Кому довелось зафиксировать в памяти и на фотопленке дивный суздальский вид на древний Покровский монастырь, открывающийся с высокого берега речки Каменки, притоки знаменитой реки Нерль, — тот стремится сюда снова и снова. В том числе, вспоминая эту волнующую панораму в фильме А. Тарковского «Андрей Рублев». И если сойти с этого места, то следует пойти в сам Покровский монастырь, прекрасный в любое время года, увидеть множество рябиновых кустов-дерев, поклониться в Анно-Зачатьевской трапезной церкви (1551) честным мощам преподобной Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой, жене Василия III).
Покровский монастырь — один из сущностных центров и жемчужин древнего Суздаля, ради красоты и содержательности помещаемый в кадры исторических кинолент, основан в 1364 г. при князе Дмитрии Константиновиче, а нынешний вид ансамбля сложился в XVI в., когда монастырь стал местом ссылки опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий. В XVI—XVII вв. был одним из крупнейших на Руси. Под Покровским собором находится усыпальница, где погребены ссыльные царицы, великие княгини, знатные женщины аристократических родов Древней Руси: Александра (дочь Ивана III), Анна Васильчикова (жена Ивана IV Грозного), Евдокия Нагая (первая жена удельного князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного), Евпраксия Пожарская, Евдокия Лопухина (первая жена Петра I)... Славившиеся своим рукоделием инокини этой обители оставили свой след и в истории русского церковного искусства. Сохранились покровцы, иначе называемые «сударь».
Мне привелось побывать тут трижды: юношей в августе 1977-го как туристу, в 2003-м на Пасху как паломнику, в декабре 2013-го как члену жюри литературного форума «Золотой витязь». Та же Пасха 2003-го привела меня к самому памятному Покровскому храму Руси, изначальному — Покрова на Нерли (XII в.), к нему мы плыли с окраины Боголюбова на надувной лодке с мотором, сквозь ледяной дождь.
Дважды посчастливилось побывать в московском Покровском монастыре у блаженной Матронушки Московской, а в покровские дни 2014-го — в Мармыжах на Курщине, на родине скульптора Вячеслава Клыкова, который воздвиг в своей деревне Покровский храм, вдохновленный творениями владимиро-суздальских зодчих, имея в уме и сердце ту самую церковку, что на Нерли.
* * *
К чему я вспоминаю эти покровские храмы, а также те, о которых будет рассказано дальше? К тому, что везде по Руси издревле укоренено почитание праздника Покрова Богородицы.
Праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, отмечаемый православными 14 октября по новому стилю, ощущается особенно, тепло. Быть может, причиной тому является и общая эмоциональная атмосфера — последние теплые деньки бабьего лета, даруемые нам природой, к тому же окрашенные в удивительной красоты осенние цвета, «багрец и золото», столь возлюбленные нашими поэтами и художниками. Элегические чувства в преддверии зимы, приглашающие нас к глубоким размышлениям о смысле жизни, соотносятся со стоящим на середине октября праздником Покрова, в виду которого на Руси устраивались свадьбы, дабы защитительный омофор (покрывало) хранил создаваемые семьи.
Его отмечают по всей Руси, памятуя также о грозных событиях X века, когда, по словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «в годину бедствия, нашедшего на греческое государство, гибель его была предопределена всем ходом событий "и не имам заступающаго"».
Православная Русь — удел Божией Матери, и всех, всех притекающих под омофор, покрывает им Богородица.
По словам иеромонаха Мелетия (Серебрякова), «Русь, приняв Святое Крещение, столь ревностно стала подвизаться в делании заповедей Божиих, что вскоре стала именоваться Святой и Домом Пречистой Богородицы. Эти наименования не есть лишь восторженные эпитеты, но плод живого опыта богообщения наших предков и действительных проявлений благодати Божией во всех уголках нашего Отечества на протяжении всей его истории. Сколько прославлено чудотворных икон Божией Матери на Руси! Сколько явлено чудных свидетельств действия спасающей благодати Божией! Как чудным предстательством Божией Матери была спасена Почаевская Лавра от нашествия неприятеля, сколько свидетельств заступничества Пречистой было явлено в Киево-Печерской обители! Сколько раз Москва была спасаема от иноплеменников Ее предстательством! Сколько иных свидетельств живой связи Небесной и земной Церквей!..»
Своим особым днем почитает праздник Покрова русское казачество во всех пределах Российского Царствия, даже (или особенно!) при нынешней временной раздробленности.
«Потому, милок, и не страшно нам ничего, под таким-то Покровом. Нам с тобой не будет ничего страшно: работай-знай — и живи, не бойся, заступа у нас великая», — говорит персонаж романа И. Шмелева «Лето Господне».
* * *
Один из Покровских храмов Пресвятой Богородицы в Крыму находится в Нижней Ореанде, близ ялтинской Ливадии. Был он построен на скальном резком склоне почти над морем по заказу великого князя Константина Николаевича Романова в 1885 г. в грузинско-византийском стиле по проекту академика архитектуры А. А. Авдеева. Храм богато украшен мозаичными образами и орнаментами работы итальянского мастера по мозаике Антонио Сальвиати. В украшении храма принимали участие такие знаменитые живописцы и орнаменталисты, как князь Г. Г. Гагарин, бывший вице-президент Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, академики Д. И. Гримм, М. В. Васильев. В конце XIX – начале XX в. храм считался одним из красивейших на Южном берегу Крыма. В этом благодатном месте служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, здесь говела и причащалась вмц Великая княгиня Елизавета Федоровна. Начиная с Александра III, сюда приходила молиться вся царская фамилия, все великие князья и княгини, когда они отдыхали на Южнобережье.
