Брейтово, Ярославская область, 2 декабря 2003 г.
Леушинский монастырь |
В Ярославской области появился первый памятник жертвам затопленного Рыбинским водохранилищем Мологского уезда. В субботу в Брейтово освятили новую часовню, посвященную всем погибшим в затопленных деревнях и на строительстве ГЭС, сообщает телекомпания НТМ.
Для Церкви Молога - это не только человеческая трагедия, но и утрата духовных ценностей: в Мологском уезде находилось знаменитое Леушинское подворье, где любил бывать отец Иоанн Крондштатский. На освящении часовни поэтому было много духовенства из Санкт-Петербурга. Главной святыней нового храма стала икона Богоматери Всех Скорбящих Радости - точная копия той, что была в затопленном монастыре.
Деревянная часовня, построенная исключительно на пожертвования, - первый в нашей области памятник жертвам Мологи. И единственный залог того, что "русская Голгофа на воде" не повторится. На это, по крайней мере, надеются прихожане.
В июле сего года администрация Рыбинска объявила о намерении осушить Рыбинское водохранилище и восстановить архитектурные памятники.
Наша справка: Впервые город Молога упоминается в летописи от 1207 года при разделе Владимиро-Суздальского княжества на уделы великим князем Всеволодом Большое Гнездо (младшим братом Андрея Боголюбского). Он отдал Мологский удел своему старшему сыну ростовскому князю Константину. Если напомнить, что в традиции тогда было отдавать крупнейший удел старшему сыну, то станет понятно значение Мологи.
В 1218 году Константин отдал Мологу, Ярославль и Ростов сыну Всеволоду, который стал основателем рода князей ярославских. Молога в связи с этим потеряла статус самостоятельного княжества и вошло в состав Ярославского.
Если провести прямую линию от того места, где Волга после Рыбинской слободы (современный город Рыбинск) резко поворачивает к югу, по направлению к Угличу и Твери, и продолжить её далее, то она точно подойдёт к Новгороду. А чтобы добраться до него по этому прямому пути, необходимо войти в левый приток Волги - Мологу, а затем через волок выйти к реке Мсте, которая и впадает в Ильменское озеро. Становится понятна особая роль Мологи, как основного транзитного пункта между Владимиро-Суздальской землёй и Новгородом Великим. Роль Мологи была велика, потому что здесь шла перегрузка с волжских судов глубокой осадки на плоскодонные суда. Строились эти малые суда прямо здесь, в Мологе.
Последние сведения о Мологе перед революцией относятся к 1914 году. При населении в 5054 человека в городе было 870 деревянных и 54 каменных дома. Молога была в те времена типичным уездным городом со всеми положенными ему по штату заведениями, а именно: 2 гимназии (мужская и женская); высшее реальное училище; 2 приходских школы; больница на 35 коек; амбулатория; аптека; даже кинотеатр “Иллюзион”; почтово-телеграфное отделение; детский приют и 2 богадельни. Город славился прекрасными церквями. Самая старая из них была Вознесенская, кладбищенская Всехсвятская, Воскресенская. А в центре города на базарной площади, друг против друга стояли два замечательных памятника архитектуры - Богоявленский собор и Пожарная каланча. Последняя примечательна тем, что построена по проекту ярославского архитектора А.М.Достоевского - брата великого писателя. Ещё одной достопримечательностью стала открытая в 1888 году первая в России гимназическая школа. Работало и семь небольших промышленных предприятий.
Была своя неповторимая особенность в крае - это знаменитая на всю Россию Молого-Шекснинская пойма. При весеннем разливе эти реки сливались в огромную пойму. Когда вода медленно уходила, то на лугах оставался плодородный ил, благодаря которому травы ежегодно давали невиданные урожаи. Здесь с трёх укосов собирали по 8 миллионов пудов сена, что обеспечивало обильным кормом многочисленные стада. Сельское хозяйство здесь было такой продуктивности, которая под стать современной Голландии или Франции. Сено из этих мест на рынках Москвы и Петербурга считалось лучшим. Вывозилось оно и за границу. Но основная его часть шла на нужды русской армии. Поголовье в уезде составляло 100 тысяч голов скота, из них 25 тысяч лошадей. Маслодельни производили 480 тонн сливочного масла, причём высшего сорта. Такого масла сейчас не получают, несмотря на все ультрасовременные технологии, т.к. уже нет былого разнотравья. Недаром ещё с дореволюционных времён и до сих пор в Европе любое топлёное сливочное масло называют русским.
