Православный календарьПравославный календарь
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.

Как церковь относится к богатству

    

— Ваше Высокопреосвященство, тема богатства и бедности всегда волновала человечество. Если первое в мирском понимании дает ощущение некой свободы, то второе воспринимается как некое бессилие. А как Церковь относится к богатству?

— Для начала обратимся к Слову Божию. Когда Господь сотворил человека, Он одновременно дал ему и заповедь — возделывать и охранять райский сад. Т. е. труд является неотъемлемой частью нашей жизни. Трудиться и пользоваться плодами своего труда, заботиться о своем комфорте — естественно для нас. В молитве, которую Иисус Христос дал Своим апостолам и последователям, мы прямо обращаемся к Отцу Небесному: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». И в то же время Господь заповедует нам не замыкаться только на земном. На страницах Евангелия Он говорит: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6: 33). Ведь земная жизнь проходит, а человек создан для вечности. Как сказал блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, Бог призвал нас из небытия, чтобы через бытие мы приобрели благобытие. Заботясь о земном, не нужно забывать и о небесном.

— Довольно часто говорят, что богатство — это благословение Божие, а бедность — наказание и даже проклятие. Вы согласны с таким мнением?

— При рассмотрении этого вопроса мы не должны уподобляться протестантам. Некоторые из них, например кальвинисты, так и утверждают: мол, внешнее благополучие — признак того, что человек спасен. Скажем, Жан Кальвин был приверженцем учения о безусловном предопределении Божием. Согласно этому представлению Бог еще до создания мира одних предопределил ко спасению, а других — к вечной погибели: от человека уже ничего не зависит, он не может изменить этого божественного благословения. И закономерно, что в среде кальвинистов возник вопрос: а как определить — ты спасен или обречен на вечную погибель? В итоге появился вот такой признак «спасенности»: внешнее благополучие, материальный достаток показывают, что Господь тебя возлюбил, и ты находишься в среде спасенных. Разумеется, нам, православным, с этим согласиться невозможно, ведь в таком случае святые были бы самыми богатыми людьми. В связи с этим хотелось бы привести библейский сюжет о многострадальном Иове. Он был самым праведным человеком в то далекое время, но на него обрушились всевозможные беды. И даже друзья его осуждали: они говорили, что, наверное, Иов совершил какой-то страшный грех и не хочет в этом покаяться, поэтому Господь его и наказывает. На самом деле через наказания Господь проявил праведность Иова. Так случается и в нашей жизни: различные невзгоды, в том числе и материальные, могут посылаться Богом для того, чтобы укрепить наш характер и утвердить нас в добродетели.

— Порой нам кажется, что в изначальном распределении благ всегда есть определенная несправедливость: кто-то родился в богатой семье или высокоразвитой стране, кто-то, наоборот, — в бедной семье и слаборазвитой стране. Для чего дано такое неравенство? Что подразумевается под Промыслом Божиим в данном случае?

— Святитель Филарет (Дроздов) в своем катехизисе дает очень четкое и емкое определение. Он говорит, что Промысл Божий — непрестанные действия всемогущества, премудрости и благости Божией, которыми сохраняются жизнь и сила творения. Даже если человек уклоняется от добра через совершение зла, то Господь способен это исправить. И в результате все равно получается, что жизнь направляется к благим целям. Мы верим в то, что Промысл Божий, премудрость Божия всегда присутствуют в нашей жизни, в человеческой истории. И поэтому мы рождаемся тогда и в тех условиях, которые наиболее способствуют нашей благой участи в вечной жизни, нашему спасению.

— Можно ли тогда считать, что для кого-то бедность является полезной?

— Святитель Василий Великий так и пишет: бедные существуют для богатых, чтобы спаслись богатые. Человек спасается творением добрых дел. Кто-то рождается в богатой семье, а кто-то собственными усилиями, трудом и талантами приобретает свое богатство. Для чего Господь дает такие таланты? Для того чтобы человек мог поделиться с тем, кто таких талантов не имеет, кто менее материально успешен в жизни. Через такую помощь, через восполнение недостатка ближнего можно спасти свою душу для вечности.

— Получается, что Господь, посылая достаток людям, предполагает: распределите его сами; богатые, поделитесь с бедными и таким образом достигайте спасения?

— Безусловно, ключевым моментом являются наше желание и наши волевые действия. То, что у нас есть, мы можем или использовать только для личных целей, или же поделиться с тем, кто в этом нуждается, а таких людей вокруг нас — немало.