Здесь бывал и писатель Чехов. «В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви... Гуров думал о том, как в сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве» — это строки одного из лучших рассказов Чехова «Дама с собачкой».
* * *
Чтут Покров и в Киеве – купели Русского Крещения, матери городов русских, и чем острей вражья атака, тем крепче вера православная.
На киевском Подоле, древнейшем историческом районе Киева, в правобережной низине между устьем реки Почайны и склонами Старокиевской и Замковой гор, а также гор Щекавица и Хоревица, где, как утверждают, проходили первые крещения во Святую веру Христову воинов дружины князя Аскольда, еще задолго до Крещения Руси, между Боричевым Током и находящейся ниже Покровской улицей, расположена одна из красивейших в Киеве Покровская церковь (1766), построенная в стиле южнорусского барокко, совмещенного с елизаветинским.
Несомненно, архитектор учитывал существование на горе Андреевской церкви, с которой Покровская аукается своими барочными формами.
Во время нацистской оккупации, с осени 1941 г., когда богослужение в Покровском храме возобновилось, настоятель храма, известный протоиерей Алексей Глаголев (1901–1972), сын знаменитого о. Александра, прототипа персонажа романа М. Булгакова «Белая гвардия», сделал храм местом спасения евреев, взрослых и детей, за что был удостоен посмертно, в 1992 г., звания Праведника мира, как и его сын Николай, отмеченный этим званием в 2001 г.
А киевский Покровский Княгинин монастырь стоит на горе Вознесенской, почти в самом центре мегаполиса. А на этой тихой горе, если кто не знает, стоит самый высокий храм Украины — Свято-Никольский собор, главное сооружение Покровского женского монастыря, основанного в конце XIX в. Собор был построен за 15 лет, в1896–1911 гг., по проекту киевского архитектора Владимира Николаева, в неороссийском стиле по эскизному рисунку великого князя Петра Николаевича, сына основательницы монастыря. У безбожников и на эту красоту поднялась рука, но сегодня после восстановительных работ красавец-собор предстает в своем первозданном златоглаво-златокрестном виде.
Свое второе имя (Княгинин) монастырь получил потому, что был основан великой княгиней Александрой Петровной, которая в 1888 г. приобрела намеренно для устроения монастыря участок на киевской Лукьяновке общей площадью 6 десятин. В Свято-Покровском женском общежительном монастыре сегодня служат панихиды по великой княгине, принявшей постриг как Анастасия и почившей в Киеве. В 1856 г., в свои неполные 18 лет, принцесса Александра-Фредерика-Вильгельмина Ольденбургская вышла замуж за великого князя Николая Николаевича – сына Николая I и брата Александра II. Ее отец, сын Великой княгини Екатерины Павловны, находился на русской службе и был российским подданным.
Великая княгиня Александра Петровна (конечно, уже как Анастасия) вела подвижнический образ жизни на ниве милосердия, в последние годы жизни возвела здесь немало больничных зданий.
* * *
И для Харькова (почти с самого основания города), и для всей Слобожанщины одной из сущностных, зримых и духовных черт, опор стал Покровский собор (1689) — старейшее из сохранившихся зданий, возвышающееся над рекой Лопань, на главном холме города, в Нагорном районе.
Ежегодно близ монастыря проводится Покровская ярмарка, где горожане и притекающие паломники всегда с радостью покупали и душеспасительную литературу, и иконки, и чудодейственные меды, и печатные прянички из Киева, а то и глиняные рукодельные колокольцы из Смоленска, от коих глаз невозможно отвесть.
Покровский монастырь в 2016 г. отметит 290-летие. В те октябрьские дни будет отмечаться и 220-летие Харьковской епархии, выросшей в недрах епархии Белгородской, которую некогда возглавлял святитель Иоасаф Белгородский.
Люди, переселявшиеся на Слобожанщину от преследования униатов, за свое спасение благодарили Богородицу и Ее Покров. И с тех пор красивый многоярусный Покровский собор стремится ввысь в ограде монастыря. Гордость и краса Харькова, один из его древних символов, со светло-небесным голубцом, «словно сомкнутые три свечи…», по чьему-то образному замечанию.
Близ него, в Греко-славянском коллегиуме, давшем на заре XIX в. начало двум учебным заведениям — Харьковскому университету и Духовной семинарии, некогда подвизался в научных и педагогических трудах философ Григорий Сковорода, ныне запечатленный в бронзе по соседству.
Богородичный Покров над Харьковом не истончился, здесь и сегодня, что бы ни говорили, как бы ни лаяли, осуществляется духовное стояние против сил разделения и разобщения — против церковного и ментального раскола, против чуждого западного влияния, против духовного и интеллектуального порабощения.
* * *
Верующий в покров и заступление Божией Матери хорошо знает способы, как нужно искать у Нее небесной помощи и как ее получить. И не только с любовью посещает храмы, где имеются чудотворные иконы Богородицы и где совершаются в установленные Церковью дни особые моления, но и дома перед образом Царицы Небесной творит ежедневное правило, читает акафисты. Среди житейской суеты православный находит и время, и возможность вознести к Ней молитву, устремить к Ней свое сердце: «Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим Богомати пришествием, и к Твоему взирающее пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша».