, или меня родители отругали(мне 30 лет, ага) я чувствую к себе жуткую ненависть. Кстати единственное доступное мне чувство, которое я могу чувствовать) И кстати, для меня это было так здорово, хоть что-то чувствовать. Я чувствовала себя живой.
Сейчас я чувсвую благодарность Богу, что я прошла через депрессию, т.к. я приблизилась к людям, мой кокон, отделяющий меня от окружающих, немного истончился.
Заниженная самооценка никакое не смирение. Чтобы начать смиряться, нужно хотя бы вылечить самооценку. Любой комплекс это гордыня, а уничижая себя в таком состоянии, подпитываем ггордыню.И когда меня начинает захватывать это настроение, эта паника, постоянная тревога, я молюсь об избавлении от гордыни - меня отпускает.
Смирение - это не только считать себя хуже всех, как и целомудрие - не только жизнь без секса. Не нужно упрощать такие вещи.
Со своего опыта скажу, что я себя чуть не сгнобила в ненависти к себе. Испугалась, когда поняла, что могу начать резать себя, чтобы причинить себе боль. А я ее очень боюсь. Как наказание. Вообще, когда я ухватилась (не пришла в) за Православие, я была сплошным комком комплексов, я увидела возможность легализации своей ассоциальности. Считать себя ниже всех - да это же я. Как здорово! Это не у меня проблемы, что я не могу быть человеком, это же мир меня не принимает! То что я не умею общаться с людьми, что у меня нет друзей и т.д. и т.п. А я тогда вообще в школе училась. Сейчас я понимаю, что кинулась в религию как в отдушину от родительского контроля, т.к. не было возможности проявить СЕБЯ где-то еще. У меня ведь даже желаний никаких не было, даже на день рождения ничего не хотелось.
Не понятно, почему у автора "здоровая самооценка" приравнивается к фарисейству? Откуда взято такое понимание этого термина?
Насколько мне известно, психологи говорят о том, что "здоровая самооценка" это - "я не лучше, но я и не хуже других". Вот здесь уже можно обсуждать - хорошо это или плохо, что за этим стоит, как это связано со смирением. Это также признак ответственности за себя, за свои мысли и поступки.
Но то, что сделано с этим понятием в статье, я бы это назвала подменой!
Фарисейство - это как раз-таки самопревозношение над другими. Ведь фарисей благодарит Бога за то, что он что-то делает благочестивое в отличие от всяких грешников ("как этот мытарь"). А ведь это уже завышенная самооценка.
Теперь о низкой самооценке. Она связана с гордыней, а также с тщеславием и унынием. Поэтому, к смирению низкая самооценка не имеет никакого отношения.
Наконец, как я это понимаю - здоровая самооценка христианина в том и состоит, чтобы осознавать свою греховность, свою немощность, невозможность спастись своими делами, но при этом не впадать в отчаяние и с твердой верой уповать на милость Божию.
ЗЫ. Психология, наука о душе и популярная псевдопсихология - "две большие разницы". Слава Богу, существует и христианская психология.
ЗЫ2. Для размышления - "Слова" св. Паисия Святогорца (том 3, глава 4, часть 3, тема "Нам следует самоукорение, а не отчаяние").
Помощи всем Божией на пути спасения!
не завышенную, не заниженную.Считать себя ниже других, это значить учиться терпению. О смирении Амвросий Оптинский
так пишет:начало смирения
-понять свою немощность физическую и духовную,
-винить в неприятностях только себя,
-терпеть.
Психология видимо пытается решить глубокую духовную проблему без Бога. И поэтому психология, на мой взгляд, всегда предлагает слишком примитивные способы, которые не могут решить проблему, а лишь временно глушат симптомы человеческой тоски по Богу. Например, для повышения самооценки советуют улыбаться себе в зеркале или хвалить себя вслух за свои достижения, доставлять себе маленькие удовольствия и т.д. Разве подобным суррогатом можно подменить благодать Святаго Духа, которая одна только и может нас утешить в этой жизни?
Действительно, как бы " православные" психологи во многом работают в рамках парадигмы протестантизма ( да и не только его). А Дух то другой!
Все-таки следует разделять такие понятия как "низкая самооценка" и "смирение".
Святые отцы говорят, что низкая самооценка идет от гордыни: постоянно думаешь, что кто-то о тебе плохо подумает, что кто-то тебя заругает, что ты что-то не так сделаешь. Постоянный страх, уныние и безволие. Все эти ощущения из страха показаться не таким перед ближним. Излишняя стеснительность - это ведь тоже грех.
А вот смиренномудрие не мешает человеку даже в мирских делах поступить жестко и уверенно, если это нужно. Особенно это касается священнослужителей и тем более святых. Не зря же батюшка пишет, что лучшие православные - это активные люди, заражающие тебя своим оптимизмом. Чтобы вести за собой других, нужна уверенность в том, что ты идёшь правильным путем. Поэтому здоровая самооценка она православному ох как нужна. Но именно здоровая.
В Священном Писании сказано: "А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое..." (Матф.6:17)
Так и со смиренномудрием - оно для тебя и для Господа, а для людей здоровая самооценка, бодрость, радость, пример для подражания.
Жаль, конечно, что не всегда получается в нужном месте смиренномудрие проявить, а в нужном здоровую самооценку.
Из этих фраз видно, что психология стоит на службе мирского человека, которому нужно жить «комфортно» и «строить планы и т.д.» Цель определяет средства. Для верующего цель - быть по своим душевным качествам подобным Богу, а это возможно только через стяжание Духа Святаго и благодати Божией, которая и даёт «уверенности в себе, возможность с оптимизмом смотреть на жизнь» и много больше.
Автору огромное СпасиБо за очень нужную статью!
P.S. Для того, чтобы не было угнетения (и далее уныния и ропота) от чрезмерного самоуничижения (как это было с Лютером), святые отцы дают такие рецепты:
1. Обращение к Богу и благодарение Его за всё, как бы плохо не было!
2. Для начала помолиться за тех людей, которых очень любишь, а затем помолиться и о других - Господь даст благодать и растворит всю горесть.
Спаси всех, Господи!
Так же и над аналогичными: "поставь другую щеку" и сопротивлению злу; как руководить людьми и быть смиренной...
кажется, что в Евангелии много противоречий, но на самом деле важно понять этот христианский и евангельский дух и тогда все становится на свои места
Наука спасения и наука жизни для нас - Святое Евангелие и весь Новый Завет. Слово Божие. Святоотеческое наследие. Увлечение мирской психологией может увести человека в оккультизм (сатанизм).
Психолог, ставший православным человеком, продолжает заниматься этой деятельностью уже не по убеждению, а по послушанию Богу, и все время ходит как по лезвию бритвы. Молится...