Православный календарьПравославный календарь
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.

Жизнь, измененная иконой

Исаак Клиффорд Гарднер о своем пути из протестантизма в Православие

23 октября 787 года в Константинополе закончил работу VII Вселенский Собор, важнейшим деянием которого стало установление порядка почитания икон. В определении Собора говорилось: чем чаще через изображение на иконах Спаситель, Матерь Божия, святые и преподобные мужи «бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним».

Чудес, явленных через иконы, не счесть, и они многообразны: исцеления, защита, спасение от недругов и в несчастьях, указание будущего, предостережение… Но, пожалуй, всегда самым большим чудом будет обретение веры. Публикуемая ниже беседа – об этом. И словно во исполнение тех слов, что сказаны были отцами Собора, победившего иконоборчество: взирающие на иконы побуждаются к любви к изображенным на них. Обращение из протестантства в Православие символически повторяет поворот от иконоборчества к иконопочитанию. И икона Божией Матери привела на этот путь целую семью.

***

С Клиффордом (в крещении Исааком) Гарднером, старшим управляющим отделением нефрологии Главного госпиталя Массачусетса (США) и участником ряда гуманитарных миссий поддержки беженцев на Ближнем Востоке, мы познакомились в церкви Воскресения Христова в Бостоне на лекции, прочитанной Исааком и его женой Мэрилин, об участии в миссиях и положении беженцев в Сирии, Ираке и Турции. Позже мы встретились в кафе неподалеку от церкви, где и состоялась наша беседа.

    

Исаак, расскажите немного о себе, о вашей семье.

– Я вырос в протестантской семье, которая была членом общины Южной баптистской конвенции. У меня четверо братьев. Мой отец служил в армии США, был военным летчиком, и потому мы нередко меняли место жительства. Но где бы ни оказывались мои родители, даже если это Пуэрто-Рико, где я родился, или Германия, где я провел свое отрочество, они всегда находили южно-баптистскую церковь.

В детстве я жил в Майами – моя мать родом оттуда, и позже, когда отец вышел на пенсию, мы поселились там же. В Майами я заканчивал старшие классы школы. В это время я почувствовал призвание к миссии. Хотел быть протестантским миссионером в Индонезии и заниматься переводом Библии.

Я поступил в известную духовную школу в Чикаго – Библейский институт Д. Муди. Изучал библейское богословие и греческий язык. В институте я впервые встретил людей из мусульманского мира. Меня заинтересовал Восток. Позже я поступил в Иллинойский университет в Чикаго, где изучал лингвистику, арабский язык, историю мусульманского мира. Тогда же я встретился со своей будущей женой Мэрилин. Она выросла в Пакистане, где ее родители более 35 лет были баптистскими миссионерами, а теперь училась в школе медицинских сестер в Чикаго.

Поженившись, мы отправились в Пакистан, который для Мэрилин был родным; позже, в 1989 году, переехали в Египет, где прожили семь лет.

А когда вы познакомились с Православием?

Моя коллега часто постилась – почти 200 дней в году. И хотя смысл таких ограничений мне был непонятен, это вызывало уважение

– Это случилось как раз в Египте. Раньше мне не приходилось встречаться с православными. В Египте я работал учителем английского языка, одна из моих коллег исповедовала восточное христианство – была членом общины Коптской церкви. Копты – удивительные люди, очень религиозные. Их вера произвела на меня большое впечатление. Моя коллега часто постилась. Она говорила, что на пост приходится более 200 дней в году, и хотя смысл таких ограничений мне был непонятен, это вызывало уважение. Вера коптов очень крепка. А еще поражало, что прихожане-копты периодически посещают монастыри, чтобы получить у монахов совет или духовное наставление.

Вас не заинтересовали монастырская жизнь и монашество, ведь в протестантизме нет такого опыта?

– Конечно, мне всё это было интересно. Я посещал монахов в Нитрийской пустыне и в Скиту. Однажды со студентами мы встретились с коптским патриархом Шенудой III.

Монах в монастыре Дейр-аль-Суриан сказал мне: «Ты еще не знаешь этого, но ты уже православный»

Каждое посещение монастырей трогало меня до глубины души – так сильна вера монахов! Мне вспоминается один из них из монастыря Дейр-аль-Суриан. Тот монах сказал мне: «Ты еще не знаешь этого, но ты уже православный».

