Миряне в иерархии: важные младшие. Семинар, посвящённый месту церковнослужителя в церковной иерархии, прошёл 5 октября 2015 года в исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове. Его организатором выступила комиссия Межсоборного Присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви при участии информационно-просветительского интернет-портала «Приходы». В соответствии с поручениями священноначалия эта комиссия призвана подготовить «Положение о церковнослужителях Русской Православной Церкви». Председательствовал на семинаре митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир, член Межсоборного Присутствия, которому поручено создать проект упомянутого документа. Модерировал научный семинар заместитель управляющего делами Московской Патриархии, настоятель храма пророка Илии в Черкизове архимандрит Савва (Тутунов).
Оглашенные = немотивированно крещенные?
В начале семинара заместитель заведующего кафедрой истории Церкви и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Димитрий Пашков представил очерк положения низшего клира в эпоху Вселенских Соборов. Он отметил, что по каноническим правилам, если оглашенные отрекались от веры или совершали другие тяжкие грехи до крещения, при условии покаяния после Таинства они всё равно могли производиться в низший и даже высший клир. Применительно к современной ситуации отец Димитрий предложил подумать над тем, чтобы, возможно, заменить формулировку «оглашенный» на «немотивированно крещенный в детстве», чтобы соблюсти дух канона.
Он напомнил и других ограничениях, касающихся как высшего, так и низшего клира: человек должен рукополагаться только к определённому приходу, необходимо вести клировые списки, клирик должен быть грамотным и знающим, не должен быть двоебрачным, женатым на блуднице или актрисе и самоскопцом.
Чины мирян
Выступавший следом доцент Московской духовной академии священник Михаил Желтов отметил, что в богослужебных текстах не употребляется термин «хиротесия» по отношению к церковнослужителям — наоборот, он употребляется по отношению к священнослужителям. В первом же случае используется либо термин «прохирисис» («произведение»), либо термин «хиротония».
Современный русский архиерейский чиновник содержит следующие чины хиротесий: чтец и певец, иподиакон, архи- и протодиакон, протопресвитер, игумен, архимандрит. Аналогичный ему греческий Архиератикон вмещает значительно больше чинов хиротесий: церковнослужитель, чтец, певец, иподиакон, митрополит, игумен, архимандрит, архидиакон, великий иконом, протопресвитер, духовник, архонт Вселенской Патриархии. «Сейчас есть разделение терминов «хиротония» и «хиротесия», в византийскую эпоху такого разделения не было», – отметил отец Михаил. Он предположил, что здесь могло сказаться влияние схоластического богословия с его чётким разделением на Таинства и обряды, а следовательно — на Ordines Minores и Ordines Majores (низшие и высшие чины клира).
По словам отца Михаила, если исключить из византийских евхологий диакона, священника и епископа, там можно встретить следующие чины клириков: экклесиарх (буквально «начальник Церкви», но по нашим представлениям – просто алтарник), монах со специальным послушанием, свещеносец, чтец и певец, иподиакон, архидиакон, духовник, ставрофор (сейчас — практически любой священник, носящий крест, в византийскую эпоху — патриарший экзарх), великий иконом, архонт (в современной греческой традиции — особо почетный мирянин, церковный лоббист), протопресвитер, игумен, духовник, хорепископ (в Александрийском Патриархате в поздневизантийскую эпоху — старший священник округи, благочинный). Докладчик отметил, что все непривычные нам чины церковнослужителей либо являются поздневизантийскими, либо сложились уже после распада империи. На взгляд отца Михаила, некоторые из них в Русской Церкви не имеют смысла (например, архонт), другие спорны (как духовник), но некоторые могут быть и полезны.
Если обратиться к русской традиции, то самые древние сохранившиеся рукописи (XIV-XV вв.) упоминают всего три чина: игумен, чтец и певец, иподиакон. В XV веке к ним добавляется свещеносец. Однако в служебнике святителя Дмитрия Ростовского мы встречаем значительно более длинный перечень: причетник, привратник, экзорцист, свещеносец, иподиакон, архимандрит, духовник. По мнению отца Михаила, «лишние» чины — опять же следствие влияния католической традиции через Украину и Юг Руси. Докладчик подчеркнул, что древнейший корпус чинов — примерно тот же, что и сейчас, а все дополнения к нему возникли под воздействием византийского церемониала или латинской традиции.
