– Христос воскресе! – воскликнул англичанин.
– Нет! – отрезала церковница, выпихнув его на паперть
Один мой знакомый православный англичанин когда-то, много лет назад, впервые приехал в СССР. Он тогда почти ничего не знал о Православии, а о России у него было самое романтическое представление: Достоевский, «Доктор Живаго», рублевская «Троица» и т. д. Стоял конец лета, Москва казалась почти пустой. Мой знакомый бродил по улицам, смотрел по сторонам и всему радовался. Вдруг он увидел православный храм с приоткрытой дверью. А ведь в то время большинство московских храмов (как и во всей стране) были, что называется, недействующими. Англичанин зашел в дверь и натолкнулся на полную даму в засаленном синем халате, моющую пол. Она стала сердито на него кричать, тесня его к выходу. Языка он не понимал совсем и, чем вызвано ее раздражение, уразуметь не мог. По-русски он знал всего три слова и решил употребить сразу два из них. «Христос воскресе!» – воскликнул он, широко улыбаясь разгневанной даме. «Нет!» – отрезала она, выпихнув его на паперть и хлопнув дверью ему в лицо. Это было третье тогда известное ему русское слово.
Впрочем, столь неласковый прием не вызвал у него обиды. Дома, в Лондоне, он отыскал православный храм и вскоре стал членом Церкви.
Похожая история случилась с другим моим знакомым – православным американцем по имени Марк. И произошла она у него на родине, в США, в городе Сиэтле.
Как-то он заметил на улице здание весьма необычной архитектуры. Его шпили почему-то были увенчаны куполами странной луковичной формы. На фасаде он прочитал, что это православная церковь – деноминация, о которой он до этого ровно ничего не слыхал. Из любопытства он зашел внутрь и понял, что попал на службу. Внутреннее убранство этой церкви поразило его своей необычностью. Все пространство посередине было пустым – столь привычные скамейки отсутствовали. Впереди мерцало тусклое золото стены из священных изображений. Они виднелись повсюду – на стенах, на специальных подставках, но стиль их был Марку совершено непривычен. Молящихся в храме он вообще не заметил – может быть, там и было несколько человек, но они не запечатлелись в его памяти. Невидимый хор (очевидно, он размещался наверху) пел странные, совершенно неземные мелодии. Прошел бородатый священнослужитель в странной парчовой накидке, кадя весь храм по окружности. Но, несмотря на эту пустоту, мой знакомый явно ощутил Божественное присутствие в этом храме. Так он стоял, не зная, где он находится – на небе или на земле, как вдруг увидел древнюю старушку. Тяжело опираясь на свою палочку, она зашла в храм и направилась к иконам. Поцеловав ту, которая была помещена на центральном столике со скошенной крышкой, старушка стала прикладываться к изображениям, висевшим на стенах храма. Видно было, что ходить ей трудно, но она продолжала свой многосложный паломнический путь. Обойдя все иконы, старушка направилась прямо к моему знакомому, одиноко стоявшему посреди пустого храма. Когда она подошла вплотную к молодому человеку, тот широко улыбнулся ей и хотел было поздороваться, но она довольно ощутимо ударила его своей клюкой по ногам и сказала с резким русским акцентом: «Это мое место!»
Таково было первое знакомство Марка с Православием. Оно тоже с весьма благополучным концом. Через пару лет он принял церковное крещение.
А в один день пришёл с горем, молиться за тяжело болящего друга. Молился и не видел никого и ничего, кроме лика Божьего, к которому обращался!Лик дрожал, искажался от слёз, стоящих в глазах. И по прошествии времени я понял! Если пришёл в Храм молиться Богу, то видишь только Его и не видишь ничего и никого вокруг себя... Это если пришёл молиться, а не службу отстоять, галочку поставить...
Храни ГОСПОДЬ вас, православные и ваших сродников.
Понятно, что если человек имеет веру и приходит в храм сознательно к Самому Богу, то никакая грубость некоторых прихожан НЕ будет для него препятствием. Настоящее препятствие для человека - это его гордость.
Надо помнить, что не здоровые имеют нужду во враче, а больные. Поэтому ваши слова про чужие грехи непонятны.
И почему вы решили, что женщинам нельзя носить брюки? Они ведь женские брюки носят, а не мужские. А по поводу косметики: вы , может, ещё запретите мужчинам бороду брить?
