Современная Сирия чрезвычайно богата памятниками искусства и архитектуры, в том числе и раннего христианства. Древнейшие остатки архитектуры в этой ближневосточной стране восходят еще к X-VII тысячелетиям до н.э. В новом совместном проекте «Журнала Московской Патриархии» и «Большой Российской Энциклопедии» мы расскажем о тех архитектурных и художественных святынях Сирии, которые представляют собой не только художественную, но и духовную ценность для христианского сердца. В результате развязанной в 2011 году гражданской войны и после захвата части страны боевиками вооруженной группировки «Исламское государство» эти памятники постоянно находятся под угрозой уничтожения. Не исключено, что часть из них уже утрачены навсегда.
Сирия граничит с Ливаном, Израилем, Иорданией, Ираком и Турцией. Важнейшее значение для развития всего этого региона имели города-государства III–II тысячелетий до н.э. Мари, Эбла и Угарит, расположенные на его территории. Так, в Угарите археологами обнаружена одна из первых систем алфавитного письма, датируемая XV веком до н.э., а в Эбле — целая библиотека из более 17 тысяч глиняных табличек, посвященных ремеслам, сельскому хозяйству и искусству. Археологические исследования велись на территории Сирии на протяжении всего ХХ века. В них принимали участие русские и советские ученые. В частности, в 1988 году под руководством профессора Рауфа Магомедовича Мунчаева был обследован древнейший храмовый комплекс на территории страны — Телль-Хазна близ города Хасеке (конец IV — начало III тысячелетия до н.э.).
Много памятников культуры сохранялось в древних городах Апамея, Босра, Пальмира, Шахба, в которых сказалось влияние восточно-эллинистических и парфянских традиций. Особенный интерес ученых вызывают многочисленные артефакты первых веков христианства. Именно на территории Сирии в III—VI веках формировались основные композиционные типы христианских храмов и каноны иконических изображений.
Всем христианам Сирия близка тем, что в Дамаске проповедовал святой апостол Павел, в 20 км от Алеппо находился монастырь святого Симеона Столпника, где святой подвизался на 15-метровой колонне, а в Ресафе (более известном как Сергиополь) находились мощи святого Сергия Сирийского, того самого, в честь которого назвали Сергия Радонежского. Кроме того, вблизи города Кирра подвизался святой Марон Сирийский.
В годы гражданской войны доля христианского населения страны значительно уменьшилась. Десятки тысяч погибли, каждый четвертый из двух миллионов христиан был вынужден уехать. Многие памятники искусства разрушены или разграблены. Уникальные объекты культурного наследия, пережившие завоевания римлян, арабов, мамлюков, турок утрачены из-за варваров XXI века.
Восточная Сирия
Памятники восточной части Сирии подвергаются особенной опасности, так как бо́льшая часть территорий, прилегающих к реке Евфрат, ныне контролируется боевиками «Исламского государства». Но именно здесь, на древних торговых путях, расположены памятники государства Мари (XXX–XVIII веков до н.э.), по которому предположительно в ХХ веке до н.э. из Ура (современный Ирак) в Харран (современная Турция) могли проходить праотец Фарра с Авраамом, Нахором, Саррой и Лотом. В столице Мари (современный Тель-Харири близ города Абу-Кемаль около границы с Ираком) сохранились руины зиккурата (многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии), большого дворца и храмов языческим богам Иштар, Нинхурсаг, Шамаш и др. С 1933 года здесь велись научные раскопки, в результате которых найдены около 24 тысяч глиняных табличек с аккадской клинописью, большое количество скульптур, росписей, предметов декоративного искусства, перевезенных в Лувр, музеи Алеппо, Дамаска и Дейр-эз-Зора. В марийских росписях были заложены некоторые из библейских иконографий, например изображение Эдемского сада и херувимов.