Помню, как меня поражало богослужение, литургия, иконы. Копты верят, что святость сияет в глазах святых, и поэтому на их иконах у всех большие глаза. Много раз я посещал один из древнейших храмов Абу Серга – он построен в I веке над пещерой, в которой укрывалось Святое Семейство. До сих пор это действующий храм.

    

Вам не хотелось этими новыми впечатлениями и знаниями поделиться с теми, кто, может быть, даже и не слышал о Православии, с вашими соотечественниками и единоверцами?

– Очень хотелось. И я организовал для учащихся за рубежом американских протестантских студентов особую программу. Мы встречались с коптскими священниками и монахами, и это был вызов для протестантизма. Студенты, общаясь с этими глубоко духовными людьми, видели, как горяча их вера, и часто им было трудно вместить такую веру в евангелическо-протестантские рамки. Случался и кризис веры у некоторых.

Со студентами мы ездили в Израиль и Палестину, где я впервые встретил православных других деноминаций – греков, русских, армян. Я считал тогда, что они православные, потому что родились русскими, греками или коптами. И поскольку я родом с американского Юга и потому принадлежал к Южно-Баптистской церкви, я и не думал даже, что могу принять Православие, потому что считал: нужно обязательно родиться в православной семье.

Как складывалась ваша жизнь потом, когда вы уехали из Египта?

– В 1996 году мы переехали в Бостон (штат Массачусетс) – семья моей жены оттуда родом. Я работал 10 лет в Гарвардском университете, последние четыре года был руководителем программы исламских исследований принца Аль-Валида ибн Талала.

В 2000 году мы с женой переживали кризис веры со многими искушениями для нашего брака, в котором родилось пятеро детей. Моя супруга знала, что я интересуюсь иконами, и познакомила меня с одной иконописицей, которая не была православной, но писала иконы и вела занятия. Я в течение десяти недель учился у нее иконописанию.

    

Моей первой иконой был Ярославский образ Божией Матери. Этот опыт изменил мою жизнь. Я человек общительный, люблю поговорить, а иконы надо писать в безмолвии. Преподавательница давала мне указания, и потом мы работали молча. Так что первый написанный мною образ – это 50 часов молчания. И переходя от одного этапа работы к другому, я всё более узнавал Деву Марию – Богородицу.

Для вас, как протестанта, это были, вероятно, совершенно исключительные переживания?

– Да. Для протестантов Дева Мария в некоторой степени загадка, они считают Ее просто очень хорошим человеком и не понимают всей глубины православного учения о Ней. Работая над иконой Богородицы в безмолвии, я больше узнавал Ее. Я стал читать, что говорится о Божией Матери в Новом Завете и у святых отцов. У меня было ощущение, что я всё лучше узнаю Ее лично.

По мере написания иконы я в какой-то степени приобщался к Божественному вневременному состоянию. Время – творение Божие, и Бог не ограничен ничем человеческим. Мне очень сложно объяснить мои переживания. Я помню, как я, возвращаясь после занятий иконописью, два-три часа не мог ни с кем разговаривать. Не хотелось включать радио, звуки казались слишком громкими.

Работая над иконой, я словно вошел в иной мир через окно, открытое Богородицей

Работая над иконой, я словно вошел в иной мир через окно, открытое Богородицей. Моя жена видела, как изменилась моя жизнь, видела изменения в моем сердце.

Мое сердце смягчилось. Дева Мария – умягчение сердец. А прежде было какое-то ожесточение сердца. Мэрилин ощутила произошедшее изменение. Я не мог ни о чем думать, только о написании икон.

Кроме образа Божией Матери какие-то еще иконы были написаны вами?

– Икона Богородицы Ярославская довольно простая по композиции, и второй работой была икона Критской школы XVI века, с более сложным сюжетом. На ней изображен Христос, явившийся Марии Магдалине у гроба. Мария приветствует Иисуса словом «Раввуни» – «Учитель». И Он также зовет ее по имени.

На иконе много гор и растительности. Мария с непокрытой головой, поскольку только замужние женщины изображаются в платках. Когда я работал над этой иконой, то все более узнавал Марию Магдалину и Иисуса. Я помню, там есть изображение пещеры – она пишется черным цветом. По-гречески называется «фанатос», что значит «смерть». Мне нужно было положить практически сто слоев черного – и всё казалось недостаточно.

