«Без Русской Церкви на Соборе ни одно решение принято быть не может»

Митрополит Волоколамский Иларион о подготовке Всеправославного Собора

Как проходит подготовка к Всеправославному Собору, почему предсоборный процесс носит закрытый характер, ожидать ли православным от Собора реформирования церковных правил и объединения с католиками, — на эти и другие вопросы портала Православие.Ru отвечает митрополит Волоколамский Иларион, Председатель Отдела внешних церковных связей.

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
    

— Прошло уже больше года с тех пор, как было объявлено о созыве Всеправославного Собора в 2016 году. Как проходит подготовка к Собору?

Подготовка к Собору будет проходить на основе единогласия всех Поместных Православных Церквей

— Решение о проведении Всеправославного Собора было принято на проходившем в Стамбуле в марте прошлого года Собрании Предстоятелей. Тогда же были достигнуты и основные договоренности о формате подготовки к Собору, которая будет проходить на основе единогласия всех Поместных Православных Церквей. В частности, была учреждена Специальная межправославная комиссия по пересмотру и редактированию проектов соборных документов, принятых за последние десятилетия в рамках предсоборного процесса. Комиссия трижды собиралась на заседания, два из которых состоялись в текущем году, и к настоящему времени уже завершила свою работу. Тем не менее, выполнить в полной мере предоставленный ей мандат комиссии не удалось, поскольку работа её продвигалась не очень интенсивно. В результате не все документы, которые предполагалось отредактировать, уже получили окончательную формулировку.

— Какие документы успела рассмотреть комиссия?

Члены комиссии признали устаревшими два документа по межхристианской проблематике

— Были рассмотрены наиболее устаревшие документы, в первую очередь те, что затрагивают вопросы межхристианских отношений, поскольку именно в этой сфере произошли наиболее существенные изменения за последнее время. Многие протестантские общины встали на путь либерализации вероучения и нравственности, что поставило под вопрос возможность и целесообразность нашего диалога с данными сообществами. В связи с этим члены комиссии признали устаревшими составленные еще в 80-х годах прошлого века два документа по межхристианской проблематике. Их текст был значительно пересмотрен, сокращен и объединен в один, более скромный по объему документ. С учетом изменений, произошедших в мире, комиссией был также пересмотрен документ, посвященный вкладу Православной Церкви в торжество христианских идей мира, свободы, братства и устранение расовой дискриминации. Был рассмотрен документ «Важность поста и его соблюдение сегодня». Он не вызывал существенных разногласий, ибо в нем лишь подтверждается и систематизируется существующая практика Церкви, которая ранее не была в полном объеме отражена в соборных актах. Рабочие варианты всех трех документов были затем рассмотрены Священным Синодом Русской Православной Церкви, который передал их в Синодальную библейско-богословскую комиссию для изучения и подготовки отзыва, а также предложений по их возможному исправлению. Подготовленные комиссией предложения после их утверждения Священным Синодом будут представлены делегацией нашей Церкви на Всеправославном предсоборном совещании, где будут вновь обсуждаться указанные документы.

— Правда ли, что Собор созывается с целью реформирования церковных правил и объединения православных с католиками?

Отмена или ослабление постов, упразднение монашества, второбрачие духовенства, женатый епископат, переход всех Поместных Церквей на новоюлианский календарь, объединение православных с другими христианскими сообществами не стоят в повестке дня Всеправославного Собора

— Подобные утверждения, которые, к сожалению, намеренно распространяют некоторые информационные ресурсы, не имеют под собой никаких оснований. В действительности такие вопросы, как отмена или ослабление постов, упразднение монашества, второбрачие духовенства, женатый епископат, переход всех Поместных Церквей на новоюлианский календарь, объединение православных с другими христианскими сообществами даже не стоят в повестке дня Всеправославного Собора. В этом легко убедиться, обратившись к тексту самих проектов соборных определений. В частности, с обширными цитатами из документов, а также историей развития каждой вынесенной на Собор темы можно ознакомиться в докладе, представленном мной в ноябре 2011 года в Санкт-Петербургской духовной академии. Текст доклада, который призван был восполнить дефицит достоверной информации об истории и современном состоянии подготовки Собора, доступен на сайте Отдела внешних церковных связей.