Дура-Европос
Всего в 25 км от городища Мари, также на правом берегу реки Евфрат, расположены руины знаменитого города Дура-Европос («дура» по-арамейски — «крепость»). Город основан в конце IV века до н.э. царем Селевком I Никатором (бывшим телохранителем Александра Македонского) и назван в честь его родного города Европоса в Македонии. Во II веке до н.э. он перешел под власть Парфянского царства, а во II веке н.э. стал римской крепостью, но около 256–257 годов был разрушен персидским войском во главе с сасанидским царем Шапуром I. Восстановить его не успели, и он полностью был занесен песком. 30 марта 1920 года солдаты британской армии, рывшие оборонительные траншеи, обнаружили святилище языческих богов с росписями I века со сценами жертвоприношений. Позже были открыты росписи помещений с изображениями Митры (митреум, основанный в 168 году) и Афродиты (первая половина III века). В 1928 году раскопки при поддержке Йельского университета и Французской академии возглавил русский ученый Михаил Иванович Ростовцев, эмигрировавший в 1918 году в Англию, а в 1920-м — в США. В отчетах и монографии о городе в 1938 году из-за обилия открытых росписей он называл Дура-Европос «Помпеями сирийской пустыни». Восхищало его и то, что в III веке в городе сосуществовали язычество, иудаизм и христианство. В живописи сочетались элементы парфянских, сиро-месопотамских и эллинистических влияний.
Дом собраний
В 1931–1932 годах был раскрыт частный дом конца II века со стенами более пяти метров в высоту. Около 232–233 годов он был перестроен в христианский «дом собраний» доконстантиновой эпохи. Одна из внутренних стен была снесена для создания помещения 66 м2 с возвышением (бемой) в восточной части и со скамьями вдоль трех стен. Одна из комнат превращена в баптистерий, украшенный уникальными фресками. В разной степени сохранности росписи изображают преимущественно новозаветные сюжеты: в люнете «Добрый пастырь», под ним — Адам и Ева по сторонам от райского древа. На стенах располагались «Хождение Христа по водам», «Спасение тонущего Петра», «Исцеление расслабленного», возможно, «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Христос и самарянка у колодца», «Исцеление в субботу». Из ветхозаветных изображений — «Битва Давида с Голиафом». В 1930-е годы росписи с частью стен были перевезены в Йельский музей в Нью-Хейвене, где с 1925 года преподавал Ростовцев.
Синанога
Неподалеку от христианского «дома собраний» в 1932 году англичанин Кларк Хопкинс обнаружил и раскопал синагогу с внутренним двором, с открытыми портиками, молитвенным залом (около 100 м2) с нишей Торы (244–245 годы) и росписями (большая их часть относится ко времени достройки синагоги в 249–250 годах), покрывавшими все стены. Внизу изображены животные в медальонах, выше в трех фризах — 58 сцен из Ветхого Завета. Среди этих очень значимых и для христиан панелей с образами праотцов и древнееврейских пророков — «Спасение младенца Моисея», «Моисей перед Неопалимой Купиной», «Аарон перед Иерусалимским храмом», «Самуил совершает миропомазание Давида на царство», «Пророк Илия воскрешает сына вдовы», «Жертвоприношение пророка Илии», «Аман ведет коня Мордехая». Стены молитвенного зала с росписями были демонтированы и реконструированы в 1934–1936 годах в Национальном музее в Дамаске.
Раскопки в Дура-Европосе, прекратившиеся в 1937 году, были
возобновлены в 1986-м, но опять прекращены несколько лет
назад из-за захвата территории боевиками. Многие артефакты
успели вывести в Дамаск, Лувр и Нью-Хейвен, но
произведения искусства, пока не обнаруженные археологами,
находятся под угрозой расхищения и уничтожения.
Сергиополис
К северу от реки Евфрат расположены территории, входившие в Эдесское царство. Там, по некоторым предположениям, еще в конце II века при царе Абгаре VIII христианство впервые в истории стало государственной религией. Основные памятники (города Эдесса и Нисибин, в котором родился святой Ефрем Сирин) сейчас находятся на территории Турции. Но логично предположить раннее развитие христианства и на сирийской части Эдесского царства, ведь святые апостолы Фома, Фаддей и Симон Кананит ходили именно по этой земле.