Способ написания икон отличается от традиционной живописи. Обычно используются светлые цвета и добавляются темные; в иконописи всё изображено в Божественной обратной перспективе: сначала пишутся темные участки, лик Марии имеет зеленую санкирную подложку, и потом кладутся более светлые слои – это удивительно.

Иконы приблизили меня к Церкви, я их очень полюбил. И почитая их, я всё больше хотел узнать Православие. Третьей иконой был образ пророка Илии у потока Хораф, но я не закончил ее.

Почему?

– В 2003 году мы переехали из Массачусетса в Аризону, где я получил предложение по работе. Аризона мне очень напоминала Египет: я очень люблю пустыню.

Эта протестантская церковь выглядела как кинотеатр, а в жаркую погоду во время богослужения прислужники разносили прохладительные напитки

В Аризоне мы были прихожанами Евангелической церкви, там мы столкнулись с искушениями нашей протестантской веры. Церковь, в которую мы ходили, выглядела как кинотеатр; в жаркую погоду во время богослужения прислужники разносили прохладительные напитки и кофе. Для меня это всё было слишком несерьезно. «Искатели церквей» (внеденоминационные христиане) стремятся обеспечить людям комфорт, но многим это представляется неуместным – они хотят жить по Евангелию, а не ради комфорта. И я и моя жена испытывали подобные чувства.

Этот кризис как-то разрешился?

– Не столько разрешился, сколько открылась возможность к его разрешению. И совершенно неожиданная.

В феврале 2006 года была организована встреча выпускников Библейского института Д. Муди, окончивших его 25 лет назад. Я полетел в Чикаго и остановился у одного из бывших одноклассников, уже профессора в Институте Муди. А он жил по соседству с православной церковью. В то время, когда я был студентом института, это был храм Армянской Апостольской церкви, но он всегда был закрыт. Оказалось, что армяне продали это здание епархии Православной Церкви в Америке под омофором епископа Иова Чикагского; настоятелем церкви был отец Джон Бейкер. Храм назывался церковью Христа Спасителя.

    

Я спросил моего друга, что это за церковь по соседству. Он ответил, что это православный храм, чему я очень удивился. Подошел ближе рассмотреть ее. У входа на стенде была размещена информация, в которой говорилось о Православии, его истории и богословии, подчеркивалось, что именно католицизм добавил к Православию и как протестанты уклонились от возвращения к Православию. Меня заинтересовали эти идеи, я раньше не встречался с такой постановкой вопроса.

Когда мы шли мимо ограды, то вдруг заметили, как через ее прутья просовываются детские руки. Оказалось, это дети священника Джона Бейкера. Мы поговорили с ним, и он пригласил нас на Божественную Литургию на следующий день.

И вы воспользовались его приглашением?

– Да.

Какое впечатление произвела на вас православная Литургия?

– Я посетил в своей жизни более 50 православных церквей и монастырей на Ближнем Востоке: в Египте, Палестине, Сирии, Ливане и Иордании, но я никогда не слышал Литургии на английском. Только на коптском, церковнославянском, греческом и армянском.

Будто пелена спала с моих глаз! Это было Богослужение! Это было небесное видение Исаии! Тут был алтарь, фимиам, курение; ангелы и хор пели: «Свят, Свят, Свят!»

Я пришел на службу. В храме всё было в русском стиле, почти не было скамеек, только красивые ковры, на которых все и стояли. И когда началось пение на английском – как будто пелена спала с моих глаз! Это было Богослужение! Это было небесное видение Исаии! Тут был алтарь, фимиам, курение; ангелы и хор пели: «Свят, Свят, Свят!» Я понял, что после стольких лет я наконец нашел истинное Богослужение!

Как будто я побывал на Небесах. Я чувствовал, что вернулся домой. После службы мы пошли на трапезу. Я едва мог говорить. Все звуки казались громкими после Божественной Литургии.

На встрече выпускников я радовался тому, что увидел одноклассников, но особенно приятно было встретить двоих, что стали православными. Одна из них – Линнет Холм Хопи. Она и ее муж Нейтан приняли Православие, учась в магистратуре, и стали одними из первых миссионеров в Албании, направленными организацией «Православные христианские миссии Америки». Линнет написала историю воскресения Албанской Церкви в посткоммунистической Албании. К сожалению, она болела раком и скончалась через шесть месяцев. Настоящим даром для меня было услышать ее историю обращения в Православие.

Как шла ваша духовная жизнь дальше?