Должен сказать, что тема Всеправославного Собора не остается без внимания сил, которые желали бы ослабления Церкви. Естественное и свойственное нашему народу консервативное отношение к переменам в церковной жизни используется для вовлечения людей в антицерковную по своей сути кампанию. В частности, верующим, которым предварительно внушаются фантастические представления о предстоящем Соборе, затем предлагается присоединиться к подписанию неких коллективных обращений против его проведения. И хотя эта деятельность прикрывается защитой чистоты Православия, она носит откровенно раскольнический характер и направлена на подрыв авторитета Церкви и доверия к Священноначалию.

Могу с уверенностью сказать, что если со стороны представителей отдельных Церквей и звучат иногда предложения по проектам соборных решений, не находящиеся в согласии с Преданием Православной Церкви, то наша Церковь никогда не согласится на такие решения. А без Русской Церкви на Соборе ни одно решение принято быть не может, поскольку условием является единодушное согласие всех Поместных Церквей.

— Тем не менее, представители православной общественности часто сетуют на отсутствие полной информации о подготовке к Собору. С чем связан закрытый характер предсоборного процесса?

Архиерейский Собор 2013 года предложил перейти к широкому обсуждению соборных постановлений

— Подготовка к Всеправославному Собору началась еще в 60-х годах прошлого века. Положение, в котором по известным причинам находились в то время многие Поместные Церкви, в значительной степени и определило формат подготовительного процесса. В условиях, когда в Советском Союзе, как, впрочем, и в других странах Восточной Европы, церковная жизнь была вынужденно ограничена лишь храмовым богослужением, широкое участие духовенства и мирян в составлении или обсуждении соборных документов было, конечно, невозможно. В то же время сохранение такого же порядка подготовки к Собору и в наше время едва ли можно признать оправданным. Начиная с 2008 года, когда подготовка к Всеправославному Собору после многолетнего перерыва была возобновлена, представители Русской Православной Церкви и прежде всего Святейший Патриарх Кирилл, выступая на межправославных встречах, неоднократно призывали сделать предсоборный процесс более прозрачным. В этом же духе высказался и Архиерейский Собор 2013 года, предложив перейти к широкому обсуждению соборных постановлений, рабочие варианты которых, по сложившейся практике, в настоящее время не публикуются в полном объеме. Это предложение происходило из положительного опыта работы Межсоборного присутствия, учрежденного в Русской Православной Церкви в 2009 году, в рамках которого в разработке и обсуждении документов Архиерейских Соборов участвуют не только архипастыри и богословы, духовенство и монашествующие, деятели науки и культуры, но и всякий заинтересованный член Церкви, благодаря возможности ведения дискуссии на официальном сайте Присутствия. Распространение подобного механизма работы и на предсоборный процесс, полагаю, позволило бы сделать более эффективной подготовку Всеправославного Собора. Однако, поскольку не все Поместные Церкви оказались готовы отойти от сложившегося за десятилетия формата подготовки, Межправославная подготовительная комиссия в настоящее время продолжает придерживаться старого порядка. Одновременно мы стараемся, насколько это возможно и не противоречит принятому на данном этапе порядку работы, информировать свою паству обо всех этапах предсоборного процесса и наиболее важных, принимаемых решениях.

11 июля 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Виктория14 августа 2015, 20:19
Очень жаль, что духовное руководство боится отмены или ослабления неканонических постов.

Лично я за то, чтобы отменили посты, которых нет в канонах. Или хоты бы оставили их по желанию.

