Что это за народность – русины? Мы знаем из истории, что была Карпатская и Подкарпатская Русь, также как и Белая, Черная и Червоная Русь, и что многие регионы этой Руси ныне пребывают на территории Украины. И что многие представители этой народности, спасаясь от австро-венгерской колонизации в ХХ веке, эмигрировали в Америку и Канаду. И сохранили при этом православную веру. На эту тему состоялся наш разговор с епископом Каширским Иовом, Управляющим патриаршими приходами в Канаде.
* * *
— Владыка, многие украинцы не знают, что канадское православие - не значит - украинское. Например, один канадский русин, говорящий на украинском языке, объяснял мне, что по национальности он не украинец, чему я был удивлен…
— Да, канадское Православие, если говорить точнее — не только украинское. В настоящее время Православие в Канаде, в отличие от начала ХХ века, когда здесь была только епархия Русской Православной Церкви, — представлено юрисдикциями семи Православных Церквей. Так называемое «украинское канадское православие» самочинно возникло в 1918 году и более 60-ти лет находилось в расколе и за оградой Православия. С 1990 года оно смирилось перед каноническим Преданием Церкви и вошло в состав Константинопольского Патриархата. Благодаря этому «украинское православие» вышло из раскола и приобрело канонический статус. Но даже на протяжении последних 25 лет, являясь частью Константинопольской Церкви, оно не может окончательно избавиться от страшных и давних духовных болезней «самосвятства липковщины и поликарповщины»....
Но, по милости Божией, с первого дня прибытия в Канаду русинов здесь пребывает истинное Православие славянской духовной традиции. Его еще можно назвать Православием Святой Руси! К нему принадлежали не изменившие святорусским идеалам уроженцы Прикарпатской Руси — Галиции, Буковины, Волыни, Холмщины, Закарпатья и Словакии...
— То есть, в своем происхождении они ссылаются на святорусские корни своей веры?
— Безусловно. Они дорожили тем именем «русины», с которым приехали в Канаду со Старого Края, которое было для них знаменем верности святому князю Владимиру, Крестителю Руси, всем русским святым нашей многострадальной истории. Они подчеркивали этим не только свою национальность, как таковую, а скорее принадлежность к древнерусскому Православию, Православию Святой Руси. Они остались верными своей духовной Матери-Церкви и во время гонений большевиков на Русскую Церковь не покинули спасительную ограду нашей Церкви, именовавшуюся тогда в США и Канаде «Северо-Американским Митрополичим округом», или «Северо- Русско-Американской Митрополией».
Со временем часть из них вошла в приходы Московского Патриархата и Русской Православной Зарубежной Церкви. Места своего проживания они называли теми же названиями, какие имели их родные села, из которых они приехали, а новопостроенные храмы, которые они называли русскими (кстати, сохранились до настоящего времени) имели те же названия, что и на далекой Родине. Например, у нас есть приходы, которые носят названия известных ныне буковинских сел Шишковцы и Чагор. Например, на указателе самого северного нашего храма в Альберте написано на английском языке: «Russo Greek Orthodox Church of North Star. Est.[established] 1935». А над входом храма в местечке Вегривилль висит старинная вывеска на двух языках: «Russo Greek Orthodox Church. Русско Греко Православна Церква St Jonh The Baptist. 1917».
— А Вы могли бы привести еще какие-нибудь примеры, иллюстрирующие веру канадских русинов, выходцев из Украины?
— На памятном кресте, установленном в честь 25-летия прибытия первых галичан в Канаду, около Преображенского храма на Стар, написано: «Сей крестъ зробленый р. Божия 1920 въ память 25лътьняго прыхода до Канади русских православнихъ парафіянъ. Въ Старъ Альберта». Подобная надпись выбита и на памятнике с портретом Святейшего Патриарха Тихона около Свято-Троицкого храма на Восток: «Светло Православiя. На сем месци красувавсь первий русско православный храм в Канаде, ставши розширителем православной Христовой веры по всей Канаде. Храм бил прiукрашен чудотворною иконою Божiей Матери и мощами святых из Афонской Горы. Архiепископ, а впоследствiи бл(аженной) п(амяти) Патрiарх всея Руси Тихон освящав сей храм. Сей памятник сооружено во славу Божiю, в память теперешним и грядущим поколiниям, прихожанам первой святинi Православiя на Восток, Альта (общепринятое сокращение названия провинции Альберта), Канада».
На многих старинных надгробных памятниках на кладбищах указаны места рождения погребенных. Среди них можно встретить не только «Галиция», но и «Галицкая Русь». В местечке Мандер в 1920-е годы даже издавали журнал с названием «Русин», на который была объявлена подписка. Эти русины и на Родине, и здесь, в Северной Америке, не были русифицированы, как считают украинские политики, они были и продолжали быть исконной Русью, потомками тех, кого крестил в святое Православие святой Владимир. За это их преследовали, гнобили и пытали в лагерях Талергоф и Терезин, судили, штрафовали, лишали прав на веру и даже отбирали саму жизнь.
