Еще в самом начале своей жизни в Церкви я никак не мог понять в ее учении один вопрос, который потом не давал мне покоя долгие годы. Если Бог есть Любовь, то каким же образом получается, что грешники после смерти так страшно мучаются в аду? Лубочные картинки с чертями, которые жарят людей на сковородках, варят в котлах, и подевают на вилы, я как-то внутренне не принимал: понятно ведь, что это всего лишь аллегорическое изображение ада. Но от признания адских сковородок аллегорией, сам факт мучений попавших в ад несчастных людей не становился понятнее. Писание говорит, что Бог есть Любовь? Значит, Он любит всех-всех-всех на свете, включая грешников в аду. Иначе, что же это за любовь – одних любить, а других не очень? Но с другой стороны – как же можно допускать, чтобы тот, кого любишь – страдал и мучился, причем – так страшно?
Такой вот вопрос… В церковной литературе, которая была мне тогда доступна, ответа я не находил: на дворе стояли девяностые, книжек в Церкви издавалось мало, большей частью они были составлены в стиле «Что посоветуете, батюшка?» А если и находились в них ответы, то какие-то холодные, юридические, не дающие пищи сердцу. Ну, вот допустим, прочитал я где-то, что, мол, «люди согрешили против Бога, а так как Бог является бесконечным и вечным, то и наказание должно быть бесконечным и вечным». Или, что «Ад – это место, где исполняются требования справедливости святого и праведного Бога, приносится удовлетворение божественному правосудию». Да помилуйте, где ж здесь любовь-то? Что за «справедливость» и «правосудие» может быть в отношении тех, кого любишь? Ведь любовь как раз и есть высшая форма несправедливости и предвзятого отношения к человеку, когда любишь его, несмотря на все его недостатки.
В общем, такие ответы меня никак не устраивали. Я не спорил с ними даже в душе. Просто откладывал их вместе с мучившим меня вопросом на самую дальнюю полку своего сознания, и ждал, когда Господь неведомыми мне путями откроет то, что я так хотел понять. И вот, наконец, я прочитал у одного из святых отцов слова, которые, хотя и не объяснили этот сложный вопрос полностью, но, по крайней мере, внесли в него какую-то ясность. Вот что пишет преподобный Иоанн Дамаскин:
«Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага – ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим. Посему здесь, имея влечение к иным вещам и достигая их, мы хоть как-то наслаждаемся, а там, когда Бог будет все и во всем (1 Кор. 15, 28), и не будет ни еды, ни пития, ни какого-либо плотского наслаждения, ни несправедливости, те, кто уже не имеет обычных удовольствий, но и к тем, что от Бога, уже не восприимчивы, мучаются неизбывно, не потому, что Бог сотворил наказание, но потому, что мы сами устроили себе наказание, так как и смерть Бог не сотворил, но мы сами навлекли ее на себя».
Кто-то возможно скажет: «Ну и что? Ведь адские мучения от этого объяснения не становятся менее мучительными». Все так, конечно. Но для меня этот вопрос был болезненным несколько по иной причине. Ведь если это Бог мучает людей в аду, ну, или хотя бы оставляет их без Своего участия и внимания в этих мучениях, то,… как жить тогда, имея над собою такого Бога? При подобном понимании, вся проповедь апостолов о Боге-Любви превращалась для меня в пустой звук, противоречивый набор благих словосочетаний, описывающих непонятно что.
А вот если, по слову Иоанна Дамаскина Бог дает блага всем, даже грешникам, даже дьяволу, а те не желают их принять… Тут проблема переходит уже совсем в другую плоскость: «…каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим». Не научился в земной жизни радоваться тому, что дает тебе Бог – значит, будешь мучиться после смерти от отсутствия удовольствий, которые не от Бога. Более-менее понятно, хотя и не до конца, конечно… Есть и к такой картине ада вопросы. Но пускай они себе пока и лежат, там, на дальней полке. А я, вместо поиска ответов на них, лучше буду готовить себя к восприятию благ, которые Божия Любовь изливает на всех нас и в этом веке, и в будущем. Надеюсь, время для этого у меня еще осталось.
Он уже тут, живой, выбрал и принял обитель, тюрьму духа, начало ада.
Там есть Бог, да, Милость Божия в том, что Господь им ещё даёт жизнь и шанс бросить эту жизнь и покатятся и зажить чисто, по христиански. Но когда умрут, уже будет вечный вконтакт, вечный онлайн фарм, вечное блудилище, обжерство, только уже без радости, а с котлами и крючьями, и сами они всё это оправдают и скажут - "да, так хорошо и так и надо". Да уже сейчас многие оправдывают.
В этом свобода.
Мне эти люди сами говорили - "я в церкви чувствую себя НЕ В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ(!)"
Источник-то страсти дьявол, значит к нему и идешь в конце пути, если любил сладость страстей так, что не мог отказать ему.
Так что всё честно. И для дьявола и для грешника и для христианина.
Бог Любовь, да но и Истина, и Един Праведен. Если обещал, что будешь свободен - будешь. Обещал что будешь вечен - будешь вечен.
Мы вечны, нас Господь создал как Свой образ и дал нам возможность стать Ему равными. Мы похожи на Бога, и сродни Ему, но и на дьявола похожи и дьяволу сродни, так как смерть в нас черз грех вошла - "семя тли во мне есть". И мы можем быть и с дьяволом тоже. Но не на Небе, а там где он и сидит. В аду. Где место как бы окончательной свободы сатаны и грешника, предельное развите смерти, болезни и страдания.
Ты выбираешь дорогу сам и сам по ней идёшь. Дьявол захотел быть без Бога, сам рулить, и те ангелы, что послушались его и пошли за ним не знали куда деть себя от Божественной Любви, вот Господь и отвел им некое место где Его "максимально нет".
Это как клуб по интересом, только в духовном плане, конец по настоящему адский, там и сковородки и котлы, вовсе не так, как Осипов выдумал, что дескать в переносном смысле и какая-то совесть обличает(!?) - нет.
Всё в буквальном смысле и котлы и черти и крючья и вопли и огнь не светимый и тартар кромешный.
Ну поймите, вот на примере того же интернета - где сидит извращенец? Где сидит тролль, где сидит сатанист, наркоман? И вы думаете там царят любовь и добро и вы думаете, он может из этих сетевых тусовок уйти - нет, не может.