На данный момент документ «Важность поста и его соблюдение сегодня» пишет: "вопрос икономии в дисциплине поста предоставлен «на духовное усмотрение Поместных Православных Церквей»." Т.е. если я не вижу смысла поститься неканоническими постами, мне нужно будет переехать в страну, где думают так как я (например, Сербию)?!

В этом же документе:"Православная Церковь...провозглашает необходимость соблюдения всех установленных постов лета Господня, т.е. Великой Четыредесятницы, среды и пятницы, которые засвидетельствованы в священных канонах, а также постов Рождественского, святых Апостолов, Успенского и однодневных постов в Воздвижение Честного Креста, в канун Богоявления и на Усекновение честной главы Иоанна Предтечи, а также всех постов, устанавливаемых по пастырскому попечению или соблюдаемых по желанию верующих."
Т.е. канонические только Пасхальный и среда и пятница.
Виктор11 августа 2015, 19:57
Послабление поста, разрешённое сравнительно недавно, очевидно всем. Но дело не в том, кто и как сам себе выбирает правильность говения, а то, что как это подаётся. Что выдаётся документ, на основании которого объявляется послабление...
Если есть каноны, то их нужно соблюдать, а если их нет, то всех постигнет участь католиков.
И почему вдруг выбран Стамбул? Патриарх Варфоломей служил совместную Литургию с Папой, это что такое и как нам на это реагировать?
Папа поддержал посредством галичанских греко-католиков войну на Донбассе. На западе Украины более 30 лет убивают священников УПЦ МП самым ужасным образом. Поэтому Папу не люблю! Он еретик и католическая церковь еретическая.
Почему всё время пытаются показать нам, что мы не правы, что слушаем раскольников? И почему РПЦ до сих пор входит во Всемирный совет церквей? И почему про экумену говорим благоговейно? А кое-кто из священников предлагает вообще игнорировать этот термин. Хотя смысл экуменизма от этого не исчезнет. Вопросов масса, а ответ 0.
Простите!
Сергей Крым25 июля 2015, 21:13
А в чёи проблема то?
Этот век вседоступности информации в любом виде позволяет выложить документы будущего собора на всеобщее обозрение и ознакомление.
Символ Веры православной имеет слово о Соборности.
Так и выложили бы все документы, которые планируются принять на соборе. Или хотя бы список вопросов повестки дня Собора.
Читать то все умеют.
Недостаток открытости информации рождает самые дикие слухи и предположениея.
Олег21 июля 2015, 16:11
Простите,Надежда, я действительно считаю эти "мелкие" на Ваш взгляд вопросы очень важными и требующими скорейшего решения. Как из секунд складываются года, так из таких вопросов- порядок в нашей христианской жизни. Неужели не благоразумно начинать любой отсчет с цифры 1, а не 7. И никакое это подстраивание под мир. Единый порядок питания, как и поведения тоже не благоразумно? Спросите любого батюшку злободневные ли эти вопросы. Или давайте будем отмахиваться от них постоянно и рассуждать лишь о "великих" вопросах кому и где сидеть за столом в собраниях.
Р.Б.Олег.
Слава Богу за все.
вадим16 июля 2015, 09:55
Дорогие братья и сестры! Хорошо нам всем помнить то, как трезво подходил к созыву нового Вселенского или т.н. Всеправославного собора покойный патриарх Пимен. Привожу по памяти его слова: сейчас ходят слухи о созыве 8-го Вселенского собора. Как мы должны относиться к этому? Не связывать себя непременно с его решениями: если они будут в духе Предания и не будут противоречить решениям других 7-ми Соборов, мы примем эти решения, а если они будут противны духу Предания, мы должны оставить за собой право их отвергнуть, как и было во все времена. Такова приблизительно была позиция приснопамятного нашего патриарха Пимена. И она кажется самой верной. Всегда следует держать в своем уме: у нас один авторитет - Предание, а не личность первоиерарха как у римлян или даже целый собор архиереев, если он пытается ввести нечто новое и чуждое святоотеческой вере и благочестию, становясь тогда уже не Собором, а синедрионом. Итак, не следует с одной стороны заранее сеять недоверие, а с другой заранее же отдавать себя под неизвестное ярмо. Поживем - увидим, если Господь еще даст провести такой собор.
Саша Иванов13 июля 2015, 19:09
Павел пишет: "если человек не доверяет словам архипастырей...", но если бы на Западной Руси в конце XVI века народ доверял пастырям, то Украина и Белоруссия давно уже униатами были. Тут вопрос в разумной критике, ведь есть и слова Григория Богослова "Овцы не пасите своих пастырей", но если это пишет свт. Григорий одно, а если... Так что, все сложно
Надежда13 июля 2015, 19:03
Простите, братия и сёстры.