О. Питер Гиллквист О. Питер Гиллквист
– Во время посещения церкви Христа Спасителя я взял несколько бесплатных иконок и книгу православного, обращенного из протестантов отца Питера Гиллквиста «Стать православным». Я прочитал ее в самолете и впервые узнал, что протестанты могут стать православными. Прежде я не предполагал, что это возможно. Отец Питер был главой протестантской працерковной организации, называвшейся «Кампус Крусейд фор Крайст», которую я знал. Он изложил историю нескольких семейств, искавших возвращения Церкви Первого Века, что завершилось принятием Православия. Замечательное путешествие!

Вернувшись в Аризону, я рассказал моей жене о своем духовном пробуждении, о том, что почувствовал на православной службе, будто я вернулся домой, она сказала: «Хорошо. Но мне это неинтересно».

Я отыскал в интернете православную церковь поблизости от Финикса. Это была миссия святого Игнатия в Месе (штат Аризона). Церковь относилась к Антиохийскому Патриархату, и я подумал, что в приходе должны быть арабы, и я смогу с ними пообщаться, так как знаю арабский. Но там не было арабов. Я был сердечно принят отцом Джеймсом Колзом и его женой Хуриа Карен и их семьей. Он и его жена были обращенными из Епископальной протестантской церкви. Я начал посещать занятия по изучению Православия и, когда мог, приходил на службу, хотя оставался членом протестантской общины.

Ваша супруга все еще не разделяла ваш интерес к Православию?

– Я пригласил жену в храм святого Игнатия. Она пришла несколько раз на вечерню и даже на часть Пасхальной службы, но сказала, что службы очень длинные и для нее слишком экзотичны. Мы посещали с ней когда-то коптские службы, на которых мужчины в храме слева, а женщины – справа. В Египте подобный порядок казался ей уместным, но в современной Америке – нет.

Первая Пасхальная служба, которую я посетил, продолжалась до раннего утра, и когда я вернулся домой, супруга спросила, где я задержался так долго. И еще она сказала, что у нее болят ноги от стояния на таких длинных службах.

В 2007 году меня снова пригласили работать в Гарвардский университет в программе изучения ислама. Это стало для меня подарком, поскольку программа удовлетворяла мой интерес к ближневосточным народам. Мне не хотелось ездить на работу на метро или электричке, поэтому мы поселились в Кембридже. Стали посещать местную протестантскую церковь, а для себя я нашел антиохийскую церковь святой Марии в нескольких кварталах от нашего дома. По воскресеньям я ходил в антиохийский приход и потом незаметно уходил в протестантскую церковь. Так продолжалось год или полтора.

Это стало некоей проблемой на моем духовном пути: я хотел стать православным, а моей жене это было неинтересно.

Я всё меньше и меньше находил привлекательного в протестантизме. Мой сын Джонатан (в крещении Игнатий) очень хорошо написал об этом: «Протестанты имеют сильную неприязнь к папе, в то время как каждый христианин в протестантизме – сам папа, маленький папа, поскольку принимает собственные решения на основании чтения Библии». Там почти нет духовного послушания Церкви. Будто они бредут по мелководью вместо того, чтобы нырнуть на глубину. В Египте есть два значительных водоема. Суэцкий канал глубиной примерно 400 футов, а с другой стороны Синая Акабский залив глубиной более 4000 футов. На поверхности они выглядят одинаково, но на глубине – огромная разница. Когда я начал больше читать православных книг, я ощущал, как всё глубже погружаюсь в духовную жизнь.

    

А как вы стали прихожанином Свято-Воскресенской церкви в Олстоне?

– Я узнал еще об одном православном храме в Бостоне – в районе Олстон. Это и была как раз Свято-Воскресенская церковь, она принадлежит к Американской епархии Болгарского Патриархата. Моя старшая дочь Энни жила в соседнем квартале и сообщила мне о ней.

Раз в год этот приход в церковном дворе организует большую ярмарку: прихожане продают ненужные им вещи, и множество студентов приходят купить дешевую одежду и мебель. И вот в одно из воскресений я прогуливался неподалеку и увидел двоих парней, с трудом тащивших только что купленный большой диван. Я предложил свою помощь, и они рассказали, где этот диван был ими приобретен. Я направился к церкви и встретился с отцом Патриком Тишелем, настоятелем этого прихода. Он в это время говорил с каким-то молодым хипстером о вере. Я подумал: «Какой, оказывается, тут священник! И как этот приход работает с миром!»

