Святейший Патриарх Кирилл одобрил действия российских властей против террористов в Сирии, сказав «Русская Православная Церковь неоднократно обращалась к руководству России, других стран и международных организаций с призывом не оставаться безучастными к страданиям мирного населения в Сирии и других странах региона… Мы не понаслышке, а из личного общения с религиозными лидерами Ближнего Востока знаем о катастрофической ситуации, в которой оказались люди, ставшие мишенью экстремистов и террористов».
Эти слова Патриарха вызвали волну критики — российские самолеты полетели кого-то бомбить, убивать, а Патриарх это фактически благословляет. Можно ли благословлять войну? Как ни иронично, многие люди, вчера еще горячо оправдывавшие (в том числе с религиозных позиций) военные действия одной из сторон в Донбассе, обратились в самых непреклонных пацифистов и стали обличать Патриарха в недостатке миролюбия.
Что же, война всегда немыслимо ужасна. Она всегда несет смерть и увечья. Гибнут — и становятся калеками — как воины, так и гражданские лица, оказавшиеся в зоне военных действий, люди терпят тяжкие лишения.
Но люди могут воевать по разным причинам. Например, чтобы добиться того, чтобы флаг гордо реял, а национальная гордость не была уязвлена. Или за то, что одна держава расширила свое влияние, а другая его потеряла. Или чтобы контролировать рынки или торговые пути. За что-то, что, возможно и не стоит смерти и страданий людей — даже если над городом реет и не тот флаг, люди могут вернуться к обычной жизни, заниматься своими делами, работать, растить детей, молиться Богу по своей вере.
Бывают другие причины воевать — когда люди знают, что враги пришли предать их злой смерти, разрушить их церкви и продать их детей в рабство на мучения и насилие. Когда речь идет не о гордости и не об интересах, а об избавлении своих родных от мучений и лютой смерти.
В первом случае можно скептически относиться к воинственным призывам — люди могут с основанием полагать, что кто бы ни победил, они будут живы, надо только дожить до конца конфликта. Во втором люди знают, что если они проиграют, ни они, ни их семьи, живы не будут — разве что, им удастся достаточно быстро убежать в какие-то более мирные земли и их там примут.
Сирийские христиане находятся перед лицом конфликта второго типа. Они не стоят перед перспективой оказаться под неприятной им властью, которая не исполнит каких-то их чаяний. Они стоят перед перспективой уничтожения, причем особенно жестокого, как ИГИЛ уже постаралось продемонстрировать. Здесь нет нужды подробно рассказывать о всех проявлениях тошнотворной жестокости и садизма со стороны ИГИЛ по отношению к христианам (не только христианам, но христианам особенно) — это есть в новостных лентах и легко найти в интернете, потому что у ИГИЛ есть одна удивительная особенность.
Обычно злодеи скрывают свои преступления — и стараются держать съемочную аппаратуру подальше от места действия. Даже очень жестокие люди стремятся хотя бы несколько сохранять свою принадлежность к человеческому роду, и хотя бы внешне выглядеть прилично. Но ИГИЛ тут уникально — и перезание глоток, и сожжения в железных клетках, и торговля рабынями, и убийства женщин и детей, и принуждение детей к тому, чтобы они принимали активное участие в казнях — все это снимается в высоком разрешении и с похвальбой выкладывается в интернет.
Каждый день приходят новые сообщения о том, что ИГИЛ убил, распял, обезглавил, еще сколько-то христиан — и именно за то, что они исповедовали христианскую веру. Как сказал мелкитский митрополит Алеппо Иоанн-Климент Жанбар, (Jean-Clément Jeanbart), «Какие еще ужасы должно совершить ИГИЛ, чтобы мир предпринял более серьезные усилия, чтобы остановить убийц? Сирийские христиане в серьезной опасности. Мы вскоре можем исчезнуть»
До сих пор самым страшным примером геноцида считался Холокост — массовое истребление евреев и цыган нацистами и их пособниками во время Второй Мировой Войны. Люди с большой горечью говорят о том, что «весь мир молчал». Однако тут можно заметить, что Waffen SS не афишировали свои деяния и не помещали фотографии крематориев на первой странице «Фелькишер Беобахтер». Конечно, было хорошо известно, что нацисты притесняют и преследуют евреев — но когда немногие беглецы стали рассказывать о расстрельных рвах и газовых камерах, им не поверили. Масштабы происшедшего стали вскрываться по мере того, как войска союзников начали освобождать территории, где происходили массовые убийства.
Но в наши дни у мира нет такого оправдания — ИГИЛ сам старается показать, что они из себя представляют. Мир наблюдает истребление ближневосточных — и, в частности, сирийских — христиан в прямом онлайне.
Ни у меня, ни у Вас, ни у Патриарха Кирилла нет возможности сказать, что мы не знали. Как говорит Писание, «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? Скажешь ли: "вот, мы не знали этого"? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его» (Прит.24:11,12)
Нам, сидя в безопасности, легко рассуждать — мол, во что нас втянули власти, да чем это кончится, да ясно, что тут власти не христиан спасают, а играют в свои геополитические игры, да что скажут в мировых столицах… Отчего бы нам и не порассуждать, тем более, что может это все отчасти и верно.
Но это нам, в Москве, где-то еще, куда ИГИЛ не доберется — по крайней мере, в ближайшее время. Не нам грозит лютая смерть, не нашим детям — насилие и рабство, с нами все в порядке. А если бы это вокруг нас сжималось кольцо ИГИЛа и (примерно тех же манер) террористов из других группировок, как бы мы на это смотрели? И о чем бы мы крепко вопияли к Богу? Только об одном — чтобы Господь, в своем великом милосердии, послал бы кого угодно — американцев, французов, русских — кто по каким бы угодно соображениям нанес бы авиаудары по ИГИЛу и помог бы нашим воинам отбиться. Нас бы в последнюю очередь волновало, будет ли выглядеть Патриарх в далекой северной стране достаточно изящно в глазах блогеров. Нас бы интересовало, спасут ли нас и наших родных от смерти.
Как говорит Писание «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле» (Евр.13:3). Посмотрите на ситуацию глазами сирийских христиан — потому что для христианина это правильная перспектива.
Сколько можно бездействовать! Тяжело смотреть на залитые кровью Сирию, Украину и ничего не делать, чтобы помочь людям, странам.
Уверены, что на нашей стороне правда.