Где же те заливные луга? Их больше нет. Как-будто кто-то специально и последовательно сгубил всё лучшее, что было в Мологском крае. Пришли большевики с их планами планетарного масштаба. В них они не забыли и о Мологе. Они “облагодетельствовали” её тем, что сотворили на этих землях крупнейшее в мире рукотворное море - Рыбинское водохранилище. Затопленными оказались те самые луга, а вместе с ними и многострадальная Молога. Под воду ушло шестьсот сёл и деревень, 140 церквей и 3 монастыря. Разрушены дворцовые и усадебные ансамбли в Иловне и Борисоглебске, владельцами которых были Мусины-Пушкины и Верещагины. Ушли в небытие десятки других дворянских усадеб, некоторые из которых являлись шедеврами архитектуры. 130 тысяч мологжан были выселены насильно и им пришлось самим, без помощи государства, искать пристанище в других краях. Около трёхсот человек отказались ехать и были заживо погребены под водой. А сколько людей погибло при строительстве гидроузла! Строили его заключённые, в основном приговорённые по “антисоветской” 58 статье. И их, конечно, не жалели. Сколько тысяч этих русских мужиков было забетонировано в очередную “стройку века”... И в прямом, и в переносном смысле.
В засушливые годы Молога появляется из глубин водохранилища как город-призрак, напоминая очертаниями своих улиц, остатками фундаментов домов и церквей, кладбищенскими надгробиями, что там, в глубине вод, она всё ещё существует и живёт своей таинственной жизнью. Может быть и настанет то время, когда Молога выйдет из небытия и сможет возродиться наподобие сказочного града Китежа.
Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь был основан в 1875 г. в местечке Леушино близ р.Шексны между Череповцом и Рыбинском. Нелегко складывалась начальная судьба обители на сем месте, избранном Божией Матерью.
Трудами Игумении Таисии Леушинский монастырь стал одной из трех “женских лавр” России, наряду с Дивеево и Шамордино. В канун 1917 г. в нем подвизалось почти 700 насельниц. Главный храм монастыря - величественный пятиглавый собор Похвалы Божией Матери - Игумения Таисия воздвигла по подобию Великой Церкви Киево-Печерской Лавры. Матушка Таисия учредила в особой часовне, где собирались чтимые иконы Богородицы, неусыпающее чтение Акафиста Божией Матери, которое продолжалось почти сорок лет. Леушинский монастырь явился Русской Похвалой Божией Матери, Ее Северным Уделом.
Монастырь оставался действующим до 1931 г., а в 1941-46 гг. он был затоплен водами Рыбинского водохранилища. Как древний град-Китеж, он пребывает сокрытым от поругания, и продолжает сиять благодатным светом всем, прикасающимся Великой Леушинской Тайне.
В настоящее время люди ежегодно чтят память погибших на берегу водохранилища. Можно сказать, что Леушинское стояние состоялось как новая духовная традиция Православной России. С каждым годом число богомольцев на берегу Рыбинского моря становится все больше и больше. Если в 1999 г. стояло всего 5 человек, то на 5-м стоянии их ожидается уже более 200. Автобусы с паломниками должны приехать из Петербурга, Москвы, Рыбинска, Череповца.
Смысл этой традиции состоит в том, чтобы почтить память всех затопленных и утраченных храмов и монастырей, погребенных под водами рукотворного потопа. Это стояние памяти о всех поруганных святынях, это стояние верности Святой Руси. Здесь на этом берегу плача происходит чудо. Сила веры побеждает реальность свершившегося факта. Уничтоженные храмы являют свою благодать всем молящимся. Ведь по православному учению ангел, посылаемый от Бога каждому освященному храму, не оставляет место храма уже никогда. Стало быть, на Рыбинскими водами незримо и ныне реют ангелы тех ста храмов, которые пребывают под водным спудом, тех трех обителей, которые стали китежскими градами. Трагическое водохранилище, погребшее в своих недрах святыни храмов, имиже и освятилось и стало ныне воистину святым. Ангелы совершают свое таинственное леушинское стояние.Наше земное стояние есть совместное с ними предстояние Богу.
Леушинские стояния - это стояние в вере. И в каждом стоянии Господь являет победу веры. На I стоянии был установлен памятный крест в Мяксе. На II стоянии местные жители решили учредить православный приход. К III стоянию была зарегистрирована община. На IV стоянии был совершен молебен на начало строительства храма. На V предполагается освятить первый венец будущего храма.
Эти стояния стали созиданием Святой Руси. Их смысл не ограничивается воспоминанием об утраченных святынях. Мы верим, что каждое стояние будет нас приближать в Воскресению Руси и что на десятом или сотом стоянии явится и сам Леушинский монастырь, как то и было открыто Божией старице Таисии.