Я стал посещать эту общину, полюбил приходящих сюда. Отец Патрик и прихожане очень приветливы. Община примерно наполовину состоит из американских обращенных и наполовину из европейских православных иммигрантов – русских, румын, греков, македонцев, болгар и сербов.

А как складывались ваши и без того сложные отношения с супругой, когда вы всё больше погружались в Православие?

– Да, я всё больше погружался в Православие, читал православную литературу, в спальне у меня стояли иконы. Мэрилин даже возмущалась: зачем тебе столько икон! Однажды она сказала мне: «Мы не можем идти по двум разным дорогам – я как протестант, а ты как православный». После ее слов я решил больше не ходить в православный храм, поскольку это грозило развалом нашей семье. Два года я не посещал православную церковь. Жизнь текла своим чередом.

Мы спросили друг друга: если бы нам осталось жить несколько месяцев, что бы мы предприняли? Я сказал, что хотел бы стать православным

Но вдруг всё изменилось. Наш средний сын Мика женился в Чикаго, мы очень радовались за него и его жену Лорен. К несчастью, после их венчания ее отец узнал, что неизлечимо болен раком и ему осталось жить пять месяцев. После этого известия у нас с женой состоялся серьезный разговор, мы задали друг другу вопрос: если бы нам осталось жить несколько месяцев, что бы мы предприняли? Она сказала, что поехала бы на Ближний Восток, а я сказал, что хотел бы стать православным. Ее очень удивило это мое последнее желание.

Да, я сказал, что хотел бы закончить свой жизненный путь православным.

Мы продолжали ходить в наш протестантский приход, но чувствовали себя всё более неудовлетворенными его устройством и той несерьезностью, что в нем царила. И однажды Мэрилин сказала мне: ей кажется, что мы должны сходить в Воскресенский храм, а там видно будет, куда Бог поведет нас. Я очень удивился и обрадовался.

Она сходила несколько раз в этот храм, встретилась с отцом Патриком, но всё увиденное и услышанное было для нее слишком в новинку. Как будто приехал в другую страну. Прихожане были очень добры к нам. Мы стали посещать катехизические занятия для интересующихся православной верой.

У моей жены была масса вопросов! Она талантливейший человек, написала книгу «Между миров» о кросс-культурных связях и вызовах народам, живущим в странах третьего мира. Она с 2011 года ведет блог под названием «Общение через границы», имеющий почти миллион посещений. Ее читают по всему миру. И вот она стала обновлять блог каждое воскресенье серией статей под общим названием «Строптивый православный». Это ее размышления, сомнения, вопросы по поводу Православия, в протестантской перспективе в частности. А вопросы, например, такие: почему православные всегда стоят в храме? почему священник говорит: «С миром изыдем», а мы и через 20 минут всё еще в храме? почему прихожане всё целуют? почему так почитают Богородицу? У нее была возможность разрешить все эти вопросы с отцом Патриком, отвечавшим в духе и мудро.

Ваш приход к Православию как-нибудь подействовал на ваших детей?

Мы – я, моя жена и мой сын – пережили замечательный год воцерковления, один из лучших в нашей жизни

– Наш младший сын вернулся из Кембриджа, где он изучал философию литературы. У него выдающийся ищущий ум. Мы пригласили его в Воскресенскую церковь, и ему очень понравилось пение а капелла, он был просто очарован как музыкант. Примерно через месяц в его жизни произошли радикальные изменения, он переосмыслил ее, пришел в нашу комнату, встал перед иконами и покаялся в сердце и разуме перед Богом. Он решил принять Православие вместе с нами. Так мы трое стали оглашенными перед Пасхой в 2013 году. Мы пережили замечательный год воцерковления, один из лучших в нашей жизни. Мы всё больше жили жизнью прихода и погружались глубже и глубже в духовную реальность.

В Святую и Великую субботу 2014 года мы были крещены и миропомазаны и стали православными христианами. Наш сын, кстати, крестился раньше нас – в Лазареву субботу. Моим крестным стал Аарон Фрайер, наш прихожанин, с ним мы много беседовали на духовные темы. А у Мэрилин крестной матерью стала матушка Павла, супруга отца Патрика.