Мария, вашу обезпокоенность нетрудно разделить, к сожалению.

Павел, вы сомневаетесь, что молитва идёт? Церковь молится. И Небесная, и земная. Монахи молятся и миряне. День и ночь. "Да будет воля Твоя". Всё в Божиих руках. Но нам не дано знать, как будет.

Олег, вы действительно считаете, что это самые важные для Вселенского православия вопросы? Что именно мешает человеку поститься в свою меру уже сейчас? И с какой стати подстраивать церковный календарь под мирские праздники? Не лучше ли сделать наоборот?
р.Б. Дмитрий13 июля 2015, 18:26
Господь по среди нас! Questor Gonzales, Вам бы следовало бы знать, что епископат советских времен, почти поголовно доказал верность ХРИСТУ, а не пресмыкался перед властью. И те, кто выжил: владыки Афанасий(Сахаров) и Лука(Войно-Ясинецкий), митрополит Виктор, который вернулся в Союз из Китайской духовной миссии и служил в Екатеринодарской и Кубанской епархии! И многие растерзанные владыки:митрополит Владимир, владыка Илларион и многие канонизированные в лике Святых, а еще больше неизвестных людям владык,священников, монахов и мирян.У нас в Краснодаре покоится владыка Памфил, который "совершил самоубийство с кляпом во рту". Он в 30е боролся с "обновленцами", а сейчас помогает людям, которые обращаются в беде к нему(мне владыка помог, хоть пока и не канонизирован). Я так много написал, что бы вы попробовали судить о людях по делам, а не по сплетням. Хочу предложить Вам, пока наш епископат не совершает служб с буддистами, имамами, аббатами и саентологами, совршает тайну исповеди, читает Символ Веры,а главное приносит Бескровную Жертву,то давайте доверять им и в меру своих скудных силенок слушать их.А если у кого-то и бывает"занос", то виноваты в этом я и вы,т.к. не молимся о своих архипастырях! Простите, если обидел! Храни Вас ГОСПОДЬ!
Олег13 июля 2015, 17:09
2. Об упорядочении правил питания в Пост. Только не в смысле их смягчения, а в смысле рассмотрения данного вопроса с учетом здравого смысла. Опять-таки и путаницу ликвидировать и батюшкам снятие головной боли от бесконечных вопросов: "а можно ли растительное масло, а рыбу, это ведь особо чтимый Святой или нет, а я вот в одном календаре видел так, а в другом эдак?". Например ввести общие положения: в Рождественский и Петров пост разрешается вкушать рыбу во все дни кроме сред и пятниц ( с уточнением за исключением недели перед Рождеством). Допускается употребление в посты растительного масла( на то оно и растительное, тем более, что и так батюшки разрешают). В Великий и Успенский пост- вино только в выходные. В однодневные Посты не есть до обеда (до Выноса Плащаницы). А для желающих поститься особо допускается питаться с разрешения батюшки или духовника по уставам близлежащих монастырей и советам в календарях.
Главное- это не отрицать с ходу, ссылаясь на сложившиеся традиции. С кем я разговаривал из знакомых- православных, все однозначно поддерживают эти инициативы. К сожалению у меня нет знакомых, которые могли бы повлиять на рассмотрение этих вопросов на высоком уровне. Может у Вас у кого то есть.
Храни Вас всех Господь.
Р.Б. Олег.
Олег13 июля 2015, 17:07
Считаю просто необходимо решить 2 вопроса:
1. О дне празднования Рождества Христова 1 января. В настоящий момент это дата не привязана к другим событиям церковного года. В то время как перенос с 7 на 1 января решил бы массу проблем. Например каждый год начинался бы как и положено - от Рождества Христова. К нам вернулись бы и Рождественские елки и Рождественские подарки в масштабах всей страны, а не Новогодние как сейчас. Не говоря уже о том, сколько проблем пропало бы у православных прихожан и у батюшек на исповедях насчет "как праздновать новый год в пост?", сходили в храм и вернулись к невоцерковленным родным на общий праздник и у всех общая радость- и Рождество, и Новый Год и окончание Поста.