Заходят полуголые, заходят в брюках, пяьные, накрашенные, у каждой грехов вагон, таких что и жить с ними нельзя, а можно прямо помирать сразу...Нет что ты. Носись со мной как с писаной торбой, ведь это же Я!
Что за гордыня такая? И всё у женщин. И у тех кому мешают и те кто мешает.
И кстати, сам попробуй помолись регулярно, посмотришь что с тобой будет, скорее всего ты просто сбежишь из церкви, потому что придется столкнуться с собой таким, какой ты есть и тебе очень это не понравится.
У бабушки искушение, не беда. И у тебя будет и похуже будет, так начнешь всех строить и лечить, что держись прям. И до драки дойдет.
Почти все, кто ушел не смогли смириться, не нашли мира между собой и миром. Не смогли подчиниться Богу. А значит и людям. Потому что сначала людям надо, ведь до Бога далеко, а человек рядом. И требует то меньше - вон только место уступи мне, мол, старенькой.
Теоретическое знание о дьяволе и брани с ним ничего не даёт и ничем не помогает.
Ты на деле должен смочь простить ближнего за то, что он есть и был и будет. Вот тогда ты герой, православный, да. Но большая часть приходящих не может. И даже с Божией помощью.
Максиму с самокатом,-ничего страшного, Максим,не обращайте внимания,приходите молиться в Сретенский,прихожанам тоже достается, а певчим,когда идут через толпу,бабульки тоже что-то могут сказать,а они только улыбаются,так что все в порядке,ведь главное,не то,что тебе сказали ,а как ты на это реагируешь.
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас Мф. 11:28
В храм идут к Богу, а не к людям, и если кто-то жаждет найти там святых людей, то он сильно ошибается. Да, может случится так, что там встретите выздоравливающего. Но здесь никаких гарантий Господь не давал, так как Он призывал к познанию Его заповедей мытарей и блудниц.
В описанных историях, слава Богу, встретились сердитые бабушки, а не инспектор по идеологии из райкома КПСС в сопровождении строгого милиционера, выискивающих себе жертвы для отчетности
Хотя нельзя не согласиться, что многое зависит от священников и правящего архиерея (то-бишь, от начальства). Расскажу коротенький случай. В храме на литургии было шумно: полураздетые туристы бесцельно бродили от иконы к иконе, паломники истово кланялись, прихожане пытались сосредоточиться... Началось причащение. К Чаше подходили (те самые) бабушки и тихо-тихо произносили свои имена. Вдруг батюшка остановил службу, грозно осмотрел присутствующих и повторил известные правила: «Подходя к Чаше не крестимся, громко произносим своё православное имя…». В след за этим принесли малыша лет 4-х, он выпрямился на руках родителя, сделался очень серьёзным, и звонко произнёс: «Влядимий!»... Тут тихо прыснули и туристы, и паломники, не сдержали улыбку даже те, кто мысленно предстоял. Вот так - отчитали нас, взрослых, а вняли младенцы. Нам-то что мешает?
Им не было сделано ни единого замечания. Так кто же кому мешает?
Повод задуматься о том, как вести себя в церкви (в том числе и с прибывшими в первый раз в храм людьми).
Благодарю также Ксению (2015-08-20; 13:27) за супер-комментарий (по моему мнению) и с удовольствием привожу из него цитату для тех, кто не заметил его:
«А если уборщица в поликлинике нахамила, лечиться тоже больше не пойдете?»
И всё! Так просто и в точку!
Слава Богу за всё!
раб Божий иоанн
Пробирается такая "хозяюшка" ("Да я уже 20 лет сюда хожу!") через плотную толпу, как ледокол (и правильно, ведь "Царство Небесное силой берётся"), прямо к Царским Вратам, другое место её не подходит. А там целый "клуб"; пока все перездороваются, переобнимаются, перецелуются... Служба уже идёт, но есть вещи поважнее. Если и не скажет ничего, то таким взглядом ошпарит, если что не по ней...
Понять бы нам всем, что здесь, в Доме Божием все мы равны, все одинаковые - и те, кто уже 20 лет сюда ходит, и кто впервые зашёл. Что ни у кого нет здесь никаких привилегий, никаких заслуг. Что все мы одинаково немощные, больные, "рабы неключимые", погрязшие во грехах. И когда прожжёт это понимание душу до самого дна, тогда уже никого не захочется поучать и исправлять, кроме самого себя.