В практической плоскости отец Михаил предложил переработать изложение текстов хиротесий в чиновнике: восстановить молитву над свещеносцем как самостоятельный чин, вернуть рубрику о поставлении певцов, возможно — исключить из чинов возгласы александрийского происхождения и добавить молитву над духовником. Чины, отсутствующие в чиновнике, докладчик предложил не считать хиротесиями, а уже принятые Священным Синодом чины поставления иконописцев и звонарей осмыслить как священническое благословение. Помимо этого, отец Михаил считает уместным соборно одобрить молитву на благословение прислуживать в алтаре («на экклесиарха»), наделив правом совершать молитвы на алтарника, звонаря и иконописца настоятелей храмов и монастырей (об этом говорит 14 правило VII Вселенского Собора). Совершение указанных молитв, по мысли докладчика, следует сопровождать осенением знаком креста с возложением руки священника на голову. Настоятели монастырей при этом могут получить право совершать благословение над назначаемыми на специальные монастырские должности со специальной молитвой.
Церковнослужители в древности
Преподаватель Коломенской духовной семинарии священник Дмитрий Полещук напомнил, что сам институт чтецов, упоминающийся уже в раннехристианских текстах, возник потому, что в древней Церкви далеко не все люди умели читать – даже некоторые епископы не владели этим навыком. Читавшие люди были дороги для церковной общины, занимали привилегированное положение и исполняли функции евангелистов. С распространением грамотности, примерно с середины III века чин чтеца стал сводиться к произнесению за богослужением текстов Апостола. Тогда же появился чин постановления во чтеца, дополненный в VI века.
Институт иподиаконов возникает так же рано, во II веке. Первоначально их обязанностью было наблюдать за порядком в храме. Со временем чин поставления дополнялся и к XIV веку сформировался окончательно. «Мы можем говорить о древности и преемственности традиции поставления церковнослужителей, берущей начало ещё в первые века христианства», – подчеркнул отец Димитрий. Он также обратил внимание, что каждый чин церковнослужителей в древней Церкви выполнял особую задачу. Впоследствии это разделение потеряло смысл и приобрело символическое значение.
Отец Димитрий отметил, что наличие тех или иных чинов должно исходить из литургической практики. Он также согласился с мыслью, что молитву на благословение алтарника можно вернуть в богослужебную практику, чтобы человек исполнял пономарское служение с большей ответственностью.
Латинская традиция
Преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии протодиакон Константин Маркович остановился на чинах церковнослужителей в латинской традиции. Он отметил, что нынешняя трёхступенчатая система управления Церковью (епископ-благочиние-приход) фактически сложилась в Риме в первые века христианства, а исторические вызовы и задачи, стоявшие в то время перед Римской Церковью, схожи с вызовами, актуальными для современной Русской Православной Церкви.
Развитие младших чинов следует рассматривать в контексте развития трехступенной системы, полагает отец Константин. Уже во II веке папский диакон и архидиакон занимал привилегированное положение в Риме. Папа Сикст I повелел, чтобы к священным сосудам не прикасались непосвящённые. Папа Эгин распределил полномочия и обязанности между чинами высшего и низшего клира, а Папа Фабиан разделил округа между прихожанами и поставил для них семь иподиаконов и семь нотариусов. Папа Гай определил, что все степени служения должны проходиться по очереди, и установил для них четкую иерархию: привратник (остиарий), чтец (лектор), экзорцист, свещеносец (аколит), иподиакон (субдиакон). Уже после Миланского эдикта Папа Юлий I постановил, что ни один клирик не должен обращаться в светский суд.
В промежутке между V и VII веком в латинской традиции появляется тонзура (выбритые волосы на темени). По преданиям Римско-Католической Церкви, первая тонзура была еще у апостола Петра. Но, по-видимому, тонзура возникает в понтификат, предшествующий понтификату Папы Григория Двоеслова — у этого святого есть соответствующее поучение. Символика тонзуры в том, что человек, вступающий на путь служения Церкви, должен отогнать от себя посторонние мысли и посвятить разум Богу.
Интересно, что на «младшие чины» при посвящении не возлагались руки. Они посвящались путем вручения им знаков их служения: остиарию — ключей, лектору — богослужебных кодексов, экзорцисту — книги с молитвами, аколиту — незажжённой свечи, субдиакону — пустых литургических сосудов: патены (аналог дискоса) и чаши.
Все эти чины просуществовали в Римской Церкви до Папы Павла VI, который в 1972 году отменил все степени, кроме лектора и аколита, а также упразднил тонзуру. В нынешней Католической Церкви соответствующие обязанности выполняют миряне (министранты). Тенденции гендерного равноправия приводят к тому, что все большую роль начинают играть служители-женщины (министрантки), которые даже читают Апостол на Папских мессах. В ответ на замечание, что подобная практика существует и в Русской Православной Церкви, отец Константин возразил, что у нас женщины читают Апостол «не от хорошей жизни», а лишь когда на приходах не хватает мужчин. В Риме же это происходит «из соображений толерантности и равноправия».
Целеполагание и практика
Заведующий отделом аспирантуры Российского православного университета Павел Герасимов отметил, что для решения вопроса о чинах церковнослужителей в современной Русской Церкви необходимо богословски его осмыслить. По его словам, человек, который не понимает причину и цель своих действий, подобен врачу, не понимающему природы болезни.