п.2 в продолжении
Павел13 июля 2015, 15:08
Урок 2 Ватиканского собора не прошел даром . Люди помнят о коварстве заговорщиков -бойся политтехнологов в президиумах сидящих. Чего не хватает нашей Русской Православной Церкви ? Если все поместные церкви усреднить , не утратим ли то ценное ,чем отличаемся от прочих церквей . Примером надо действовать , святостью , а не администрированием . Батюшка Серафим говаривал ,что камня не переставил без веления Царицы Небесной - вопрос : было ли указание Господа на проведение собора , если не было так надо молиться день и ночь пока не будет указания .
Павел13 июля 2015, 13:38
Верую... во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь! если человек не доверяет словам архипастырей, а верит клевете на них, то он несколько урезает Символ Веры, а это уже вопрос вечной жизни. Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, сохрани чад твоих от сетей дьявольских!
Саша Иванов13 июля 2015, 12:33
Основной посыл владыки - "единодушие", а не горделивое: без нас ничего не решат!
Алексий13 июля 2015, 10:34
Поддерживаю
2015-07-11 14:44 Мария; 2015-07-11 16:01 Димитрий; 2015-07-11
18:21 Questor Gonzales
Главный вопрос, зачем этот Собор остается открытым!
Vlad12 июля 2015, 21:50
Не могу разделить ваш оптимизм,православные...Не увидел
в статье и интереса у вас,братие,а для
ЧЕГО же собирается этот собор???
Наталья Богоявленская12 июля 2015, 21:35
А почему у многих такое неприятие будущего собора? Обидно, что нас туда не позвали? Дескать, собираются туда архипастыри, а паствы-то вон как много, мы тоже туда хотим. А если вспомнить историю? I Вселенский Собор -- 318 участников, II Собор -- 150, III -- 200 и так далее. Что эти цифры? -- капля в море. А постановления этих Соборов выполняем до сих пор, чтим их авторов. Так почему же такое недоверие к нынешним архиереям? По-моему, владыка Иларион очень чётко всё объяснил, и никаких нареканий к его словам быть не может.
Questor Gonzales11 июля 2015, 18:21
Создается чувство, что, все же, решения о Соборе принимаются архипастырями, а не в обще-православном, соборном духе. Не важно, что организаторы собора прикрываются понятием "устоявшегося формата" . . . Эти "устои" приняты нашими советскими архиереями - явно никогда не признававших первенства Страха Божия перед "страхом человеческим" в жизни Церкви, и архиереями "Вселенской" Церкви, которые уже более пол века вносят ереси в чин Православия в Греции. Владыка Илларион невероятно подготовленный и умный человек; поэтому только можно сказать, что он представляет официальную линию, одобряя скрытный порядок предварительных обсуждений Собора в среде Архипастырей. Как минимум, весь процесс следует сложившейся мировой гражданской практике централизации власти в руках неких существующих элит. Но, такой процесс ведет неизбежно к применению "закона воронки", при котором, выводы ведут однозначно к системе, вроде американских выборов президента – неважно, что электорат (в данном случае, все православные верующие) думает, потому, что все предложения равны для этих «избирателей». Иными словами, Собор будет выражать договоренности архипастырей, а не веру Тела Христова. Дай Бог, чтобы такой Собор не привел к полному расколу Православия, так же, как авторитарность папизма привела в свое время к расколу Католической Церкви.