— Многим не дают покоя церковные богатства. Кто-то говорит, что позолота на куполах излишня. Порой манипулируют некими цифрами: дескать, вместо собора можно было построить два детских дома. Как реагировать на подобные выпады?

— Чаще всего такие вопросы задают те, кто ни копейки не пожертвовал ни на храм, ни нуждающимся, зато хорошо умеет считать чужие деньги. В Новом Завете описан подобный пример. Так, в Евангелии от Иоанна повествуется о том, как Мария помазала ноги Господа драгоценным миром. Тогда Иуда Искариот возмутился: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор (Ин. 12: 5–6). В ответ на этот незаслуженный упрек Иисус, в частности, сказал: нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда (Ин. 12: 8).

Как показывает история, храмы чаще всего строились не в периоды общественного благополучия, а в периоды бедствий или в знак благодарности за преодоление этих бедствий. Церковный народ стремился украсить храмы, потому что они — отражение небесного рая. В человеческом восприятии рай — нечто прекрасное, что находится за пределами нашей обыденной жизни. Именно поэтому храмы всегда пышно украшались. Но, с другой стороны, каждый, кто дает жертву на храм, должен помнить: рядом есть люди, которым нечего есть или не за что купить лекарства. Подлинно верующий, подавая жертву на храм, не забудет и нуждающегося в его милостыни человека. Нужно помнить евангельские слова о Страшном Суде: Господь будет судить нас по тому, как мы отнеслись к нуждающимся.

Не стоит забывать, что во время бедствий и голода Церковь всегда не только помогала средствами и продуктами, но и использовала даже свои священные предметы для того, чтобы, продав их, накормить нуждающихся.

— В связи с этим хотелось бызатронуть еще одну тему, столь любимую многими СМИ: о якобы роскошной жизни священников, разъезжающих на дорогих авто. Как относиться к подобным упрекам?

— В большинстве случаев эта тема — надуманная. Я говорю из личного опыта. Выполняя свои архиерейские обязанности, часто бываю в различных епархиях. Служить приходится не только в больших и богатых соборах, но и на бедных сельских приходах. Многие иереи, особенно сельские, вынуждены выживать за счет собственного хозяйства. Поэтому нельзя утверждать, что все священники — люди зажиточные. Справедливости ради следует отметить: городской батюшка, нередко общаясь с людьми богатыми, пытается волей-неволей подражать их стилю жизни. Но такой внешней роскошью он собственными руками возводит искусственный барьер между собой и своей паствой. Ведь проповедь пастыря сильна не словами, а поступками и образом жизни. Если семья батюшки живет не по евангельским принципам, то, какие бы красивые слова он не говорил, вместо духовной пользы получится большой вред. Поэтому мы, архиереи, всегда призываем священников к тому, чтобы они боролись с искушением, связанным со стремлением к роскоши.

— Владыка, как Вы считаете: богатство однозначно портит человека?

— Богатство само по себе не является ни абсолютно плохим, ни абсолютно хорошим. Все зависит от того, как человек к нему относится, как пользуется им. В то же время богатство — большое испытание для человека, потому что оно открывает для него много возможностей. А эти возможности всегда с привкусом испытаний, искушений, и не каждый способен их преодолеть. К сожалению, мы весьма часто падаем под бременем возможностей, которые дает нам богатство. Именно поэтому Господь и сказал, что очень трудно богатому человеку войти в Царство Небесное. Ученики спросили: «А кто же может спастись?». И Христос изрек удивительные слова, которые касаются всех, как богатых, так и бедных: человеку это невозможно, Богу — возможно все.

Таким образом, все испытания, в том числе искушения, связанные с богатством, преодолимы только силой Божией. Если богатство нам дается, то мы должны максимально использовать его для помощи ближнему. Это особенно актуально в наше тревожное время, когда очень много бедствий из-за тяжелой ситуации на востоке Украины; когда много раненых воинов находится в госпиталях; когда многие люди стали беженцами и остались без крова над головой. Они остро нуждаются в нашей помощи и милосердии. Поэтому сегодня у богатого человека есть широкое поле возможностей для благотворительной деятельности. Кто приобретает таких друзей — ходатаев перед Богом, тот и обретает истинное богатство. Об этом нам говорит Сам Господь: продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк. 12: 33–34).

Рейтинг: 7.2 Голосов: 47 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Митрополит Бориспольский Антоний (Паканич)

Новые материалы

Выбор читателей

×