Москва, 20 ноября 2003 г.
Многогранный облик канувшей в Лету державы предстает на выставке старинных цветных фотографий, сделанных русским ученым-изобретателем Сергеем Прокудиным-Горским. С четверга сенсационная экспозиция "Достопримечательности России в натуральных цветах" открыта в Государственном музее архитектуры (МУАР).
В 1905-1916 гг. фотограф и исследователь Сергей Прокудин-Горский (1863-1944) создавал "Коллекцию достопримечательностей России в натуральных цветах" - уникальное собрание цветных фотографий Российской империи.
Это уже не первый в текущем году показ наследия замечательного фотографа - летописца России. Летом выставка "Чудеса фотографии" была впервые показана в Русском музее в честь 300-летия Санкт-Петербурга, войдя в официальную программу президентов России и США на юбилейных торжествах, а затем развернута в столичном Музее архитектуры.
Нынешний проект - наиболее полный и масштабный. Снабженная подзаголовком "Весь С.М.Прокудин-Горский. 1905-1916 гг.", экспозиция вобрала в себя переведенными в цвет все 1 тыс 902 сохранившихся фотоснимка Прокудина-Горского, сообщили РИА "Новости" в МУАР. Выставка проводится совместно с Научно-реставрационным центром "Реставратор-М" при поддержке Министерства культуры РФ и Российской академии наук. Впервые после векового забвения достоянием зрителя в России стал комплекс архивных снимков, сделанных незадолго до Первой мировой войны и хранящихся ныне в Библиотеке Конгресса США.
Проект был назван "Чудеса фотографии" - так именовались два авторских вечера в Петрограде, организованные Наркоматом просвещения в марте 1918 года в Зимнем дворце. Перед двухтысячной аудиторией солдат и матросов Прокудин-Горский (в последний раз на родине) показывал на экране свои работы и говорил о возможностях цветной фотографии. В той давней лекции представала разноликая страна, запечатленная в путешествиях автора по России накануне революции 1917 года.
Пионер цветной фотографии из Петербурга, ученик Менделеева был выпускником легендарного Технологического института, постигал живопись в Академии художеств, а тайны светописи - в Берлине и Париже. В 1906 году он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и награду в Ницце за достижения в цветной фотографии, а вскоре загорелся идеей создать объемный и яркий портрет Российской империи.
Прокудин-Горский задумал применить потенциал цветной фотографии в систематическом фотообзоре жизни страны. С этим планом в 1908 году он обратился к Николаю Второму, объяснив царю, тоже увлеченному фотографией, принципы устройства особой фотокамеры, способной трижды в быстром темпе экспонировать одну продолговатую пластинку через светофильтры разного цвета (красный, зеленый и синий - по основным частям спектра0. Проектор прокудинской конструкции сводил три изображения воедино, и на экране возникал полноцветный кадр.
Но главную задачу изобретатель ставил просветительскую: с помощью "оптических цветных проекций" рассказать российским школьникам об истории и культуре страны, приобщить их к техническому прогрессу. В лекциях, которые Прокудин читал по всей стране, ему помогал "волшебный фонарь" с тремя цветными линзами. Проект заинтересовал императора, и энтузиаст тут же отправился в путь. В 1909-12 годах в специально оборудованном железнодорожном вагоне с темной комнатой-лабораторией Прокудин объездил 11 регионов, путешествуя с мандатом на доступ в секретные зоны.
Первыми объектами съемки стали Мариинский канал и заводы Урала, и уже в марте 1910 года августейший заказчик увидел результаты трудов фотографа. Затем Прокудин отправился на Волгу, в Туркестан и Афганистан, а к столетию победы в Отечественной войне 1812 года зафиксировал памятные места сражений с Наполеоном. Последние маршруты вели на Камско-Тобольский водный путь и Оку. В 1912 году фотолетописец остался без поддержки властей, но с началом Мировой войны она возобновилась: Прокудину поручили отснять Мурманскую железную дорогу.
Планы энергичного ученого разрушила революция - летом 1918 года он был вынужден отправиться в эмиграцию. Через Норвегию добрался до Англии, где в 1922 году получил патент на "фотоаппарат для цветной кинематографии". Позже осел во Франции и глубоким стариком умер в Париже вскоре после изгнания гитлеровских войск. А в 1948 году сыновья Прокудина всего за 4 тысячи долларов продали Библиотеке Конгресса США архив русского "чудодея" - фотоальбомы и негативы на больших стеклянных пластинах. Этот архив в годы оккупации прятали в подвале, а после ревизии стёкол братья обнаружили, что на многих появились трещины и плесень. Бедствуя и не имея условий для создания особого температурного режима хранения негативов, семья фотографа приняла предложение Рокфеллеровского фонда купить коллекцию, что означало сохранить ее.
При этом основная часть архивных документов, отражающих деятельность С.М.Прокудина-Горского и историю создания его коллекции, находится в России. Обладатели семейных архивов живут во Франции, сама же "Коллекция достопримечательностей России" - 1 тысяча 902 тройных, поистине уникальных, цветоделенных негатива - хранится в США. В 1980 году там наконец приступили к публикации наследия мастера: в Нью-Йорке был издан альбом его избранных цветных фоторабот. Но лишь малая часть цветных изображений восстановлена - 170 из имеющихся негативов. Все 1 тысячу 902 фотографии впервые можно увидеть в цвете на выставке в МУАР.