Сергий11 июля 2015, 17:17
"Решение о проведении Всеправославного Собора было принято на проходившем в Стамбуле в марте прошлого года Собрании Предстоятелей." Если Предстоятели православных церквей так решили, то так и будет. То, что некто Дмитрий, против созыва собора - очень весомый аргумент. Только он в Стамбуле не был и предстоятелем не является.
Вячеслав11 июля 2015, 16:16
Комментатор "---!!!" вырвал из текста кусок.
На самом же деле там звучит так:
"В действительности такие вопросы, как отмена или ослабление постов, упразднение монашества, второбрачие духовенства, женатый епископат, переход всех Поместных Церквей на новоюлианский календарь, объединение православных с другими христианскими сообществами ДАЖЕ НЕ СТОЯТ В ПОВЕСТКЕ ДНЯ Всеправославного Собора."
И Богу нашему Слава!!!
Димитрий11 июля 2015, 16:01
Кому нужен этот собор? Русской православной церкви он нужен? Или только группе лиц внутри ее? А для чего он им нужен? По сложившейся традиции все без народа и значительной части духовенства решили делать, потому что "утоявшийся формат"? Или потому что в подобающем формате, с учетом мнения мирян и духовенства - это мероприятие станет просто невозможным. Да ведь Церковь Христова - это не только группа первосвященников. Это и не чье-то предприятие или корпорация. Что это у нас за "католическая болезнь" начала проявляться с их еритическими взглядами о должном устройстве церковной власти, её вертикальности, непогрешимости, светскости?.. Противодействующих вам раскольниками объявляете? Вопросов, смущений и соблазнов в православных людях посеяли вы много, а ответов нет - одни недоумения.
Спаси Господи Русскую Православную Церковь от расколов и ересей, от врагов, клеветников и лжепастырей!
Alexander Neusipaiushix11 июля 2015, 15:54
прозрaчность процeссa,слaвa Богу!вeдь,много людeй под мнeниeм,что это aнтихристов лжeсобор.
Мария11 июля 2015, 14:44
Звучит хорошо, но тем не менее дыма без огня не бывает - повсеместно видно, насколько сильны либеральные настроения в среде духовенства: подчас кажется, что простой народ более консервативен, нежели высокопоставленные иереи. Поэтому хотелось бы чтоб перед красивыми словами шли реальные дела - например, закрытие ряда псевдоправославных изданий, смена настоятелей в ряде храмов, проверка "на вшивость" отдельных преподавателей семинарий (только что беседовала с юным семинаристом православной духовной школы, который "сугубо положительно" относится к католическому вероисповеданию - волосы дыбом стоят - то ли читать не научился, то ли мозги им, бедным, вывернули наизнанку). А без этого слова остаются только словами, к сожалению (
Антонина11 июля 2015, 14:43
Благодарим предстоятелей нашей Русской Православной Церкви и отдельно владыку Иллариона за четкость и твердое стояние в духе Святой Соборной Апостольской церкви. Помощи Божией вам ии на дальнейшие труды, здравия и долгоденствия. Поздравляем с днем памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
11 июля 2015, 13:51
!!!
"Отмена или ослабление постов, упразднение монашества, второбрачие духовенства, женатый епископат, переход всех Поместных Церквей на новоюлианский календарь, объединение православных с другими христианскими сообществами не стоят в повестке дня Всеправославного Собора"
Это должны знать все!!!
Славо тебе Господи!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×