— К сожалению, современные украинские учебные программы по истории об этом умалчивают. Известно, что и современные русины в Украине пытаются доказать свою историческую самобытность. Но пока их инициативы в лучшем случае игнорируются…
— Всех тех первопроходцев из Западной Руси, или как их здесь называют, «пиониров» Православия, духовных детей Святейшего Патриарха Тихона (Беллавина), надо называть так, как они себя именовали — русинами, а не украинцами, как иногда их пытаются называть в популярных очерках и речах некоторые современные писатели и политики. А большинство их нынешних потомков, которые во многом приняли канадскую культуру и даже дух (точнее - бездуховность западного общества потребления), говорят на английском языке, зная только несколько слов на языке своих дедов, их можно именовать «канадскими русинами» или «полурусинами»... Они в меру своих сил пытаются сохранить то, что им осталось от дедов и отцов — веру и храмы, обычаи и традиции. Это довольно мирный, любвеобильный народ, без какого-либо сепаратизма или агрессии. Но со своего пути он не сойдет и не откажется от своих исторических и религиозных взглядов, будет стоять на своем убеждении твердо. Вере не изменит. Их духовное оружие —историческая правда и православная культура!
— Владыка, а что собой представляют сегодня канадские русины в целом, и каково их отношение к современной политической ситуации в Украине?
— Я бы сказал, что православные русины в настоящее время в Канаде похожи на таинственную Атлантиду, которая скрыта от очей современников. Столетие жизни в Канаде со всеми ее прелестями, плюсами и минусами западного мира привело огромное большинство из них к исчезновению. К сожалению, русинов в Канаде сейчас надо заносить в некую «красную книгу» как исчезающий народ. Здесь они потеряли свой язык и культуру. Единственное, что русины по-настоящему сохранили — это православную веру и церковные обычаи. Слава Богу, именно это и есть то самое главное и вечное на нашей Земле, что человека сохраняет человеком. Те, которые не удержались в Церкви, потеряли все и самих себя. Если у них нет дальних родственников на Украине, то все события, происходящие на ней, их интересуют в той же степени, что и всех остальных канадцев. Другими словами — совершенно не интересуют, поскольку живут идеалами современного американского стандарта: хорошо заработать, отдохнуть, покушать, успокоить свою совесть небольшими взносами на благотворительность и иногда по какому-то случаю поприсутствовать в храме.
Но при этом в Канаде сохранилась небольшая группа русин, которые себя называют - и надо отметить вполне справедливо - «твердыми русинами». Это последователи и ученики таких выдающихся русин — уроженцев Западной Руси, как лидер русин в Канаде и Америке — архиепископ Адам (Филипповский), непримиримо выступивший в 1917-1918 годах против украинского сепаратизма и основавший Карпато-русскую епархию в составе Московского Патриархата в Северной Америке. Или архиепископ Пантелеимон (Рудик), положивший начало приходам Московского Патриархата в Канаде, или митрополит Лавр (Шкурло), объединивший своими молитвами и послушанием воли Божией Русскую Зарубежную Церковь с Московским Патриархатом в 2007 году. Надо отметить, что по благословению Владыки Лавра в Кишиневе издается научный журнал «Русин», который объединяет не только твердых канадских русинов, но и русинов всего мира.
— Можете ли Вы назвать имена русин из мирян, которые вошли в историю?
— В православной среде все знают имя первого иммигранта в Канаде Ивана Пилипова, родом из с. Небылов нынешней Ивано-Франковщины. Это один из тех твердых православных русинов (они вернулись в Православие из унии), которые выстояли здесь при нападении униатов, и выиграли судебный процесс о принадлежности построенного ими храма на поселении Стар в Альберте. Этот храм после 13-ти лет судебного процесса, в конце концов, остался в Русской Православной Церкви. Невозможно обойти вниманием Феодора Немирского — твердого и образованного русина и «отца» Православия в Канаде, тоже родом из Австрийской Галиции, ныне Борщевского района Тернопольщины. Он лично вступил в переписку с епископом Русской Православной Церкви Николаем (Зиоровым) в Сан-Франциско, добился его благословения на приезд священника из Сиэтла в Канаду, предоставил свой дом для совершения богослужений и проживания духовенства, стал строителем первого православного храма...
— Владыка, не все знают о причинах, побудивших русинов покинуть свою родину. Можете несколько слов сказать, зачем уезжали русины из Закарпатья?