Проследив упоминание темы за последние два года в таких русскоязычных источниках, как «Журнал Московской Патриархии», газета «Церковный вестник», база диссертаций Российской государственной библиотеки и электронная база РИЦ, Герасимов констатировал, что проблема служения младших клириков современной Церковью практически не осмыслена. Есть научные знания, но не существует опыта их обдуманного применения на практике. «Всякая деятельность в этой сфере приведет к непредсказуемым последствиям», — подчеркнул докладчик. На его взгляд, для решения вопроса нужен ряд исследований, посвященных целеполаганию: для чего Церкви необходимо церковнослужение. «Наука не может быть чистой наукой. Наша наука церковная, она должна иметь конкретный результат», — резюмировал Павел Герасимов.
Без противопоставления
Преподаватель Нижегородской духовной семинарии священник Андрей Логинов обратил внимание, что в раннехристианских текстах отсутствует противопоставление «священники-миряне», а самого термина «миряне» нет вообще: предполагается, что Церкви служат все её члены. Исходя из этой парадигмы, надо определять, какие будут чины и какие потребуются молитвы, полагает отец Андрей.
Должность и посвящение
Преподаватель Коломенской духовной семинарии протоиерей Дионисий Басов подтвердил, что в древней Церкви клириками считались все её служители, поставляемые епископом. Термин «причетники», возникший в Синодальную эпоху, не соответствует канонической практике, хотя законодательно положение причетников было приведено в соответствие с церковными установлениями. Однако в советскую эпоху и это условие было нарушено — обязанности церковнослужителей сплошь и рядом стали исполнять миряне, не входящие в клир. В современной ситуации отец Дионисий полагает необходимым отделить лиц, занимающих церковные должности, от клириков, имеющих посвящение, определив условия вступления в должность, обязанности ее обладателя и санкции за их неисполнение.
В частности, отец Дионисий призвал определить порядок прислуживания в алтаре пожилых женщин в исключительных случаях, а также порядок ношения мирянами церковных одежд — как богослужебных, так и внебогослужебных — и поступления певчих в церковные хоры. Докладчик напомнил, что 15-е правило Халкидонского собора разрешает монахиням входить в алтарь только для его метения. При этом в нынешних обстоятельствах отец Дионисий считает правильным оставить исполнение пономарских послушаний монахинями на усмотрение правящего архиерея.
Клирик Троицкого храма подмосковного Реутова священник Михаил Конюхов напомнил, что служение иподиакона, которое требует от церковнослужителя наибольшей ответственности (к иподиакону предъявляются повышенные требования, он не имеет права жениться, если еще не женат), сегодня часто исполняется лицами, не имеющими этого сана, — как чтецами, так и диаконами. Чин свещеносца сохранился в Русской Православной Церкви, но только в единоверческих приходах. В женских монастырях – например, Серафимо-Дивеевском – обязанности свещеносиц и посошниц исполняют монахини.
В Русском зарубежье
Аспирант Санкт-Петербургской духовной академии Александр Андреев провёл экскурс в современную практику Русской Зарубежной Церкви, где должность псаломщика неоднократно закреплена в уставных документах, однако некоторые моменты, связанные с её исполнением, никак не прописаны. В частности, нигде не отмечено, что псаломщик обязан быть православного вероисповедания. В результате на некоторых приходах псаломщиками оказываются люди нецерковные либо принадлежащие к раскольничьим группам.
Смирение против посвящения?
С другой стороны, аспирант Московской духовной академии Дмитрий Бочарников обратил внимание, что если ввести практику обязательного молитвенного благословения на любую церковную должность, то некоторые благочестивые миряне могут отказаться от должности псаломщика, ссылаясь на свое недостоинство. Если заменить такого человека нельзя, ему придётся продолжить служение без посвящения.
Работа в Церкви и церковное посвящение
Старший преподаватель кафедры православного вероучения Российского православного вероучения игумен Хризостом (Елисеев) и магистрант II курса Московской духовной академии священник Роман Смирнов рассказали о работе в синодальных и епархиальных структурах как форме церковного служения. Свои доклады также представили аспирант Московской духовной академии священник Сергий Гурдяев и магистрант II курса МДА Александр Бандурин.
* * *
В заключение семинара были обозначены основные вопросы, поставленные участниками семинара: что есть служитель Церкви, какие есть степени церковнослужителей и типы их служений, насколько применимы каноны к церковнослужителям, каковы условия и последствия вступления в ряды служителей Церкви, следующе из этого обязанности и права. Именно на этих темах предстоит сосредоточиться комиссии Межсоборного присутствия при создании документа о современных служителях Церкви, не принявших священный сан, но трудящихся во славу Божию.