Прекрасная цитата. Ответ на все споры ( и не только об этой статье).
У меня от нервов тогда сил в ногах ушли, падала с ног стоять не могла так сказалось от переживаний и спросила батюшку могу ли я на коленях стоят, потому что ноги уже не стоят? Он удивился, я сказала на меня пшикают бабульки-он зная нашу историю -сказал мне-да сиди конечно хоть все время, еще и упадешь зачем это.
Потом папу выписали, я уехала в Москву и зашла в храм на службу, постояла недолго и чувствую упаду и ходила тяжело тоже очень.
Стала салится а ко мне женщина подходит вся такая серьезная и говорит-что ты молодая и садишься? А я же замученная двадцать дней утро и вечер службы в храме стояла и сидела в конце, так я посмотрела на нее и говорю-а вы в брюках пришли-и нечего ж я не побежала к вам)) Она осеклась и отошла
Пусть никого никогда не смутят люди в храме, радуйтесь придя в дом Отца Небесного на земле. Благослови Господь трудящихся во благо, прочих же вразуми.
В Сретенском монастыре к уборке относятся очень ревностно-могут и не дать подойти к иконе))) Со мной тоже такое бывало:))) За внешним не теряйте внутреннего, храм-дом Господа, он всегда рад, даже если и не сказал это лично.
Через Сретенский в день много людей идет, видимо много воска приходится счищать-вот и торопятся успеть между службами
И ещё. Первые шаги в храме начинаются не с чтения духовной литературы, и не с беседы со священником, а со слов этих самых уборщиц, что за свечками в храме смотрят, да с продавцов в лавке. На этих людях особая миссия. Мне кажется, что такие люди должны быть супер грамотными и компетентными в церковных вопросах. Много ли вы видели захожан задающих вопрос священнику? Обычно, те кто начинают свой путь в храме, боятся подойти к священнику и направляются к женщинам в фартуках. И повторный приход в храм во многом зависит от них. Недавно была свидетелем такой истории.
"А на меня на праздник Преображения в Сретенском монастыре набросилась свечница и одна прихожанка...... В итоге я ушёл. Теперь не хочу молиться и ходить в храм".
Максим, пожалуйста, не делайте поспешных выводов! Помните: ОЧЕНЬ ЧАСТО в храмах убираются и за свечными ящиками стоят РЕАЛЬНО БОЛЯЩИЕ или "ПОГРАНИЧНИКИ". Слава Богу, что они в храм пришли, а то в психушке бы оказались... А есть и бесноватые. Не поддавайтесь на провокации "рогатого"! А потом, ведь и Вы были не совсем правы, согласитесь. Чем и спровоцировали агрессию не совсем здоровых людей. Простите их, Вам же легче будет. И с лёгким сердцем - в храм, можно и в другой. Простите!
Но, как это ни грустно, путь к Богу никогда не бывает лёгким и приятным, на нём неизбежно случаются искушения, в том числе, и от братьев по вере. И они бывают не только у ищущих или новообращённых, но даже и у монахов в монастырях (см. "Авву Дорофея").
И если человек, несмотря на недобрый приём, всё-таки идет в Церковь, тянется к Богу, то это говорит о его твёрдости и духовном мужестве. Искушения пойдут ему только на пользу.
Мы сейчас избаловались, привыкли, что в магазинах, на рынках, в кафе и т.п. нас встречают ласковой коммерческой улыбкой, всячески ублажают и обихаживают. Мы и в церковь идём, как в магазин духовных услуг. А церковь не магазин, а место тяжкого духовного труда и даже поле боя.
Но, конечно, я не призываю грубить людям, приходящим в Церковь, равно как и всем остальным. Конечно, надо требовать доброго и уважительного отношения к людям - но не от других, а от себя. А других - в том, числе немощных бабушек, замотанных священников, не в меру горячих неофитов, дерзких подростков, занудных стариков, и всех, кто, по нашему мнению, ведёи себя неправильно - надо постараться понять, пожалеть и простить.