— В основном первые русины из Западной Руси, бывшей тогда под гнетом Австро-Венгрии, уезжали, чтобы спастись от голодной смерти, в поисках свободной земли и лучшей доли. Но и не только это. Их вера на родине также притеснялась. Получив кусок хлеба земного, они стали думать о «Хлебе Насущном». Естественно, они вспомнили здесь и о вере святого князя Владимира, о Православии. Стали думать о том, почему же австрийская власть даже на кладбищах в Галиции запрещала ставить трехраменные традиционные русинско-православные кресты. Таким образом здесь, в Канаде, русины нашли духовную свободу и ту Церковь, которая всегда была для них родной и по-матерински вновь приняла их под свой покров на чужой земле...
— Владыка, известно из истории, что Канада просвещалась миссионерами Русской Церкви. Как относится к истории этого просвещения украинская диаспора в Канаде?
— В лучшем случае, как к историческому факту. В худшем, считает дело проповеди православной веры среди русин-униатов одним из видов «проявления московского империализма».
На самом же деле, жертвенное служение духовенства Русской Церкви было направлено на раскрытие души русинов, на сохранение их народной традиции и развитие любви к общеславянскому единству. Духовенством Русской Православной Церкви в Канаде до 1917 года и Московского Патриархата всегда были уроженцы Волыни, Холмщины, Буковины, Подолии, Киевской и Херсонской губерний, а после 1946 года, когда галицкие униаты присоединились к Православию, и областей Галиции... Эти миссионеры были для своей паствы роднее родных отцов. Они знали и их дух, и язык, и обычаи... Наши прихожане хорошо помнят многолетнего труженика-священника, строителя нескольких наших православных храмов отца Андрея Кокольского, который был родом из Борщевского района Австрийской Галиции. Его дочь — постоянную помощницу отца в его пастырском служении в качестве церковного певца, водителя и переводчика — я застал еще в живых.
Нынешняя украинская диаспора считает наши Патриаршие приходы, как и приходы Православной Церкви в Америке и Русской Зарубежной Церкви, основанные русинами и поддерживаемые их потомками, «недоразумением, возникшим по причине отсутствия в то время украинского государства». Но такое отношение к канонической Церкви после революции 1917 года не сплотило, а наоборот — разъединило в Канаде уроженцев тех земель, на которых оно возникло...
В действительности же, только общая православная вера и тысячелетняя история, верность духовным сокровищам Святой Руси является тем крепким фундаментом, на котором стоит малочисленное, но крепкое духом русинство в Канаде... И на фундаменте этой веры, принятой святым равноапостольным князем Владимиром, может удержаться нынешняя Украина.
Как хорошая иллюстрация этого — невиданный по масштабам и численности Крестный ход 28 июля с.г. в честь 1000-летия преставления св. князя в Киеве от Владимирской горки до Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, объединивший многие тысячи православных со всех регионов Украины, в том числе и из Закарпатской и Прикарпатской Руси. Будем молиться и верить, что политические невзгоды наконец покинут Украину, и она по-прежнему останется хранительницей православной веры с времен Крещения Киевской Руси.
Беседовал Сергей Герук
Справка.
Иов, епископ Каширский, управляющий Патриаршими приходами в Канаде (Смакоуз Виктор Федорович).
Родился 19 февраля 1964 г. в г. Почаеве Кременецкого р-на Тернопольской обл. Украины в семье священника. С детства нес различные послушания в приходских храмах, затем в Почаевской лавре. С 1984 по 1986 г. служил в рядах Советской Армии.
В 1987 г. окончил Ленинградскую духовную семинарию, в 1991 г. — Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Учебным комитетом направлен в распоряжение митрополита Киевского и всея Украины на преподавательскую работу.
С 1991 г. помощник инспектора, секретарь правления Киевской духовной семинарии, с 1992 г. секретарь Ученого совета Киевской духовной академии, благочинный академического Рождественского храма в Киево-Печерской лавре, преподаватель семинарии.
25 августа 1991 г. рукоположен во диакона в состоянии целибата, 27 августа — во иерея. В 1995 г. возведен в сан протоиерея.
17 апреля 1997 г. в Киево-Печерской лавре пострижен в монашество, 13 июня возведен в сан архимандрита.
22 июня 1997 г. в Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерской лавры хиротонисан во епископа Херсонского и Таврического.
С 30 марта 1999 г. — управляющий Сумской и Ахтырской епархией. Был ректором Сумского пастырско-богословского духовного училща и главным редактором газеты «Православна Сумщина».
24 мая 2005 г. назначен епископом Каширским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в Канаде.
С марта 2009 г. (решение Синода от 31 марта 2009 г., журнал № 18) по март 2010 г. (решение Синода от 5 марта 2010 г., журнал № 5) временно окормлял Патриаршие приходы в США.