Когда пришло время выбрать христианские имена, то я, поскольку люблю Ближний Восток и ближневосточных святых, выбрал имя святого Исаака Сирина. Его жизнь и писания удивительны. Я посещал север Ирака и был примерно в трех километрах от древней Ниневии (и боевиков ИГИЛ), где преподобный Исаак был епископом. Я чувствовал его присутствие в тех местах. Я взял его имя, поскольку его писания полны смирения, искренности и сострадания. Мне так нужно сострадание.

Моя жена полюбила историю преподобной Марии Египетской и взяла имя Мария, но также она полюбила святую мученицу Софию и ее детей. И она спросила матушку Павлу, может ли она взять два имени: София и Мария. «В вашем возрасте можно иметь два имени», – был ответ. Так она стала Марией-Софией. Наш сын взял имя святого Игнатия в честь Игнатия Антиохийского.

Игнатий поступил в Эллинистический колледж в Бруклайне (штат Массачусетс), где изучает богословие и классические дисциплины. Он живет среди удивительных студентов этого колледжа и Семинарии Святого Креста.

Это был прекрасный духовный путь! Замечательно и то, что другие наши дети следят за этой дорогой. Мы продолжаем молиться Богу и святым, чтобы Он привел их к себе, «ими же веси судьбами».

После крещения и миропомазания мы также повенчались в Православной Церкви. Когда брат моей жены услышал об этом, он удивился: «Ведь я уже венчал вас в протестантской церкви, зачем же вы венчались еще раз? Наш отец крестил Мэрилин, зачем она снова крестилась? Ее мать нарекла ей имя, почему у нее новое имя?» Как ему ответить? Мы обратились к отцу Патрику, нашему духовнику, за советом. Он дал такой ответ: всё это было приготовлением к тому, что происходит с нами сейчас.

Мы благодарны Богу за наш путь и с горячей признательностью поминаем православных друзей и соседей за дар православной веры, принесенный на американский континент!

С Клиффордом Исааком Гарднером
беседовал Василий Томачинский
автоперевод с английского

23 октября 2015 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 89 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Боже, вот она, Церковь Христова!» «Боже, вот она, Церковь Христова!»
Свящ. Григорий Хогг о пути из лютеранства в Православие
«Боже, вот она, Церковь Христова!» «Боже, вот она, Церковь Христова!»
Священник Григорий Хогг о своем пути из лютеранства в Православие
О том, почему так важно быть в истинной Церкви, совместимы ли Таинства с залом суда, принципе «только Писание» и пластиковых стаканчиках для Причастия.
Как мусульманка стала иконописцем Как мусульманка стала иконописцем
Ольга Лунькова
Как мусульманка стала иконописцем Как мусульманка стала иконописцем
Однажды пришла я в храм на Смоленке. Народу никого, я стояла в приделе Ксении Петербуржской. Вдруг пространство вокруг изменилось…
Н. Цилсавидис: «Самое важное для иконописца – связь с Богом» Н. Цилсавидис: «Самое важное для иконописца – связь с Богом» Н. Цилсавидис: «Самое важное для иконописца – связь с Богом» «Самое важное для иконописца – связь с Богом»
Беседа с греческим иконописцем Николаем Цилсавидисом
Диакон Георгий Максимов
Очень важна приверженность Преданию Церкви. Следование Преданию отсекает эгоизм. Но неполезно и «зацикливаться» на мыслях о своем недостоинстве. Главное – быть настроенным на общение с Богом.
Комментарии
Николай28 октября 2015, 06:18
раб Божий Валерий, Во время общения с протестантами, я часто задаю один и тот же вопрос: чем осуждение отличается от обличения. И православный ответ звучит так: если вы обвиняете человека, не можете принять его с его недостатками, то вы уже его осуждаете. Если рассмотреть основы древневосточных (дохалкидонских) церквей, то мы можем увидеть много похожего на православие и на православный образ жизни. Литургия в центре бытия человека, молитвенные правила, почитание святых, Богородицы, икон и мощей. Относительно близкие каноны литургии. Т.е. всё внешнее и немного внутреннего. И с этой стороны мы не должны настолько категорично говорить, что у нас с армянами, коптами, арабо-христианами нет ничего общего. У нас очень много общего. Но у нас же есть и непреодолимые (сейчас) разногласия. Стоит понимать, что ересь всегда останется ересью. Даже если это ересь под сводами монастыря. Но, если я не хочу осуждать древневосточные конфессии, то не буду говорить и о том, что у нас с ними не может быть ничего общего. У нас с ними много общего, но много и разного. И, к сожалению, отличия эти относятся к важным вещам. Например, к природе божества Христа и к смирению.
Н.А.25 октября 2015, 22:21
(продолжение)
1.17. Существование различных чиноприемов (через Крещение, через Миропомазание, через Покаяние) показывает, что Православная Церковь подходит к инославным конфессиям дифференцированно. Критерием является степень сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни. Но, устанавливая различные чиноприемы, Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия.