Территории на правом берегу Евфрата контролировались римлянами, которые подвергали христиан гонениям. При римском императоре Галерии в начале IV века приняли мученическую смерть военачальники Сергий и Вакх. В изложении святителя Димитрия Ростовского, братьев отправили из Рима к правителю восточных провинций Антиоху в город Варвалиссо. Там Вакха забили до смерти бичами. Сергий же был обут в железные сапоги с острыми гвоздями и поведен в город Розафу (Расафу), где был усечен мечом предположительно в 305 году. Епископ Александр Иерапольский построил здесь первую церковь в честь святых, после чего город был переименован в Сергиополис и стал центром епископии Антиохийской Православной Церкви (в 430-е годы, а затем митрополии) и крупным местом паломничества. При императоре Анастасии (491–518) город начали укреплять. Был возведен центрический, с четырьмя конхами в плане, митрополичий собор с синтроном и баптистерием, повлиявший на развитие архитектуры на Ближнем Востоке и в Армении (например, на храм в Звартноце). До 518 года там же начали строить крупную базилику (названа археологами базиликой «В») в честь святых мучеников Сергия и Вакха, чьи мощи были перенесены в специальный придел рядом с апсидой.
При императоре Юстиниане Великом (527–565) была
завершена перестройка в камне стен города с 50 башнями.
Возведены три огромные каменные подземные цистерны для
воды (13 м высотой), а также огромный паломнический
комплекс с собором Святого Креста (назван и датирован 559
годом по надписи, прочитанной в 1977 году), который в IX
веке пришлось укрепить дополнительными арками, колоннами и
контрфорсами.
Почитание святых Сергия и Вакха распространилось по всему
Востоку; построены храмы в Босре, Маалюле, Каире. Мощи
(предположительно главы) святых хранились в церкви святых
Сергия и Вакха в Константинополе. Им поклонялись русские
паломники — инок Антоний (1200 год) и Стефан
Новгородец (около 1350 года). В XV веке мощи могли быть
вывезены в Европу (часть их находится в Венеции).
Город Сергиополис, выдержав несколько осад еще в VI веке, был захвачен и разграблен Хосровом II в 616 году. А арабы, захватив его 30 лет спустя, переименовали Сергиополис в Расафу. В конце VIII века она пострадала от землетрясения, но продолжала развиваться, ее население состояло из христиан и мусульман, мирно живущих друг с другом. Расположенная в пустыне, в 25 км южнее реки Евфрат, Расафа постепенно утратила свое политическое и экономическое значение, и в 1269 году мамлюкский султан аз-Захир Бейбарс заставил ее жителей переселиться в Хаму и Саламию. В 1907 году немецкие археологи начали раскопки в этих местах. Основные результаты публикуются с 1984 года в сборниках, издаваемых в городе Майнце. Обнаружена базилика «С», апсида которой была покрыта мозаикой. Сегодня захват этого святого для христиан места боевиками и ставит под угрозу сохранение находящихся там храмов V–VI веков.
Крепость Халабия
Ко времени правления византийского императора Юстиниана I относится и перестройка крепости Халабия на правом берегу Евфрата. Она была основана около 270 года знаменитой царицей Пальмиры Зенобией. Стены крепости были укреплены в середине VI века при участии архитектора Исидора Младшего (восстановившего купол Софийского собора в Константинополе); внутри крепости возведено несколько трехнефных христианских базилик, от которых сохранились части стен, обмеренных в 2007–2009 годах франко-сирийской группой исследователей. Но значительная часть построек так и осталась не обследованной.
Пальмира
Значительным центром христианства в IV–VII веках была Пальмира, расположенная в оазисе Сирийской пустыни и упоминаемая в 3 книге Царств (ср.: 9, 18) как Фадмор. В этом центре епископии Антиохийской Православной Церкви преимущественно в VI веке было построено несколько базилик с росписями. От них остались только нижние части стен. Огромный античный город, более известный постройками I–III веков (в том числе времени правителя Одената и его жены Зинобии) и включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, подвергается разграблению боевиками «Исламского государства», захватившими его 20 мая 2015 года.