Новочеркасск, 16 октября 2015 г.
«Казак всегда мыслил себя вольным человеком, но понимание свободы в православном казачестве носило глубоко христианский смысл: она воспринималась не как вседозволенность, не «что хочу, то и ворочу», а как добровольное и самоотверженное подчинение казацкой дисциплине, служение Богу, Отечеству, Церкви Христовой, – отметил Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении на V Международном конгрессе казаков.
«Хотел бы особо подчеркнуть: определяющей характеристикой казака является именно его внутренний мир, не штаны с лампасами и хромовые сапоги, не шашки и нагайки, не какая-то другая внешняя атрибутика, о чем я уже сказал сегодня после Литургии, но подлинно христианское мировоззрение, христианское понимание своего долга и служения.
Вера — вот основа жизни казачества. Если этого нет, если у казака нет полноценной церковной жизни, если нет участия в Таинствах, ежедневной молитвы, христианского образа жизни, то такой человек лишь ряженый, он носит казачьи одежды, но душою остается далек от того, чтобы называться казаком. Казачество призвано быть авангардом православного воинства, и осознание столь высокой ответственности должно придавать вам силы и мужество, чтобы с достоинством нести свое непростое служение.
Если сравнить процесс возрождения казачества с ростом некоего древа, то благие усилия государства задают здесь, образно говоря, темп роста корневой системы. Между тем, крепостью эта система будет обладать благодаря питательным процессам. Не сами по себе корни питают дерево — они впитывают полезные вещества, передают их, и потому древо живет и развивается. В нашем случае, если казаки постоянно пребывают в единстве с Церковью, тогда они впитывают эти полезные элементы, без которых древо казачьей жизни засохнет и ни на что не будет годиться... Повторяю: Православие — это образ жизни для казака, и по-другому быть не может».