1.18. Православная Церковь есть истинная Церковь, в которой неповрежденно сохраняется Священное Предание и полнота спасительной благодати Божией. Она сохранила в целости и чистоте священное наследие апостолов и святых отцов. Она сознает тождественность своего учения, богослужебной структуры и духовной практики апостольскому благовестию и Преданию Древней Церкви.
Н.А.25 октября 2015, 22:18
Из "Основных принципов отношения к инославию Русской Православной Церкви":
1.15. Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах. Именно с этим связана практика приема в Православную Церковь приходящих из инославных сообществ не только через Таинство Крещения. Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство.

1.16. Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению. В разделенном христианском мире есть некоторые признаки, его объединяющие: это Слово Божие, вера во Христа как Бога и Спасителя пришедшего во плоти (1 Ин. 1, 1–2; 4, 2, 9), и искреннее благочестие.
р.Б.Иулия25 октября 2015, 22:13
Думаю, что это трудности перевода с английского на русский. Orthodox - так, в английском языке называются все восточные церкви. Хоть православные, хоть армянские, коптские и т.д.

И кроме того, это же слово используется и у иудеев. Был однажды разговор с израильтянином на английском. И когда я сказала, что вера у нас православная (Orthodox), он очень удивился - он не знал, что и некоторые христиане тоже так называются.



раб Божий валерий25 октября 2015, 17:16
Одно смущает, когда копты, армяне ,греки и русские у Исаака считаются православными. У нас и греков нет ничего общего с монофизитами!
тамара25 октября 2015, 15:18
Спаси и сохрани вас,Господи,София-Мария,Исаак.а вашим чадам--прийти к православной вере .
Дина25 октября 2015, 14:20
Корнилию. Татьяна говорит не об отдельных личностях, а о церквах в целом - что монофизитство (армянская церковь) имеет догматические отличия от православия.
валера24 октября 2015, 18:06
Многае ,Вам,лета.
Корнилий24 октября 2015, 15:44
Татьяне. Истина доказывает сама себя и без помощи человеческих слов, например схождением Благодатного огня на Пасху. Но к сожалению часто бывает так, что в без благодатных церквях некоторые люди проводят праведную жизнь, а мы находясь под Благодатью Святаго Духа проводим нерадивую и беспечную жизнь, и тем соблозняем немощных в вере.
Василий Т24 октября 2015, 01:24
На английском http://www.pravoslavie.ru/english/86833.htm
Ольга23 октября 2015, 19:33
Хотелось бы, чтоб интервью было еще и на английском с целью перепоста для иностранных друзей-протестантов и католиков.
Удивительная история, показывающая как два интеллектуала да еще и американца обрели чудо Православия, это очень поучительно особенно для тех, кто считает себя у нас в России очень умным.
Ника23 октября 2015, 13:08
Большое спасибо! Очень трогательная и вместе с тем, сильная история, как и всякая, когда речь идёт об обретении веры, что называется " через годы, через расстояния" и, когда сам Господь Бог ведёт к Истине - к Православию. Думаю, что это всегда путь, изобилующий чудесами, как было и в моем случае, когда меня, довольно " крепкую" убежденную язычницу- индуистку, Господь привёл к истинной вере. Вот оно, Торжество Православия, его всепобеждающая духовность и красота. Слава, Тебе,Боже наш, слава Тебе! Храни, Господи, раба Божиего Исаака и его близких
Татьяна23 октября 2015, 11:42
Все бы замечательно, если бы еще в этом интервью не смешивали дохалкидонские церкви (копты, армяне и т.д.) и истинно православные. Чтобы не вводить читателей в заблуждение, надо это оговаривать, а то как-то набирает силу эта тенденция называть православными еретиков, отколовшихся от истинной Церкви Христовой еще раньше католиков.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Клиффорд Исаак Гарднер
Василий Томачинский

Новые материалы

Выбор читателей

×