Ни в коем случае не бросайте ходить в храм. Обида слегка пройдет и возвращайтесь, так как другого пути к Богу нет, как только через Христа и только в Православной Церкви. Не теряйте драгоценное время, начните полноценную церковную жизнь - воцерковляйтесь, а именно начинайте исповедоваться и причащаться. Став полноценным членом Церкви Христовой, Вы по-другому посмотрите на ее внутренние порядки и скорее всего с благодарностью вспомните тех, кто напомнил Вам о необходимости благоговейного поведения в храме. Самокату в храме во время службы действительно не место :)
Однако некоторым моим знакомым помешало. Кому-то в детстве так нагрубили в храме, что это отбило всякое желание там появляться. Все-таки, детские впечатления очень сильны и остаются на всю жизнь. Другую знакомую во время Крещения, будучи подростком, заставили переодеваться в храме при мальчиках. У обоих осталась психологическая травма, и, думаю, при упоминании Православия первое возникающее у них чувство - это обида.
В транспорте, на улице, в магазине уже не хамят. Не от великой любви, а из страха, не знаешь, на кого "нарвешься" и что у него в кармане, только кулак или что похлеще. А в храме можно, там же безопасно и безответно - все обязаны всё стерпеть. Ушел - тебе же хуже, не прошел "испытание", непригоден для православия. Вот таких восторженных можно безнаказанно палкой по ногам и вытолкать, а с тем, кто спел-сплясал, в сеть выложил, бабули почему-то оробели. Грустно.
"Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят" (От Луки 17:1)
И не думаю, что все должны быть как Мария Египетская - она единственная! А за каждого такого - отвергнутого - вот эти "бабки" и должны молиться до скончания дней своих - как сказал митрополит Антоний (Блюм).
Мне жалко этих "бабок", которые каждый день ходят в церковь, как в социальный клуб - пообщаться. Прости меня, Господи, если кого осудила!
Эти "шептуньи" обычно занимают лавки вдоль стен и такое впечатление - вся их жизнь уже проходит в храме, за неспешной беседой даже во время службы...Всё уже знают, всё уже понимают, всё замечают и осуждают - кто что неправильно сделал, не так и не в то время перекрестился, у кого из женщин покров с головы сполз, кто в брюках, кто не той рукой свечку поставил... А если кто ещё по слабости здоровья их место занял...или вдруг по незнанию или забывчивости мобильник не отключил, а он , гадюка, возьми и зазвони... И начинается нравоучение... Это следующий этап, когда несколько "снимается с насеста" и начинают кружить по храму и "наводить порядок". Может конечно предвзято, но таково моё впечатление. Вот построили новый храм, появились прихожане, все радостные и приветливые... А через время, как муравьи на сладкое - "шептуньи". И как-то даже темнее в храме становится. И лица у них почти всегда почему-то злые ( ну уж никак не радушные)
Я не знаю, в какие храмы ходят те авторы, что пишут :"Все бабушки приветливые, радушные, внимательные..." У нас почти везде есть эти бабушки. По моему мнению - вреда от них больше, чем какой-либо пользы...
В результате посещения католической школы у Ваших детей, скорее всего, сформировалось католическое представление о христианстве, что чревато абсолютно неверным пониманием духовной жизни. У нас с католиками разные учения о Боге и о Церкви. Отдав их в абсолютно чуждую православному духу школу, Вы их еще больше отдалили от Православной Церкви, которая есть единственная хранительница Истины, в которой живет Святой Дух и Христос.
Католики же по своим прозелитическим соображениям (по вербовке новых членов), естественно, только рады православным детям в их воскресных школах.
Простите. Посчитала своим долгом в данном случае не промолчать. Очень прискорбно, когда с пути истинного сбиваются...
"Зачем нам Господь даровал бабушек в Церкви? Затем, что раз уж мы все такие понимающие и умные, то скорее бабушек должны подойти к вновь пришедшему и рассказать ему о том, где он сейчас находиться, что это значит для нас и что это значит для него! Глядишь и бабушкам интересно послушать будет!"
Всё бы хорошо, но так похоже на неопятидесятников! Чрезвычайно похоже. Уж лучше к бабушкам.
Я, когда в Церковь приходила, долго не понимала, где они прячутся. Это в начале-середине двухтысячных. Чуть не клещами приходилось выдирать информацию и использовать метод последовательного наблюдения.
Поехала я, некрещёная, на экскурсию в Раифский монастырь. 1998 год. Жара. Сарафан на лямках до пят с разрезом сбоку выше колена но, если не бегать, особо не видно. Сверху вязаный крючком жилет фигаро крупным ажуром - хоть как-то голые плечи прикрыть. Ходили, ходили по монастырю. Вышли уже, автобуса ждём. Слышу сзади: "Дочка!", ну, думаю, что-то не то, поворачиваюсь. "Дочка, сама кофточку вязала?"
