Преображение на Песках

Дарья Акулова

Источник: Приход.Ru

    

Запечатленный на знаменитой картине храм пережил нашествие Наполеона, пожары и разорение, был закрыт и переоборудован под мультипликационную студию, однако трудами и молитвами наших современником вновь возродился.

Недалеко от квартиры А.С. Пушкина на Арбате находится храм Спаса Преображения Господня. Его история восходит еще к 1642 году, когда на этом месте, называемом за своеобразие почв «Пески», стрельцы построили деревянную церковь. После ликвидации стрелецкого войска Петром I после стрелецких бунтов конца XVII века новыми прихожанами храма стали дворяне, мещане и купцы.

Ранее 1711 года по проекту неизвестного архитектора был построен дошедший до нас каменный храм, внешний облик которого почти полностью совпадает с возведенным в то же время храмом Петра и Павла в Лефортово. Их архитектурные формы характерны для середины XVII века, когда стиль барокко еще не стал господствующим: четырехгранная форма (четверик), пятиглавие, украшение одним ярусом декоративных кокошников на стенах и шатровое завершение колокольни. Более примечательным внешний облик храма Спаса Преображения делают килеобразные кокошники в основаниях барабанов глав, а также планировка, объединяющая колокольню, трапезную и сам храм.

Трагической страницей в истории Спаса Преображения на Песках стало нашествие Наполеона. Пожар, разгоревшийся после со входом в Москву захватчиков, уничтожил кровли и соседние дома. Кроме того, французские солдаты нанесли большой урон внутреннему убранству церкви, забрали богослужебную утварь. Пока город заново отстраивался после пожара, значительно сократившееся число прихожан сильно пострадавшего храма пришлось приписать к церкви Живоначальной Троицы на Арбате. После восстановления и освящения престолов в 1815–1817 годах храму Спаса Преображения на Песках была возвращена самостоятельность. Число прихожан в это время составило более 400 человек.

    

В 1877 году изображение храма вошло в историю русской живописи – его запечатлел Василиий Дмитриевич Поленов.   Сохранившая ушедший облик города картина «Московский дворик» принесла славу художнику, сумевшему вложить в нее столько любви к жизни, наполнить радостью и светом. В тот год В.Д. Поленов переехал из Санкт-Петербурга в Москву и во время поиска квартиры зашел в дом, из окна которого ему и представился вид, изображенный на картине. Там же художник написал с натуры первоначальный вариант своего полотна: храм на нем более отдален от зрителя, ныне несохранившийся дом с колоннами (также известный по картине «Бабушкин сад») сильнее затенен деревьями, нет людей. Доработанное художником произведение – своеобразный символ простоты и благочестия московской жизни того времени, как известно, и приобрел для своей коллекции П.М. Третьяков.

В 1891 году храм Спаса Преображения был обнесен новой оградой с внушительными воротами, которые и сегодня служат парадных входом в храм. Севернее храма была построена ризница. На средства Сергея Петровича Тургенева, жившего на Спасо-Песковской площади в доме, где его навещал знаменитый двоюродный брат И.С. Тургенев, обновили главный придел храма, выстроили здание церковной библиотеки и церковно-приходскую школу.

В конце XIX века колокольня церкви Спаса Преображения стала одной из немногих известных нам сейчас колоколен, где в колокола звонил виртуоз, теоретик русского колокольного звона Константин Константинович Сараджев. Образ этого обладателя уникального музыкального слуха увековечен в статье и книге Анастасии Цветаевой «Сказ о звонаре московском» и «Мастер волшебного звона».

После прихода к власти большевиков храм какое-то время оставался открытым. Его настоятелем в то время был отец Сергий Успенский (старший). Родом из Сергиева Посада, он после окончания Духовной академии был назначен служить в храм Спаса Преображения на Песках, где и провел около 30 лет жизни.

В 1922 году под предлогом помощи голодающим Поволжья в храме была произведена конфискация всех значимых предметов из драгоценных материалов, которые использовались в богослужении. Отец Сергий подвергался гонениям со стороны властей, но избежать тюремного заключения ему помогли жильцы домов, построенных на деньги благотворительного фонда при храме – малообеспеченные семьи и бедные студенты жили в этих домах бесплатно. Их заступничество помогло священнику освободиться от преследования. После смерти в 1930 году благодарные прихожане несли гроб с его телом на Дорогомиловское кладбище, где священнослужитель был похоронен на высоком берегу Москвы-реки. Известный русский художник Павел Дмитриевич Корин запечатлел образ отца Сергия как одного из подвижников Русской Православной Церкви в портрете-эскизе для картины «Реквием» («Русь уходящая»). Это неоконченное произведение, над которым автор работал более 30 лет, – символ стойкости духа и силы веры русских священнослужителей, с мужеством перенесших тяжелые испытания XX века.

Последним настоятелем храма Спаса Преображения на Песках был племянник отца Сергия – протоиерей Сергий Михайлович Успенский, ставший одним из тысяч расстрелянных на Бутовском полигоне близ Москвы в 1937 году. Решением Архиерейского Собора протоиерей Сергий Успенский (младший) ныне прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских.

Закрытый в 1933 году храм использовали под нужды советских организаций. Пострадал внешний облик церкви, были уничтожены настенные росписи, возведены перегородки, разделившие главный придел на два этажа. С 1956 года в здании размещалось кукольное отделение студии «Союзмультфильм».

Только в 1995 году храм Спаса Преображения на Песках был полностью освобожден от арендаторов, началось восстановление его первоначального внутреннего облика. При помощи благодетелей храм отреставрировали, к 2004 году завершилась его роспись. При посредничестве Третьяковской галереи храму передали около ста икон. Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко подарил десять колоколов из взорванного Страстного монастыря.

Трудное дело восстановления святыни было по достоинству оценено приснопамятным Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, посетившим храм 30 апреля 2005 года, в день Великой субботы. В 2006 году он возглавил великое освящение храма.

5 февраля 2012 года, в праздник Собора новомученников и исповедников Российских, Божественную литургию в церкви Спаса Преображения на Песках совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Сегодня в храме находятся иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», «Знамение», образа Преображения Господня, святителя Николая в житии, священномученика Сергия Успенского, иконы с частицами святых мощей святителей Тихона Задонского, Митрофана Воронежского и другие.

Пережив пожары и войны, разорение и осквернение, храм Спаса Преображения на Песках продолжает свою жизнь на радость верующим. Здесь вновь служат Господу и помогают всем, кто приходит в церковь.

Дарья Акулова

Источник: Приход.Ru

19 августа 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×