1. мешают бабушки, а не "мы"
2. примеры взяты из прошлого века
3. в примерах действующие лица - иностранцы
4. таких примеров 2.
Прошу прощения, но мне показалось, что эта статья чем-то очень напоминает статьи с "Эха Москвы". Какой-то провокационный привкус в этом есть.
А бабушек таких уже давно нет. По крайней мере, мне они не встречались.
Я в детстве(7-9 лет)случайно и впервые жизни зашла в храм, шла служба, литургия. Я зашла и встала как вкопанная, завороженная,ослепленная светом и позолотой, службой.
И вдруг, почувствовала сильнейший хлопок по ногам и крик какой то бабки о том что мне не место в коротком платье в церкви. Я выскочила как ошпаренная, сердце билось от испуга. Мама меня очень красиво одевала, сама шила мне красивые платья....Второй раз я пришла на службу почти через 40 лет. ...Как могла сложиться моя жизнь, той меня, маленькой девочки, если бы такая "бабка" ну хотя бы не обратила на меня внимания?!
"Бабушки - это санитары леса, они проверяют таким образом благонадежность, твёрдость в стремлении к Богу, и т. д. Церковь без бабушек это - не церковь. Возможно сам Господь движет ими в таких действиях.".
Не преувеличивайте. с каких это пор бабушки стали настолько определяющим фактором, что "церковь без них - это не церковь"?
Стало быть, те, кто не выдержал придирок от "санитаров леса", просто не готовы к православной вере что ли? А потом может поздно будет, не считаете? Люди не уничижать и смирять себя в храм ходят, а молиться, так давайте друг другу просто не будем мешать.
"Бабушки - это санитары леса, они проверяют таким образом благонадежность, твёрдость в стремлении к Богу, и т. д. Церковь без бабушек это - не церковь. Возможно сам Господь движет ими в таких действиях."
***
В Евангелии читаем:
"Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят" (От Луки 17:1)
Дай Бог, автору Александру Дворкину, терпения и здравия!
".... В прошлое воскресенье я виделa в церкви мaлышa, который вертелся по сторонaм, улыбaясь всем и кaждому. Он не плевaлся, не шумел, не топaл ногaми, не рвaл книгу, не лaзил к мaме в сумку. Улыбaлся - только и всего. Нaконец, мaть резко дернулa ребенкa зa руку и шепотом, который услышaли бы и в последних рядaх, велелa: "Прекрaти ухмыляться! Ты в церкви нaходишься!" С этими словaми онa хорошенько шлепнулa сынa. А когдa у ребенкa из глaз хлынули слезы, удовлетворенно зaметилa: "Тaк-то лучше". И вновь погрузилaсь в молитву…Вдруг я ощутилa гнев. Меня осенило: весь мир в слезaх, и если ты еще не плaчешь, тем хуже для тебя. Мне хотелось прижaть к себе зaревaнного мaлышa и рaсскaзaть ему о моем Боге. О рaдостном Боге, улыбчивом Боге. О Боге, которому хвaтило чувствa юморa, чтобы создaть нaс тaкими, кaкие мы есть…
Но, конечно, надо стремиться не стать орудием соблазна для других.
Конечно я не исключаю и противоположных случаев, где на самом деле имеет место быть и хамство и злоба, но и в этих случаях стараюсь изо всех смотреть больше на своё поведение. Не всегда получается правда, но стараюсь и другим советую.
А бабушка она намного раньше понимает, что была не права, чем более молодое поколение. У них мало времени, быстро соображать начинают.
Вот бы всегда "православные ведьмы" нарывались на жён новых настоятелей.
.
Не просто так мы встречаем тех или иных людей на своем пути!
Зачем так возмущаться какими-то там злобными бабками? Захотел Господь, чтобы мы с ними встретились, значит, так и надо!
Что, кто-то думает, что он в храм зашел и ему ангелы Аллилилуйю пропроют? Хлебом-солью встретят? Ага! Щаз! :)
Какой абсурд. Вроде автор неглупый человек.
Слава Богу, молодые люди, почувствовали призыв Господа и откликнулись на Него!
Во всём промысел Божий!